Начало
 
 


Звуковые платы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Недокументи-рованные возможности SB Live!

Недокументи-рованные возможности SB Live! Часть вторая: KX-драйвер.

Расширение возможностей SB Live

Creative Labs SBLive!
 
 
  Доработка SB Live

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
июль 2001

Еще один вариант улучшения популярной звуковой платы.

Далеко не каждому музыкальному устройству дано наделать столько же шума, сколько его было по поводу недорогой звуковой платы Sound Blaster Live!, произведенной фирмой Creative Labs. На протяжении трех последних лет это устройство практически не имеет равных по соотношению цена/возможности и является, пожалуй, наиболее разумным выбором в своей ценовой категории. Конечно, качеству звучания этой платы до профессионального уровня далековато, но для создания демо-записей Sound Blaster Live вполне годится. Поскольку коммутация моей домашней студии, в которой волею судеб оказалась плата Sound Blaster Live, соответствует профессиональным стандартам, пришлось также подумать и о том, как новичка к этим стандартам приобщить. Также хотелось бы наиболее полно воспользоваться расширенными возможностями платы.

На страницах MO уже говорилось о расширении возможностей Sound Blaster Live (см. статьи "Расширение возможностей SB Live" и "Недокументированные возможности SB Live!"). Я предлагаю свой вариант решения этой задачи, представляющийся мне более практичным.

Для чего
Вряд ли найдется хотя бы один пользователь мультимедийных компьютерных плат, который не был бы знаком с разъемами "миниджек". Наверное, многие знают, насколько они ненадежны: для выхода из строя штекера (особенно с литым корпусом из мягкой пластмассы) часто хватает относительно небольшого радиального усилия, а если еще при этом сломается распаянное на плате гнездо... Да и разъемы на заглушке платы расположены настолько плотно, что рядом поместятся далеко не любые миниджеки. Например, если в одно из гнезд вставить миниджек производства Canare, обладающий солидным металлическим корпусом, то соседнее гнездо использовать не удастся вообще. Вследствие всего вышесказанного, использование миниджеков желательно свести к минимуму, тем более, если большинство окружающей аппаратуры имеет несимметричные входы и выходы, выполненные на отдельных для каждого канала четвертьдюймовых джеках или на так называемых "тюльпанах" (RCA). Использование переходников не очень удобно, в этом случае надежность коммутации также оставляет желать лучшего. Кроме того, хотелось бы задействовать аналоговый аудиовход для привода компакт-дисков CD_IN, стереовход AUX_IN, цифровые входы и выходы (кстати, цифровой выход на заглушке приобретенного мной экземпляра SB Live есть, но выполнен он на миниджеке).

Нет, я не предлагаю проделывать никаких хирургических операций над платой, типа выпаивания миниджековых гнезд. Я выношу на суд читателей довольно простое в изготовлении коммутационное устройство, позволяющее задействовать дополнительные возможности платы и обеспечивающее ее совместимость со стандартной студийной коммутацией.

Как
Начнем с выбора конструкции. Способы решения данной задачи, описанные в статье "Расширение возможностей SB Live", по-моему, имеют ряд недостатков. Вариант размещения дополнительных разъемов на крышке пятидюймового отсека плох тем, что, во-первых, в этом случае мы имеем соединительные кабели длиной примерно по полметра, проходящие внутри системного блока среди шлейфов, вентиляторов и т. п., что может увеличить уровень помех. Во-вторых, размещение коммутации на передней панели системного блока создает неудобства при использовании дисковода и CD-ROM. Вариант с размещением разъемов на заглушке-брэкете также не слишком хорош: недостаток места ограничивает возможное количество полноразмерных джеков и/или "тюльпанов" четырьмя-шестью, к тому же эти разъемы непосредственно к заглушке не прикрепишь (хотя некоторые из моих знакомых все-таки ухитрялись это делать путем установки разъемов после того, как просверленная заглушка займет свое место).

Указанные недостатки можно свести практически на нет при использовании кабельного адаптера, подключаемого к плате через установленный на заглушке-брэкете 25-контактный разъем типа D-Sub. Возможно, что вам даже не придется ничего сверлить или выполнять какую-либо другую механическую обработку, за исключением, разве что, нарезки кусочков кабеля и зачистки проводов под пайку. Достоинства конструкции очевидны: 25-контактный разъем D-Sub позволяет вывести на кабельный адаптер необходимое количество входов и выходов, обеспечивает надежную изоляцию "земляных" проводников (экранов) от корпуса компьютера (что снижает уровень наводок), возможны быстрое отключение кабельного адаптера, его модернизация, замена вышедших из строя кабелей и разъемов.

Итак, для изготовления кабельного адаптера нам понадобятся следующие компоненты:
- 25-контактный кабельный разъем типа D-Sub (male), одна штука;
- кабельные гнезда "джек" для аналоговых сигналов, по количеству выводимых на кабельный адаптер входов и выходов (я использовал четыре штуки);
- кабельные разъемы RCA, для цифрового входа и выхода, две штуки;
- кабель экранированный (примерно по 30 сантиметров на каждый из разъемов "джек" и RCA, причем диаметр кабеля должен быть таким, чтобы получившийся пучок поместился в предназначенном для кабеля отверстии корпуса разъема D-Sub);
- трубка термоусадочная (диаметром около 14 мм).

Для ответной части, соединяемой с платой, понадобятся следующие компоненты:
- 25-контактный панельный разъем типа D-Sub (female), одна штука;
- заглушка-брэкет с прорезью под 25-контактный D-Sub (желательно найти готовую), одна штука;
- стандартные аудиокабели для CD-привода (режутся пополам, для каждой выводимой на D-Sub стереопары используется половина кабеля).

Весь этот набор можно приобрести, потратив не более 10 долларов.

Стандартная схема распайки разъема D-Sub. Несколько замечаний по поводу изготовления данной конструкции. Разъемы типа D-Sub лучше использовать с керамическими изоляторами: они не боятся перегрева паяльником. Что касается распайки разъема D-Sub, то каждый может здесь использовать свою собственную схему. Важно лишь не ошибиться и в точности придерживаться единой схемы распайки для обеих частей разъема. Я применил стандартную схему, известную под названием 13NU, приведенную в таблице 1, используя сигнальные контакты, обозначенные как "hx" (т. е. "hot" канала "х"), и земляные, обозначенные как "gx" (т. е. "ground" канала "х"). Разрезанные пополам аудиокабели для CD свободными концами подпаивались к панели D-Sub, а оставшимися на одном конце разъемами соединялись с платой. При сборке ответной части кабельного адаптера следует обратить внимание на то, что "земляной" контакт аналогового стереовхода платы, предназначенного для CD, на самом деле таковым не является. Так что этот контакт необходимо принудительно заземлить, например, замкнув накоротко на панели D-Sub с "земляным" контактом, относящимся к входу AUX_IN. При сборке кабельного адаптера пучок проводков следует стянуть термоусадочной трубкой на выходе из корпуса разъема D-Sub. В случае, если корпуса использованных разъемов "джек" и RCA - металлические, то их также желательно обтянуть термоусадочной трубкой: это снизит опасность дополнительных наводок (неизолированные корпуса разъемов при соприкосновении замыкают принимающий помехи контур). Кстати, относительно использования недорогих кабельных джековых гнезд можно дать несколько полезных советов. Все встречавшиеся мне подобные разъемы были трехконтактными, причем земляной контакт, обеспечиваемый их корпусами, как правило, оказывался или вообще никаким, или не очень надежным. Поэтому для обеспечения надежной коммутации я настоятельно рекомендую соединять их кольцо (контакт 2) с корпусом. Естественно, что разъемы следует прозвонить и подписать, дабы не путать. Вот, собственно, и все. Немного усердия, и устройство готово. Теперь "прицепите" фирменного вида кабельный адаптер к не менее фирменно выглядящему разъему D-Sub, установленному на заглушке, и подключайте к SB Live профессиональную аппаратуру.

Заключение
Подведем итоги. Теперь благодаря увеличению числа используемых входов возможности цифрового микшера платы задействованы более полно, появилась возможность обойтись без автономного мини-микшера, да и количество коммутации заметно сократилось, особенно при использовании синтезатора платы и воспроизведении через нее ранее записанных треков. Аппаратуру и инструменты теперь можно подключать стандартными кабелями. Кроме того, новая коммутационная система способна значительно продлить жизнь штатных разъемов платы, так как они теперь подключаются реже.

К сожалению, вывести на кабельный адаптер линейный вход и линейный выход без применения крайних мер (типа подпаивания к плате) не представляется возможным - таких разъемов на самой плате нет, они выполнены только на злополучных миниджеках. Поэтому от использования кабелей-переходников полностью отказаться не удастся. Тем не менее, предложенная коммутационная система позволяет не только расширить возможности SB Live!, но и сделать эту плату более удобной в использовании.

  Оценка статьи
Посещений: 21451 | Проголосовавших: 33 | Средняя оценка: 4.1

   

  Комментарии
15.02.03 02:58
SnowMan
Супер я начал читать если я с этим разберусь и смогу так сделать будет вообще рульно.....

02.11.03 15:27
Skiv
Все здорово придуманно. Да только с SB Live не стоит столько возиться, менять ее надо вообще.

26.08.04 21:59
Phil
Все это конешно класно, и экономия налицо, только непонятно с какого штырька на карте можно что-нибудь взять, там их около 40 и какой за какой отвечает я так и не понял, методом тыка удалось найти только коаксикальный выход, хотелось бы еще и оптику найти

18.03.08 00:37
art
Так вышло,что накрылись OUTы у моей ECHO MIA MIDI(хорошая карта). Временно брал OUT c SB Live... Сейчас купил INFRASONIC QUARTET,и как только вставил-МАМА ДОРОГАЯ!!! Зачем тратить деньги и время,на улучшения "ВЕДРА В СТОЧНОМ КОЛОДЦЕ" Ни о каком качестве звука SB ни может быть и речи.А уж про запись на неё-тем паче.Я сравнивал записанный материал одних и тех же песен(мониторы и AMP-класса А) Ничего путного от SB не добъёшься-не тратьте уши...

24.03.09 19:49
Evg
Уважаемый ART, это Вы с высоты сегодняшнего времени так говорите! Со дня публикации этой статьи прошло достаточно много времени и утекло много денег! Я в свое время был по уши даволен 3-мя Live!-чиками, одновременно стоявшыми в ящике с 724-й Yamahа с 1000 -m Celeronom и 256 метрами оперативки... -6 каналов записи аудио одновременно+VST(правда не много) +XG midi(на Ливчики по SPDIF). И все это обошлось в 2003г. вместе со стоимостью компа в 80$. Одна Ваша ECHO MIA MIDI СЕЙЧАС стоит 120$. Конечно, если Вы не студент, и зарабатываете достаточно много то замморачиваться на Live! Не стоит. Но если у Вас вместо мониторов класса "А", какая-нибудь Radiotehnika и S80, китайский Flight и больше чем Mp3 не нужно то зачем платить Килобаксы? Страшная цитата, но до жути верная -"jedem das seine". А Live! и товарищу Гаврилову памятник при жизни нужно поставить- за демократизацию муз железа! И, да ни когда не покинет Вас муза!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА