Начало
 
 


Синтезаторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Clavia Nord Lead 3

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
декабрь 2001

Сегодня шведскую фирму Clavia знает любой музыкант, следящий за развитием новых технологий. Шутка ли - взять и устроить "виртуальную аналоговую" революцию в той области, где законодателями мод считались совсем другие производители. Ведь до 1995 года эта фирма занималась производством лишь электронных ударных ddrum. Однако в 1995 все изменилось. Clavia выпустила "виртуальный аналоговый" синтезатор Nord Lead, и сразу попала в число лидеров мирового синтезаторостроения, обойдя таких монстров, как Roland, Yamaha и Korg. В Nord Lead впервые в мире было использовано цифровое моделирование процессов звукообразования, происходящих в аналоговых синтезаторах. Но самое главное, звук новинки действительно был близок к аналоговому. Плюс к этому - все преимущества цифровой техники: стабильность строя, MIDI-интерфейс, возможность записи изменения данных от регуляторов в секвенсор и многое другое.

Nord Lead был построен по классической схеме звукообразования аналоговых инструментов: два осциллятора (по три формы волны у каждого, плюс шум у второго осциллятора), которые могли модулировать друг друга (двухоператорный FM-синтез). Также имелись модуляция ширины импульса у второго осциллятора, кольцевая модуляция и синхронизация осцилляторов. Синтезированный сигнал проходил через резонансный фильтр (НЧ - 24 и 12 дБ/октава, ВЧ - 24 дБ/октава) и усилитель с ADSR-огибающей. Для модуляции всех элементов синтеза в наличии имелись два генератора низкой частоты и генератор огибающей (AD). Инструмент обладал четырехчастной мультитембральностью и полифонией в четыре ноты, которая за дополнительные деньги расширялась до 12 нот. В памяти находились 99 пэтчей и 10 наборов ударных. Также имелись функции полифонического легато, портаменто и унисона. Последняя функция здорово уплотняла звучание, но при этом вдвое уменьшалась реальная полифония. Существовала и рэковая версия инструмента.

Мировое музыкальное сообщество очень быстро оценило Nord Lead. В числе его пользователей значатся такие люди, как Jean-Michel Jarre, Trent Reznor (Nine Inch Nails), Michael Beardon (Madonna), Morris Hayes (Prince), Tim Carmon (Eric Clapton World Tour '98), Mike Oldfield, Toby Smith (Jamiroquai); а также группы U2, Apollo 440, Autechre, Scooter, The Prodigy, Massive Attack, Moloko, Lamb, Underworld, Front 242, Antiloop и еще несколько десятков менее известных групп, исполнителей и продюсеров (полный список пользователей есть на сайте производителя). А западная профессиональная пресса переполнилась восторженными отзывами об этом синтезаторе. Вот, например, выдержка из статьи журнала Keyboard (февраль 2000 года) о записи альбома "Fragile" группы Nine Inch Nails: "Trent использовал Nord Lead практически в каждой песне. И не только для солирующих звуков или синтетических басов. Конечно, мы использовали и Sequential Prophet VS, и Oberheim Xpander, и Minimoog, и Novation Bass Station, но Nord Lead был первым синтезатором, к которому подходил Trent в начале каждого нового этапа работы". Или еще пример из интервью группы Massive Attack журналу Mix (октябрь 1998 года): "Nord Lead великолепен, так как он поощряет к различным экспериментам". А вот отзыв продюсера альбома "Pop" группы U2 Howie B (журнал Sound On Sound, июль 1997 года): "Я также использовал Nord Lead вместе с блоком аналоговых фильтров и с Oberheim Echoplex для добавления задержки. Nord просто сиял на альбоме - это фантастический синтезатор. Аналоговый звук и цифровое управление - это очень здорово".

Но Clavia не остановилась на достигнутом. В 1997 году появились синтезатор Nord Lead 2 и его рэковая версия. По сравнению с базовой моделью в новинке до 16 голосов увеличилась полифония, у осцилляторов появились новые формы волны, а также некоторые новые возможности (например, синхронизация первого осциллятора с генератором шума). Фильтр дополнился дисторшном и функцией отслеживания клавиатуры (Keyboard Tracking), а матрица модуляции стала более развитой. Кроме этого, Nord Lead 2 получил четыре независимых выхода. Вторая версия синтезатора также активно использовалась создателями современной музыки. И вот, совсем недавно фирма Clavia представила Nord Lead 3. В отличие от первых двух моделей, этот инструмент называется Advanced Subtractive Performance Synthesizer - расширенный субтрактивный исполнительский синтезатор. Что это все означает, мы попытаемся разобраться далее.

Панели
Nord Lead 3 имеет стандартный для фирмы Clavia дизайн: красный металлический корпус, темно-фиолетовое обрамление органов управления и четырехоктавная динамическая клавиатура с послекасанием (рис. 1). Верхняя панель инструмента условно разбита на левую и правую секции. Первая предназначена для доступа к системным функциям инструмента, управления пэтчами, включения глобальных опций и других подобных действий. А в правой секции находятся органы управления синтезом.

 
Рис. 1  
   

В центре левой секции находится небольшой (две строки по 16 символов) жидкокристаллический дисплей. Выше него - четыре кнопки, переключающие режимы отображения информации (мастер-темп, MIDI, настройки синтезатора и настройки конкретного пэтча). Если ни одна из этих кнопок не нажата, то на дисплей выводится название текущего пэтча (всего в синтезаторе есть восемь банков по 128 пэтчей). Ниже дисплея - четыре кнопки переключения "слотов". В терминологии Clavia так называются традиционные "части", соответствующие четырем MIDI-каналам. В слоты запоминаются пэтчи, и исполнитель при помощи этих четырех кнопок может быстро вызвать нужный звук, а также управлять функциями наложения или разделения звуков на клавиатуре (об этих функциях чуть позже). По умолчанию активен первый слот и на дисплей выводится название присвоенного ему пэтча. Для того, чтобы сменить пэтч в слоте, достаточно повернуть небольшое колесо ввода данных (оно находится слева от дисплея) или воспользоваться четырьмя кнопками под общим названием Navigator (расположены чуть выше колеса). А справа от дисплея находятся кнопки сохранения результатов редактирования, включения режима Performance и включения режима разделения клавиатуры. Все эти органы управления выделены в левой секции темно-фиолетовой рамкой.

В верхней части левой секции расположен глобальный регулятор громкости, органы управления арпеджиатором, вибрато, функциями Glide (портаменто) и Unison (дублирование нот с небольшой расстройкой для уплотнения звучания), а также режимами использования голосов инструмента (поли/моно и приоритеты нот в монорежиме). Кстати говоря, у Nord Lead 3 режим Unison не уменьшает полифонию. В нижней части левой секции находятся колесо модуляции, деревянная "трость" (stick) сдвига высоты тона, кнопки сдвига октав клавиатуры, запоминания аккордов и "непрерывного звучания" (KB Hold). А также кнопка активизации модулирующих устройств (педаль экспрессии, колесо модуляции, "трость" сдвига высоты тона). Рядом практически со всеми кнопками левой секции находятся светодиодные индикаторы, показывающие их статус (включено/выключено).

Правая секция верхней панели начинается с кнопок группы Morph Assign. Эта функция - одна из "изюминок" Nord Lead 3, и о ней мы подробно поговорим далее. Левее этой группы находятся регуляторы и кнопки управления синтезом. Каждый из элементов синтеза выделен специальной рамкой. Всего таких "рамок" семь: LFO 1, LFO 2, Mod Env, Osc1/Osc2, Amp Env, Filter и Output. Регуляторы, которые находятся в этих рамках, имеют светодиодные индикаторы текущего значения. Это очень удобно, так как даже в полной темноте можно быстро составить представление о том, что делается с синтезатором. Рядом с большинством кнопок также есть небольшие светодиодные индикаторы, на которых отображается текущий режим. То есть кнопки работают по принципу переключателей. В группе осцилляторов также есть маленький светодиодный дисплей, на который выводится значение расстройки второго осциллятора.

На задней панели инструмента расположены четыре выхода на джеках, три MIDI-разъема (In, Out, Thru), входы для подключения педалей сустейна и экспрессии (Control Pedal), выход для наушников (джек), сетевой разъем и кнопка включения питания.

Синтез звука
Итак, что же означает "расширенный исполнительский субтрактивный синтезатор"? Со словом "исполнительский" мы разберемся в следующем разделе. А всем остальным займемся сейчас.

Страшное слово "субтрактивный" означает, что Nord Lead 3 построен по классической схеме синтеза звука, как и множество других аналоговых и математических инструментов. А вот слово "расширенный" добавляет к этому четырехоператорный FM-синтез, а также возможность синхронизации осцилляторов с двумя дополнительными "скрытыми" (hidden) осцилляторами. В классических инструментах при синхронизации двух осцилляторов звучит только один из них (второй используется для обнуления циклов работы первого). А вот в Nord Lead 3 можно при помощи синхронизации добавлять новые гармоники к сигналам как первого, так и второго осцилляторов, смешивать полученные сигналы, да еще дополнительно модулировать первый осциллятор вторым! Это уже действительно что-то новенькое. По крайней мере, подобных возможностей я не встречал еще ни в одном инструменте.

Посмотрите на рисунок 2. На нем показана структурная схема Nord Lead 3. Итак, у нас есть два осциллятора (OSC 1 и OSC 2 на рисунке), и у каждого из них - свой "скрытый" дополнительный осциллятор. Сигналы осцилляторов смешиваются в микшере и далее проходят через фильтр и усилитель. У двух последних есть свои собственные генераторы огибающей (ENV на рисунке). Два генератора низкой частоты (LFO 1 и LFO 2) и генератор огибающей (MOD ENV) могут модулировать любой из элементов синтеза, за исключением "скрытых" осцилляторов. Блок Modulation Control нужен для расширения возможностей модуляции. С его помощью можно создавать хитрые эффекты звучания при участии как "скрытых", так и основных осцилляторов (подробней - далее).

 
Рис. 2  
   

Оба осциллятора управляются в реальном времени с панели инструмента (рис. 3). Переключателем Waveform первого осциллятора можно выбрать форму волны. Помимо классических пилообразной, треугольной, прямоугольной и синусоидальной волн, а также шума, у первого осциллятора есть так называемая "двойная синусоида". Она образуется путем наложения на базовую синусоиду еще одной, на октаву ниже. Такая составная волна при модуляции ведет себя несколько иначе обычной синусоиды и звук получается весьма интересным, особенно при частотной модуляции.

Рис. 3

Ниже кнопки выбора формы волны расположен регулятор Shape 1. В обычном режиме он позволяет несколько видоизменять базовую волну. Например, на рисунке 4 показано, что происходит с треугольной волной, когда вы поворачиваете этот регулятор.

Рис. 4

Но если включается режим синхронизации первого осциллятора со "скрытым" осциллятором, то регулятор Shape 1 начинает управлять частотой скрытого осциллятора и, соответственно, количеством гармоник, добавляемых к основной волне. Особым образом этот регулятор взаимодействует с шумом. В обычном режиме он управляет частотой среза специального "шумового" фильтра (НЧ 12 дБ/окт). А в режиме синхронизации происходит довольно занятная вещь (рис. 5). На слух это воспринимается как очень противный звук, близкий к звуку электродрели, которым можно играть чрезвычайно противные соло в каком-нибудь индустриальном опусе. Если выбрана синусоида или "двойная синусоида", то переключение во второй режим называется уже не "синхронизация", а "классический двухоператорный FM-синтез".

Рис. 5

Второй осциллятор имеет более развитые органы управления. Помимо переключателя формы волны и регулятора Shape 2, у него есть регуляторы сдвига высоты тона (Coarse) и расстройки (Fine). Значение сдвига высоты тона показывается на маленьком светодиодном дисплее. Если при помощи переключателя Waveform выбрать шум, то регулятор Fine позволяет переключать режимы встроенного "шумового" фильтра (НЧ, полосовой и ВЧ - все 12 дБ/окт), регулятор Coarse начинает управлять частотой среза этого фильтра, а регулятор Shape 2 - резонансом. Если же выбрать "двойную синусоиду", то второй осциллятор вместе со "скрытым" осциллятором образуют цепочку, показанную на рисунке 6.

Рис. 6

При этом регулятор Fine управляет частотой "скрытого" осциллятора, Coarse - частотой основного, а Shape 2 - уровнем "скрытого" осциллятора. А если переключиться в режим FM, то Shape 2 начинает управлять величиной частотной модуляции. Учитывая, что все органы управления производят MIDI-сообщения, можно с помощью секвенсора и Nord Lead 3 такие сложные модуляции навертеть... Последняя кнопка в секции второго осциллятора - это Partial №. Она выполняет две функции: увеличения "разрешения" регулятора Coarse (значение сдвига высоты может выставляться с точностью 0,5 полутона), а также отключения функции Keyboard Tracking.

Под органами управления осцилляторами находятся регулятор OSC Mod, кнопка Mode, которая определяет режимы его работы, а также регулятор OSC Mix, предназначенный для установления баланса уровней сигналов, поступающих от осцилляторов (рис. 7).

Рис. 7

Внешне все это выглядит вполне невинно, но когда начинаешь знакомиться с режимами модуляции осцилляторов, проникаешься к разработчикам фирмы Clavia искренним уважением. Первый режим называется Distortion Modulation (DM) - это новинка Nord Lead 3. При таком виде модуляции суммарный сигнал с осцилляторов модулируется третьим "скрытым" осциллятором (рис. 8), и полученный в результате амплитудной модуляции сигнал поступает в блок "пикового" дисторшна (искажаются только пики сигнала). В этом случае регулятор OCS Mod управляет частотой третьего "скрытого" осциллятора. В результате получается очень странный эффект. Кроме этого, можно к третьему "скрытому" осциллятору добавить оба LFO и модуляционный генератор огибающей (см. рис. 2) - в этом случае модуляционная синусоида может превратиться в сигнал более сложной формы. На звук все это оказывает непредсказуемое воздействие.

Рис. 8

Второй режим модуляции осцилляторов называется Distortion (Dist). Здесь нет никаких сложностей: суммарный сигнал осцилляторов проходит через классическую перегрузку, а регулятор OSC Mod управляет чувствительностью. Еще один вид, Ring Modulation (RM), тоже несложен - самая обычная кольцевая модуляция. А вот четвертый режим модуляции - это еще одно "ноу-хау" синтезатора. Он называется Filter Frequency Modulation (Filt). В этом режиме у второго осциллятора отбирается сигнал, который используется для модуляции частоты среза (Cutoff) основного фильтра инструмента (рис. 9). Регулятор OSC Mod меняет величину модуляции. По звучанию этот эффект чем-то напоминает овердрайв (в звуке появляется какое-то дополнительное дрожание), но игра формой волны и сдвигом высоты тона второго осциллятора приводит к совершенно жутким "потусторонним" изменениям в звуке, с многочисленными "хлюпаньями" и "завываниями".

Рис. 9

Оставшиеся два режима - FM и DFM - представляют собой вариации на тему частотной модуляции первого осциллятора вторым. DFM расшифровывается как Differential FM - дифференциальная частотная модуляция. На слух она отличается более мягким, "лирическим" звуком, особенно в верхней части звукового диапазона, где классическая частотная модуляция звучит резковато. Отличие FM-сигналов от DFM показано на рисунке 10.

Рис. 10

В обоих случаях регулятор OSC Mod устанавливает величину частотной модуляции. Если же помимо основных осцилляторов задействованы и "скрытые", то мы получаем одну из схем классического четырехоператорного FM-синтеза (рис. 11).

Рис. 11

Суммарный сигнал первого и второго осцилляторов после микшера попадает в фильтр (рис. 12). В верхней части секции фильтра находятся четыре регулятора ADSR-огибающей и ручка EnvAmt, устанавливающая величину модуляции фильтра. Кнопка Velocity включает режим зависимости модуляции фильтра от значения динамики. Также можно включить режим инверсной огибающей. В нижней части секции находятся органы управления самого фильтра.

 
Рис. 12  
   

Фильтр Nord Lead 3 имеет довольно много разных режимов работы. Все они делятся на две группы: Single Filter и Multi Filter. Первая группа - режимы работы обычного фильтра, а вторая - фильтра, у которого есть две частоты среза (на рис. 12 виден регулятор Freq2/Dist, который и меняет вторую частоту среза). Режимы эти взаимоисключающие: если включен Single Filter, то никакого Multi Filter быть не может.

Итак, одиночный фильтр (Single Filter) имеет следующие режимы: Low Pass, High Pass, Band Pass, Band Reject, Classic и Distortion Low Pass. В каждом из режимов можно менять крутизну среза фильтра между значениями 6, 12 и 24 дБ/окт (для этого есть отдельная кнопка). Первые четыре режима совершенно обычны и ничем не отличаются от подобных фильтров других синтезаторов. Classic - это фильтр, имитирующий классический фильтр синтезатора Minimoog (24 дБ/окт). На рисунке 13 показана его характеристика (пунктиром обозначена характеристика стандартного НЧ-фильтра Nord Lead).

Рис. 13

Distortion Low Pass - это еще одна "изюминка" Nord Lead 3. Характеристика этого фильтра показана на рисунке 14.

Рис. 14

Двойной multi-фильтр Nord Lead 3 также имеет шесть различных вариантов работы. Первые четыре - это комбинации традиционных фильтров, включенных параллельно или последовательно (рис. 15). Оставшиеся два - прямой и "инверсный" гребенчатые фильтры.

Рис. 15

Секция усилителя (рис. 16) ничем не отличается от подобных секций других синтезаторов. Здесь находятся четыре регулятора ADSR-огибающей и регулятор уровня сигнала на выходе.

 
Рис. 16  
   

Оба генератора низкой частоты Nord Lead совершенно идентичны (рис. 17).

Рис. 17

Как и в секции осцилляторов, в секциях LFO есть кнопки Waveform, с помощь которых можно выбрать форму волны. Всего волн шесть: пилообразная, треугольная, прямоугольная, случайная, сглаженная случайная и специальная. Последние две волны показаны на рисунке 18. Регулятор Rate позволяет установить частоту генератора в диапазоне от 33,8 секунды/цикл (0,03 Гц) до 523 Гц. Также можно включить режим синхронизации LFO с внутренним значением Clock, или с сигналом Clock, поступающем по MIDI. При этом период волны устанавливается в долях нот (от целой до 1/32 ноты). Регулятор Amount устанавливает величину модуляции. А кнопка Dest (Destination) позволяет направить модуляционный сигнал к месту назначения. С помощью LFO можно модулировать значение частоты обоих осцилляторов, частоту среза и резонанс фильтра (или сразу две частоты, если фильтр работает в мультирежиме), параметры Shape и OSC Mod обоих осцилляторов, а также панораму и амплитуду выходного сигнала (только второй LFO). Помимо основного режима работы, у обоих LFO есть также режимы Env, KBS и Mono. В первом случае (Env) генератор низкой частоты ведет себя подобно генератору огибающей, то есть при каждом нажатии клавиши генератор выдает только один цикл волны. В режиме KBS (Keyboard Sync) каждое нажатие клавиши обнуляет генератор. А в режиме Mono генератор модулирует сразу все ноты, взятые на клавиатуре (а не отдельно каждый голос, как в штатном режиме).

Рис. 18

Модуляционный генератор огибающей (рис. 19) имеет стандартные органы управления: регуляторы Attack, Decay и Amount.

Рис. 19

Как и у LFO, у него есть кнопка Dest, с помощью которой устанавливается конечная точка модуляции. Модулируемые элементы синтеза у него те же самые, что и у LFO, плюс к этому он может модулировать первый генератор низкой частоты. А переключение в режим Repeat заставляет генератор огибающей вести себя подобно LFO (рис. 20).

Рис. 20

Исполнительские возможности
Разработчики фирмы Clavia постарались сделать Nord Lead 3 максимально удобным для работы в реальном времени. Именно поэтому в названии инструмента появилось слово "исполнительский". На синтезаторах других производителей тоже можно в реальном времени крутить разные ручки, разделять клавиатуру на области и накладывать звуки. Но нигде управление этими функциями не сделано настолько удобным и простым. Кроме этого, в арсенале Nord Lead 3 есть и несколько уникальных функций, здорово помогающих во время живой работы.

Итак, ранее уже говорилось о "слотах" - аналогах традиционных "частей" других инструментов. Каждому слоту можно присвоить определенный пэтч и с помощью четырех соответствующих кнопок быстро переключать пэтчи прямо во время исполнения. Если одновременно нажать две или больше кнопок слотов, то включится режим наложения звуков. А нажатие кнопки KB Split делит клавиатуру на две области. Причем в первой области можно использовать наложение первого и второго слотов, а во второй области - третьего и четвертого. Баланс между наложенными пэтчами устанавливается тоже в реальном времени при помощи регулятора Level в секции усилителя. Все эти операции проводятся настолько быстро и удобно, что можно играть правой рукой соло на синтезаторе, а левой управлять наложением звуков, а потом быстро переключиться в режим разделения клавиатуры и левой рукой начать играть аккомпанирующую партию звуком какого-нибудь пэда. Результаты экспериментов в области наложения звуков можно запомнить в одном из 256 перфомансов.

Для расширения исполнительских возможностей предусмотрены еще несколько функций. С помощью кнопки Chord Mem можно запомнить любой аккорд (в виде ступеней от тоники) и извлекать разные аккорды, беря на клавиатуре лишь тонику. Функция Stack работает очень похоже, но здесь можно запомнить несколько любых нот. А кнопка KB Hold позволяет бесконечно долго воспроизводить любые взятые на клавиатуре ноты. Также в Nord Lead 3 есть простенький арпеджиатор. У него четыре паттерна: Up, Down, Up&Down и Random. Можно задавать в октавах диапазон арпеджио и синхронизировать арпеджиатор с внутренним значением MIDI Clock. В последнем случае значение темпа арпеджиатора устанавливается в долях нот (до 1/32) от значения Clock. Функция Glide позволяет делать плавный переход из одной ноты в другую (обычно это называется портаменто). А переключатель режимов голосов (Voice Mode) позволяет имитировать старые одноголосные синтезаторы. При этом можно указать приоритетную ноту - самую высокую или самую низкую.

Но самое главное "секретное оружие" Nord Lead 3 - это группы морфинга (morph group). С их помощью можно назначить сразу несколько параметров синтеза текущего пэтча на один из контроллеров. Причем у каждого из параметров задается область изменения и направление изменения (можно увеличивать значение контроллера, а искомый параметр при этом будет уменьшаться в пределах указанной области). В каждой группе морфинга может быть до 26 параметров, а в качестве контроллеров могут быть использованы сообщения динамики, номера ноты, послекасания, педали экспрессии и колеса модуляции. Одновременно могут работать сразу четыре таких группы. Кстати говоря, светодиодная подсветка органов управления синтезом позволяет очень хорошо видеть, какие регуляторы "вертятся" в той или иной группе мофинга. Группы запоминаются прямо в пэтчи.

Впечатления
Поскольку мне уже были хорошо знакомы два других детища фирмы Clavia - синтезаторы Nord Modular и Nord Lead 2, впечатления о которых сложились самые положительные, я ожидал чего-то подобного и от Nord Lead 3. Ожидания оправдались, но все по порядку.

Первое, что бросается в глаза при подходе к Nord Lead 3 - это светодиодные индикаторы положения регуляторов, управляющих синтезом звука. Работать с ними действительно очень удобно и наглядно. Регуляторы слегка сопротивляются руке и хорошо чувствуются. Клавиатура синтезатора совершенно обычная и чем-то напоминает клавиатуры синтезаторов фирмы Roland (разве что пожестче). А вот "трость" сдвига высоты тона жесткая, и к ней надо привыкать.

Очень мне понравилась система "слотов". Она действительно проста и наглядна. Уже через несколько минут после распаковки инструмента я вовсю щелкал кнопками переключения "слотов", накладывал звуки один на другой и экспериментировал с вариантами разделения клавиатуры. При игре басовых партий очень кстати оказалась функция Stack - с ее помощью легко получить бас-лайн, сыгранный в октаву. А функция KB Hold здорово помогает при исследованиях в области саунд-дизайна: берешь аккорд, отрываешь руки от клавиатуры и вертишь регуляторы. А вот арпеджиатор откровенно разочаровал - в инструменте подобного класса можно было придумать что-нибудь поприличнее. Например, возможность программировать последовательности нот - такая возможность есть на большинстве современных инструментов.

Зато когда я начал знакомится с архитектурой Nord Lead 3 и возможностями синтеза, то буквально впал в бурный восторг. Когда смотришь на панель инструмента, очень сложно догадаться о наличии "скрытых" осцилляторов и шумовых фильтров. Да и о возможностях синхронизации и модуляции генераторов тоже сказать ничего нельзя. Но когда начинаешь читать руководство пользователя, сначала появляется легкое изумление, которое потом постепенно перерастает в настоящую эйфорию. Я убил добрых два дня на всевозможные эксперименты со звуком, но ничуть не жалею о потраченном времени: Nord Lead 3 просто стимулирует пользователя к подобной деятельности. К тому же результаты не всегда бывают так просты и предсказуемы, особенно если включить в цепочки модуляции оба LFO и AD-генератор. Порой замечательно звучащая "фишка" выскакивает совершенно случайно. Чувствуешь при этом примерно то же самое, что и при хорошем выигрыше в лотерею. Короче говоря, Nord Lead 3 действительно завораживает своими возможностями и с ним не соскучишься.

Совершенно потрясающая штука в Nord Lead 3 - это группы морфинга. Такого я еще нигде не встречал. В большом количестве пресетных пэтчей "хитронавороченные" изменения параметров синтеза заведены на колесо модуляции. Крутишь его - звук меняется абсолютно завораживающим образом. При этом светодиодные индикаторы регуляторов элементов синтеза отображают все производимые изменения, а также исходные значения параметров. В режиме наложения звуков и при разделении клавиатуры эта функция также работает: изменения в звуке производятся в текущем слоте. А если к инструменту подключить еще и педаль экспрессии, то на нем такое навертеть в реальном времени можно!

Теперь о самом звуке. Nord Lead 3 продолжает традиции своих предшественников и звучит просто изумительно - плотно и напористо. При использовании FM-синтеза (и особенно режима DFM) в звуке появляются мягкость и лиризм при сохранении плотности. Особенно эта плотность чувствуется на фоне других синтезаторов. Nord Lead 3 легко пробивает самые плотные аранжировки, сделанные на других инструментах. При этом он часто даже закрывает собой часть звуковой картины, так что в аранжировках ему надо выделять свое место. Иногда мне даже приходилось выключать режим Unison, иначе синтезатор слишком сильно приковывал к себе внимание. Зато в солирующих партиях переднего плана Nord Lead 3 блистал во всей красе! Да и в басах он может поспорить с аналоговыми инструментами (конечно, проигрывает лучшим из них, но немного). Правда, я не могу назвать его "аналоговым" инструментом, как это часто делает западная пресса. Я бы сказал, что он занимает некое промежуточное положение между аналоговыми и цифровыми инструментами. Все-таки часть очарования аналогового звука заключается именно в его недостатках - легком нестрое, шипении и т. д. У Nord Lead 3 этих недостатков нет, и на фоне настоящих аналоговых инструментов он звучит как-то уж очень правильно и со своим особым окрасом (пожестче, что ли...). Зато на фоне традиционных цифровых инструментов он кажется действительно аналоговым.

Секрет подобного звучания, скорее всего, кроется в алгоритмах звукообразования, используемых фирмой Clavia. Я провел простой эксперимент. Поставил рядом с Nord Lead 3 синтезатор Novation Nova, полностью отрубил у последнего всю обработку и оставил чистый звук одного осциллятора. Ту же операцию я проделал и с Nord Lead 3. Так вот, на всех формах волны звук Nova напоминал комариный писк на фоне мощного звука Nord Lead 3 (особенно занятно это выглядело на "пиле"). То есть уже на уровне алгоритмов осцилляторов Nord Lead 3 обыгрывает другие инструменты. А добавьте сюда мощные возможности модуляции, создающие новые гармоники, плюс отлично сделанный цифровой фильтр, плюс режим Unison - получается действительно очень плотно звучащий инструмент. Кстати говоря, синтезатор Nord Modular использует внутреннюю частоту дискретизации 96 кГц. По поводу Nord Lead 3 я подобной информации не нашел, но вполне можно предположить, что он работает на той же частоте, так как сходство звучания налицо.

Среди многочисленных пэтчей Nord Lead 3 сложно какие-то выделить. Все они сделаны очень ровно и годятся на все случаи жизни. Во многих пэтчах колесо модуляции управляет группой морфинга, так что если будете слушать инструмент, не забудьте вышеозначенное колесо повертеть. Жалко только, что в Nord Lead 3 нет системы поиска пэтча по категориям. Пэтчей очень много и при реальной работе приходится довольно долго щелкать кнопками, прежде чем находится нужный звук. В Nord Lead 3 есть все традиционные звуки аналоговых и FM-синтезаторов: пэды, басы, солирующие и секвенционные звуки, электропиано, органы и многое другое. Правда, куда-то делась вся перкуссия. Похоже, разработчики сочли имитацию аналоговых драм-машин занятием малоперспективным. Что ж, может они и правы. Также не забудьте послушать и пресетные перфомансы (первый банк - 128 перфомансов). Среди них есть много очень интересно звучащих.

Теперь о недостатках инструмента. Первый из них - полное отсутствие процессора эффектов. Сегодня стало уже традицией иметь на математических синтезаторах хотя бы модуляционные эффекты и дилей - без последнего вообще сложно работать в танцевальных стилях музыки. Кстати говоря, Novation Nova проигрывает Nord Lead 3 по части исходного звука осцилляторов, но с помощью отличного хоруса достигается необходимая плотность звучания. Да и с дилеями у него все в порядке. Так что к Nord Lead 3 понадобится отдельный процессор эффектов. Второй недостаток синтезатора - некая нестабильность текущей версии операционной системы (1.08). Несколько раз инструмент у меня наглухо зависал, когда я пускался во всевозможные эксперименты со звуком. А один раз он без видимой причины взял и перезагрузился.

Заключение
Я просто в восторге. Удовольствия, которое я получил от работы с Nord Lead 3, не смогли испортить слабый арпеджиатор, отсутствие процессора эффектов и "глюки" операционной системы. Этот синтезатор отлично подходит для любых стилей музыки, где требуется мощный, плотный и густой синтетический звук. Это и всевозможные разновидности танцевальной поп-музыки, и индастриал, и трип-хоп вместе с хип-хопом, и хардкор, и даже традиционный рок (органы и электропиано сделаны в Nord Lead 3 очень даже не слабо). А уж для людей, которые любят эксперименты со звуком, Nord Lead 3 - это вообще находка. Помимо студийной работы, синтезатор отлично впишется в "живой" звук любой команды.

Clavia Nord Lead 3 2345$
Aваллон

  Оценка статьи
Посещений: 26231 | Проголосовавших: 60 | Средняя оценка: 4.4

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА