Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
февраль 2002

Синтезатор.

Мы уже привыкли к постоянным победам технического прогресса. Крупные производители музыкальной техники ежегодно рапортуют о применении новых супертехнологий, а пресса воспевает очередные достижения инженерного гения в области синтеза звука. И действительно, флагманские инструменты серьезных фирм вполне могут потрясти воображение человека, который не особо следит за развитием музыкальных технологий. Чего только нет сейчас в рабочих станциях топ-класса: и мощнейшие блоки семплирования, и развитые секвенсоры с кучей полезных функций, и процессоры эффектов, и многочисленные карты расширения, и хитрые контроллеры — удивительно, как только эти станции еще музыку сами писать не научились!

Но на фоне всего этого буйства технической мысли четыре производителя синтезаторов — Roland, Yamaha, Korg и Alesis — выпускают и скромные инструменты, вполне доступные по цене, и предназначенные для музыкантов, которые не могут выложить пару-тройку тысяч долларов за удовольствие обладания станциями топ-класса. Таким музыкантам часто бывает нужен универсальный недорогой синтезатор с приемлемым звуком для работы в паре с компьютерным секвенсором. Эти инструменты, как правило, особо не рекламируются, а в магазинах обычно их можно найти где-нибудь в самом дальнем углу. Причем менеджеры предложат вам такой инструмент в самую последнюю очередь, предварительно рассказав о многочисленных достоинствах более дорогих моделей. Но, тем не менее, такие синтезаторы весьма популярны. Да и фонограммы, записанные на них, звучат гораздо приличней тех, что делаются на мультимедийных звуковых платах.

По сути, такие синтезаторы представляют собой комбинацию MIDI-клавиатуры и мультитембрального звукового модуля с минимумом дополнительных функций. Как правило, у них есть порт для прямого подключения к компьютеру, а набор звуков составлен по принципу «скромно, но на все случаи жизни». В модельном ряду Roland к этому классу принадлежит новый синтезатор RS 5 (о нем я постараюсь рассказать в скором времени), сменивший морально устаревший XP 10. У Korg — старенький X 5 D, который уже много лет не снимается с производства, несмотря на то, что его пытались заменить на N 5. Фирма Alesis выпускает сейчас QS 6.2, который представляет собой очередное обновление древнего QS 6. А Yamaha недавно выпустила в «самом легком весе» синтезатор S 03, который пришел на смену CS 1 X и CS 2 X.

Yamaha S 03 — это классический «малобюджетный» инструмент, предназначенный для работы в более-менее традиционных стилях музыки. Разумеется, в нем есть любые звуки, и если вы хотите, то совершенно спокойно запишете на нем композицию в стиле «хаус» или «эмбиент». Но все-таки модную дэнс-музыку удобней делать на специализированных «коробочках» и синтезаторах (тем более, что есть неплохие «модные» инструменты, стоящие сравнимо с S 03). Просто сильная сторона S 03 — это имитаторы различных акустических инструментов, позаимствованные с более старших синтезаторов фирмы Yamaha. А остальные звуки — привычный XG-набор. Так что лучше всего S 03 подойдет именно тем людям, которым за разумные деньги требуются приемлемые пиано, органы, стринги, басы и прочее традиционное музыкальное «хозяйство». И отсутствие у инструмента регуляторов для управления синтезом в реальном времени — лишнее подтверждение «нетанцевальности» инструмента, ведь для мейнстрима популярной музыки развертки фильтра, в общем-то, ни к чему.

S 03 имеет синтезаторную пятиоктавную динамическую клавиатуру (без послекасания), 16-частную мультитембральность и 64-голосную полифонию. В памяти находятся 607 пресетных пэтчей (из них 480 — XG) и 127 пользовательских, 20 пресетных и 2 пользовательских ударных установки, а также 32 пользовательских перфоманса. Кроме того, имеются три процессора эффектов: два работают в посыле-возврате и еще один инсертный. В комплект поставки, помимо самого синтезатора, блока питания и руководства пользователя, входят программный редактор пэтчей, секвенсор XGworks lite, драйвер для прямого подключения к компьютеру. Кабель для такого подключения надо покупать отдельно.

Панели

Верхняя панель инструмента (рис. 1) выглядит довольно скромно. В ее центре находится большой жидкокристаллический дисплей с подсветкой, рядом с которым нанесена таблица параметров для облегчения ориентирования в меню. Несмотря на размеры, на дисплее умещаются всего две строки символов — просто эти символы довольно крупные. Левее дисплея — регулятор уровня выходного сигнала и кнопки сдвига октав.

 

   

Правее дисплея находятся кнопки группы Mode, переключающие режимы работы инструмента, и функциональные кнопки (Edit, Job и Store). Еще правее — кнопки групп Part/Element/Key и Data. Первые позволяют переключать и мьютировать части в мультитембральном режиме или выводить на дисплей разные элементы синтеза в режиме редактирования пэтча, а вторые используются для перемещения по меню и ввода данных. И, наконец, в самой правой части верхней панели расположены кнопки системы поиска пэтча по категориям.

На задней панели (рис. 2) есть два несимметричных выхода на джеках, выход для наушников (джек), входы для педального переключателя и педали экспрессии, набор MIDI-разъемов (In, Out, Thru), порт для прямого подключения к компьютеру, переключатель PC/Mac/MIDI, гнездо питания и кнопка включения питания.

 

   

Архитектура и функциональные возможности

Звукообразование S 03 построено по классической схеме, включающей звуковой генератор, фильтр, усилитель (рис. 3). Все блоки имеют собственные генераторы огибающей (ADSR) и один LFO (три формы волны) на всех. Звуковой генератор способен воспроизводить до четырех моносемплов на голос (в терминологии Yamaha семплы называются «элементами»), причем можно разложить семплы как по клавиатуре, так и по динамике. Цепочка синтеза каждого семпла совершенно независима от остальных, то есть параметры типа сдвига высоты тона, резонанса фильтра, времени срабатывания генераторов огибающих, уровня модуляции LFO и т. д. устанавливаются для каждого семпла отдельно. Все параметры синтеза доступны по MIDI. Всего в памяти инструмента содержатся 453 волновые формы, из которых и «нарулены» все пэтчи.



Как уже говорилось, синтезатор имеет три процессора эффектов. Первый производит эффект реверберации (11 алгоритмов), второй — хорус и фленджер (также 11 алгоритмов), третий — вариационный эффект (42 алгоритма). Среди вариационных эффектов есть все алгоритмы первых двух процессоров (ревербераторы, хорусы и фленджеры), а также всевозможные дилеи, фейзеры, дисторшны, овердрайвы, эффекты вращающегося динамика, эквалайзеры и т. д. Все эффекты имеют довольно много параметров, которые можно менять как с панели управления, так и по MIDI.

Синтезатор имеет два основных режима работы: Multi и Voice. Первый предназначен для мультитембральной работы с секвенсором, а второй — для исполнения на концертах в монотембральном режиме и создания собственных звуков. Отличаются они по существу лишь тем, что в мультитембральном режиме доступно гораздо меньше параметров для редактирования пэтча, зато есть весь инструментарий для управления MIDI-каналами и процессорами эффектов. Кроме этого, в режиме Voice третий (вариационный) процессор эффектов задействован практически во всех пэтчах, в результате чего они звучат немного богаче. В мультитембральном режиме третий процессор можно установить как в разрыв отдельно взятого канала, так и в посыл-возврат. При этом возможна последовательная коммутация процессоров между собой.

В обоих основных режимах работы можно использовать систему поиска пэтча по категориям. Категорий всего десять: пиано, органы, гитары, басы, струнные, медные духовые, деревянные/язычковые духовые, солирующие синтезаторы, пэды и прочие синтезаторы. Никаких подкатегорий нет. Кнопки категорий можно использовать и для ввода номера пэтча. Для указания банка есть три отдельные кнопки.

Также у синтезатора есть два вспомогательных режима, Utility и MIDI, в которых производятся глобальные настройки. В первом из них можно поменять строй инструмента, изменить динамические кривые клавиатуры, а также назначить контроллеры на колесо модуляции и педали. Второй режим позволяет настроить такие параметры, как идентификационный номер в MIDI-системе, назначить каналы для обмена SysEx сообщениями, включить режимы приема и трансляции сообщений смены пэтча и банка, включить и выключить связь клавиатуры со звуковой частью и т. д.

В целом система управления инструментом проста и очевидна. У нее есть всего два недостатка. Первый — трудночитаемые сокращения на дисплее. Когда находишься в режиме редактирования пэтчей или MIDI-каналов, голова просто идет кругом от аббревиатур типа «PEGSclSns» или «LvlSclFlag». Второй недостаток — запутанная система меню. У некоторых параметров есть дополнительные страницы, которые листаются не по вертикали, а по горизонтали. Но никакой системы в расположении «горизонтальных» страниц нет, поэтому не всегда можно быстро попасть туда, куда надо. К счастью, в руководстве пользователя есть «древо» страниц меню с расшифровкой всех аббревиатур и указаниями, где можно почерпнуть более подробную информацию. Только держа эту схему перед глазами, можно продуктивно заниматься редактированием.

Программное обеспечение

В отличие от других производителей, Yamaha в свое время серьезно озадачилась программной поддержкой своих синтезаторов и звуковых модулей. В результате на свет появились очень неплохие продукты: секвенсор XGworks и программа управления синтезаторами XGgold. При этом XGworks позволяет использовать различные подключаемые модули MIDI-управления синтезаторами, в результате чего необходимость в XGgold фактически отпадает. На компакт-диске, который входит в комплект поставки синтезатора, есть облегченная версия XGworks и подключаемый модуль управления S 03. А так как редактирование звуков или управление MIDI-каналами в мультитембральном режиме с панели синтезатора не очень удобно, наличие специальной программы оказывается весьма и весьма кстати.

Рабочее окно XGworks (рис. 4) традиционно и похоже на Cakewalk: слева — таблица параметров дорожек, справа — поле аранжировки, в котором находятся «блоки» (аналоги частей Cubase или клипов Cakewalk). Собственно, любой человек, который хотя бы раз работал с любым компьютерным секвенсором, без труда разберется с нехитрыми приемами управления этой программой. Но одно из главных преимуществ XGworks — наличие простого, но очень эффективного модуля создания аккомпанемента, «заточенного» под XG-синтезаторы, который позволяет быстро и эффективно создавать аранжировки в любых стилях. Пожалуй, наличие этого модуля вместе с «плагинами» управления синтезаторами фирмы Yamaha и делает эту программу привлекательной и весьма конкурентоспособной.

 

   

Аккомпанемент создается очень просто. В нижней части рабочего окна программы есть две дорожки: Chord и Style. Сначала на дорожке аккордов при помощи инструмента «карандаш» вводятся буквенные символы аккордов — щелчок на дорожке открывает соответствующее диалоговое окно (рис. 5).

 

   
Затем на дорожке стиля тем же самым карандашом рисуются блоки нужной длительности, а в появляющемся после этой процедуры окне (рис. 6) выбирается стиль и его элементы (вступление, основная часть, вариации и т. д.).

 

   
Созданный аккомпанемент элементарно поддается редактированию. Для этого достаточно выделить все блоки дорожки стиля и в контекстном меню мыши выбрать команду Expand to MIDI Track. Созданные таким образом дорожки можно отредактировать прямо в XGworks с помощью традиционных клавишного или нотного редакторов, а также списка событий. Или сохранить в виде стандартного MIDI-файла и перенести в любой другой секвенсор. В полной версии программы есть также модуль Auto Arranger, который точно таким же методом создает аккомпанемент для любой мелодии, записанной на одну из дорожек.

Но все преимущество XGworks при работе с синтезаторами Yamaha проявляется, когда в мультитембральном режиме начинаешь использовать модуль XG Editor (рис. 7).

 

   

Во-первых, он имеет свою собственную систему поиска пэтча по категориям, которая гораздо удобнее встроенной в синтезатор. Во-вторых, с его помощью очень удобно настраивать процессоры эффектов синтезатора — для этого существует очень приятный графический интерфейс, чем-то напоминающий интерфейс DirectX «плагинов» (рис. 8).

 

   
В-третьих, с его помощью очень просто редактировать пэтчи и ударные установки прямо во время воспроизведения — графический интерфейс позволяет легко менять основные параметры синтеза (рис. 9 и 10).

 

     

   
Кроме того, модуль «читает» настройки модуля аккомпанемента и позволяет сделанные изменения переносить прямо в аранжировку для последующего сохранения в MIDI-файле (для этого существуют две кнопки: Load и Insert XG Parameter). Это лучшая интегрированная в секвенсор система программного управления синтезаторами, которую я когда-либо видел. Все настолько удобно и продуманно, что работать с этим секвенсором просто одно удовольствие. Разумеется, при условии, что вы имеете синтезатор или звуковой модуль производства Yamaha.

Подключаемый модуль S 03 Voice Editor позволяет очень быстро создавать собственные пэтчи в режиме Voice. Его интерфейс так же прост, как и интерфейс XG Editor (рис. 11).

 

   
Но здесь вы получаете полный доступ ко всем элементам (семплам) и имеете возможность редактировать все до единого параметры звукообразования (рис. 12). Причем делается это настолько просто, что только диву даешься, — графический интерфейс великолепно продуман. Единственное ограничение этого модуля — нельзя редактировать звуки прямо во время воспроизведения композиции, как с помощью XG Editor.

 

   

Впечатления и рекомендации

Прежде чем перейти к изложению личных впечатлений от S 03, я хотел бы определиться с терминами. Дело все в том, что серьезно сравнивать любой «малобюджетный» синтезатор с инструментами высшего класса нет никакого смысла — проигрыш и в звучании, и в функциональном оснащении будет слишком очевиден. И то, что в дешевых инструментах часто используются семплы с более дорогих моделей, никоим образом не приближает их к высшему классу — это приводит лишь к тому, что отдельные пэтчи выделяются по качеству, и все. Поэтому все, что я буду говорить далее, справедливо лишь для любого инструмента ценовой категории 600-700 долларов. То есть фразу «хорошо звучащее фортепиано» следует воспринимать как «хорошо звучащее по сравнению с синтезаторами сравнимой стоимости». Но на фоне более дорогих инструментов «хорошее фортепиано» будет выглядеть детской игрушкой. И деваться от этого некуда — законы рынка не победишь. К сожалению, до сих пор я не встречал серьезно звучащих инструментов за небольшие деньги.

Теперь, собственно, об S 03. В целом его звук оставляет ощущение прозрачности, разборчивости и открытости — преемственность с другими аналогичными продуктами фирмы Yamaha налицо. В миксах, сделанных на синтезаторах этой фирмы, редко можно услышать «кашеобразный» звук — все инструменты отлично укладываются, и еще остается пространство для эффектов. Лично мне фирменный XG-звук недорогих инструментов Yamaha нравится гораздо больше, чем звук тех же Korg X 5 D или Roland XP 10 (RS 5, к сожалению, мне послушать пока не удалось). У корговских дешевых синтезаторов и звуковых модулей очень неплохо звучат синтетические звуки, но имитаторы акустических инструментов (и барабанов в особенности) — это просто тихий ужас. Младшие роландовские инструменты в этом отношении вполне конкурируют с XG-синтезаторами Yamaha и обладают более напористым звуком. Но в миксах у них одни инструменты частенько начинают маскировать другие, в результате добиться разборчивого звучания фонограммы бывает проблематично. Кроме этого, на мой вкус, любые XG-синтезаторы однозначно выигрывают за счет более развитых процессоров эффектов (качество примерно одинаковое, просто параметров для «рулежки» гораздо больше).

Еще один важный плюс S 03 и других XG-инструментов Yamaha — это развитая программная поддержка, которая значительно сокращает всяческие немузыкальные процедуры и облегчает решение музыкальных задач. Особенно это преимущество проявляется в ситуациях, когда требуется быстро сделать аккомпанемент для самостоятельных репетиций, «минусы» для концертов, озвучить спектакли или сделать демонстрационные аранжировки песен на заказ и т. д. В этих ситуациях возможности автоматизированного создания аккомпанемента с помощью программы XGworks бывают очень даже кстати. Зачем тратить время на вбивание очевидных партий барабанов, басов или других инструментов — пускай это делает компьютер, тем более что творчества в подобной деятельности очень немного. Но вот использовать модуль автоаккомпанемента XGworks обладателям других синтезаторов очень проблематично, ведь программа передает SysEx-сообщения, которые «понимают» только инструменты Yamaha. Так что если для вас актуально решение подобных задач, то вам стоит присмотреться к S 03 и его программному обеспечению.

Теперь, собственно, о звуках. Стандартный XG-набор инструментов в особом представлении, пожалуй, не нуждается. Не слышали его, наверно, только новички и убежденные «компьютероненавистники». Если же вы по каким-то причинам не знаете, что это такое, я могу порекомендовать познакомиться с программными синтезаторами Yamaha S-YXG 50 или S-YXG 100. В S 03 содержится примерно то же самое, только покачественнее (в основном, за счет достаточно приличных преобразователей самого инструмента). «Изюминкой» же S 03 являются пэтчи, которые содержатся в банках Program и User — они звучат лучше, чем стандартные инструменты XG-набора, а некоторые даже имеют по два семпла, разложенных по динамике. Производитель утверждает, что эти звуки позаимствованы со старших инструментов. Это очень похоже на правду, так как скачок качества по сравнению с XG-пэтчами довольно заметен.

Первые 40 инструментов банка Program — это различные фортепиано и электропиано. Здесь я обнаружил очень неплохие для своего класса имитаторы рояля, Rhodes-пиано и звуков электропиано с FM-синтезаторов. Вообще, имитаторы различных клавишных инструментов — это сильная сторона семплерных синтезаторов Yamaha. Может, у младших синтезаторов Roland подобные инструменты звучат и напористей, но у Yamaha пиано, во-первых, более разнообразны, а во-вторых, гораздо лучше укладываются в аранжировки. Да и на фоне «живых» инструментов они выглядят очень даже неплохо. Еще одна примечательная группа банка Program — это органы. Их я насчитал 25 штук. Как и пиано, они довольно разнообразны, свежи и практически все «рабочие». Остальные инструменты Program — это гитары, басы, медные духовые, пэды и струнные. В целом, они совершенно обычны, хотя и сделаны немного лучше XG-пэтчей. Среди них есть отдельные пэтчи, которые однозначно выделяются по качеству, например, тенор-саксофон (Pr. 126), струнный квартет (Pr. 97) или Finger-бас (Pr. 81). В банке User содержатся синтетические звуки. Здесь довольно много басов, солирующих звуков и интересных пэдов. Также есть некоторое количество синтетических струнных и медных духовых. В целом, весь этот банк является хорошим «освежителем» синтетических пэтчей стандартного XG-набора, и его пэтчи звучат куда оригинальней.

В общем, подводя итог, можно сказать следующее. Yamaha S 03 — это нормальный «малобюджетный» инструмент, у которого практически нет заметных недостатков и который полностью оправдывает свою невысокую цену. Средний по профессиональным меркам звук с лихвой компенсируется удобством работы с компьютером, а наличие возможностей быстрого создания аккомпанемента с помощью прилагающего программного обеспечения делает его своеобразной «продвинутой самоиграйкой». Вот еще бы кабель для прямого подключения к компьютеру в комплект поставки входил — вообще была бы красота…

Yamaha S 03660$Слами

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo