Начало
 
 


Звуковые платы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  E-mu APS

Евгений ПЕТРОВ
Музыкальное Оборудование
февраль 1999

Дешево хорошо не бывает! - эту сакраментальную мысль я попытался оспорить в своей предыдущей статье, в которой рассказал о звуковой плате Creative Labs SBLive! Статья, что сейчас перед вами, продолжит размышления на ту же тему, правда, под несколько другим углом - какие новые возможности появятся в вашей персональной студии, если вы будете использовать более дорогое и совершенное оборудование. Речь пойдет о новом продукте под названием Audio Production Studio компании E-mu.

Итак, что же представляет собой E-mu Audio Production Studio? В прошлой статье я уже говорил о том, что к фирме E-mu, достаточно давно ставшей частью империи Creative Labs, присоединилась и другая известнейшая фирма - Ensoniq. Это позволило соединить в одном продукте технологии двух, прежде соперничавших, производителей. Собственно, Ensoniq был скуплен на корню за то, что разработал самую удачную на тот период времени компьютерную технологию, позволявшую осуществлять передачу звуковых данных через шину PCI. Разумеется, свои решения фирма защитила патентами, закрыв дорогу конкурентам и заставив их терять время и деньги на поиски обходных путей. Ну а Creative Labs в очередной раз продемонстрировала, что если соперник не уступает, то его покупают - вместе со всеми потрохами...

В результате симбиоза E-mu и Ensoniq на свет появился чип EMU-10K1. Некоторое время назад цифровые синтезаторы строились на основе так называемой аппаратной логики (этот этап начался со знаменитой технологии FM синтеза, явленной миру фирмой Yamaha). Если для этой технологии характерно создание в одном или нескольких чипах жестко заданной структуры цифрового синтезатора, то современные тенденции развития приводят разработчиков к отказу от такой жесткой логики в пользу программных решений - более гибких и перенастраиваемых. Для реализации вычислений с большой скоростью используются так называемые DSP (Digital Signal Processor), которые по сути представляют из себя специализированные компьютеры, оптимизированные для решения профильной задачи - в данном случае, для создания синтезатора. По утверждениям разработчиков, EMU-10K1 представляет собой DSP с производительностью 1000 mips и внутренним 32-разрядным представлением данных с фиксированной запятой. Для преобразования звуковых данных используется патентованный алгоритм восьмиточечной интерполяции, разработанный E-mu. На кристалле имеются встроенные цифровые интерфейсы I2S и SPDIF... С инженерной точки зрения, такой прибор - достаточно совершенное изделие, а то, что производителю удалось снизить цену на него до минимальных значений, позволяет использовать его в широкой гамме изделий. Звуковая плата SBLive - прекрасный этому пример.

Наличие нескольких изделий, созданных на одной базовой технологии, но отличающихся по цене почти на порядок, позволяет провести интересный анализ. Напомню, что SBLive стоит около 80$ (в самой дешевой модификации), а E-mu APS - чуть меньше 600$. Очень широко бытует мнение, что стоимость изделия определяется стоимостью заложенных в нем комплектующих. При этом, некоторые владельцы дорогого и престижного аппарата, узнав, что его дешевый собрат собран на сходной элементной базе, испытывают неприятные чувства, ругая всеми доступными нехорошими словами производителя, и уверяя всех, что их жестоко надули... Так ли это? Базируется такая жизненная позиция на неверном представлении о законах торговли и производства. Надо твердо усвоить себе, что цена товара, это не "себестоимость производства плюс немного сверху", а столько, сколько готов за него заплатить потенциальный покупатель. Другой вопрос, каким образом у покупателя складывается представление о цене и насколько добросовестно продавец подходит к описанию потребительских качеств своего товара. И очень часто потребитель сильно недооценивает вклад в стоимость товара таких составляющих, как улучшение технических параметров относительно среднего уровня или же стоимость программного обеспечения. Последнее, в силу легкости пиратского копирования, вообще принято совсем не ценить. На примере сравнения SBLive и E-mu APS попробуем понять, что кроется за ценой в каждом конкретном случае и насколько оправдано приобретение той или другой платы...

Упаковка

Известно - театр начинается с вешалки, а звуковая плата - с упаковки. При первом знакомстве с APS, подчеркнутая скромность добротного оформления упаковки произвела на меня должное впечатление. Сам стиль оформления - черная коробка с фирменным логотипом от E-mu и неброскими надписями - подчеркивал, что перед вами не мультимедийный ширпотреб, а серьезное устройство. Помимо необходимых аксессуаров, в коробке обнаружилась собственно PCI звуковая плата, фигурирующая в технической документации под именем E-Card, и выносной модуль E-Drive, расширяющий функциональные возможности системы (рис.1). Последний напомнил мне Terratec EWS 64 XL, где функциональное расширение достигается также посредством пятидюймового модуля, размещаемого в отсеке корпуса компьютера IBM PC. По сравнению с аналогичным устройством от Terratec, модуль E-mu произвел на меня более приятное впечатление. Хотя я по-прежнему считаю, что вставленные со стороны передней панели компьютера кабели не добавляют удобств и не улучшают эстетику, с решением от E-mu соглашусь, так как на этот модуль вынесены разъемы, которые используются лишь периодически, а постоянные подключения делаются с тыла к E-Card. Сама же плата имеет традиционный вид - на ее задней панели находятся гнезда для аналогового и цифрового аудио. В отличие от мультимедийной техники, разъемы для аналогового подключения аудио выполнены не на миниджеках, а на полноразмерных джеках, так привычных музыкантам, причем, в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной технике, рассчитанных на работу с симметричными линиями. Для подключения MIDI есть дополнительная заглушка-брэкет с 15-контактным разъемом, что позволяет использовать обычный MIDI адаптер со встроенной оптронной развязкой. Вообще-то, коммуникационная панель платы получилась насыщенной, так как полноразмерные джеки имеют немалый габарит, но, тем не менее, разработчики умудрились разместить на этой же планке и пару "тюльпанов" для цифрового аудиоинтерфейса.

рис.1

APS имеет дополнительные входы, находящиеся в специальном модуле, который может быть размещен в корпусе компьютера. Входные разъемы, таким образом, выводятся на переднюю панель компьютера. Модуль E-Drive, очень аккуратно исполненный (рис.2), добавляет пару аналоговых монофонических входов, цифровые вход и выход, а также позволяет подключить наушники. Громкость на наушниках, также, как и уровни на аудио входах, регулируются потенциометрами. Кроме того, нажатием соответствующих кнопок линейные входы могут быть независимо друг от друга преобразованы в микрофонные, также симметричные. Удобно то, что каждый монофонический вход может панорамироваться независимо от других входов соответствующим регулятором на виртуальном микшере. Впрочем, об этом микшере речь впереди.

рис.2

Помимо технического описания и паспортных характеристик, меня всегда интересуют схемотехнические особенности приборов, так как по примененной элементной базе можно предсказать многие нюансы звучания. Естественно, что я полюбопытствовал и в этом случае - к моему удовлетворению оказалось, что для работы с микрофонами разработчики применили микросхемы SSM2017 фирмы Analog Devices, что позволяет надеяться на хорошее качество звука. Естественно, что не прошел мимо моего внимания вопрос о фантомном питании микрофонов. Вот здесь меня поджидало разочарование. Фантомное питание присутствует, но... оно оказалось 12-вольтовым! Это означает, что вам придется пользоваться специальными блоками питания для подавляющего большинства профессиональных конденсаторных микрофонов.

Завершая разговор об элементной базе, скажу, что в E-Card я увидел чипы CS4329 и CS5335 от Crystal Semiconductor - это 20-разрядные преобразователи цифрового сигнала, такие же, как в популярных и хорошо себя зарекомендовавших звуковых платах Pinnacle/Fiji и Gina/Darla. Аналоговая часть E-Card выполнена на микросхемах фирмы Analog Devices. SSM2142 - формирователи симметричной линии и OP275 - малошумящие операционные усилители. Помимо "многолапчатого" процессора EMU-10K1, на плате обнаружился еще одна микросхема от E-mu с маркировкой IP1016A. Ее назначение осталось пока для меня загадкой. Привожу эти сведения для квалифицированных пользователей с радиоинженерной подготовкой.

Инсталляция APS на мой компьютер прошла вполне успешно. Просто я извлек SBLive и на его место вставил APS. После включения, система Plug-n-Play успешно распознала плату и потребовала драйверы, которые я и установил с прилагаемого компакт-диска. После сделанного на всякий случай рестарта, я приступил к знакомству с программным обеспечением, которое оказалось существенно отличным от SBLive, причем в очень приятную сторону. Для работы с платой предлагается интерфейс в виде привычного музыканту микшерного пульта (рис.3), причем конфигурацию этого пульта (количество линеек и их назначение) вы сможете задать самостоятельно в соответствии с текущей задачей. Размер изображения оптимизирован для современных видеосистем с высоким разрешением - используемое мной разрешение 1024х768 оказалось подходящим, в отличие от множества программ, где при этом разрешении изображение оказывается слишком мелким. Фейдеры, за которые цепляешься мышью, тоже выполнены так, что не приходится чертыхаться. В данном случае работать оказалось очень удобно.

 
рис.3  
   

Кнопка вызова микшера всегда находится под рукой, поскольку после инсталляции она оказывается продублированной на панели задач. Основным элементом виртуального пульта E-mu APS является центральный модуль - своеобразная мастер-секция, которая присутствует всегда, и в которой сосредоточено управление базовыми функциями системы. Слева к ней можно пристыковать аудио модули (как аналогового, так и цифрового типа), а справа - MIDI модули. Архитектура APS включает в себя промежуточные аудио-шины (своеобразные подгруппы), на которые могут сводиться звуковые потоки как аудио, так и MIDI. Именно на уровне такой локальной аудио-шины применяется обработка звука встроенным процессором эффектов. Отображается каждая локальная шина своей линейкой в виртуальном микшере. Естественно, что на каждой линейке имеются средства управления как уровнем громкости, так и уровнем посыла на одну из двух секций эффектов, тип которых задается на мастер-панели. Кроме того, имеется возможность поставить обработку на шине (в отдельной линейке) в разрыв. На мастер-панели для эффектов предусмотрены четыре ячейки, к паре любых из которых и могут быть адресованы посылы на левых и правых (аудио и MIDI) микшерных линейках.

В целом, такая идеология управления привычна для музыкантов и весьма напоминает микшеры программ Cubase или Cakewalk. Поэтому, на освоение системы управления APS мне пришлось затратить меньше времени, чем на освоение SBLive.

В отличие от упомянутых Cubase и Cakewalk, в которых для обработки используются подключаемые модули в формате DirectX или VST, и в которых количество задействованных ячеек одинакового типа не ограничивается, в данном случае использование эффекта в одной из ячеек изымает этот эффект из списка доступных (рис.4). То есть, ситуация аналогична той, когда вы работаете с физическим прибором в студии и его невозможно одновременно вставить в две разные цепи. В связи с этим, эквалайзеры в базовом наборе представлены в четырех экземплярах, что позволяет их задействовать в нескольких местах. Кстати, эквалайзеры представлены в двух вариантах - параметрическом и "шельфовом", то есть воздействующим на широкие частотные области по краям звукового диапазона. Производитель обещает пополнение списка обработок новыми типами модулей.

рис.4

Управление любым эффектом производится с помощью панели, выполненной в образе физического прибора (рис.5). Честно говоря, такой вариант оформления, в отличие от микшера, мне не показался удобным - не все надписи читаются хорошо. К сожалению, я не смог уделить нужного времени детальному знакомству с набором эффектов и их звучанием. Послушав ревербератор, я решил, что он мне не слишком нравится. Впрочем, вполне возможно, что я ошибся - такое со мной уже бывало в оценке качества эффектов.

рис.5

На основной секции виртуального микшера можно нажатием кнопки вызвать SoundFont Bank Manager (рис.6), через который производится загрузка звуков в семплер (64-голосный, с 32-частной мультитембральностью). Симпатичный вид панели согласуется с удобной работой по манипулированию банками, которые можно прослушать при помощи виртуальной или обычной MIDI клавиатуры. Единственное неудобство - внешняя клавиатура теряет активность вместе с активностью окна - если вы перешли в другое окно (например, эффектов), то пока вы в нем находитесь, звука не будет, сколько бы вы не нажимали на клавиши и приходится возвращаться в окно менеджера, что не всегда удобно.

 
рис.6  
   

С помощью коллекции звуков, прилагаемых к плате, предлагается ознакомиться с основными возможностями синтезатора и характером звука, а приобретать полную версию надо отдельно. Впрочем, это обычная практика и осуждать ее смысла нет. Зато звучание синтезатора впечатлило меня. В число демонстрационных файлов включены композиции в формате Cakewalk, в которых предусмотрено автоматическое подключение нужного банка посредством системы SoundFont Manager. Эта система представляет собой специализированный драйвер, обеспечивающий совместимым с ним программам автоматический доступ к загруженным банкам. Например, при работе в Cakewalk вы перебираете в окне Patch именно те инструменты, которые реально загружены в память и видите их названия, взятые непосредственно из банка. При этом отпадает необходимость кропотливой работы по составлению списков для опции Instrument Definition. И вся структура банков для вашей композиции загружается автоматически вместе с загрузкой партитуры. Поскольку для размещения семплов в чипе EMU-10K1 используется оперативная память компьютера, загрузка происходит очень быстро - 26 мегабайт примерно за четыре секунды. При загрузке новых банков, память освобождается от лишних, которые не используются в данной композиции. Впрочем, при желании вы можете "закрепить" необходимые банки нажатием кнопки Lock на панели SoundFont Manager.

Строго говоря, все эти удобства хорошо знакомы пользователям SB AWE 32/64. А вот с чем пока мало кто из музыкантов знаком - так это с новыми возможностями, имеющимися в расширенной версии SoundFont 2.1. На рис.7 можно увидеть дополнительную панель, становящуюся доступной в Vienna 2.3, если на вашем компьютере установлено устройство, способное работать с этим новым расширением стандарта. В нижней части панели представлен графический образ конфигурации конкретного управляющего сигнала, а в окне над ним эту конфигурацию можно задать по своему усмотрению.

 
рис.7  
   

Итак, что же нового предложила фирма E-mu своим пользователям, вводя новое расширение стандарта SoundFont? Известно, что этот стандарт в версии 1.0 создавался для мультимедийного рынка, который тогда, несколько лет назад, еще только формировался. Именно на том этапе у многих сложилось впечатление, что музыка на IBM PC - это всего лишь любопытное приложение к играм или программам презентаций для бизнеса и не имеет отношения к "большой" музыке. Похоже, о том, что IBM PC может стать серьезным инструментом в области музыкального творчества, как-то не задумывались даже разработчики. И первая версия SoundFont была достаточно легковесной, за что и подвергалась справедливой критике. Учтя часть замечаний, разработчики расширили возможности синтезаторов, введя новую спецификацию SoundFont 2.0, где была добавлена возможность работы со стерео семплами, повышена фазовая стабильность при проигрывании, введена возможность задания области действия семпла не только по номеру клавиши, но и по динамике (velocity), а также ряд других нововведений. Но вскоре пришло время программных синтезаторов с их просто феноменальными (по меркам мультимедиа) возможностям. Последняя группа синтезаторов (например, Reality или Generator) существенно превзошла "железных" конкурентов по исполнительской гибкости управления звуком, позволяя формировать законы управления по своему усмотрению. Именно в этой области у стандарта SoundFont была ахиллесова пята. Введением новой версии эту уязвимую для критики точку и прикрыли новыми возможностями.

Для повышения исполнительской гибкости, конструкторы E-mu воспользовались опытом разработки звуковых модулей и ввели в SoundFont нечто, напоминающее систему "patch cords", которая применялась в музыкальных инструментах, производимых той же E-mu. Для лучшего понимания этих новых возможностей, рассмотрим схему на рис.8. Для развитого управления параметром звука используется принцип взаимной модуляции сигналов управления. В качестве источников управляющих сигналов (Primary & Secondary Sources) могут быть задействованы следующие источники: Key On Velocity, Key Number, Pitch Wheel, Channel Pressure, Pitch Wheel Sensitivity, Modulation Wheel, Breath Control, MIDI CC 7, MIDI CC 10, MIDI CC 11, MIDI CC 21, MIDI CC 22, MIDI CC 23, MIDI CC 24, MIDI CC 91, MIDI CC 93.

рис.8

Как видим, список немаленький, и позволяет исполнителю оперативно передать на синтезатор достаточное для выразительного звучания количество параметров. Обращает на себя внимание, что, помимо стандартных контроллеров, введена группа из четырех дополнительных (## 21...24), функции которых присваиваются при создании пэтча. Если внимательно посмотреть на упомянутую выше блок-схему, то можно увидеть узлы для нормализации, масштабирования и других преобразований управляющих сигналов. В частности, может быть преобразована кривая Velocity, что позволит подстроить динамическую чувствительность вашей клавиатуры под вашу исполнительскую технику. Подобным же образом можно управлять и другими параметрами создаваемого банка инструментов. Сформированный сигнал управления может быть использован в качестве источника для следующей ступени преобразования, что позволяет тонко и детально управлять процессом синтеза звука. Например, подключение духового контроллера (#2 - Breath Control), присвоение ему соответствующих свойств, а также модулирование послекасанием (Channel Pressure) позволит эффективно имитировать звучание духовых инструментов.

Для удобства управления контроллерами в реальном времени, пользователю предлагается дополнительно приобрести устройство под названием Launch Pad. Разумеется, если ваша MIDI клавиатура позволяет программировать функции контроллеров, то вы можете использовать ее. Еще можно купить специальное устройство другого производителя, например Roland MCR 8 или Peavey PC 1600.

С примерами звучания инструментов, использующих SoundFont 2.1, можно ознакомиться на сайте E-mu.

Несколько слов о качестве звучания E-mu APS. Субъективное (слуховое) тестирование - самый распространенный и доступный способ. Однако, эту методику трудно отнести к беспристрастным. Если вам приходится прослушивать устройство низкого уровня, то недостатки в звучании видны, что называется, невооруженным глазом. Однако, при прослушивании высококачественного оборудования часто возникают затруднения - ведь производители стараются устранить или замаскировать погрешности звучания! Поэтому, приведу пару спектрограмм (рис.9 и 10). Напомню только, что измерение шумовых характеристик электронных приборов очень сильно зависит от применяемых методик. Для получения результатов, сопоставимых с предыдущими сериями тестов, были выбраны аналогичные параметры тестирования.

 
рис.9  
       
рис.10  
   

Значение шума, полученного в соответствии с использованной методикой, отличается от паспортных значений в силу того, что измеряется реальное значение шума при наличии сигнала в тракте, в то время, как в паспортных данных часто указывают значение уровня шума без сигнала. К указанной на графике величине можно условно прибавить еще 6 дБ, так как уровень измерений был взят несколько заниженным в связи с тем, что некоторые недорогие платы на пиках громкости вносят в сигнал больше искажений. Для сопоставимости результатов пришлось и более дорогое изделие подгонять под сложившуюся схему тестирования.

Что касается субъективной оценки качества звучания E-mu Analog Production Studio, то могу только сказать, что существенного отличия от звучания внешнего АЦП MIDIMAN Flying Calf я не нашел, что, впрочем, меня совсем не удивило, так как они собраны на идентичных компонентах преобразователей.

Несколько насторожило меня то, что я в отведенный срок не смог проверить качество записи в формате 20 бит. Cakewalk Pro Audio 8.01 и другие программы не увидели плату в этом режиме. Связано ли это с врожденным недостатком драйверов или еще с чем, я выяснить не успел и вопрос остался открытым. Примечательно, что на первом этапе работы с платой мне не удалось произвести спектральные измерения, так как программа спектрального анализа SpectraLab v1.13 не "увидела" сигнал со входа платы и при разрешении 16 бит. Только на последующем этапе, после установки версии 1.14 этой программы тестирование прошло успешно. То есть, драйверы этой платы пока сыроваты, что не слишком удивительно, так как изделие новое. Как правило, в течение некоторого времени разработчики устраняют недостатки и выпускают новые версии драйверов. Остается надеяться, что так произойдет и в этом случае.

Из других существенных проблем, которые могут возникнуть у пользователя, следует упомянуть о том, что вывод звука по цифровому интерфейсу SPDIF на этой плате осуществляется только на частоте 48 кГц. Этот недостаток - хронический для кристалла EMU-10K1 и для всех устройств, собранных на нем. Для устройства, претендующего на профессиональный уровень, отсутствие совместимости с рядом широко распространенных моделей звукозаписывающий аппаратуры следует считать серьезным недостатком. Так что, обязательно проверьте перед покупкой, подойдет ли ваш минидиск или DAT к этой плате.

Также вызывает критику тот факт, что по цифровому входу на E-mu APS нельзя передавать информацию бит-в-бит. Это вызвано тем, что цифровые входы на чипе синтезатора выполнены по асинхронному принципу, когда входной поток аудиоданных подвергается процедуре пересчета на другую частоту дискретизации. Такое решение было применено для того, чтобы иметь возможность микшировать несколько цифровых потоков в реальном времени без создания сложной системы взаимной синхронизации цифровых источников в разных приборах. На мой взгляд, заметных потерь в качестве звукового сигнала при грамотно выполненных асинхронных преобразователях можно не опасаться, но передача бит-в-бит - это действительно дополнительная гарантия от потерь. Так что вам предстоит решить - является ли недостатком это для вас лично. Моя рекомендация на этот случай - не быть перестраховщиком и не отказываться от APS по этой причине.

Непосредственно перед окончанием статьи появилась информация о выходе новой версии (1.5) программного обеспечения для E-mu APS, поддерживающей ASIO драйверы, обеспечивающей многоканальную запись и воспроизведение. Совместно с Cubase VST возможна запись до четырех моно или двух стерео дорожек. Для увеличения количества выходных каналов выпускается MOC (Multi-Output Card) - дочерняя плата, содержащая три дополнительных стереовыхода. Плата заменяет имеющийся MIDI интерфейс и в связи с этим содержит и MIDI разъем. Дополнительные аудиоканалы могут быть использованы для организации посылов на внешние устройства обработки, что существенно расширяет возможности.

Итак, сравнивая двух представителей одного семейства - E-mu Audio Production Studio и Creative Labs SBLive, я остановил свой выбор на более дешевом устройстве, но с удовольствием бы перешел на E-mu APS в стратегическом плане.

  Оценка статьи
Посещений: 13899 | Проголосовавших: 24 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии
29.09 09:59
Sergey Dranga
У меня стоит E-MU,и я уже много лет пишу фонограммы.Не могу сказать ничего особо хорошего о ней.На модулях звучки покруче,а голос даже на мини-диске прописывается лучше.Вообщем я бы оценил на 3,всего по чуть-чуть и не очень хорошего качества но,всё в куче.

03.12.02 18:52
foton
искал интерфейс I2S, ненашел! если честно, то статья не в моем вкусе

27.10.04 14:28
Thinner
V principe rabotatj mozno, dlja izgotovlenija DEMO vpolne menja ustraivaet, no vsjo ze nesposobnostj E-MU k rabote v rezime 24bit, pri f/discr=96 zastavljaet zadumatjsja o ee zamene. A vo vsjom ostaljnom ;)!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА