Звуковые платы

Показать все подкатегории +

Описание категории

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
январь 1995

IBM-совместимые PC рождены немыми и глухими. Кроме писка из встроенного динамика они не издают никаких полезных звуков.

Но у компьютеров этого типа есть одна хорошая черта. Если в вашем PC изначально нет какой-то возможности, ее скорее всего можно приобрести дополнительно. Чтобы компьютер получил слух и голос, необходима звуковая плата.

Для чего вообще нужен звук в компьютере? Прежде всего для игр, конечно. Это, собственно, и породило звуковые платы. Затем нашлись деловые применения, например речевые пояснения к бухгалтерским документам («Почему так упал доход нашей фирмы? Неизвестно, почему так упал доход нашей фирмы.») и автоматическое чтение текстов вслух (так называемые преобразователи текст-речь — text-to-speech converters). И, наконец, мультимедиа. Понятие, скрывающееся за этим маловразумительным словом, слишком обширно, чтобы подробно обсуждать его сейчас (см. статью Мультимедиа). Пока же представьте себе объединение нескольких форм подачи информации на одном компьютере (текст, изображение, мультипликация, видео, цифровой и MIDI звук) в некий интерактивный продукт.

Все это очень хорошо, но в чем тут интерес нашего потенциального читателя? Ведь эти платы предназначены для озвучивания взрывов самолетов и битв голодных динозавров, а не воспроизведения музыки Шопена или Укупника.

Все это было правдой еще не так давно. Но сегодня мы имеем возможность приобрести звуковые платы, синтезаторная часть которых изготовлена такими известными фирмами, производителями клавишных инструментов, как Ensoniq, Emu, Korg, Kurzweil, Roland и Yamaha. Эти платы поддерживают запись на жесткий диск с приемлемым качеством. С помощью этих плат вполне можно создавать MIDI-секвенции и демонстрационные песни. Если нужно сделать редакцию фонограммы с помощью системы записи на жесткий диск, можно опробовать различные варианты на домашнем компьютере и сэкономить тем самым время (и, соответственно, деньги) в дорогой студии.

Здесь представлены платы, которые могут записывать звук с приемлемым качеством и имеют изначально или в виде дополнения синтезаторную часть, основанную на принципе воспроизведения семплов (sample playback).

  Звуковые платыАндрей МИХАЙЛОВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 1998

Сегодня трудно найти компьютер, в котором не было бы уж совсем никакой звуковой платы. Готовые компьютеры, покупаемые в магазинах, комплектуются такими платами по умолчанию (обычно средней цены, часто производства Creative Labs), да и цены на платы нижней ценовой категории упали до 10-15 долларов, истратить которые может позволить себе каждый владелец компьютера, хотя бы для того, чтобы в промежутках между этапами творения бессмертных музыкальных произведений поиграть в популярную игрушку. И хотя подобные звуковые платы не рассматриваются, поскольку имя им легион, но их вполне можно использовать в качестве MIDI-интерфейса и/или связующего звена с дочерней платой. Здесь же представлены платы более тяжелых ценовых категорий. С помощью этих плат можно в той или иной мере качественно записывать и воспроизводить звук, они имеют либо MIDI-синтезатор, либо разъем Wave Blaster для установки такого синтезатора (в некоторых платах есть и то, и другое).

ISA или PCI
Если рассматривать этот подзаголовок как вопрос, то простого ответа на него не существует. С одной стороны, ясно — в мире PC все чрезвычайно скоротечно, процесс вытеснения шины ISA шиной PCI налицо, остановить его не удастся и через некоторое время платы ISA устанавливать будет просто некуда (количество слотов ISA в материнских платах сокращается). Помимо этого, пропускная способность шины PCI выше, обмен данными с центральным процессором, памятью и другими частями компьютера происходит быстрее, что ускоряет, например, загрузку семплов в системную оперативную память, да еще полная совместимость с PnP возможна только на основе этой шины. С другой же стороны, если нахождение на острие прогресса не входит в число основных задач, то платы ISA могут еще послужить верой и правдой, поскольку преимущества плат PCI не распространяются на качество звучания, кроме того, у них есть проблемы с приложениями DOS. А наличие шины USB и появление звуковых устройств под нее ставит вопрос о возможной промежуточности шины PCI для двухканальных звуковых плат (хотя перспективность использования этой шины для плат многоканальных не вызывает сомнения).

Наличие FM-синтезатора
Столь популярный в восьмидесятых (музыкальные инструменты на его основе используются и сегодня) принцип частотной модуляции (Frequency Modulation) — FM-синтеза, в его реализации на звуковых платах необходим для воспроизведения музыкального сопровождения в некоторых древних играх.

Объем ROM
От объема ROM, постоянной памяти синтезатора, в которой находятся звуки, в большинстве случаев напрямую зависит качество его инструментов, правда, в последнее время все чаще применяются технологии, не использующие ROM. К платам, синтезаторы которых построены на основе загрузки семплов в RAM или на основе физического моделирования, вышесказанное отношения не имеет.

Возможность установки и объем RAM
Наличие в синтезаторе оперативной памяти, RAM, позволяет загружать семплы и заменять или дополнять ими инструменты из ROM. Ну а от объема этой памяти, как и в предыдущем случае, во многом зависит качество этих инструментов. И в этом случае, благодаря техническому прогрессу, синтезаторы некоторых плат теперь приобрели возможность в качестве RAM использовать оперативную память компьютера.

Наличие процессора эффектов
Процессор эффектов дает возможность обрабатывать эффектами звук синтезатора платы и, я думаю, бессмысленно объяснять насколько это важно. Естественно, хорошо, когда эффектами можно обрабатывать не только MIDI-дорожки синтезатора, но и аудиосигналы, поступающие на плату.

Наличие разъема Wave Blaster
Разъем Wave Blaster позволяет установить на звуковую плату MIDI-синтезатор, выполненный в виде дочерней платы. Самым популярным из них сегодня является Yamaha DB 50 XG — 130-долларовый аналог модуля Yamaha MU 50, стоящего втрое дороже. Подробно о дочерних синтезаторах см. здесь.

Наличие цифрового интерфейса
Так как слабым местом большинства звуковых плат является АЦП-ЦАП, применение внешних преобразователей может дать значительную прибавку в качестве звука и позволит избежать дополнительных преобразований при обмене звуковой информацией с цифровыми устройствами. Естественно, эти самые устройства также должны иметь цифровые входы-выходы.

Совместимость с Sound Blaster
Важна для любителей играть не только на музыкальных инструментах, но и в компьютерные игры. Хотя большинство производителей декларирует для своих плат полную совместимость с Sound Blaster, есть сведения о том, что звуковые платы для шины PCI имеют проблемы с работой под DOS, причем это касается даже плат производства компании Creative Labs — мамы всех плат Sound Blaster. Так как при составлении данного обзора использовались материалы фирм-производителей, играющей публике надо учитывать вышесказанное при покупке плат PCI.

Наличие волнового синтезатора
Хорошо иметь на плате MIDI-синтезатор на основе воспроизведения семплов, который в компьютерном мире принято называть «волновым». Такой синтезатор, даже весьма посредственный, с объемом ROM в один мегабайт, как правило предоставляет набор инструментов General MIDI (128 инструментов и 61 звук ударных), значительно менее условных, чем инструментарий FM-синтезатора. Синтезатор же, способный переварить банк инструментов объемом от четырех мегабайт, может быть сопоставим по звучанию и возможностям с обычным синтезатором и вполне пригоден для нормальной работы. Возможность установки дополнительной памяти еще расширяет возможности синтезатора.

Что выбрать?

Выбирать плату следует исходя из стоящих перед вами задач (как показывает практика, именно с этим у большинства людей все обстоит очень и очень непросто). На варианте использования звуковой платы лишь для озвучивания игрушек и телодвижений операционной системы сегодня специально останавливаться смысла не имеет, хотя все платы, аппаратно совместимые с Sound Blaster, более-менее исправно издают звуки в игрушках под DOS. Музыкальное же применение звуковой платы подразумевает четыре основных варианта использования и, естественно, различные сочетания этих вариантов.
1) Если вы собираетесь использовать плату в качестве MIDI-интерфейса, то любая из представленных плат вам подойдет. Для большинства плат потребуется лишь докупить MIDI-адаптер.
2) Если посредством платы вы хотите превратить свой компьютер в синтезатор, то необходимо обратить внимание на ее звукообразующие функции (объем ROM, возможность установки и объем RAM, возможность использования библиотек инструментов, наличие программы управления синтезатором).
3) Вы хотите использовать компьютер в качестве портастудии и делать с его помощью демонстрационные записи. В этом случае вас устроит любая из представленных плат, но вряд ли стоит тратить деньги на самые дорогие из них.
4) Вам требуется делать записи на жесткий диск с максимально достижимым посредством звуковой платы качеством. В этом случае лучше конечно было бы использовать специальную плату — без синтезаторов, совместимости с играми и т. д., чтобы не платить за ненужные функции, а сосредоточить все отведенные материальные ресурсы на оплате качественных преобразователей, цифровых входов-выходов, а то и многоканальности, но поскольку многоканальные платы не вписываются в принятое в МО определение «звуковая плата», то они рассматриваются здесь.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Муз Оборудование
Logo