Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
май 2005

Синтезатор.

Generation 2 — именно так следует воспринимать название новой серии модульных синтезаторов компании Clavia, увидевших свет в конце 2003 года. За время, прошедшее с момента выхода первой модели инструмента Nord Modular (он появился в 1997-98 гг.), у разработчиков накопилось идей, да и технология продвинулась вперед. Так что появление синтезатора следующего поколения было предопределено. В новом инструменте увеличены количество модулей и объем памяти для хранения пэтчей, изменена лицевая панель, кроме того, использованы новые преобразователи для звуковых выходов и входов. Это программно-аппаратный комплекс, в котором аппаратная часть, будучи заранее запрограммирована, может работать независимо от программной.

Nord Modular G 2 существует в трех различных вариантах. Модель G 2, о которой пойдет речь, имеет трехоктавную динамическую клавиатуру с чувствительностью к послекасанию и стандартный набор элементов управления на лицевой панели (рис. 1).

 

   

Модель G 2 X имеет пятиоктавную клавиатуру с полувзвешенными клавишами. На лицевой панели добавлены два дополнительных программируемых колеса, в комплект входит микрофон на «гусиной шее», кроме того, в G 2 X уже инсталлирована плата расширения (опциональная для прочих моделей), с помощью которой можно увеличить минимальную полифонию инструмента. Максимальная полифония от добавления платы не изменяется.

Модель G 2 Engine представляет собой однорэковый модуль, лишенный клавиатуры и панельных элементов управления. Внутренняя начинка и внешняя коммутация в нем соответствуют базовой клавишной модели, отсутствуют только микрофонный вход и разъемы для подключения педалей.

Панель управления и коммутация

Лицевая панель синтезатора разделена на две части по группам управляющих элементов (рис. 1а). Есть группа общих настроек и группа настроек пэтча.
 

   

В общей части (она слева) мы видим характерный для инструментов Clavia набор кнопок, сгруппированный возле двухстрочного дисплея с подсветкой. Вокруг дисплея по часовой стрелке расположены регуляторы входного и выходного уровней, группа системных кнопок (System, Patch, Store), кнопка переключения в режим перфоманса, кнопка разделения клавиатуры, четыре кнопки управления слотами, многофункциональные кнопки Shift, Focus/Copy и KB Hold, кнопки октавного сдвига, колесо выбора пэтчей (и системных параметров), кнопка загрузки пэтча в слот и кнопки навигатора. Слева от клавиатуры расположены традиционные трость Pitch Stick и многофункциональное «каменное» колесо.

Вся средняя часть лицевой панели отдана под регуляторы параметров пэтча. Внизу, непосредственно над клавиатурой, расположены в ряд восемь кнопок Patch Variations, переключающих варианты одного пэтча. Выше находятся восемь программируемых кнопок морфинга. Еще выше расположены попарно восемь назначаемых регуляторов. Параметры, на которые воздействуют эти регуляторы, отображаются парами на четырех одинаковых жидкокристаллических дисплеях. Режим индикации параметров пэтча на дисплеях можно выбрать кнопкой Display Mode, расположенной слева от первого дисплея.

Справа расположены восемь кнопок из группы Parameter Pages, позволяющие переключаться в любую из пятнадцати страниц параметров, и еще одна кнопка переключения индикации дисплеев, Patch Settings/Global.

На задней панели есть четыре аудиовхода и четыре выхода на джеках (преобразователи 24-разрядные, частота дискретизации 96 кГц), микрофонный вход (разъем XLR), выход для наушников, три MIDI-разъема, разъем USB типа B для связи с компьютером, два разъема для педалей (рис. 2).

 

   

Следует отметить, что при включении и выключении тестировавшегося синтезатора на аудиовыходах проскакивал чувствительный щелчок, особенно заметный на выходе для наушников.

Общее описание синтезатора

Все синтезаторы семейства G 2 имеют четырехчастную мультитембральность (четыре «слота» в терминологии Clavia) и максимальную полифонию в 32 голоса. Однако в реальности максимальной полифонии достичь практически невозможно, поскольку она динамически понижается при увеличении сложности пэтча. Гарантированный минимум полифонии (без платы расширения) — это четыре голоса без эффектов или три голоса при использовании эффектов. Если установить плату, то эти цифры превратятся в восемь и семь, соответственно (как в модели G 2 X).

Порты MIDI способны принимать и передавать информацию по 16 каналам. Сообщения MIDI-контроллеров можно свободно назначать на любой параметр.

Базовые принципы функционирования системы не изменились. Общее их описание можно найти, например, в статье о первой модели Nord Modular.

Несмотря на кажущуюся сложность в конструировании пэтчей и некоторую «лабораторность», Modular вполне может использоваться и на сцене благодаря наличию программируемых элементов управления. Модель G 2 еще более облегчает сценическую работу, поскольку открывает доступ с лицевой панели к значительно большему количеству изменяемых параметров, число которых впечатляет.

В первом Modular есть 18 вращаемых регуляторов и возможна одновременная индикация только одного из параметров. Modular G 2 устроен иначе. Во-первых, каждый пэтч может иметь до восьми вариаций, мгновенно вызываемых нажатием соответствующей кнопки. Это что-то вроде статических сцен, если пользоваться иной терминологией. Проще говоря, каждая вариация — это отдельный комплект настроек параметров модулей, входящих в состав пэтча. Все эти варианты программируются заранее на базе одного и того же «текущего» пэтча, поэтому практически не требуют дополнительной памяти. При этом звучать они могут как восемь совершенно разных пэтчей — все зависит от фантазии их составителя. При переключении вариаций происходит только мгновенное изменение различных параметров, ничего более. Набор модулей и схема их коммутации остаются неизменными.

В одно и то же время можно изменять панельными регуляторами до восьми параметров модулей с одновременным же просмотром их наименований и значений на дисплеях. Как указывалось ранее, каждый из четырех дисплеев отображает одновременно по два параметра, слева и справа, что очень удобно.

Эти восемь одновременно доступных параметров относятся к одной из пятнадцати страниц параметров. Страницы перебираются с помощью группы кнопок Parameter Pages в правом нижнем углу лицевой панели. Число 15 получается простой комбинацией трех колонок (горизонтальный ряд кнопок, обозначенных как 1, 2 и 3) и пяти строк (ряд кнопок, обозначенных как A, B, C, D и E). Перемножив 15 и 8, получим цифру 120. Именно столько параметров одного пэтча можно назначить на один комплект физических регуляторов. Переключение страниц происходит почти мгновенно — много ли нужно времени, чтобы нажать одну-две кнопки. Я с трудом могу представить себе ситуацию, когда в живой работе с синтезатором понадобится за короткий промежуток времени покрутить хотя бы полсотни параметров. А их здесь сто двадцать! И практически произвольный доступ. Такой щедрости ни в одном другом аппарате мне встречать не приходилось.

Все назначенные регуляторы действуют в пределах одного пэтча. В любой из восьми вариаций пэтч имеет все тот же единый набор параметров, изменяемых вручную. Вращаемые регуляторы имеют оригинальную индикацию. Это не обычные потенциометры. Все ручки имеют неограниченное вращение, и делать на них традиционные насечки не имеет смысла. Вокруг каждой ручки имеется кольцо из светодиодов, и при ее вращении они зажигаются поочередно. Выглядит это эффектно. Ну и, разумеется, точное значение изменяемого параметра отображается на соответствующем дисплее.

Все параметры редактирования пэтча, то есть параметры входящих в него модулей, можно назначать на физические регуляторы с помощью программного редактора или с панели синтезатора. Принцип прост. Войдя в режим редактирования пэтча (кнопка Patch), при помощи кнопок навигации можно перебрать все модули, входящие в состав текущего пэтча. Все изменяемые параметры текущего модуля (его название будет показано на главном дисплее) появляются на назначаемых дисплеях. Соответствующими ручками устанавливается нужное значение.

Для назначения параметра на какой-либо регулятор нужно проделать несложную процедуру. В режиме Patch Edit нажимаем кнопку Focus/Copy и слегка крутим ручку, соответствующую в данный момент выбранному параметру. Происходит запоминание имени параметра (копирование в буфер). После этого выходим из режима редактирования и выбираем любую из пятнадцати страниц параметров нажатием соответствующих кнопок. Затем нажимаем одновременно кнопку Shift и кнопку Focus (которая в этой комбинации работает как Assign/Paste), и, удерживая их, крутим ручку. Выбранное наименование параметра из выбранного модуля появляется на соответствующем дисплее. Все, назначение произведено. Как видим, процедура несложная, однако в программном редакторе этот процесс происходит еще более наглядно.

Независимо от этих регуляторов существуют еще восемь групп морфинга для каждой вариации пэтча. Произвольно выбранную группу изменяемых параметров можно завести на один управляющий элемент — например, колесо модулятора или послекасание. Повернув колесо или сильнее нажав клавишу, исполнитель изменяет одновременно все параметры, объединенные в данную группу. Всего для морфинга в пределах группы может быть выбрано не более 25 параметров. Таким образом, в пэтче возможен морфинг в общей сложности 200 параметров (у первого Modular было всего 25 параметров). Не правда ли, впечатляющая цифра? Уже никаких рук не хватит, чтобы все это крутить. В таком случае придется назначать управление на MIDI и подавать контрольные сигналы с внешнего секвенсора. Кстати, в качестве управляющего элемента для морфинга можно назначить также один из восьми панельных регуляторов, отобрав его у традиционной группы параметров модуля. По умолчанию, для управления морфингом назначены следующие источники: динамика клавиатуры, диапазон клавиатуры, послекасание клавиатуры, педаль, педальный переключатель, колесо модуляции, трость Pitch Stick.

Назначение параметров в группу морфинга и привязку их к контроллеру можно производить как с лицевой панели синтезатора, так и в программном редакторе. Назначение с лицевой панели сводится к следующим действиям: вход в режим редактирования пэтча, вход в режим настройки морфинга, выбор контроллера, настройка изменяемых параметров, выход из режима. В принципе, несложно, но мне показалось удобнее делать это в редакторе.

Создание нового пэтча возможно только в редакторе. Создавать перфоманс можно как в редакторе, так и с помощью кнопок аппарата. Удаление из памяти синтезатора и тех, и других возможно только в программном редакторе.

Любой пэтч составляется из отдельных модулей. В редакторе они сгруппированы в банки по функциональному признаку. Перфоманс может иметь в своем составе до четырех пэтчей, по одному на каждый слот. Перфоманс сохраняет в себе копии пэтчей, а не ссылки на оригиналы. Поэтому, собрав в нем несколько пэтчей, можно отредактировать их и сохранить без опасения повлиять на исходные образцы. Пэтчи в перфомансе могут разделяться по клавиатуре и наслаиваться один на другой. Можно установить до четырех клавишных зон.

Благодаря специальной шинной архитектуре, впервые реализованной в G 2, можно создавать не вполне обычные вещи: например, загрузить в три слота по одному обычному пэтчу, в четвертый слот поместить пэтч с эффектами и завести аудиовыходы первых трех пэтчей на вход четвертого. Таким способом реализуется своеобразный «глобальный» процессор эффектов.

При переключении между слотами процессоры синтезатора производят пересчет текущей конфигурации, и в оперативную память заново загружается структура пэтча. По этой причине, если вы используете такое переключение для быстрой смены активного пэтча, то должны быть готовы к небольшой задержке в возникновении звука. В сценической работе это может оказаться недопустимым. В таком случае можно с помощью кнопки Shift активировать одновременно нужное количество слотов (их индикаторы будут светиться). При этом в оперативную память будут загружены все нужные пэтчи (максимум четыре), и переключение между слотами позволит мгновенно перескакивать на другой звук. Но следует помнить, что при подобном включении пэтчи каждого активированного слота отъедают свою долю ресурсов, так же, как и в режиме перфоманса. Хотя вы будете играть звуком пэтча из одного лишь текущего слота, максимальная полифония этого пэтча будет уменьшена в соответствии с «прожорливостью» остальных пэтчей в активных слотах.

Файловая система синтезатора имеет 6 Мб энергонезависимой памяти, предназначенной для хранения пэтчей и перфомансов. Средний размер одного пэтча колеблется в пределах 3-5 килобайт, но можно составить и очень крупный экземпляр, который потянет примерно на 20 кб.

Максимальная емкость памяти составляет 32 банка по 128 ячеек в каждом для хранения пэтчей (всего получается 4096 штук), 8 банков по 128 ячеек для перфомансов (всего 1024).

Пэтчи разделены на категории: 13 именованных (Bass, FX, Pad и проч.) и две пользовательские, безымянные. Работает функция поиска по категориям.

Замечательной особенностью инструмента является то, что в нем не нужно углубляться в громоздкие системные и прочие меню, чтобы произвести нужные настройки. Во-первых, таких меню в самом инструменте просто нет — они все компактные. Во-вторых, все предварительные настройки делаются в редакторе на удобном экране компьютерного монитора. В-третьих, как было сказано раньше (и это самое главное для исполнителя), все параметры синтеза, которые в традиционных синтезаторах нужно поочередно вытаскивать из меню, в Modular G 2 легко назначаются на восемь вращаемых ручек, а их значения одновременно отображаются на дисплеях.

Итак, можно отметить следующие основные отличия Nord Modular G 2 от Nord Modular: улучшенная клавиатура, улучшенные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, добавленный микрофонный вход, значительно увеличенное количество регулируемых в реальном времени параметров, связь с компьютером посредством USB, увеличенное количество и разнообразие элементарных модулей, увеличенная емкость памяти для пэтчей и перфомансов. Кроме того, в первом Modular отсутствовали трость и колесо, а в G 2 они появились. Еще следует упомянуть, что звуковые процессоры в G 2 работают на частоте 150 МГц против 80 МГц на первой модели.

Редактор

Программа Modular Editor существует в вариантах для MacOS X и Windows. Для работы программы заявлены относительно невысокие требования к системе. Это обусловлено тем, что ресурсы компьютера расходуются только для прорисовки визуальной структуры пэтча и передачи инструкций в синтезатор. Ничего другого от компьютера не требуется, и вся работа по звукообразованию происходит в собственных процессорах Modular G 2.

Для компьютеров Macintosh необходимый минимум выглядит так: процессор G3 400 МГц, порт USB, 128 Мб RAM, MacOS X 10.2 или выше. Для платформы PC нужен процессор Pentium II 500 МГц, порт USB, 128 Мб RAM, Windows 98SE/2000/XP. Инсталлированный редактор занимает на жестком диске всего около 13 Мб.

Операционная система синтезатора и программный редактор работают в плотной связке, поэтому всегда распространяются комплектом и имеют одинаковые номера версий. Аппарат, с которым я работал, имел предустановленную операционную систему версии 1.10. Этот же номер версии имел входящий в комплект поставки программный редактор на компакт-диске.

Мы вначале рассмотрим общие принципы построения пэтчей, а затем несколько подробнее познакомимся с модулями в разных группах.

Звукообразующей единицей является пэтч. Само это название восходит ко времени настоящих модульных синтезаторов. Словосочетание «модульный синтезатор» говорит о том, что для каждой элементарной функции, которая выполняется в системе, существует свой отдельный электронный модуль или блок. Между этими блоками устанавливается коммутация при помощи кабелей (patch cords), которая, собственно, и называется пэтчем.

Nord Modular G 2 работает с такими же модулями, с той разницей, что и модули, и соединяющие их кабели существуют «в воображении» процессоров синтезатора. То есть, они виртуальные, но при этом математически точно изображают реальные синтезаторные блоки.

Внутренние расчеты и обработка ведутся с 24-битным разрешением и частотой дискретизации 96 кГц. Однако для управляющих сигналов используется частота в 24 кГц, то есть вчетверо меньше, чем для аудиосигналов. Это сделано для уменьшения бесполезной загрузки процессоров, поскольку диапазон частот управляющих сигналов значительно меньше звукового, и для его передачи вполне хватает 24 кГц.

Соединительные кабели, нарисованные в редакторе, так же, как и разъемы для них, имеют разный цвет для разных типов данных. Все аудиосоединения (выходы и некоторые управляющие входы осцилляторов, вход-выход фильтров и процессоров эффектов и т. д.) обозначены красным цветом. Управляющие сигналы (например, с выхода LFO) передаются по синим кабелям. Логические сигналы, например, клок, передаются по желтым кабелям. Если логические сигналы передаются со звуковым разрешением (96 кГц), то желтый цвет кабелей изменяется на оранжевый. Подробнее об этом будет рассказано дальше.

Есть еще так называемое «нефункциональное» соединение, обозначаемое сероватым кабелем. Это, например, может быть объединение входов нескольких модулей. Скажем, вы запараллелили входы нескольких процессоров эффектов, но еще не подали на них звуковой сигнал. Соединительные кабели будут сероватыми. Но стоит только подвести к ним звуковой сигнал, как вся цепочка перекрасится в красный цвет.

Есть много самонастраивающихся модулей, которые могут работать как с аудио, так и с управляющими сигналами, в зависимости от того, что подать на их вход. Им все равно, что передавать. В зависимости от типа данных, их разъемы приобретают тот или иной цвет. В пользовательском руководстве даже специально сказано, что цвет виртуальных кабелей и разъемов лишь помогает ориентироваться, но отнюдь не диктует структуру соединения различных блоков. Повредить систему невозможно, поскольку заведомо неверные соединения вы не сможете сделать — работает программный контроль.

Итак, для извлечения звука у нас есть клавиатура. А что нужно для его создания? Во-первых, осциллятор (пусть пока будет один). Во-вторых, устройство, указывающее осциллятору, как именно он должен реагировать на нажатие клавиш. Это генератор огибающей амплитуды. Если его не использовать, то осциллятор будет звучать непрерывно. В сущности, ведь такой генератор представляет собой управляемый усилитель, открываемый по команде клавиатуры. В-третьих, это устройство вывода аудиосигнала. Для Modular G 2 это необходимый и достаточный минимум модулей, чтобы при нажатии клавиши пользователь услышал звук. Такой элементарный пэтч можно увидеть на рис. 3. Все остальное добавляется для усложнения пэтча и может использоваться по вкусу.



Базовая схема прохождения звукового сигнала в Modular всегда строится именно так: с выхода осциллятора он поступает на вход генератора огибающей, проходит насквозь и подается на вход устройства вывода звука. Как и в предыдущих версиях редактора, выходные разъемы модулей (источники сигналов) выглядят как квадратные гнезда, а входные разъемы (приемники сигналов) всегда круглые.

Кстати, вблизи от выходного разъема генератора огибающей на рис. 3 можно увидеть «hint» (всплывающую подсказку), обозначающий выбранный пользователем тип кривой для сегментов огибающей. Есть различные типы, среди которых можно найти линейные, экспоненциальные и логарифмические. Переключаются они последовательным нажатием маленькой кнопочки с пиктограммой.

Чтобы пэтч приобрел классические очертания, добавим в него низкочастотный генератор (LFO), модулирующий высоту тона (пока только один, для простоты), и классический фильтр. Схема такого пэтча показана на рис. 4. По правому краю модулей проходит цепочка аудиосоединений. Кабели, подходящие к блоку выхода (он самый нижний) я соединил визуально по-другому, но электрически это та же самая схема. От LFO синий кабель проходит на модулирующий вход осциллятора.



Общий вид рабочего окна редактора с открытым пэтчем средней сложности можно увидеть на рис. 5 . С непривычки это может показаться громоздким и непонятным, но это ощущение наверняка пройдет после того, как вы сконструируете свой первый пэтч. Лично мне логика интерфейса показалась убедительной: да, именно так и должен выглядеть редактор пэтчей модульного синтезатора.

 

   

В правой части изображения находится клавиатура. Она не является элементом пэтча, я ее вытащил из меню, чтобы настраивать звук. Покрутив ручки у модулей, можно сразу же ткнуть мышью в клавишу и прослушать результат. И не нужно тянуться к синтезатору — у меня он стоял сбоку, и ежеминутно к нему поворачиваться только для проверки звука было не очень удобно. На виртуальной клавиатуре можно включить режим повторения звука или режим непрерывного воспроизведения — в этих случаях уже не требуется нажимать клавиши. Для отладки пэтчей это весьма удобно.

Рабочее пространство редактора имеет три основные области: панель инструментов, зону голосов (Voice Area) и зону эффектов (FX Area). На панели инструментов расположены странички с закладками, открывающими доступ к той или иной группе модулей. На рис. 5 видно, что в данный момент открыта группа фильтров. Рядом находятся различные индикаторные окна и элементы управления создаваемым пэтчем. Взглянув на панель инструментов, можно получить информацию о том, в какой слот загружен пэтч, как он называется и к какой категории отнесен, номер текущей вариации пэтча, какова текущая полифония пэтча (количество доступных голосов), сколько израсходовано вычислительных ресурсов, какова величина мастер-клока и несколько других параметров.

Основное место экрана отведено для пэтча, то есть для составляющих его модулей. Их можно размещать в двух различных зонах, разделенных горизонтальной планкой. При создании пэтча эта планка обычно лежит в самом низу экрана. Ее можно схватить мышью и перетащить повыше, открыв новую область экрана. Как раз она-то и есть та самая зона эффектов. То, что находится выше, над планкой, называется зоной голосов. Смысл использования этих двух зон объяснялся в первой статье о Nord Modular. Я вкратце напомню.

Зона голосов — полифоническая. Все, что в ней расположено, принадлежит каждому синтезаторному голосу в отдельности. На рис. 5, в окошке Voice Mode, видно цифру 4, означающую, что пэтч четырехголосный. То есть вся структура, изображенная в зоне голосов, в процессорной виртуальной действительности существует в четырех экземплярах. На каждую нажимаемую клавишу работает собственная копия этой схемы, запускаются собственные осцилляторы и т. д.

То, что находится в зоне эффектов, — монофоническое, одноголосное. Оно не откликается на каждое нажатие клавиши, а постоянно работает с общим потоком сигналов, выходящих из зоны голосов. Вся нарисованная на экране схема существует в единичном экземпляре. Сюда рекомендуется помещать общую обработку, чтобы не расходовать без необходимости системные ресурсы. Это особенно актуально для ревербератора — самого ресурсоемкого модуля системы. Если вешать его на каждую ноту полифонии, то она закончится очень быстро.

Остановимся на полифонии немного подробнее. Выделение голосов для пэтча можно считать динамическим процессом, поскольку система автоматически определяет, сколько нот может звучать одновременно. Пользователь может ограничивать верхний порог. А вообще в системе есть два типа полифонии. Первый тип, фиктивный, — запрашиваемая полифония (polyphony request). Второй — реальная полифония. При составлении пэтча пользователь может запросить, скажем, шестнадцать голосов. Но после завершения работы над пэтчем обнаружит, что реальная полифония составляет всего пять голосов. Значит, или пэтч составлен не оптимально, или пользователь неверно оценил его ресурсоемкость.

Окошко Voice Mode расположено в самом низу панели инструментов, между окном с названием пэтча и индикатором текущей вариации. Это окно всегда показывает две цифры. Та, что расположена в скобках, обозначает запрашиваемую полифонию, цифра без скобок — реальную. Пара кнопок со стрелками позволяет пользователю повышать или понижать запрашиваемую цифру.

Если вы хотите получить возможный максимум, то поставьте сразу 32. Вначале, когда у вашего пэтча есть только осциллятор, генератор огибающей и модуль выхода, реальная полифония будет соответствовать запросу — в окне будут две одинаковые цифры. При сборке пэтча, по мере его усложнения, можно будет увидеть, как цифра, стоящая без скобок, время от времени уменьшается. При сохранении пэтча в нем запоминаются обе цифры.

Это явление, кстати, иногда вызывало вопросы у пользователей. «Как же так? — спрашивали они, — в окне выставлена цифра шестнадцать, а реально звучат только десять голосов? Почему?». А потому, что на шестнадцать был сделан запрос, но мощности хватило только на десять. О чем синтезатор честно сообщает в первом из четырех назначаемых дисплеев, когда не включен режим редактирования пэтча. Над этим дисплеем есть подпись Voice Mode. Ориентируйтесь всегда на цифру без скобок. Если обе цифры одинаковые и не очень большие (например, 6), то можно попробовать запросить полифонию побольше. Есть хороший шанс добавить еще несколько реальных голосов. Если цифры начали расходиться, значит найден предел реальной полифонии.

Если вы принудительно установите режим Mono, то свой один голос, конечно же, получите всегда. Как указывалось ранее, фирма гарантирует даже три голоса при самой большой загрузке. Однако мой собственный опыт показывает, что очень сложная структура пэтча сама по себе не всегда означает интересность звука. При среднем количестве модулей вполне можно получить очень интересный результат. А можно набить ими под завязку все рабочее окно, растратить всю полифонию и в результате не добиться ничего особенного. Здесь важно направлять фантазию не только на «производство» звука, но и на оптимизацию используемых ресурсов. Этот процесс, кстати, вызывает здоровый спортивный азарт.

Как и положено модульному синтезатору, Modular G 2 позволяет реализовать пэтчи почти любой структуры и сложности. Например, можно использовать шесть-восемь параллельных осцилляторов на голос. Таким способом в G 2 конструируют, в частности, электроорганы. Каждый генератор соответствует органному регистру, уровень выхода регулируется ручкой на лицевой панели. Подобную структуру я встретил также в одном из заводских пэтчей, имитирующих стрингс. Семь простых осцилляторов с пилообразным сигналом, некоторые настроены в октаву основному тону (вверх и вниз), плюс микшер, генератор огибающей, выходной усилитель. Все, больше ничего нет. Ресурсы используются небольшие, а звучит этот пэтч роскошно — он жирный и «аналоговый», живой.

На мой взгляд, программа сама по себе устроена несложно. Скажем, когда я недавно разбирался с устройством редактора в системе Roland VariOS, то потратил больше времени на его освоение.

Редактор имеет «джентльменский набор» меню: работа с файлами, правка, настройки, справка и еще несколько. Меню File и Edit можно считать стандартными: загрузка-выгрузка, сохранение, копирование и вставка — здесь собраны стандартные команды, и мы на них останавливаться не будем. Что касается остальных меню, то я лишь коротко расскажу о том, что может понадобиться вскоре после начала работы с аппаратом. Полную информацию можно найти в пользовательском руководстве, где все изложено очень доходчиво.

Из меню Patch можно открыть окно Patch Settings, в котором назначаются общие установки для каждой вариации пэтча в отдельности (рис. 6). Это настройки арпеджиатора, колеса Pitch Bend и октавного транспонирования, а также режим работы педали сустейна, точнее, режим работы входа для педали сустейна на задней панели синтезатора. Он может функционировать именно как Sustain (выключатель в положении On) или как простой педальный переключатель On/Off (переключатель в положении Off). Есть еще такая полезная штука, как настройка вибрато. Можно выбрать произвольную глубину до 100 центов включительно, частоту от 4 до 8 Гц, и назначить управляющий элемент: колесо модуляции или сообщение послекасания. Все предельно просто и информативно.



В этом же меню есть пункт Textpad. С его помощью можно записать комментарии к пэтчу.

Из меню Performance открывается окно Performance Settings с общими настройками перфоманса (рис. 7). Здесь вообще все понятно с первого взгляда. Можно задать название перфоманса, активировать нужное количество слотов, назначить для каждого слота управление с клавиатуры (фактически, это функция Local On/Off) и установить активный клавиатурный диапазон.



В меню Synth есть строка вызова общих настроек синтезатора Synth Settings. В нем можно выбрать номер MIDI-канала для каждого слота и отдельно глобальный канал, разрешить или запретить прием и передачу значений контроллеров, команд смены программ, MIDI Clock. Там же устанавливается защита памяти, полярность педали сустейна, глобальная настройка Master Tune и глобальный октавный сдвиг клавиатуры. И еще здесь можно отключить клавиатуру (Local On/Off).

Команда Save In Synth позволяет сохранить пэтч в памяти синтезатора. В диалоговом окне просто выбирается номер банка и пэтча, и программа записывает пэтч в указанную ячейку. Если этого не сделать, то при выключении синтезатора несохраненный пэтч потеряется. Впрочем, если вы его предварительно сохраняли в компьютере (командой из меню File), то позже сможете найти и переслать в память синтезатора.

Команды Bank Upload и Bank Download позволяют пересылать целые банки звуков между синтезатором и компьютером. Первая выгружает банк из синтезатора и сохраняет его в компьютере, вторая работает наоборот. Это может быть как банк с пэтчами, так и банк с перфомансами.

В меню Setup есть единственный пункт, открывающий окно косметических настроек редактора (Editor Options). В нем можно задать внешний вид виртуальных кабелей. Они могут быть объемные или нитеобразные, «гнутые», как в программе Reason, или в виде ломаных прямых. Там же устанавливается направление воздействия мыши на виртуальные вращаемые регуляторы. Можно двигать указателем вверх-вниз, вправо-влево или по окружности. Я себе установил вертикальную чувствительность, так мне показалось удобнее. Впрочем, при установке фокуса на вращаемом регуляторе, непосредственно под ним прорисовываются две кнопки-стрелки, ориентированные вверх-вниз. Можно нажимать их мышью вместо того, чтобы перетаскивать указатель, — в обоих случаях будет происходить изменение параметра.

Фокус передается по всяческим регуляторам в пределах модуля также при использовании клавиатурных клавиш с горизонтальными стрелками. Вертикальными стрелками можно изменять значение параметра.

Теперь поговорим о назначении параметров на физические органы управления синтезатора. Как уже упоминалось раньше, работая в редакторе, делать такие назначения проще, чем кнопками на самом синтезаторе. Во всяком случае, это происходит более наглядно. Когда нужно вывести управление параметром на лицевую панель, то можно просто щелкнуть правой кнопкой мыши на виртуальном регуляторе и в открывшемся контекстном меню пройти по цепочке: строчка Assign, номер страницы, номер регулятора (рис. 8). На рисунке видно, что данное назначение делалось на страницу C1, и я выбрал из двух свободных регуляторов номер четвертый. Аналогичным способом происходит назначение параметра на MIDI-контроллер. Только при этом открывается дополнительное окно со списком контроллеров, где и делается назначение.



Назначение параметров на панельные органы управления можн

19 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. прибор чуть чуть опоздал…

  2. Meчта чайника, блин…8-) когда нибудь обязательно куплю его, стоил бы поменьше, хотябы 1300, ещё дадно, но 2000$!!! жаба ругается…

  3. это инструмент, а не прибор, поэтому он вовсе не опаздал

  4. шикарная вещь!!!!

  5. Честно говоря, не понимаю, за что такие деньги. Видимо, реклама чудеса делает. 🙂

  6. Чумавейший инструментик

  7. За что столько бабла?!!

  8. За что столько бабла? Вы слышали его хотябы? У него же возможности неограниченые!

  9. вирус или модуляр ……??????

  10. Модуляр собреннее как то звучит

  11. Вирус и модуляр! Используя оба этих инструмента, можно избежать характерного привкуса обоих

  12. шикарный аппарат. и не говорите что это не так.

  13. Очень хороший синтезатор. Из сегодня выпускающихся VA лучший.

  14. К стати с расширением еще лучше, поправка к описанию G2X, по мимо октав, колес и габаритов в нем уже заводом установлено расширение отсюда и X в нозвании, в других вариантах это опционально.

  15. Народ де можно лостать руководство по Modular G2 на русском?

  16. Лучше бы он вообще не выходил!

  17. супер! спасибо огромное за статью!

  18. Побольше бы разнообразия таких аппаратов!!! Свои собственные звучания вытягивать не покупая разных синтов не везде можно… Короче НОРДАМ респект!!! Хорошее жирное звучания, очень подходит для всевозможных новаторских стилей, для любителей живого звучания конечно сдесь делать нечего…

  19. Снят с производства! Почему? Кризис? Или никто не хочет изучать модульную структуру?(есть такой грешок у современных музыкантов) Скорее всего и то, и другое, а вы говорите побольше таких инструментов |:-(

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo