Начало
 
 


Korg Karma

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Korg Karma

Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование
апрель 2002

Современные "музыкальные автоматы" - автоаранжировщики, гармонизаторы, синтезаторы фраз и стилей, генераторы ритмических шаблонов и барабанных петель - продолжают славную традицию, начатую еще Пифагором. Он в своих опытах на монохорде пришел к выводу о существовании натурального звукоряда, отношения частот которого хорошо подходили под его теорию малых чисел, а затем дал математическое объяснение основ гармонии, то есть связал музыку и математику.

Многие годы эта связь не дает покоя философам и математикам, а теперь и программистам - все они пытаются найти рациональное зерно в музыкальных произведениях, облачить их в формулы и вывести законы строения. "Музыка - это бессознательное упражнение души в арифметике", - говаривал Готфрид Лейбниц.

Действительно, во многих областях музыкального искусства математика побывала и, как минимум в трех, сильно наследила. Речь идет об акустической основе гармонии, теориях лада и музыкальной формы.

Акустика в гармонии начинается с математики натурального звукоряда, от которой зависят эстетические свойства интервалов и аккордов, и заканчивается системами настройки музыкальных инструментов. Здесь музыкальные теоретики "отрывались" по полной. Правда, не всегда удачно - например, унтертоновая теория происхождения минорного трезвучия с треском провалилась, так как не имела связи с художественной практикой. А системы настройки инструментов и по сей день не дают покоя музыкально-теоретической братии. Все тот же Пифагор указал на невозможность чистого интонирования некоторых интервалов на инструменте с фиксированной настройкой. Математики прошлого ответили на это множеством систем 12-ступенной неравномерной темперации. Андреас Веркмейстер создал равномерно темперированный строй, который стойко держался триста лет, пока не возродилась микротональная музыка...

Появились и компьютерные системы настройки, которые в принципе невозможно реализовать в живом инструменте фиксированного строя. Например, система чистого интонирования Justonic, в которой буйство математиков дошло до использования трехмерной матрицы настройки. И это не абстракция: многие синтезаторы поддерживают программу такой настройки - Pitch Palette (Ensoniq серии MR, Kurzweil K 2000/2500, Roland Sound Canvas, JV 1080, Yamaha серии MU, QS 300 и другие).

Ладовая сторона музыки также не ускользнула от внимания представителей точных наук. Мажоро-минорная система, возникшая из системы натуральных семиступенных ладов, по их мнению, уже давно приелась. Были придуманы различные альтерационные лады со сложной структурой, лады с логарифмическими и прочими нетривиальными зависимостями между ступенями. Современная микротональная музыка вообще предполагает наличие в ладу нескольких десятков ступеней.

В начале 20-х годов прошлого века Арнольд Шёнберг изобрел новый метод композиции - додекафонию, а вместе с ней так называемую серийную, сериальную и полисерийную музыку. Эта музыка математична до мозга костей: она вся строится на последовательности из 12 звуков (серии), которая в течение всего произведения многократно преобразуется по определенным правилам, чье количество не бесконечно. У этой музыки нашлось много приверженцев - например, Антон Веберн, известный последователь Шёнберга, почти во всех своих сочинениях использовал серийный метод.

В последние годы математики и программисты придумали себе новую забаву - синтез музыкальных стилей. Этому немало способствовало развитие компьютерной техники и, кстати, протокол MIDI. Например, программа The Music in the Numbers (reglos.de/musinum) использует для генерации музыкальных фраз и стилей математическую модель фракталов и позволяет сохранить свое "сочинение" в стандартном MIDI-файле. Программа Autocomp (www.asahi-net.or.jp/~HB9T-KTD/music/muse.html) может генерировать законченные музыкальные пьесы при помощи случайных чисел, "базы знаний" разработчика и полиномиальной функции Лагранжа. У-ух!

Все эти примеры говорят об одном: математика прочно осела в уме тех людей, которые называют себя музыкальными программистами. Один из них, Stephen Kay (см. врезку), разработал технологию алгоритмического создания музыкальных эффектов, которая получила название KARMA (Kay Algorithmic Realtime Music Architecture), а специалисты компании Korg помогли воплотить ее в жизнь. В результате появился инструмент, чье имя уже более полугода не сходит со страниц зарубежных музыкальных изданий. Рабочая станция, уникальная в своем роде, с возможностями, аналогов которым нет на сегодняшний день ни в каком ином инструменте.

Изобретатель технологии KARMA - музыкант и композитор Stephen Kay, в настоящее время президент компании Karma Lab (www.karmalab.com). Он получил академическое музыкальное образование, но не ограничился областью классического искусства. Stephen играл в камерных ансамблях, в джазовых коллективах и рок-группах, работал в качестве сессионного музыканта на звукозаписывающих студиях, перепробовал множество музыкальных стилей и направлений, и оказывался практически в любой исполнительской ситуации.

Он занимался семплированием и редактированием звуков симфонических оркестров для инструментов Fairlight Series III. Stephen объездил весь мир в качестве демонстратора продукции фирмы Korg.

В его студии можно найти такие инструменты, как Hammond C 3, Clavinette, Rhodes 88, Yamaha SY 2, ARP String Ensemble, ARP 2600 и шаговые аналоговые секвенсоры. Через его руки прошло огромное количество устройств, так или иначе имеющих отношение к созданию музыки.

Stephen Kay известен как создатель многих демонстрационных песен в музыкальных инструментах разных производителей. "Фабричные" композиции с инструментов Korg Trinity, 01/W, инструментов серии i, X 5 DR, 03 R/W, Alesis QuadraSynth на слуху у десятков тысяч их пользователей.

В течение последних семи лет Stephen Kay занимался программированием на языке C в сфере музыкальных технологий, примерно столько же времени заняла разработка самой технологии KARMA, которая защищена пятью патентами США.

Итак, Korg Karma.

Сразу о главном
В названии инструмента заложен, как мне кажется, скрытый смысл. У большинства людей при слове "карма" возникают ассоциации с индийской религией и философией. Не знаю, приобретет ли Karma культовый статус, но уж философия своя в ней точно есть. Поработав с инструментом несколько дней, я начал менять свои взгляды на создание партий некоторых инструментов, да и всей аранжировки в целом. Но обо всем по порядку.

Технология KARMA представляет собой набор алгоритмов обработки MIDI-информации, поступающей на вход инструмента. На основе этой информации в реальном времени генерируются музыкальные эффекты самого широкого спектра: от простейших арпеджио до сложного автоаккомпанемента, разнообразные ритмические и мелодические фактуры, фразы с характерной имитацией звукоизвлечения на различных инструментах (гитаре, электрогитаре, фортепиано, арфе, этнических). Математический аппарат технологии KARMA вобрал в себя многое из того, что перечислено в начале статьи, плюс оригинальные идеи и личный опыт создателя, поставленные на прочный фундамент теории вероятностей.

Архитектура технологии KARMA в корне отличается от предшествующих технологий, работу которых можно слышать в типичных инструментах с автоаккомпанементом или в программных аранжировщиках. Основной принцип "самоиграек" - распознать взятый аккорд и воспроизвести зашитый в память паттерн, выбирая звуки из распознанной тональности. Понятно, что такой способ не может дать ничего, кроме скучного и однообразного звучания, как ни разбавляй его сбивками и перебивками. Программные аранжировщики в этом плане более продвинуты - в них паттерны всегда звучат свежо, поскольку генерируются при каждом обращении к алгоритму. Но работать в реальном времени с такими программами нельзя.

Технология KARMA тоже основана на паттернах, но она позволяет пользователю динамически изменять параметры своих алгоритмов прямо во время звучания, то есть технология интерактивна по своей сути. В реальном времени производятся изменения ритма, темпа, динамики, панорамы, эффектов, мелодической линии, аккордов, ладов и прочих музыкальных атрибутов. При настройке алгоритмов можно применять вероятностно-взвешенные параметры, которые гарантируют разнообразие и неповторимость результатов.

Наследство Triton
При разработке материального носителя новой технологии производитель пошел по проторенной дорожке: за основу инструмента был взят синтезатор Triton. Очень жаль, но полноценного инструмента "Triton с функцией KARMA" не получилось. Для снижения цены были урезаны кое-какие функции, что, например, можно сразу определить по внешнему виду инструмента (рис. 1).

 
Рис. 1  
   

Karma имеет ту же архитектуру синтеза (Hyper Integrated), что и Triton. В постоянной памяти находятся 32 Мбайта семплов, из которых составлены 640 пользовательских пэтчей (из них загружены 384), 64 пользовательские ударные установки (16 загружены), 256 пресетных пэтчей, 9 пресетных ударных установок, совместимых с GM 2, и 768 пользовательских перфомансов. Каждый перфоманс может содержать до восьми пэтчей.

Также можно использовать платы расширения серии EXB-PCM и плату EXB-MOSS. По сравнению с Тритоном изменился способ установки PCM-плат внутрь инструмента: в левом верхнем углу передней панели есть крышка на защелке, открыв которую, получаем доступ к двум слотам (рис. 2). С одной стороны, хорошо: платы можно менять очень быстро (в Тритоне нужно было ковыряться отверткой), с другой стороны - опасно: если по забывчивости вынуть плату при включенном питании, то последствия могут быть самыми печальными.

Рис. 2

Секвенсорные возможности синтезатора Karma, режимы работы, функции типа RPPR, Track Play Loop, Cue List и почти вся логика операционной системы, по сравнению с Тритоном, практически не изменились, поэтому не буду заострять на них внимание. То же касается и процессоров эффектов (подробнее на эту тему - см. статью по Тритону).

Поговорим лучше об отличиях. Первое, и самое неприятное - маленький дисплей (240 х 64 пикселя), такой же по размерам, что и в рэковом варианте Тритона (рис. 3). В современной рабочей станции это выглядит просто неприлично.

Рис. 3

Страницы для отображения выбираются кнопками F1-F8, расположенными под дисплеем; закладки страниц практически точно на них попадают, что очень удобно. Чего не могу сказать про кнопки управления курсором. Они находятся так далеко от кнопок изменения параметра, что для манипуляций с ними приходится задействовать обе руки (рис. 4).

Рис. 4

Клавиатура синтезатора Karma показалась мне чуть более "пластмассовой", чем у Тритона. Но это не столь важно: кривые динамики и послекасания менять можно - и ладно. Попутно замечу, что фирма Korg принципиально не планирует выпускать версии инструмента с 76 и 88 клавишами, как, впрочем, и рэковый вариант.

По сравнению с Тритоном изменился способ управления арпеджиаторами. Да и вообще арпеджиаторы в инструменте отсутствуют как таковые, вместо них есть технология KARMA. Арпеджиаторы являются одним из ее простейших алгоритмов.

Серьезной потерей можно считать отсутствие ленточного контроллера. Мне кажется, он подошел бы как нельзя лучше для управления параметрами генерируемых эффектов. Для снижения цены Karma также была лишена семплера, двух аудиовыходов (на Тритоне было шесть, на Карме осталось четыре), опционального SCSI-интерфейса (хотя зачем он ей без семплера?), а также разъема To Host, позволяющего подключиться к последовательному порту компьютера. На мой взгляд, все эти лишения пережить можно.

Гораздо неприятнее другие последствия экономии. Очень многие пользователи (судя по форуму на groups.yahoo.com/group/korgkarma) отметили появление шума на выходе инструмента при игре определенных пэтчей, особенно в верхних октавах. Я тоже обратил внимание на этот факт, например, в пэтчах A001 и A116. Общественность предположила, что семплы Кармы отличаются от семплов Тритона, поскольку в последнем такого не наблюдается. После длительной переписки с разработчиками выяснилось, что звуковая начинка обоих инструментов одинакова. Стали искать другую причину. Уже было заподозрили блок питания, который у Кармы внешний, а у Тритона внутренний, пока кто-то из участников форума не предложил версию о некачественных цифро-аналоговых преобразователях, более дешевых, чем на Тритоне. Упорное молчание разработчиков косвенно подтвердило этот факт. Но точку в этом вопросе ставить рано - надо лезть внутрь инструмента и смотреть.

Если все же дело в преобразователях, то Korg подобными методами снижения цены совсем не повышает свой авторитет. По сути, и выбора-то никакого не остается - цифрового выхода у Кармы нет.

KARMA: архитектура и управление
В процессе исполнения музыки мы управляем множеством параметров, оказывающих влияние на конечный результат. В технологии KARMA каждому параметру уделяется особое внимание и дается особое имя, впрочем, знакомое большинству музыкантов. Например, "ритм", "динамика", "панорама", "кластер". Напомню, что кластер - это звуковое образование, возникающее из нагромождения друг на друга больших и малых секунд (или еще меньших интервалов).

Обычно секвенсорная музыка фиксирует все эти параметры друг относительно друга. Например, в инструментах с автоаккомпанементом смена паттернов выполняется по заранее заданной программе, параметры которой почти всегда фиксированы. В технологии KARMA различные аспекты музыкальной фразы разделены на различные управляемые атрибуты. Каждый атрибут управляется определенной группой параметров, которые могут изменяться пользователем в реальном времени.

Группирование всех этих параметров в некую логическую единицу называется "генерируемым эффектом" или, сокращенно, GE. В одном GE содержится около 400 параметров, позволяющих изменять любые аспекты музыкальной фразы.

Архитектура технологии KARMA представлена на рисунке 5.

Рис. 5

Отдельно взятый модуль KARMA содержит один GE и включает в себя общие настройки, влияющие на способ запуска GE, источник запуска (клавиатура или заданный пользователем) и другие настройки, которые не являются частью GE. В режиме Program доступен только один модуль KARMA.

Перфоманс KARMA представляет собой группу модулей (до четырех) в совокупности с общими установками, где каждый модуль может работать на свою группу инструментов: ударные, бас, подклады и так далее. Перфоманс доступен в режимах Combination, Sequencer и Song Play.

Для каждого пэтча можно выбрать один из 1190 пресетов GE, которыми располагает Karma. Для удобства работы эти пресеты сгруппированы в 16 категорий с характерными названиями ("простейшие арпеджио", "клавишные", "гитары", "этнические" и т. п.). На данный момент в каждом GE можно редактировать не более 16 параметров из 400. Какие именно - выбрано разработчиком технологии. С появлением программного обеспечения KARMA MW (см. врезку) это ограничение будет снято. Для управления параметрами GE в реальном времени на передней панели инструмента есть восемь ручек и две кнопки, а вся секция управления называется KRTC (Karma Realtime Controls - рис. 6). Кроме того, можно назначить управление этими параметрами на один из четырех контроллеров: динамику, послекасание, джойстик или педаль. Само собой, что отредактированные значения параметров можно сохранить как часть пэтча.

Рис. 6

Запускается функция KARMA нажатием кнопки On/Off в секции KARMA Variable Performance Modeller (можно назначить эту функцию и на педаль). Чередуя игру "чистого" пэтча или комбинации с обработкой, вносимой функцией KARMA, можно добиваться интересных исполнительских результатов. Кнопка Latch в нажатом состоянии заставляет инструмент продолжить генерирование эффектов, даже если вы сняли руки с клавиатуры. Очень полезная вещь - четыре маленьких пэда (Chord Trigger), на каждый из которых можно назначить от одной до восьми нот. Как правило, на них назначаются аккорды: тоника, субдоминанта, доминанта или просто отвлеченные созвучия. Во время живого исполнения этим пэдам цены нет: нажал - и руки свободны для "руления". В то время, как Karma обыгрывает аккорды вдоль и поперек...

GE изнутри
Работа модуля GE является самой запутанной частью технологии, и для многих - непреодолимым барьером в познании инструмента. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, технология KARMA действительно очень сложна, во-вторых - руководство пользователя по модулю GE рассчитано не на обычного музыканта, а на ту немногочисленную категорию людей, которые называются музыкальными программистами. А между тем, знание основных принципов технологии, с которой работаешь, очень облегчает жизнь и помогает быстрее добиться творческих успехов. Я попробую раскрыть эти принципы, а дальше, при наличии руководства (которое, к тому же, переведено на русский язык) - вопрос времени и желания.

Само собой, рассказывать про все 400 параметров модуля я не собираюсь, но про самые интересные, демонстрирующие суть технологии, расскажу. Сразу хочу обратить внимание, что просматривать и редактировать паттерны станет возможно только после выхода программы KARMA MW. Рисунки паттернов заимствованы из этой программы.

Приступим.

Рабочий цикл модуля GE состоит из двух стадий, и в этом заключается основа технологии KARMA. На первой стадии все, что вы играете на клавиатуре, подвергается анализу, видоизменяется, дополняется, фильтруется или иным способом обрабатывается, в результате чего в памяти формируется "отклик" инструмента на вашу игру. Заметьте, в памяти. Ничего еще пока не играет. Отклик представляет собой последовательность нот, которая может быть похожа на ту, что вы сыграли, а может отличаться от нее до неузнаваемости. На второй стадии "мозги" инструмента решают, как эту последовательность воспроизводить - вперед, назад или "по диагонали", как группировать ноты в созвучия и аккорды, и нужно ли их вообще группировать.

Многие операции, выполняемые над паттернами, носят вероятностный характер. Как правило, из каждого шага паттерна извлекается единственное значение параметра. Если на одном шаге задается несколько значений, вступает в действие механизм пула вероятных значений. То есть, из всех заданных выбирается одно единственное, которое и передается на последующие стадии работы модуля. Выбор происходит на основе нескольких законов распределения, параметры которых задаются пользователем.

Все паттерны выбираются в настоящий момент из шаблонов (их в каждой группе 64), но с выходом программы KARMA MW появится возможность создания произвольных паттернов. Паттерны из разных групп зацикливаются независимо, что вместе с вероятностными параметрами позволяет получить максимально разнообразные по структуре музыкальные построения.

Модуль GE, как показано на рисунке 5, состоит из 14 групп параметров.

В параметре GE Type группы GE задается один из четырех режимов работы всего модуля.

Первый режим, Generated Riff, олицетворяет всю мощь технологии KARMA. В этом режиме производится анализ аккордов, генерируются рифы, арпеджио и мелодические текстуры. Это основной режим для большинства пэтчей.

Режим Generated-Gated предназначен для создания эффектов ритмического гейтирования, без которых трудно представить современные электронные стили. Простейший пример - гейтирование синтетического подклада дорожкой хай-хета.

В режиме Generated-Drum первая стадия цикла GE выключается, а вместо нее используются паттерны ударных. Назначение режима ясно из названия.

Наконец, в режиме Real Time последовательность нот в памяти не генерируется, а все сыгранные ноты сразу отправляются на воспроизведение. При этом формируются дополнительные сообщения MIDI-контроллеров, придающие фразе более интересное звучание.

Фазы
Один из характерных способов музыкального развития - чередование динамических оттенков, интонаций типа вопрос-ответ, контрастных частей, светлого и темного, если хотите. В терминологии KARMA такая контрастная часть называется фазой. Всего есть две фазы, и каждая может хранить свою настройку групп GE - ритм, динамику, кластеры, панораму и так далее. Чередуя две фазы разными способами, можно добиться очень выразительных эффектов. Способы чередования, понятное дело, хранятся в паттерне.

Паттерн фаз может быть длиной до 16 шагов. В каждом шаге записано, которая из фаз звучит, первая или вторая. Паттерн строится при помощи параметра Pattern Items и параметров Pattern Step1..16. Первый задает число шагов в паттерне, остальные назначают одну из фаз на конкретный шаг. Создавать паттерн можно также при помощи одного из 16 шаблонов, зашитых в память инструмента.

Параметр Total Steps задает общее число фаз, которые должны отыграть, при его нулевом значении паттерн зацикливается навечно.

Когда же одна фаза сменяет другую? Здесь все зависит от параметра Length Mode. Если он имеет значение Actual, то переход к следующему шагу паттерна наступает в тот момент, когда будет воспроизведена последняя нота из той серии, что сгенерирована в памяти. В этом случае смена фазы не зависит от сильной или слабой доли такта, а также от заранее заданного числа прозвучавших нот.

Два других значения параметра Length более точно определяют момент смены фазы - либо по прошествии заданного числа долей такта, либо когда отыграет заданное число нот. Эти числа можно указать для каждой фазы индивидуально.

Параметр Cycle Mode позволяет настроить реакцию инструмента на тот случай, если ноты в памяти уже все воспроизведены, а момент смены фазы еще не наступил.

Ноты, генерируемые за время звучания фазы, можно транспонировать на любой интервал в пределах +/- 36 полутонов (параметр Transpose). Обычно этот параметр назначается на регулятор в секции KRTC, но при вращении регулятора происходит плавное транспонирование по полутонам, что редко звучит музыкально. Поэтому есть еще два параметра настройки, позволяющие выполнить квантизацию интервала транспонирования: Octave Transpose - до ближайшей октавы, Oct/5th Transpose - до ближайшей октавы или квинты.

Стадия первая
Группа Note Series предназначена для настройки первой стадии рабочего цикла GE - стадии, на которой происходит формирование нот в памяти.

Первый этап обработки входных данных - это их сортировка. В зависимости от значения параметра Input Sort ноты, взятые на клавиатуре, сортируются вверх, вниз, случайно или остаются в том виде, в каком вы их сыграли. Полученная группа нот подвергается дальнейшим преобразованиям в соответствии с параметром Note Type. Если значение этого параметра Regular, то группа не изменяется, во всех остальных случаях добавляются ноты, которые вы не играли.

Значение Scalic запускает анализатор аккордов. Даже если вы умеете играть только одним пальцем, анализатор постарается определить, какую гармонию вы пытались изобразить. Если нужно, то для завершения структуры аккорда будут добавлены недостающие ноты. В память все запишется не в виде аккордов, а виде серии нот, которая может быть воспроизведена на второй стадии любым способом.

Значение Scalic2 работает так же, как Scalic, но позволяет сгенерировать большее число проходящих нот путем секундового заполнения терцовых интервалов между тонами аккорда. Заполнение, конечно, происходит по тем ступеням, которые есть в ладу. Например, если взять на клавиатуре уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом До мажоре, то будет сгенерирована серия Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля-бемоль. Одним словом, рифы будут более наполненными, что хорошо, например, для джаза.

Остальные значения параметра Note Type используют самую низкую ноту из тех, что вы сыграли, и строят от нее вверх серию разных типов: хроматическую двенадцатитоновую, целотоновую, по малым и большим терциям, по квартам, квинтам или тритонам.

Следующие параметры позволяют "развернуть" исходную серию в длинный риф, или арпеджировать. Для получения, например, трехоктавного арпеджио нужно задать три повторения с интервалом 12 полутонов (параметры Replications и Interval соответственно). Количество повторов может быть дробным, и тогда последний повтор серии будет не полным. Можно задать интервал не кратным 12 полутонам и получить "скользящий" аккорд. Например, если число повторов равно трем, а интервал повтора - двум, то взятое на клавиатуре До мажорное трезвучие повторится два раза с транспонированием на большую секунду вверх, и итоговая серия нот будет иметь вид До, Ми, Соль, Ре, Фа-диез, Ля, Ми, Соль-диез, Си. Кое-какие ноты при этом выпадают из тональности натурального До мажора. Для устранения таких "левых" нот служит параметр Chord Shift, который смещает ноты в корректные позиции.

Следующий параметр преобразования - Inversion. Он позволяет сделать перестановку в серии нот так, чтобы получить обращения интервалов и аккордов. Это особенно ценно в режиме Combi, когда используется несколько модулей KARMA. В каждом модуле можно задать свое обращение и получить нечто похожее на настоящие партии для разных групп оркестра или, например, очень красивый эффект глиссандо арфы.

Для придания более натурального звучания различным оркестровым группам (а также гитарному бою) можно изменить структуру голосоведения, выбирая один из восьми видов широкого расположения аккордов. Используется параметр Voicing. Если он имеет значение Closed, то сгенерированная серия нот не изменяется, в остальных случаях тесное расположение преобразуется в широкое. Возможность очень полезная, если учесть, что не всегда можно сыграть аккорд в широком расположении самостоятельно. Во-первых, это занимает обе руки (а хотелось бы еще и ручки крутить), во-вторых, - диапазона клавиатуры может просто не хватить.

Если задать большое число повторов серии, да еще широкий интервал транспонирования, то риф быстро выскочит за пределы области, в которой хорошо звучит. Для ограничения этой области сверху и снизу есть параметры Wrap Top и Wrap Bottom. Вылезающие ноты будут транспонированы октавными шагами до тех пор, пока не "улягутся" в заданные пределы. Правда, при этом может возникнуть нежелательное дублирование одних и тех же нот, но тут на помощь придет параметр Filter Dupes, который устранит проблему.

Есть также фильтр, который позволяет удалить некоторые ноты из сформированной серии. Особенно это актуально в режиме Combi, когда задействовано несколько модулей KARMA. Предположим, вы взяли большой мажорный септаккорд от ноты До в басу. В памяти сформировалась серия из нот До, Ми, Соль, Си, которая будет служить исходным материалом для всех четырех модулей. Из этой серии будут генерироваться рифы для баса, подкладов, гитар и других групп инструментов. Но вы знаете, что терцовый тон аккорда в басу (в данном случае Ми) имеет свойство обострять звучание, да и большая септима в гитарной партии (ноты До - Си) звучит весьма напряженно. В определенный момент такая драматичность и красочность может пригодиться, но сейчас вам нужно "полное спокойствие". Как сделать, чтобы в басу не появлялась нота Ми, а в гитарной партии - нота Си? Использовать параметр Filter Template.

Вот как он работает. В памяти Кармы есть сетка фильтрации (рис. 7). При анализе взятого аккорда определяется его основной тон (в данном случае До). От этого тона строится хроматическая гамма, каждой ступени которой присваивается порядковый номер. В данном случае нота До будет иметь номер 1, До-диез - 2 и так далее. Параметр Filter Template содержит 78 пресетов фильтрации. В пресетах указаны номера нот по сетке, которые нужно удалить. В нашем случае для модуля KARMA, работающего на бас, нужно выбрать пресет, удаляющий пятую ноту в сетке, а для гитарного модуля - двенадцатую.

 
Рис. 7  
   

Наконец, самое интересное - ладовое преобразование. Проще всего показать его на примере. Предположим, параметр Note Type имеет значение Chromatic. Тогда, если вы нажмете клавишу До, в памяти будет сгенерирована хроматическая гамма от ноты До. Предположим, что нам хроматика не нужна, а нужен звукоряд натурального До мажора. Выбираем в Filter Template пресет вида {2, 4, 7, 9, 11}, который убирает из серии нот все ступени, не имеющие отношения к До мажору. Если теперь нажать клавишу Ре, то процесс фильтрации повторится, и мы получим звукоряд натурального Ре мажора. Все это будет работать до тех пор, пока вы не сделаете активным параметр Filter Fixed. Этот параметр "замораживает" пресеты из Filter template на первой строке сетки, то есть какую бы ноту вы не нажали, фильтрация будет происходить по ноте До. Для наглядности приведу рисунок, на котором работает пресет {2, 4, 7, 9, 11} в режиме Filter Fixed. Ноты, подлежащие удалению из серии, затемнены (рис. 8).

 
Рис. 8  
   

При нажатии клавиши Ре будет построена серия из нот Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До. А это не что иное, как дорийский лад с тоникой Ре. Нажатие клавиши Ми даст фригийский лад с тоникой Ми. Нажатие Фа - лидийский с тоникой Фа. И так далее... Говоря языком теории музыки, мы получим натуральные автентические лады на квинтовом ряде от ноты Фа. Но на этом натуральные лады не заканчиваются. Если нужен, например, миксолидийский лад с тоникой Ля, то придется залезть в настройки модуля KARMA и включить транспонирование. На какой интервал - с ходу не отвечу, нужно рассчитать.

Выбирая другие пресеты параметра Filter Template при включенном параметре Filter Fixed, можно получить безумное количество различных альтерационных и специфических ладов.

Ритм и длительности
С высотой нот, кажется, разобрались. Осталось выяснить, когда будет звучать нота и сколько времени. За первое отвечает группа Rhythm, за второе - группа Duration.

Паттерн ритма может быть длиной до 32 шагов; в каждом шаге хранится не абсолютный момент звукоизвлечения, а разность таких моментов для предыдущей и последующей нот. Длительность нот определяется в группе Duration. Например, если в паттерне ритма задать восьмые, а в паттерне группы Duration - шестнадцатые длительности, то получится, что на каждую восьмую долю звучит шестнадцатая нота, то есть эффект стаккато восьмыми (рис. 9).

Рис. 9

В нижней части схемы паттерна ритма есть три дополнительных параметра. Первый, ties rand, позволяет лиговать случайным образом значения двух соседних шагов. Например, в одном из шагов проставлена восьмая длительность, а в соседнем - восьмая с включенной ячейкой ties rand. В результате две ноты могут быть взяты с интервалом в восьмую или в четверть. Параметр ties abs делает то же самое, только интервалы лигуются всегда. Параметр no bend связан с автоматическим генерированием изменений высоты тона (см. раздел "Другие группы", группа Bend). Если шаг паттерна в ряду no bend пустой, то высота нот, звучащих во время этого шага, будет меняться в зависимости от настроек группы Bend. Чтобы запретить данный эффект, нужно "включить" ячейку шага.

Есть группа параметров, с помощью которых значения паттерна можно умножать или делить. Например, для того, чтобы ровные восьмые превратились в восьмые триоли, нужно установить параметр Straight/Trip Mults в 68%. Возможно произвольное изменение длительности шагов от 1 до 800%, что открывает простор для экспериментов в области полиритмии.

Группа параметров Swing позволяет настроить длительности, подлежащие свингованию, степень смещения нот, а также способ взаимодействия параметров умножения/деления ритмического шаблона с параметрами свингования.

Наконец, параметр Humanize. С его помощью можно задать максимально время ритмического смещения (в миллисекундах), которое будет допускать KARMA при воспроизведении нот, что придаст звучанию "человеческий" характер.

Паттерн группы Duration идентичен только что описанному, за исключением того, что в нем отсутствует параметр no bend. Продолжительность звучания нот зависит как от паттерна, так и от режима, в котором находится группа Duration.

В режимах Poly Extend, Poly Extend/Damped и Mono Extend сначала проверяется паттерн ритма. Если значение шага в паттерне Duration меньше того, что в паттерне ритма, то оно и берется за основу. Если больше, то происходит вот что. В режиме Poly Extend ноты выдерживаются до тех пор, пока не будут противоречить новым "поступлениям" из Note Series. Например, если взять на клавиатуре До мажорное трезвучие, а во время его звучания - До минорное, то будет снята только нота Ми, а вместо нее зазвучит Ми-бемоль. Остальные ноты (До и Соль) будут залигованы, подобное голосоведение в гармонии называется косвенным. В режимах Poly Extend/Dumped и Mono Extend все три ноты будут сняты, а затем взяты снова. Еще есть два режима, где за основу берется паттерн длительностей, но его значения умножаются на коэффициент, который может быть темпозависимым или абсолютным.

Есть также режимы, в которых паттерн не используется. В режиме Timed все ноты имеют одинаковую длительность, заданную в миллисекундах и не зависящую от темпа. В режиме Rhythm Overlap в качестве длительности нот используются значения паттерна группы Rhythm, но с поправкой. Эта поправка задается в миллисекундах; если она больше нуля, то последовательные ноты или кластеры перекрываются, если меньше - отделяются друг от друга на величину поправки. Так как паттерн ритма темпозависимый, а поправка - нет, получается, что при разном темпе ноты будут то накладываться друг на друга, то отделяться большими промежутками. Даже представить не могу, где такой эффект можно применить на практике.

Режим Rhythm выглядит в этом плане более реальным: за длительность ноты берется текущее значение из паттерна ритма, умноженное на какой-либо коэффициент.

Стадия вторая
Группа Index управляет порядком извлечения нот из памяти, а также тем, какие именно ноты группировать в интервалы и аккорды. Логично предположить, что для этой цели также используется паттерн.

У каждой ноты в Note Series есть свой номер (или индекс), но паттерн не использует его напрямую. В паттерне хранится приращение индекса последующей ноты по отношению к индексу воспроизводимой. Положительные и отрицательные значения приращения позволяют перемещаться по нотам в обе стороны, а значение "0" повторяет ноту. Паттерн может иметь длину до 32 шагов, а приращение индекса на каждом шаге - от -7 до +7 (рис. 10).

Рис. 10

Предположим, что модуль GE сгенерировал в группе Note Series секундаккорд второй ступени в тональности До мажор, в тесном расположении в пределах октавы. То есть в памяти последовательно сформировались ноты До, Ре, Фа, Ля. Для того, чтобы получить гармоническую фигурацию верхних голосов при удержанной басовой ноте, достаточно задать паттерн {1, 1, 1, -2}. Тогда сначала будет воспроизведена нота До, затем Ре, Фа и Ля (приращение индекса на 1), а затем снова Ре (возвращение на два шага назад), Фа, Ля и так далее. Конечно, это простой пример.

Иногда настройки в группе Note Series могут привести к созданию в памяти очень длинной серии нот. Если это нежелательно, то можно сократить диапазон, из которого будут выбираться ноты для воспроизведения. Настройка выполняется с помощью параметров Beginning Offset и End Offset группы Phase.

Можно также изменить общее направление перемещения по памяти. В группе Phase есть параметр Direction. Если он имеет значение Forward, то приращение в паттерне индекса прибавляется к текущему номеру ноты, если Backward - вычитается из него.

Выбирать ноты из памяти KARMA может не только с помощью паттерна индексов, но еще двумя способами. Первый - Random Walk, генерирует случайный паттерн индексов "на лету", руководствуясь тем максимальным приращением индекса, которое вы сами зададите. Получается неплохая импровизация, но не бесконечная, а способная повторять "удачные" элементы несколько раз, как обычно и бывает в реальной жизни.

Второй способ воспроизведения нот - Random, выбирает ноты тоже случайно, но, по заверениям многих музыкантов, делает это не так глупо, как большинство арпеджиаторов, а с "врожденным чувством прекрасного".

Мы выяснили, что происходит в группе Index в принципе. Но когда именно происходит переход к очередному шагу паттерна и звучит нота? Как формируются созвучия и аккорды? Для ответа на эти вопросы нужно сначала выяснить, что такое группа Cluster.

А группа эта содержит паттерн, в каждом шаге которого записано, сколько звуков нужно одновременно воспроизвести при наступлении очередного ритмического события. Кластеры в GE могут содержать от одного до десяти звуков, а сам паттерн кластера может быть длиной до 32 шагов (рис. 11).

Рис. 11

Группы Cluster и Index постоянно взаимодействуют друг с другом: первая сообщает, сколько нот одновременно воспроизвести, вторая - какие именно ноты воспроизвести.

Поясню на примере. Предположим, что паттерны обеих групп состоят из одних единиц. При наступлении ритмического события модуль GE переходит к очередному шагу паттерна группы Cluster, который сообщает: "нужно воспроизвести одну ноту". Какую? Ту, на которую указывает текущий шаг в паттерне группы Index. В результате, при взятии, например, большого мажорного септаккорда от баса До, получится арпеджио, показанное на рисунке 12.

Рис. 12

Сложнее обстоит дело, когда паттерн группы Cluster имеет, например, такой вид: {3, 1, 1, 3, 1, 2}. Здесь есть два варианта. Первый - продвигаться по паттерну группы Index на один шаг, захватывая столько смежных нот из памяти, сколько указано в паттерне Cluster. В результате получится довольно интересное мелодико-гармоническое изложение аккорда из предыдущего примера (рис. 13).

Рис. 13

Второй вариант - продвигаться по Index-паттерну после каждой ноты в кластере. Получится показанное на рисунке 14. Оба варианта можно выбрать в параметре Cluster Mode группы Index. Первый называется Single, второй - Multi.

Рис. 14

Для имитации гитарного боя в группе Cluster предусмотрен параметр Strum. Он задает время, в течение которого будут разбросаны моменты звукоизвлечения разных нот кластера. При одном и том же значении времени кластер, состоящий, например, из трех нот, будет звучать более разряженно, чем кластер из шести нот. А если время задать довольно большое, то гитарный бой превратится в арпеджио. Если последовательность кластеров воспроизводится быстро, то подобные арпеджио не успевают отыграть в "одиночку" и накладываются друг на друга. Это создает эффект смешения ладовых функций аккордов, когда, например, на все еще звучащий в гармоническом изложении доминантсептаккорд накладывается тоническое трезвучие. Звучит довольно необычно.

Другие группы
Последовательность нот можно считать законченной только тогда, когда будет задана динамика. В группе Velocity есть несколько режимов реакции на динамику входных данных, в зависимости от режима будет меняться динамика генерируемых нот. Основу группы составляет паттерн, в котором хранятся приращения динамики на конкретном шаге. Приращения берутся с отрицательным знаком, поэтому выскочить за допустимый в MIDI диапазон (127) очень сложно.

Группа CC генерирует сообщения контроллеров (MIDI Control Change) для каждой ноты или кластера. Также используется паттерн и множество способов обработки данных паттерна.

Параметры группы Bend совместно с параметрами групп Phase и Rhythm позволяют управлять автоматическим изменением высоты тона, то есть генерировать сообщения звуковысотного колеса.

Группа Direct Index позволяет выбирать для воспроизведения любые ноты из тех, что сгенерированы, с помощью любого контроллера на передней панели инструмента. Например, "пробегая" джойстиком по группе Note Series, можно получить изумительное глиссандо, послушное каждому движению рукоятки. А еще можно двигать джойстик в двух измерениях одновременно...

Каждый генерируемый эффект имеет три огибающих, с помощью которых можно воздействовать на группы параметров, например, изменять кривую нарастания/спада динамики, ускорять или замедлять темп генерирования нот, формировать законы изменения MIDI-контроллеров. Всем этим сложным процессом заведует группа Envelope.

Очень сильная сторона технологии KARMA - усовершенствованный механизм эффекта MIDI Delay. Этот эффект состоит в том, что задержка выполняется не с помощью процессора, обрабатывающего аудиосигнал, а путем дублирования нот в секвенсоре с некоторым интервалом и уменьшенной динамикой. При обычном подходе к созданию такого эффекта возникают проблемы с полифонией - она заметно уменьшается. Технология KARMA избавляет от этой проблемы и предлагает такие вещи, как отслеживание изменений темпа с автоматическим изменением времени задержки нот, возможность транспонирования задержанных нот на интервалы, не противоречащие гармонической структуре аккорда, избирательная задержка - только для тех нот, которые попадают в заданный динамический диапазон. Все это настраивается в группе Repeat.

Наконец, группа ударных (Drum Group). Она содержит три паттерна, которые могут независимо настраиваться и одновременно зацикливаться. Каждый паттерн может быть длиной до 64 шагов и содержать семь разных по высоте звуков, причем необязательно ударных. Если нужна мелодическая конструкция, более фиксированная в "пространстве и времени", чем группа Note Series, то такие паттерны подойдут как нельзя лучше. Несмотря на то, что группа ударных работает в режиме Generated Drum, паттерны группы Index, Cluster и Velocity продолжают свою деятельность и могут оказывать влияние на паттерны ударных (настройки выполняются в группе Phase). Это позволяет значительно оживить звучание, придать эффект, не похожий на эффект воздействия вероятностных параметров.

Впечатления
Вполне естественно, что основной предмет моего любопытства составляла функция KARMA. Звуковая палитра Тритона в чистом виде меня не особенно интересовала, поэтому первое, что я сделал, - начал прослушивать пэтчи, нажимая кнопку KARMA. Признаюсь, что от этого занятия было не оторваться - знакомые пэтчи звучали так, как будто их исполнял волшебник, знающий, как преподнести пэтчи максимально эффектно. При игре на клавиатуре создавалось впечатление, что управляешь виртуозными музыкантами, которые понимают тебя с полуслова. Не успел подумать о том, "как хорошо звучало бы здесь глиссандо", - пожалуйста, вот и оно. Не хочу одушевлять электронику, но совершенно точно - Karma имеет вкус и чувство стиля.

Вращение регуляторов в секции KRTC влияло на звук кардинально. Я даже не могу сказать определенно, какие параметры при этом менялись, по-моему, все в разной степени - акценты, ритм, динамика, панорама, контроллеры и эффекты. Изменялось направление перемещения мелодической линии, баса, появлялись синкопы, задержания, гармоническое ядро то обрастало аккордами сложной структуры, то обнажалось до неприличия.

Я проделал такой тест: в режиме Combi выбрал один из перфомансов, нажатием пэда запустил функцию KARMA, включил магнитофон на запись и ушел на полчаса. При прослушивании того, чем развлекала себя Karma в течение получаса, я не обнаружил ни одного сколько-нибудь повторяющегося фрагмента - электронная импровизация звучала бодро, разнообразно и не наскучивала после нескольких прослушиваний.

Для демонстрации работы функции KARMA я записал несколько звуковых примеров. Первый и самый простой - major-third-simple (70,3 Кб), одиноко звучащая большая терция (режим Combi, пресет A016, Earthy Groove). Следующие три примера записаны с включенной функцией KARMA и разным положением ручек в секции KRTC: major-third-karma 1 (99,3 Кб), major-third-karma 2 (113 Кб) и major-third-karma 3 (132 Кб). Вращение ручек отразилось на ритмическом рисунке, акцентах, развертках фильтра, способах панорамирования и задержки.

Затем я сыграл простенькое гармоническое построение (пресет A002, KARMA Orchestra) с отключенной функцией KARMA - string-orch-simple (183 Кб), рис. 15.

Рис. 15

При нажатии кнопки KARMA те же входные данные привели к следующему результату: string-orch-karma (189 Кб), рис. 16.

Рис. 16

Я думаю, любой профессиональный композитор, глядя на второй вариант, усомнится, что его могла сгенерировать машина. Во-первых, обращает на себя внимание ритмическое преобразование: в первом, третьем и пятом тактах вместо "картошек" в басу, теноре и альте появляются характерные ритмические фигуры, которые хорошо поддерживают динамику развития. Партия сопрано делает это еще более убедительно, в ней шестнадцатые разбавлены восьмыми, кое-где с арпеджио. Во-вторых, несколько обогатилась гармоническая основа построения: в пятом такте в сопрано грамотно сгенерировано задержание, а под конец тоническое трезвучие превращено в септаккорд, причем довольно "в тему". Диссонантность новообретенной большой септимы в заключительном аккорде значительно смягчена тем, что аккорд взят приемом стаккато. Наконец, особый колорит звучанию придает задержка с динамическим панорамированием отводов.

Идем дальше, слушаем, как звучит Karma в миксе. Я сделал два файла - тему с вариацией. Для темы использован пресет A016, Earthy Groove (mix-karma1, 477 Кб), для вариации - A019, Techno'n'Hip (mix-karma2, 441 Кб). При этом на клавиатуре я играл только мелодию, все остальное - заслуга технологии KARMA.

Под конец я совсем обленился, выбрал самый первый пресет в режиме Combi (A000, Voice of KARMA), включил функцию KARMA и нажал в басу Фа-диез. Результаты можно услышать в файлах mix-voice-of-karma-init1 (537 Кб) и mix-voice-of-karma-init2 (283 Кб). Первый файл получен с положением ручек KRTC по умолчанию, второй - с вращением ручек. В обоих случаях довольно бодро обыгрывается тональность Фа-диез мажор.

Теперь подробнее о звуках. Больше всего мне понравились синтетические подклады (из категории MotionSynth) - они буквально оживают под пальцами. По отзывам многих музыкантов, звучание этих подкладов с функцией KARMA оставляет позади даже такой заслуженный в этом плане инструмент, как Korg Wavestation. Также бесподобно звучат пресеты из категорий LeadSplits, Complex & SE и Synth. Оркестровые группы тоже довольно убедительны. Особенно в этом плане выделяются струнные ансамбли (послушайте пример string-orch-karma). А вот звучание духовых инструментов мне не очень понравилось, даже с функцией KARMA. Фортепиано же показалось каким-то глуховатым, привычная яркость этого инструмента появлялась только при максимальных значениях динамики.

Гитары, как и в Тритоне, великолепны, имитация гитарного боя весьма и весьма натуральна. Имитация звукоизвлечения на других инструментах тоже звучит по-взрослому, особенно глиссандо арфы. Но все же, на мой взгляд, такого рода имитации - очередной модный эффект, которому уготована недолгая жизнь. При наличии хороших гитаристов с хорошим оборудованием я бы, не раздумывая, отказался от электронных партий Кармы.

Про басы ничего хорошего или плохого сказать не могу. Но для современной танцевальной музыки, на мой взгляд, есть более привлекательные варианты.

Звучание ударных мне откровенно не понравилось. Пластмассовые они какие-то и зажатые. Нет ни упругости, ни рельефности, все звучит очень однообразно и иногда даже по-детски. В студийной работе я бы воспользовался этими ударными только в крайнем случае. Чего не могу сказать об аранжировке ритм-секции, полученной с помощью функции KARMA. При подстановке в нее нормальных семплов все будет звучать "на ура".

К сожалению, мне не удалось послушать платы расширения. Такие платы, как EXB-MOSS, Future Loop Construction и Dance Extreme, могут как раз закрыть узкие места в звуковой палитре инструмента.

Теперь другая беда - фильтры. По сравнению с Тритоном здесь не изменилось ничего - все та же дискретность и неприятный свист при больших значениях резонанса. Наиболее отчетливо данный эффект проявляется на басах, гораздо в меньшей степени, почти нейтрализуется - в подкладах. Звуковые примеры демонстрируют работу фильтров инструмента: filter-bass-average (137 Кб), filter-bass-poor (127 Кб), filter-bass-bad (145 Кб) и filter-pad-good (386 Кб).

Работа с секвенсором мне показалась гораздо менее удобной, чем в Тритоне, в основном, из-за маленького дисплея. В секвенсоре инструмента есть один подводный камень: при записи нескольких дорожек одновременно доступная память секвенсора делится на 16, да еще пополам для обеспечения функции Undo. Поэтому из 200000 событий на одну дорожку остается чуть больше 6000, а это при использовании функции KARMA очень мало. При выходе за границы памяти все предыдущие записанные данные стираются без предупреждения. Это весьма серьезный недостаток операционной системы, который, я надеюсь, будет устранен в ее новых версиях.

В завершение обзора хочется сказать пару слов относительно самой технологии KARMA.

Я очень приветствую технический прогресс во всех его проявлениях. Технология KARMA, безусловно, - большое достижение музыкальной индустрии, но для полноценного использования она требует погружения в математико-алгоритмическую бездну, что не доставляет большой радости музыкантам, а чаще всего их просто отпугивает. Число музыкантов с математическим складом ума невелико - большинство творческих людей очень далеки от "нулей и единиц" при создании музыки. Мне кажется, что место технологии KARMA - не в создании аранжировки от начала и до конца, а в генерировании эффектов, которые будут применяться эпизодически, в качестве "изюминки" композиции. Основные же идеи должны исходить от человека.

Компания Karma Lab объявила о начале акции по модернизации рабочей станции Karma. Акция будет состоять из нескольких этапов: выпуск программного обеспечения под названием KARMA MW, выпуск операционной системы второй версии, изменения в платах расширения. Для первого этапа определены сроки: конец апреля - начало мая. Распространяться обновления будут по каналам Korg.

Программное обеспечение KARMA MW будет выпущено одновременно для платформ PC/Mac и позволит редактировать все внутренние параметры пресетов GE, а также создавать собственные пресеты. Будет возможен импорт стандартных MIDI-файлов и преобразование их в набор параметров GE, так же как импорт данных арпеджиатора Triton.

Операционная система второй версии позволит загружать паттерны GE с дискет или посредством MIDI SysEx. Функция Freeze Randomize позволит фиксировать любые фразы, сгенерированные инструментом, и использовать их параметры в качестве шаблона для новых фраз. Улучшения коснутся также записи и редактирования в секвенсоре, взаимодействия с внешними секвенсорами. Заявляется об исправлении ошибок, отмеченных пользователями в первых версиях системы.

В настоящее время ведется работа по перепрограммированию плат расширения EXB-PCM с целью их более тесной интеграции с технологией KARMA. Первыми планируется выпустить обновленные платы Dance Extreme (EXB-PCM04) и Vintage Archives (EXB-PCM05).

Сообщается также о выходе коллекции звуков, специально предназначенной для Karma, под названием "Chemistry Volume 1 - Grooves & Inspiration". В создании коллекции принимал участие известный дизайнер Paul Osborn. Каждая комбинация (а всего их 64) использует четыре модуля GE и рассчитана на интенсивную работу с органами управления реального времени (KRTC), с джойстиком и другими контроллерами. Коллекция содержит грувы и мелодические текстуры самых разных стилей и направлений - от Dance/Trance/Techno до Ambient Pads & Special FX. На сайте Karma Lab (www.karmalab.com) есть бесплатные примеры комбинаций, используемых в новой коллекции, и звуковые примеры в формате MP3.

Полезные ссылки. Форум, где можно задать вопрос разработчику KARMA, и получить на него компетентный ответ: http://groups.yahoo.com/group/korgkarma. C музыкальным творчеством участников этого форума можно ознакомиться по адресу www.mp3.com/stations/karmaradio. Ресурсы для пользователей инструментов Тритон, включая пэтчи для Кармы, - www.tritonhaven.com.

Заключение
Настало время ответить на вопрос - для кого этот инструмент. Позволю себе разделить возможных пользователей синтезатора Karma на три категории.

Первая - профессиональный композитор. Такому человеку функция KARMA, скорее всего, не даст ничего. Его пальцы исполняют то, что задумала голова, а не наоборот. Он слышит внутренним слухом партию каждого инструмента еще до того, как коснется клавиатуры. И никакие электронные помощники, предлагающие даже самые потрясные идеи, ему не нужны - у него своих идей полно. Подозреваю, что функцию KARMA профессиональный композитор просто отключит.

Вторая категория пользователей - натуры творческие, но не одаренные настолько, чтобы писать партитуру "из головы". Они с энтузиазмом воспримут свежую идею, подкинутую модулем GE, и с удовольствием послушают обработку своей собственной. Они не поленятся изучить хотя бы некоторые параметры, влияющие на поведение "электронного композитора" инструмента. При живом выступлении они нарулят вам такое, что закачаетесь. В общем, это их инструмент.

Третья категория - "токари у станка", для которых рабочая станция с такими возможностями - новый инструмент для зарабатывания денег. Я имею в виду аранжировщиков, которые будут сыты готовыми пресетами GE и довольны тем, что для получения продукта приемлемого качества можно затратить так мало усилий.

Выражаем благодарность фирме A&T Trade Санкт-Петербург, тел. (812) 279-45-87, за предоставленное устройство.

Korg Karma 1850$
Korg EXB-PCM 01 - Pianos/Classic Keyboards 149$
Korg EXB-PCM 02 - Studio Essentials 149$
Korg EXB-PCM 03 - Future Loop Construction 149$
Korg EXB-PCM 04 - Dance Extreme 149$
Korg EXB-PCM 05 - Vintage Archives 149$
Korg EXB-PCM 06/07 - Orchestral Collection 299$
Korg EXB-MOSS 420$
A&T Trade

  Оценка статьи
Посещений: 46263 | Проголосовавших: 79 | Средняя оценка: 4.0

   

  Комментарии
05.03.03 15:16
Gordon
Обалденная вещь - советую всем! Недавно на ней немного полобал и такое впечатление - играл на неземном инструменте. :-О

13.05.03 18:08
druid
ага,обалденная вещь, только в микс не садится вообще, все приходится резать, он только соло хорошо звучит,а так.....лучше для пэдов взять старый korg wavestation -вот инструмент на века!!!!! только жаль....сняли его с производства.....

27.09.03 22:00
-=SGA=-
Как это он в микс то не садится? Это какой же микс надо иметь, чтобы там тритон не уместился? Роланды - вот тех надо усаживать, но с тритоном - никаких проблем!!!

01.10.03 13:43
MusicTaras
Syyper Aparat!Rabotau yzge pol goda- nenaradyus' !!!! Sovetyu vsem !!!!

21.09.06 18:59
Fedor
Спасибо Вам за статью Александр. Четко, ясно и понятно изложили достоинства и недостатки инструмента.

20.03.07 23:39
ZEF
Cудя по статье с подведённой под основу теоретической базы. Стоит попробовать. Хотя на текуший момент, наверное что то более новое придумали.

17.04.07 17:00
дБ
А интересно, есть ли что-то отдаленно напоминающее Карму в мире софта?

12.10.07 07:12
Ярослав Соколов
а функция судьба бывает?)))

23.07.08 23:18
Сергей
звук у нее плоский как стекло... не круглый а плоский... а жаль... да и рулится слабоватенько... скажу тоже что в микс плохо садится

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА