|
|
Guillemont ISIS и Montego II HS |
Turtle Beach Montego II Home Studio и Guillemot Maxi Studio ISIS - новинки от экс-лидера и от лидера-де-факто.
В последнее время все чаще и чаще приходится слышать утверждение, что программные синтезаторы окончательно похоронили классические звуковые платы. Действительно, кому сейчас придет в голову, имея Gigasampler, использовать какой-нибудь старенький Turtle Beach Tropez в качестве семплера и ждать по минуте загрузки каждого пэтча? Однако, как это ни странно, объемы продаж звуковых плат со встроенным синтезатором никак не уменьшаются. Многие по-прежнему считают их оптимальными для небольшой домашней студии. Да и производители на месте не стоят: нынешние мультимедийные "комбайны" очень сильно отличаются от звуковых плат предыдущих поколений.
Еще пару-тройку лет назад на рынке полупрофессиональных звуковых плат был мир и покой: фирмы Creative Labs и Turtle Beach, не особо напрягаясь, держали ключевые позиции, а пользователи делились на приверженцев Tropez и SB AWE 32. Ситуация вроде была настолько предсказуема, что эти два "монстра" расслабились и выпустили откровенно провальные продукты: довольно дорогой, но плохо работающий Pinnacle, и SB AWE 64, который ничем не отличался от AWE 32, кроме дополнительного программного синтезатора и нестандартных модулей памяти. О причинах этих промахов история умалчивает: то ли маркетинговые службы подвели, то ли руководство пребывало в слишком радужном настроении. Но результат оказался и для Turtle Beach и для Creative Labs не очень приятным: им пришлось изрядно потесниться на рынке.
А возмутителями спокойствия стали сразу три малоизвестные компании: немецкая TerraTec, корейская Hanmesoft и франко-канадская Guillemot, которые выпустили очень неплохие платы на базе одного и того же RISC процессора производства фирмы Dream S.A: EWS 64 XL, Sound Track Ruby 128 и Maxi Sound Home Studio Pro. Все три платы имели на борту SPDIF интерфейс и 18- или 20-битные преобразователи, а по соотношению цена/качество/возможности сильно превосходили и TB Pinnacle, и SB AWE 64 Gold - флагмана "Творческих лабораторий".
В результате, и Creative Labs, и Turtle Beach были вынуждены очень активно искать пути выхода из кризисного положения. Creative купила E-mu и Ensoniq - обладателей передовых на тот момент мультимедийных технологий, и отчасти реабилитировалась своим Sound Blaster Live!. А Turtle Beach, наоборот, продалась компании Voyetra Technologies, видимо сочтя, что пришло время интегрированных "аппаратно-программных" решений.
Первый совместный "блин" Voyetra и Turtle Beach вышел, как говорится, комом: комплект Pinnacle Project Studio, состоящий из аудио/MIDI секвенсора Digital Orchestrator Pro, платы Pinnacle с SPDIF интерфейсом, MIDI адаптером, и стоящий под 800 долларов, особого успеха не имел. Причины были просты: слишком высокая цена, отсутствие нормального редактора пэтчей, без которого невозможно было воспользоваться всеми преимуществами установленного на плате синтезатора Kurzweil MA-1, отсутствие библиотек в формате PBF. После этого, руководство фирмы решило не рисковать с новыми разработками для музыкантов и фактически пустило дело на самотек. В то время, как другие кампании, ориентированные на музыкальное компьютерное "железо", переходили на шину PCI и искали новые архитектурные решения, Turtle Beach продолжала штамповать ISA платы Fiji и Pinnacle, которые продавались в большей степени за счет имени, а не за счет достоинств. Эти платы в своем первозданном виде выпускаются и сегодня, что выглядит уже совсем странно.
Но, несмотря на неудачи с полупрофессиональными платами, на рынке мультимедиа Voyetra Turtle Beach удалось упасть не так сильно. Выпустив нескольких "проходных" плат, компания очень удачно использовала модные чипсеты Vortex и Vortex 2 от Aureal Semiconductor, и на их основе создала платы Montego и Montego II. В прессе их ругали не очень сильно (а местами даже хвалили), а имя Turtle Beach до сих пор оказывает на многих людей воистину магическое воздействие. И вот, совсем недавно компания, ободренная результатами продаж Montego II, решила сделать и некоторые телодвижения в сторону музыкантов. Комплект Montego II Home Studio - это, фактически, первый продукт после трехлетней спячки панцирного земноводного, ориентированный не на игроманов, а на применение в домашних студиях начального уровня.
А что делали все это время "возмутители спокойствия", которые так лихо потеснили Turtle Beach и Creative Labs на рынке полупрофессионального железа? TerraTec продолжает развивать линейку плат EWS 64, старшая из которых EWS 64 XXL имеет синтезатор MicroWave XT производства фирмы Waldorf. Кроме этого, фирма выпустила многоканальный аудио интерфейс EWS 88 MT, явно давая понять, что намерения у нее самые серьезные. О Hanmesoft пока ничего не слышно, а англоязычный сайт на обращения к нему не реагирует (желающим познакомиться с новыми разработками предлагается читать по-корейски). Похоже, что эта компания после первого успеха пребывает в некоторой задумчивости. Но самый сильный ход сделала фирма Guillemot. Покорив пользователей своей линейкой звуковых плат Maxi Sound, она выпустила недорогую, но очень "навороченную" систему Maxi Studio ISIS, которая вполне может претендовать на лидерство в своей ценовой категории.
Классицизм и модерн
Итак, комплект TB Montego II Home Studio (349$) представляет собой PCI плату Montego II, на которую "надеты" новая дочерняя плата синтезатора Cancun FX и плата цифрового интерфейса формата SPDIF (электрические и оптические входы и выходы). Также в поставку входит MIDI адаптер (что производителем подчеркивается весьма настойчиво) и аудио-MIDI секвенсор Digital Orchestrator Pro. На входах и выходах (миниджеки) платы используются 18-разрядные преобразователи, и есть DLS-совместимый синтезатор с весьма посредственным даже для мультимедийного звучанием. На плате цифрового интерфейса есть еще один выход (Aux) для организации мониторинга. Изюминкой системы является дочерняя плата синтезатора с GS набором звуков Sound Canvas фирмы Roland (328 пэтчей и 15 ударных установок) и поканальной обработкой эффектами. То есть, Montego II Home Studio построена по классической схеме, выдержавшей проверку временем. Шагом вперед для Turtle Beach является установка на плате такой стоимости цифрового интерфейса.
Зато Maxi Studio ISIS (399$) - это попытка устроить очередную революцию на рынке полупрофессиональной техники (ISIS расшифровывается как Interactive Sound Integration System). Основа системы - PCI звуковая плата с микрофонным и линейным входами, двумя линейными выходами (на миниджеках) для подключения четырех акустических систем (на всех входах и выходах стоят 16-разрядные преобразователи) и портом MIDI/джойстик. К плате подключается коммутационный блок с восьмью аналоговыми входами и четырьмя аналоговыми выходами на обычных (1/4") джеках (на входах и выходах стоят 20-разрядные преобразователи), оптическим и электрическим SPDIF интерфейсом, и вторым MIDI интерфейсом (In, Out, Thru), выполненным на стандартных пятиконтактных разъемах. Но это еще не все. На плате есть семплер на базе DSP Dream 9707, имеющий 4 Мб памяти (расширяется до 36 Мб стандартными 72-контактными модулями SIMM). При запуске системы в память загружается (по умолчанию) GS набор звуков Sound Canvas от Roland (загрузка 4 Мб занимает не более 2-3 сек.). Плюс к этому в комплект поставки системы входит немало полезных программ.
Как видите, ISIS - это попытка скрестить традиционную мультимедийную плату с многоканальным интерфейсом. Причем, интерфейс имеет не совсем обычную конфигурацию: восемь входов и всего четыре выхода. Логика здесь очень проста: при наличии развитой программной обработки и мощного компьютера совсем не нужно иметь восемь выходов для сведения на внешнем микшере. Сведение делается в программе многоканальной записи. А восемь входов позволяют одновременно записывать до восьми инструментов, что представляется весьма актуальным для записи живых составов.
Звучание
Как бы ни была универсальная звуковая плата "наворочена", ее ценность определяется в первую очередь способностью записывать и воспроизводить звук. А уж если она звучит хорошо, то и интегрированный синтезатор никогда не помешает. К сожалению, эту истину очень часто забывают авторы некоторых статей и подолгу расписывают функциональные возможности плат, а в конце концов заявляют, что звук воспроизводится, ну, скажем, не самым выдающимся образом. Зачем, спрашивается, было бумагу марать?
Звучание Montego II Home Studio и ISIS оценивалось по следующей методике. Сначала с их помощью воспроизводились несколько WAV файлов из разных библиотек (гитары, басы, барабаны) и качество оценивалось субъективно на слух. Затем выход платы замыкался на вход, отключался мониторинг и запускалась программа SpectraLAB. С помощью ее генератора на выход запускались тестовые синусоидальные сигналы разной частоты, а на входе включался спектроанализатор, который показывал состояние сигнала после прохождения через ЦАП и АЦП. То есть, таким манером имитировалась ситуация записи инструмента с аналогового входа и его воспроизведения через аналоговый выход. Разумеется, при такой методике ничего нельзя сказать о преобразователях по отдельности, но это и не нужно, ведь во время реального сеанса звукозаписи мы слышим их суммарную работу.
В качестве эталона для сравнения был выбран многоканальный аудио интерфейс Darla (350$) производства фирмы Event. Он отличается прекрасным соотношением цена/качество и практически не окрашивает звук (это хорошо будет видно из результатов тестирования). У интерфейса есть некоторые проблемы с низкочастотными сигналами, а также он чуть-чуть теряет прозрачность в самой верхней части звукового диапазона (выше 16 кГц), но для такой ценовой категории это вполне простительно.
Итак, при включении компьютера Montego II Home Studio повела себя на удивление тихо. Ее наведенные шумы были ненамного больше шумов Darla. Однако, благоприятное впечатление моментально рассеялось, как только был запущен первый файл с записью ударной установки: звучание оказалось сильно окрашенным. Кроме этого, некоторые детали, звучащие на Darla достаточно разборчиво, оказались "размытыми" и не очень явными. Так что ни о каком полноценном сведении через аналоговые выходы Montego II Home Studio говорить не приходится - эквализацией и установкой баланса заниматься с таким мониторным выходом очень сложно. Максимум, на что годятся эти выходы - мониторинг синтезатора. Кстати, по ощущениям, качество звука Montego II близко к Creative Labs Sound Blaster Live!, и очень похоже, что инженеры Turtle Beach ориентировались именно на него. А маркетологи, чтобы прельстить "вражеских" клиентов написали на коробке системы, что ее 18-разрядные преобразователи позволяют получать "crystal-clear" (кристально-чистый) звук при записи и воспроизведении. Выглядит эта надпись, надо сказать, как сущее издевательство.
Maxi Studio ISIS при проверке его выходов с 20-разрядными преобразователями (на коммутационном блоке) произвел куда более приятное впечатление, несмотря на также имеющееся некоторое окрашивание звука. Наиболее сильно оно было заметно в верхней части частотного диапазона - звучание тарелок при прямом сравнении с Darla было немного сдавленным и не очень прозрачным. Верхняя середина (обертона акустической гитары) тоже немного смазывалась. Но зато внизу (бас) и в середине (электрогитара) ISIS звучал практически так же, как Darla. Выходы с 16-разрядными преобразователями на основной плате использовать практически невозможно - звук еще хуже, чем у Montego II. Но их наличие, в принципе - не более, чем дань моде. В руководстве пользователя сказано, что к ним надо подключать четыре акустические системы для создания эффекта объемного звука в играх.
Результаты измерений систем при помощи программы SpectraLAB показаны на рисунках.
При подачи 1 кГц тестового тона на выход Darla, спектроанализатор на входе показывает четкий пик, без каких-либо признаков модуляции. Нелинейные искажения составляют тысячные доли процента, а соотношение сигнал/шум (в качестве шума SpectraLAB рассматривает любые посторонние сигналы, кроме основного тестового тона) - 85 дБ.
У ISIS на частоте 1 кГц помимо основного тона можно разглядеть вторую и третью гармоники - признаки окрашивания звучания. Но так как уровень этих гармоник не превышает -83 дБ, изменений в звуке по сравнению с эталоном заметить просто невозможно.
Зато совсем другая картина у Montego II. Отлично видны десять гармоник основного сигнала, максимальный уровень которых достигает -66 дБ - именно эти, невесть откуда взявшиеся гармоники и искажают так сильно звук.
На 3, 5 и 10 кГц у Darla форма тестового сигнала по-прежнему передается без искажений (на 5 кГц видна вторая гармоника, но ее уровень не превышает -96 дБ, что находится за границей слышимости).
А вот у ISIS, с увеличением частоты тестового сигнала уровень паразитных гармоник повышается и в районе 10 кГц достигает уровня -75 дБ. Это уже вполне слышно в виде легкого окрашивания тембра и небольшого "сдавливания".
У Montego II, как это ни странно, на высоких частотах уровень паразитных гармоник наоборот, снижается. Но это плату никак не спасает.
В области низких частот Darla и ISIS ведут себя практически идентично: на 40 Гц пик несколько "размывается" за счет появления в сигнале паразитных гармоник (их пиковый уровень составляет -70 дБ и -69 дБ соответственно). Кроме того, у обеих плат на этой частоте велики нелинейные и интермодуляционные искажения. На 100 и 250 Гц "размывание" уже практически отсутствует (соотношение полезный сигнал/паразитный сигнал составляет 82-84 дБ для Darla и 82 дБ для ISIS). Но на частоте 100 Гц у обеих плат интермодуляционные искажения еще велики. А вот на 250 Гц все уже приходит в норму.
Про Montego II говорить нечего - сами все видите.
Синтезаторы
Как уже говорилось ранее, основным синтезатором Montego II Home Studio является GS дочерняя плата Cancun FX. Звучит она практически идентично старым звуковым модулям серии Sound Canvas типа SC 33. Но есть у нее два существенных недостатка. Во-первых, звук нельзя выводить через SPDIF интерфейс, а только через линейный выход платы. В принципе, ничего страшного в этом нет, так как выход почти не шумит, а с окрашиванием звучания синтезатора можно и мириться. Но все равно, обидно. Второй недостаток - полное отсутствие фильтров у синтезатора. При попытке порулить звук 71 и 74 контроллерами (стандартными контроллерами резонанса и частоты среза фильтра у GS синтезаторов) вообще ничего не происходит. Вот это уже недостаток более серьезный, ведь в современной музыке развертки резонансного фильтра применяются буквально везде.
Второй синтезатор Montego II - это "родной" синтезатор чипсета Vortex II. Звучит он ужасно, и даже загрузка дополнительных DLS банков инструментов не помогает, точно также как и вывод через SPDIF интерфейс на более приличные преобразователи. Так что пользоваться им не рекомендуется.
Семплер ISIS - это уже более серьезный инструмент. С четырехмегабайтным набором GS инструментов, который по умолчанию загружается при запуске системы, он звучит практически неотличимо от Cancun FX. Однако, во-первых, можно с помощью программы Soundbank Manager загружать любые банки инструментов в формате 94b (некоторое их количество есть на прилагаемом CD). А во-вторых, с помощью редактора пэтчей Instrument Manager можно создавать любые инструменты из обычных WAV файлов. При этом нет никаких ограничений на объем файла.
|
|
|
|
В принципе, при наличии программы Gigasampler, аппаратный семплер ISIS несколько теряет свою актуальность (ISIS и Montego II отлично работают с Gigasampler). Но для любительской работы он оптимален, ведь библиотеки в форматах GIG и Akai стоят довольно дорого. А банки в формате 94b в немалом количестве "водятся" в Интернете. Да и времени на руление звука у любителей побольше, тем более, что редактор пэтчей очень прост в использовании. Кроме того, бывают ситуации, когда хочется иметь под рукой простой, но качественный GM/GS синтезатор для работы с MIDI файлами. И здесь ISIS не разочаровывает.
Другие особенности систем
В комплект поставки и Montego II Home Studio, и ISIS входит несколько программ. С Montego II поставляется Digital Orchestrator Pro и несколько утилит для управления. Зато у ISIS набор программного обеспечения выглядит куда солиднее. Главное - специальная версия Logic Audio Pro, оптимизированная под ISIS, отличающаяся от базовой возможностью работы только с 16 аудио дорожками и меньшим количеством подгрупп микшера (их здесь всего четыре). Все остальное, в том числе и поддержка DirectX модулей обработки, сохранено. Кроме Logic Audio Pro, в комплект поставки входят облегченные версии программ Cool Edit Pro SE и ACID DJ от Sonic Foundry.
При инсталляции программного обеспечения Montego II Home Studio, в Панели управления Windows появляется пиктограмма, которая открывает панель управления системой. С этой панели можно менять частоту дискретизации цифрового интерфейса (32, 44 или 48 кГц), включать режим синхронизации с частотой внешнего источника, менять настройки встроенного синтезатора Vortex 2. Самая смешная настройка - возможность установить 320 (!) голосов. Также с панели можно управлять 3D функциями для озвучивания игр, причем можно (теоретически) подключить к выходу Aux еще одну пару акустических систем и настроить их для создания полноценного объемного эффекта.
Цифровой интерфейс поддерживает разрядность только 16 бит. Полный дуплекс на SPDIF не поддерживается, то есть во время записи с цифрового входа можно воспроизводить уже записанный материал только через аналоговый выход. Переключение между оптическим и электрическим цифровыми входами системы производится автоматически - работает тот, в котором есть сигнал. Однако, если подавать сигналы одновременно на оба входа, то ничего работать не будет. Зато и электрический и оптический выходы работают параллельно, то есть можно выводить сигнал сразу на два источника. Если же подключить четыре акустические системы, и включить режим их поддержки, то цифровой интерфейс отключается.
Так как эксперимент на корректность передачи данных через SPDIF интерфейс простым способом (замыканием входа на выход) поставить было невозможно, по причине отсутствия на нем полного дуплекса, сигнал с генератора SpectraLAB был через цифровой электрический выход переписан на DAT магнитофон Tascam DA-P 1, а затем передан назад в компьютер через электрический вход. Получившийся файл был загружен в SpectraLAB. Картинка частотной характеристики представлена на рисунке. На ней хорошо видны цифровые помехи, которые, правда, не превышают уровень -80 дБ. То есть, SPDIF работает далеко не лучшим образом. Однако, при мониторинге через внешние преобразователи звук все равно существенно лучше, чем при аналоговом выводе сигнала.
ISIS, в свою очередь, может работать в двух режимах. Первый называется Console 8/4 Mode. Он предназначен для серьезной работы и в этом случае внешний коммутационный блок работает как нормальный многоканальный интерфейс, а управление им осуществляется с панели Console 8/4. Мониторинг в этом случае возможен по любой стереопаре выходов.
Второй режим называется Multimedia Mode и предназначен для озвучивания игр. В этом режиме независимый ввод и вывод звука через разные входы и выходы коммутационного блока невозможен - работает только одна стереопара на вход и одна на выход. Зато в этом режиме можно при помощи утилиты GamerFX развлекаться с различными трехмерными (при наличии четырех подключенных громкоговорителей) и простыми звуковыми эффектами, и эквализацией. Кстати, после инсталляции попадаешь именно в режим Multimedia. И для того, чтобы нормально заработал многоканальный интерфейс, приходится пережить несколько неприятных минут один на один с руководством пользователя.
Цифровой интерфейс ISIS может работать в полнодуплексном режиме и поддерживает разрядность 16 бит и частоты 32, 44 и 48 кГц. Тест на корректность передачи данных показал, что, в отличие от Montego II, у ISIS SPDIF работает абсолютно корректно: частотная характеристика тестового сигнала восстанавливалась идеально.
За время испытаний у обеих систем обнаружилось несколько "глюков". У Montego II HS - это необходимость после каждой перезагрузки выключать/включать цифровой интерфейс на панели микшера. Иначе он не всегда желает работать. Кроме того, мне так и не удалось "завести" дополнительный (Aux) мониторный выход. После семьдесят пятого варианта настроек я сдался. В руководстве же написано, что он должен работать и так. А у ISIS обнаружилось крайне неприятное свойство страшно шипеть при перезагрузке компьютера на всех выходах, включая оптический и электрический SPDIF. Причем шипение это продолжается до тех пор, пока снова не загрузится драйвер.
Выводы и рекомендации
Итак, новинка от экс-лидера рынка полупрофессиональных звуковых плат - Turtle Beach - только подтвердила, что фирма находится в далеко не в самой лучшей форме. В принципе, Montego II Home Studio будет вполне разумным выбором для любителей и не очень требовательных профессионалов, которые уже имеют какие-либо устройства с цифровыми входами и выходами и им не требуется высочайшего качества звука. Особенно полезной система представляется для владельцев минидисковых дек - у последних чаще встречаются именно оптические входы и выходы.
Прямым конкурентом Montego II HS является Hanmesoft Sound Track 128 Ruby (в варианте с цифровым интерфейсом - 295$) - у других плат в ценовой категории 250-350 долларов оптического SPDIF нет. В принципе, изделие Turtle Beach выглядит более привлекательно: Cancun FX, установленный на Montego II звучит намного приличней, чем набор GM инструментов, загружаемый в память семплера Sound Track 128. Кроме того, у последней платы есть очень существенное ограничение - невозможность загрузки в ее память семплов объемом более 512 Кб (256 Кб моно). Что касается корректности работы цифрового интерфейса обеих плат, то он у Sound Track 128 работает еще хуже, чем у Montego II. Есть у Sound Track и проблемы с аналоговыми входами и выходами - они тоже работают не очень. Но и цена этой платы на 54 доллара меньше. Так что выбор таким уж простым не будет.
Фирма Guillemot, с выпуском ISIS, похоже, выходит в лидеры полупрофессионального сектора рынка. Система может отлично подойти для создания демо, особенно если нужно записывать несколько музыкантов одновременно. А ее семплер является хорошим подспорьем при работе с различными MIDI файлами. Кроме того, ISIS оказывается самой дешевой платой с корректно работающими коаксиальным и оптическим цифровыми интерфейсами. Но в качестве профессионального многоканального интерфейса использовать новинку затруднительно - аналоговые входы и выходы все-таки заметно окрашивают звук.
Guillemot Maxi Studio ISIS |
399$ |
Turtle Beach Montego II Home Studio |
349$ |
Мультимедиа Клуб |
|
10.04 01:58
new bas
Работаю на Guillemot Maxi Studio ISIS около 2 лет в домашней студии. Все что написано в статье про ISIS - так оно и есть.
Из глюков не написанно: - Глючит при записи 8 каналов одновременно на 133МГц шине - Программа монитор по глюкавости превосходит WINDOWS!!!(Вообще показывает полное га"№;но)
А в общем клевая звуковуха!
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.
|
|