Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
июнь 2004

Клавишный инструмент.

Казалось бы, прошло совсем немного времени после разработки технологии VariPhrase и появления первого аппаратного процессора VP 9000, применяющего эту технологию при работе с семплами. Однако компания Roland решила не останавливаться на достигнутом и создала новый синтезатор, в котором распространенные методы синтеза совмещены с технологией VariPhrase. Здесь сочетаются аналоговое моделирование и воспроизведение семплов, есть встроенный семплер. Любые комбинации звуков можно изменять в реальном времени, применяя технологию VariPhrase и дополнительную обработку тремя процессорами эффектов.

Что же дает нам эта технология? А дает она независимое управление скоростью воспроизведения семпла и его высотой при сохранении формантной структуры исходного звука. То есть, после подобных манипуляций этот звук остается узнаваемым. С помощью VariPhrase легко осуществляется синхронизация ритмического семпла с текущим темпом. И все изменения музыкант может производить в реальном времени, с лицевой панели синтезатора.

Панель управления и коммутация

В центре лицевой панели синтезатора (рис. 1) расположен сенсорный дисплей (touch screen) высокого разрешения (320 на 240 точек). Слово «сенсорный» означает то, что графические элементы, изображенные на нем, являются непосредственно компонентами системы управления. Экранные кнопки и регуляторы можно «нажимать» и «крутить» пальцами, не прибегая к помощи кнопок и ручек лицевой панели.
 

   

Но физические регуляторы, тем не менее, тоже наличествуют. Справа от дисплея расположены элементы управления непосредственно синтезом. Это три группы кнопок управления структурой пэтча, две группы по восемь регуляторов, управляющих осцилляторами, две пары ручек управления эффектами COSM, четыре слайдера управляемого усилителя (TVA — Time Variant Amplifier), кнопки включения эффектов (хорус, ревербератор и мультиэффект). Ближе к дисплею расположены общие элементы управления: колесо ввода данных, кнопки управления курсором, кнопки изменения значения параметра, кнопка выбора режима работы синтезатора (Mode), кнопки Shift и Exit.

Слева от дисплея находятся органы управления транспонированием клавиатуры и арпеджиатором, кнопки быстрого выбора предпочитаемых пэтчей (Patch Palette), два назначаемых регулятора, а также регуляторы входного и выходного уровней. Рядом с дисплеем расположены элементы управления инфракрасным контроллером D-Beam, а вблизи левого края инструмента — панель контроллера Time Trip и вспомогательные кнопки. Завершается этот набор стандартным для Roland джойстиком — совмещенным регулятором модуляции и высоты тона. Все кнопки на лицевой панели, за исключением курсорных и системных, в нажатом состоянии подсвечиваются.

На задней панели инструмента (рис. 2) расположены сетевой выключатель, слот для карты PC Card, три MIDI-разъема, порт USB, цифровые входы и выходы формата SPDIF (оптические и электрические, на разъемах RCA), три разъема для педалей (джеки), два входных разъема на джеках, переключатель входной чувствительности (микрофонная/линейная). Здесь же находятся выход для наушников (джек) и две пары выходов на джеках: Main Out и Direct Out. На основные выходы поступает готовый звук, обработанный внутренними эффектами. На Direct Out звук поступает в обход встроенных процессоров эффектов. Этот выход предлагается использовать для подключения к внешней обработке.

 

   

Операционная система

Полагаю, именно благодаря сенсорному дисплею стало возможным уйти от страничной операционной системы (с ее утомительным перелистыванием экранных страниц) к системе с произвольным доступом. Названия скрытых страниц всегда видны. Можно сразу попасть в нужное место и выбрать любой из доступных параметров редактирования. Благодаря этому освоение такого сложного инструмента, как V-Synth, происходит довольно легко.

Из-за сложной структуры внутренней памяти загрузка системы при включении питания происходит за 34 секунды. Но после этого все работает без каких-либо задержек.

Давайте вкратце рассмотрим структуру синтезатора. Прежде всего, несколько слов о режимах работы V-Synth. Всего их имеется восемь: Patch, Sample, System, Disk, USB, Calibration, Factory Reset, Demo. Вход в нужный режим осуществляется нажатием кнопки Mode рядом с дисплеем и последующим нажатием экранной кнопки с названием нужного режима.

В режиме пэтча происходит вся обычная работа по извлечению и настройке звука, к чему мы вернемся немного позже. Мультитембральные перфомансы, кстати, составляются в этом же режиме. В режиме Sample осуществляются семплирование и пересемплирование. Соответственно, звук в этих случаях приходит извне, через любой из входов, или берется из внутреннего банка.

Системный режим открывает доступ к множеству глобальных настроек. Это базовая настройка, общий выходной уровень, выбор внутреннего или внешнего источника синхронизации (Clock Source), настройка четырехполосного мастер-эквалайзера, настройка MIDI (в том числе назначение частей перфоманса на различные каналы и их подключение/заглушение). Здесь же можно выбрать тип входного сигнала (стерео, моно), частоту дискретизации на цифровых выходах (44,1, 48, 96 кГц), настроить кривую динамической чувствительности клавиатуры (три типа), выбрать номера MIDI-контроллеров для ручных элементов управления (D-Beam, Time Trip Pad и назначаемые регуляторы), установить нужную полярность управляющих педалей и номера MIDI-контроллеров для них. Назначение параметров режима V-link для связи с соответствующими видеоустройствами происходит здесь же.

Этот перечень не полный, но основные параметры я указал. Приятно отметить, что такая, в общем-то, нудная работа, как глобальная настройка, ничего кроме удовлетворения не приносит. Все параметры сгруппированы по отдельным экранным страницам, но доступ к ним происходит произвольно, при помощи системы горизонтальных и вертикальных закладок, или ярлычков. Это напоминает типовой интерфейс обычного приложения для Windows. Например, настройка общих параметров для программы Word происходит в диалоговом окне с двумя рядами таких закладок. Только, в отличие от компьютера, V-Synth не нуждается в клавиатуре и мыши.

Кстати, при работе с дисплеем каждое нажатие на него сопровождается коротким тональным сигналом, как, например, при нажатии кнопок в мобильном телефоне. Этот «бип» можно и отключить, но я этого делать не стал — с ним удобнее.

Но нажатием нарисованных кнопок функциональность дисплея не ограничивается. Например, в настройках TVA на дисплее можно увидеть четыре слайдера ADSR (это копии настоящих слайдеров с лицевой панели). К такому слайдеру я могу прикоснуться пальцем и провести им, скажем, вверх. При этом нарисованный ползунок поедет вверх, а в специальном окошке рядом с ним будет показано изменение параметров. В подобные окошки с цифрами также можно нажать пальцем и, не отрывая его от экрана, вести вверх-вниз или влево-вправо. При этом будет происходить изменение параметра.

Рядом с экранными слайдерами обычно находятся графические изображения регулируемых ими функций (в данном случае это амплитудная огибающая). Эти графики (огибающие, непременные частота среза фильтра и резонанс, какая-нибудь синусоида в разделе LFO и прочие) тоже активны и поддаются рулению пальцем. Прикоснулся к графику и потащил его влево и вверх, отпустил, снова «схватил» и протащил, — и вот уже нарисована характеристика фильтра с резонансным выступом требуемого размера. И не нужно крутить ручки на лицевой панели, хотя и можно, при желании, — многие функции дублируются. В общем, управление через дисплей организовано очень здорово.

Прочие режимы работы синтезатора в комментариях практически не нуждаются. Стоит только отметить, что в режиме калибровки можно настроить чувствительность дисплея, эмиттеров/приемников D-Beam и панели Time Trip. При переключении из режима пэтча в другие режимы (за исключением калибровочного и системного) синтезатор перестает играть, поскольку переключает вычислительные ресурсы на выполнение других задач. При этом гаснут все подсвеченные кнопки панели.

Максимально возможная полифония синтезатора — 24 ноты. Но эта цифра может уменьшаться в зависимости от настроек осцилляторов и типов COSM-эффектов, используемых в пэтче. V-Synth имеет нормальную мультитембральность в 16 частей, однако с клавиатуры можно управлять только тем пэтчем, который назначен на первую часть перфоманса.

Внутренняя память синтезатора имеет четкую иерархическую структуру. Самой крупной единицей, которая хранится в памяти, здесь является проект (Project). Именно он загружается 34 секунды после включения питания. На дисплее при этом можно прочитать надпись «Load a Project». Проект может содержать максимально до 512 пэтчей, до 999 волновых форм (семплов) и бесчисленное количество системных настроек.

V-Synth использует одновременно только один проект. Но пользователь имеет возможность создать собственный проект и потом загружать именно его. Только для его хранения владельцу инструмента необходимо приобрести и установить PC Card, поскольку внутренняя память может сохранять не более одного проекта. В качестве совместимых карт памяти производитель указывает Microdrive, SmartMedia или CompactFlash (требуется адаптер).

В принципе, создавать собственный проект не обязательно. В заводском проекте (при покупке инструмента наличествует только он) можно изменять любой из имеющихся пэтчей, дополнять банки семплов и даже удалять ненужные семплы и пэтчи. Тем не менее, все заводские настройки (с восстановлением удаленных из проекта семплов и пэтчей) можно вернуть, выполнив процедуру Factory Reset.

Проект сам по себе хранится во внутренней перезаписываемой памяти синтезатора. При включении питания он извлекается в так называемую рабочую область (Work Area) оперативной памяти, где и «живет» до выключения питания. Текущий пэтч копируется из рабочей области во временную область. Таким образом, если мы даже покорежим все его настройки и с ужасом поймем, что «этим» играть уже нельзя, всегда можно вновь вызвать начальный вариант пэтча из рабочей области. Достаточно, например, просто щелкнуть кнопкой «+» для вызова следующего пэтча, а потом нажать «-» для вызова предыдущего. И все.

Сохранить измененный пэтч можно в то же место, где записан оригинал, или как новый пэтч под новым номером и с любым именем. В процедуре выбора имени пэтча, кстати, V-Synth использует все достижения прогресса. Здесь не нужно выкручивать буквы с помощью колеса. На экране целиком помещается виртуальная клавиатура с буквами, цифрами, скобками, кнопками Shift, Delete, Back, «пробел» и прочими. Все по-настоящему. Аккуратно постукивая пальцем по буквам, легко набираем нужное название, которое отображается здесь же, в специальном окошке.

А вот теперь на некоторое время можно представить себе синтезатор в виде обычного персонального компьютера. Так удобнее рассуждать об оперативной и постоянной памяти.

V-Synth имеет 50 Мб оперативной памяти (RAM), из которых 30 Мб всякий раз используются для загрузки пресетных волновых форм из постоянной памяти. Для хранения пользовательских семплов имеется дополнительно 10 Мб флэш-памяти. Не так много, по нынешним временам, однако V-Synth — это все-таки не семплер в чистом виде. К тому же всегда можно установить расширение.

Но флэш-память только хранит семплы, а ведь чтобы играть ими, их нужно еще переносить в проект, то есть в рабочую область RAM. Если из пятидесяти вычесть тридцать, то получаем «чистыми» 20 Мб для пользовательского расширения проекта. При стандартной загрузке (то есть, если проект еще не изменялся), в рабочей области может найтись место для размещения семплов общей продолжительностью около 115 секунд в стерео, или около 230 секунд в моно. До двух минут ровно (в стерео) не дотянули, вероятно, из-за того, что некоторый объем памяти еще отводится под файловую структуру.

В пользовательском руководстве указано, что если удалить из оперативной памяти все имеющиеся там семплы (factory set), то теоретически можно получить оперативную память под 280 секунд пользовательских стереозвуков (в моно — вдвое больше).

Однако не будем забывать, что при выключении питания можно сохранить лишь те 10 Мб пользовательских семплов, которые умещаются во флэш-памяти. И при следующей загрузке проекта в рабочую область смогут попасть только они, а это всего около 56 секунд звуков в стерео. Если же есть необходимость в сохранении большего количества пользовательских семплов, то придется устанавливать карту расширения.

Семплы хранятся с частотой дискретизации только 44,1 кГц, хотя ввод-вывод по цифровому интерфейсу возможны и с другими частотами. Информацию о разрядности хранимых файлов в явном виде я не нашел, но несложные расчеты показывают, что это обычные 16 бит.

АЦП и ЦАП работают с разрядностью 24 бита. Генерация звуков (в аналогово-моделирующей части) происходит с разрядностью в 32 бита с плавающей запятой. Процессоры эффектов работают в 24 целочисленных битах.

Соединение синтезатора с компьютером через порт USB дает возможность сохранять на жестком диске компьютера данные из внутренней памяти V-Synth (проект, пэтчи и семплы), то есть проводить архивирование. Кроме того, через этот интерфейс возможен прямой импорт семплов.

Синтез

Как и во многих других инструментах, готовый «окончательный» звук, вызываемый нажатием клавиши или приемом MIDI-команды Note On, здесь называется пэтчем. Это, образно выражаясь, самая крупная единица в звукообразующей части. Каждый пэтч, в терминологии Roland, состоит из зон, структур и эффектов.

Структура представляет собой комбинацию из шести элементов: первый осциллятор, второй осциллятор, микшер/модулятор, COSM1, COSM2, управляемый усилитель (TVA). Указанные шесть элементов могут быть скоммутированы тремя различными способами. Каждый из вариантов коммутации, без изменения настроек внутри каждого элемента в отдельности, можно оперативно выбрать с лицевой панели синтезатора, для чего есть три кнопки. Под каждой из этих кнопок расположены шесть других, «структурных». Между кнопками нарисованы соединительные линии, схематически обозначающие маршрут сигнала, и сами кнопки расположены так, чтобы было понятно взаимное соединение элементов структуры. Эти элементы можно оперативно подключать и отключать нажатием соответствующих кнопок. При отключении любого элемента структуры сигнал проходит через него в режиме байпаса.

Немного задержимся на структурах вообще, после чего рассмотрим в отдельности каждый элемент.

Первая схема устроена наиболее просто. Исходные сигналы с двух осцилляторов объединяются в сумматоре, после чего сложный сигнал проходит последовательную цепочку из COSM1, COSM2 и TVA.

Во второй схеме сигнал первого осциллятора индивидуально проходит через первый эффект COSM, затем смешивается в сумматоре с «чистым» сигналом второго осциллятора. Полученный звук проходит через второй эффект COSM и попадает в управляемый усилитель.

В третьей схеме оба осциллятора соединяются каждый со своим эффектом COSM, обработанные сигналы суммируются и приходят в управляемый усилитель.

В пэтче хранится выбранная структура с настройками ее элементов. Однако всегда можно переключиться на другую структуру или произвольно включить/выключить любой ее элемент. Скажем, мешает нам второй осциллятор — нажимаем кнопку OSC2, и он отключается. Повторное нажатие вновь включает осциллятор со всеми его настройками.

При переключении структур внутренние настройки элементов не изменяются. Меняется только коммутация между этими элементами.

В любой структуре последним элементом в цепочке является TVA. После него звук попадает на обработку в процессоры эффектов.

Пэтч может содержать до шестнадцати зон с индивидуально выбранной структурой для каждой зоны. Вот здесь-то и происходит уменьшение полифонии. Независимо от количества этих зон, их выходные сигналы суммируются и обрабатываются одним и тем же блоком процессоров эффектов (хорус, ревербератор, мультиэффект). То есть, для всех зон одного пэтча используются общие настройки процессоров эффектов.

Существенной особенностью синтезатора является то, что клавиатуру можно только разделить на нужное количество зон (Split), но нельзя сделать наложение нескольких зон на один диапазон клавиш. Это не очень удобно для конструирования сложных звуков при игре на клавиатуре V-Synth. Поэтому при составлении таких конструкций придется создать перфоманс из нужных компонентов и воспользоваться внешней клавиатурой или секвенсором. С них можно управлять работой синтезатора одновременно по нескольким каналам.

Перечень имеющихся пэтчей (а также волновых форм) можно просмотреть в брошюре под названием Sound List, которая находится в комплекте поставки вместе с пользовательским руководством. Чтобы быстро найти нужный пэтч в самом синтезаторе, удобно пользоваться электронным вариантом списка. Он вызывается нажатием кнопки List с пиктограммой в виде листа бумаги, которая расположена слева от названия пэтча на дисплее. Открывшийся экран Patch List содержит по периметру набор кнопок с диапазонами номеров пэтчей (по шестнадцать штук), а в центре — названия и номера пэтчей выбранного диапазона. Поиск нужного пэтча сводится к двум нажатиям кнопок. Скажем, я ищу пресет номер 200 «NastyLead». Нахожу кнопку с диапазоном 193-208, нажимаю. В открывшемся перечне пресетов нахожу нужный мне двухсотый, выделяю его нажатием пальца и нажимаю кнопку OK внизу экрана. Вот и все, пэтч загрузился и готов к работе.

Теперь можно залезть немного глубже в систему.

В режиме пэтча на дисплее (с заголовком Patch Play) отображаются собственно название и номер текущего пресета, а также его структура в виде составляющих ее блоков и маршрута сигнала между ними. Это то, что сразу бросается в глаза. Но, кроме этого, можно еще прочесть информацию о номере MIDI-канала для приема и передачи сообщений, текущий темп, сведения о транспонировании и номер текущей зоны. Чтобы открыть элемент структуры для редактирования, достаточно нажать пальцем его изображение. Или можно найти в нижней части дисплея кнопку с его названием, и нажать ее. В любом случае откроется одно и то же окно Patch Edit с настройками данного блока.

Откроем блок осциллятора (например, OSC1). На дисплее появится новое диалоговое окно с шестью закладками. В зависимости от выбранного типа осциллятора, названия некоторых закладок могут меняться. Для «аналогового» синтеза их перечень следующий: OSC Type, Pitch, Pulse Width, Fat, OSC TVA, LFO. По их названиям несложно догадаться о том, какие группы настроек там скрываются.

Каждый из двух осцилляторов, таким образом, представляет собой законченную звукогенерирующую структуру. Каждый осциллятор имеет по четыре огибающих и одному LFO.

Прежде всего, конечно же, следует выбрать тип осциллятора. Всего доступны три типа: аналогово-моделирующий (Analog), внутренний семпл (PCM) и звук внешнего источника (Ext In). Для каждого типа осциллятора на дисплее появляется собственный набор специфических настроек. В первом случае это кнопки выбора форм волны (девять штук) и регулятор Impact, с помощью которого можно изменять резкость атаки «аналоговых» осцилляторов.

При увеличении параметра Impact атака в действительности становится настолько короткой, что в момент возникновения звука нельзя говорить о какой-либо его конкретной частоте, поскольку в спектре присутствуют, упрощенно говоря, все частоты. Это известный эффект, обусловленный очень высокой скоростью нарастания выходного напряжения осциллятора. Практически же, для слуха, это явление означает возникновение в момент атаки небольшого щелчка. Такая возможность оказывается полезной при конструировании «аналоговых» барабанов, когда в целом характер звука имеет отчетливо выраженную перкуссионную природу, но в то же время в фазе затухания можно услышать исходную тональную составляющую. Такие ударные, монотонно «бумкающие» как бы на одной ноте, нередко используются в трансовых и психоделических музыкальных направлениях.

Работу параметра Impact я хотел бы продемонстрировать простым звуковым примером (в числе прочих доступен на сайте МО — mail@muzoborudovanie.ru). В файле Analog_osc_impact (196 Кб) записаны с небольшой паузой две простые фразы, озвученные только одним осциллятором: вначале с прямоугольной формой волны, затем с синусоидальной. В начале каждой фразы слышен исходный звук (Impact не используется), затем постепенно вводится до максимума эта самая цокающая «резкость» атаки. Разумеется, этим демонстрационным примерам еще далеко до электронных барабанов. Чтобы их «выкрутить» нужно повозиться и с другими настройками.

Еще одна особенность моделирующих осцилляторов V-Synth: наряду с классическими простыми формами и шумом, здесь есть готовая волновая модель легендарного синтезатора Juno. Просто нажимаем кнопку с надписью Juno и подключаем волновую форму (это модулированная прямоугольным сигналом пила). Действительно, даже в одноосцилляторном включении этот звук легко узнаваем. А при использовании двух осцилляторов, да еще с небольшой модуляцией ширины импульса, просто ностальгия охватывает.

Прочие настройки осцилляторов, по большей части, обычны. В разделе Pitch (рис. 3) можно провести грубую и точную настройку, установить отслеживание осциллятором клавиатуры (Pitch Key Follow), влияние на высоту тона параметра динамики (Velocity) и некоторые другие. Поскольку в этом разделе есть четырехстадийный генератор огибающей, им можно воспользоваться для изменения параметра Pitch Envelope. Для этого есть четыре обычных ползунка (ADSR), графическое представление огибающей (можно водить пальцем по графику), ручка изменения масштаба огибающей (Env Depth). Есть секция Velocity, в которой можно выбрать одну из семи кривых чувствительности клавиатуры (правильнее было бы сказать «чувствительности огибающей» к скорости нажатия клавиш), а также установить чувствительность отдельных фаз огибающей к той же скорости нажатия. Виртуальные ручки имеют сокращенные подписи, например, A-Sens. Полностью же этот параметр выглядит тяжеловесно: Envelope Attack Time Velocity Sensitivity.



Формируя огибающую частоты осциллятора, можно получить звуки с подвываниями, повизгиваниями и всхлипами. Мне показалось уместным продемонстрировать работу данной секции. В качестве звукового комментария предлагаю прослушать файл PitchEnv (155 Кб). Здесь использовались увеличение масштаба огибающей (Env Depth), продолжительные атака и спад, а также положительные значения параметров A-Sens и D-Sens. Положительность в данном случае означает, что при увеличении скорости нажатия клавиши будет происходить уменьшение соответствующего параметра. То есть, когда я стал сильнее ударять по клавишам, время атаки стало сокращаться, и скольжение частоты звука стало более быстрым. Отрицательные значения дают обратный эффект.

В начале файла звучат несколько нот, сыгранных потихоньку, чтобы атака и спад огибающей формировались медленными. Звуки здесь плавают. Затем я стал более отчетливо нажимать клавиши, в результате чего записалась фраза с понятной высотой нот. Только каждый звук здесь начинается коротким «взбрыкиванием», представляющим собой быстрое скольжение частоты «откуда-то сверху» к той, которая нужна.

Параметр Envelope Time Key Follow позволяет установить зависимость времени спада и последующих фаз огибающей от номера нажатой клавиши. Зависимость линейная, как и все прочие параметры KF, рост и спад отсчитываются по традиции от «средней До», то есть ноты До первой октавы (которую Roland обозначает как C4).

Есть еще такой параметр, как Random Pitch Depth, позволяющий задать случайное смещение рабочей частоты осциллятора (девиация) при каждом нажатии клавиши. Диапазон регулирования очень большой. Если вывернуть ручку на максимум, то прослушивание результата нажатия на одну и ту же клавишу становится очень забавным. В «малых концентрациях» этот параметр может внести некоторое оживление в звук, провоцируя спонтанное уплывание высоты тона.

В разделе Pulse Width можно задать вручную параметр ширины импульса (для прямоугольных сигналов он еще называется «скважность»), назначить модуляцию ширины импульса от LFO, от динамики и от генератора огибающей. Здесь тоже есть Env Time KF.

Раздел Fat заведует «ожирнением» звука, которое достигается выделением, или подчеркиванием, низкочастотной области спектра, как сказано в руководстве. Причем для этого не используются какие-либо пиковые фильтры — эффект достигается исключительно за счет создания «нужной» формы волны, которая дает то самое уплотнение низа.

Да, все-таки пользовательские руководства зачастую не балуют нас разъяснением тонких моментов. Ну что такое «подчеркивание НЧ-области»? В сущности, в этом почти нет полезной информации. С моей точки зрения, когда речь идет об аналоговом синтезе, нужно внятно разъяснять физический смысл каждой операции. И не нужно бояться перегрузить музыканта излишней физикой: кому не нужно, тот все равно этого читать не будет. А вообще-то понимание сущности процесса, хотя бы в общих чертах, может оказать ощутимую помощь при создании желаемого звука. Будет понятно, где и что искать…

Если рассмотреть воздействие параметра Fat на характеристики волны, то можно сделать некоторые выводы о принципе его действия. Если говорить общими словами, то получается, что данное воздействие — чистой воды шейпинг, поскольку десимметрирует волновую форму. Берет по два периода колебания, которые изначально конгруэнтны (то есть — подобны) и начинает растягивать во времени каждый первый период, одновременно сокращая каждый второй. Таким образом, суммарно эти два периода умещаются в тот же самый временной промежуток, который занимали исходные колебания. Но по отдельности эти периоды различны: первый гораздо длиннее исходного (то есть имеет пониженную частоту), второй гораздо короче (более высокочастотный). Последовательное сложение столь разных волн и дает тот самый эффект Fat.

Проиллюстрировать работу параметра Fat удобнее всего на синусоидальной волне. На рис. 4 показаны три участка одного и того же колебания. Верхняя часть демонстрирует исходную форму — это чистая синусоида. В середине показана синусоида с введенным параметром Fat. Нижняя часть показывает то, что станет с формой волны при еще более сильном воздействии. В предельном случае (не показан) на графике можно увидеть почти чистую синусоиду, а вместо укороченных периодов останутся фактически мгновенные всплески напряжения (пики протяженностью около 50 мс). Таким образом, можно говорить о том, что частота колебания сокращается вдвое (остается один период вместо двух), что и дает в итоге ту самую «низкочастотность».



При этом за счет оставшихся рудиментов каждого второго периода (мгновенных всплесков) в звуке возникает множество высших гармоник. Итоговое колебание получается хотя и более низкочастотным, чем оригинал (вдвое ниже по основному тону), но более насыщенным высшими гармониками, что придает звуку определенную резкость и создает благодатную почву для использования разного рода фильтров.

Легко заметить, что в предельном случае «ожирнения» возникает эффект, подобный описанному ранее действию параметра Impact, только в микромасштабе.

Картинки я старался снимать при одинаковом увеличении, но на нижнем графике масштаб несколько не соответствует двум верхним. Аудиоредактор почему-то не захотел устанавливать его визуально точно таким же, хотя, если смотреть по цифрам, то общая длина двух периодов сохраняется. Поэтому на верхних изображениях я для наглядности ограничил маркерами два периода, а на нижнем изображении правый маркер подрисовывать не стал, чтобы не вносить диссонанс. Это место на графике можно найти и так.

На рис. 5 показана спектрограмма синусоидального колебания с постепенно введенным до максимума и затем убранным до минимума параметром Fat. Хорошо видно, как спектрально бедная (собственно, вообще «никакая» по определению) синусоида начинает «набирать обороты» и обрастать гармониками, являя в средней части картинки просто фантастическую насыщенность, хотя и с малой плотностью. Однако нам интересна не самая середина (которая, кстати, звучит довольно вяло), а прилегающие к ней области, где наблюдается повышенная плотность гармоник (более яркие участки). Если оперировать цифрами, то наиболее «живая» область при работе с Fat находится в пределах примерно от 20% до 90% всего диапазона регулировки.



Вернемся к структуре осцилляторов. В разделе Fat можно назначить влияние на этот параметр традиционных источников модуляции: высоты ноты (Key Follow), динамики, огибающей, LFO.

Эту часть возможностей звукогенерации есть смысл продемонстрировать (файл FatEnv, 235 Кб). Использовался только один осциллятор с синусоидальной волной. Я увеличил значение Envelope Depth до +20 и установил довольно продолжительное время спада огибающей. По замыслу осциллятор должен мгновенно «взять» большое значение параметра Fat и потихоньку его опускать. Результат мне понравился, особенно на низких частотах. Удивляет то, что довольно вялая «в обычной жизни» синусоида здесь показала себя просто монстром. Если ее посильнее приправить эффектами, то можно создать еще более мощный и объемный звук.

В разделе OSC TVA устанавливается выходной уровень сигнала с каждого осциллятора, зависимость громкости звука от высоты нажатой ноты (Level Key Follow), уровень амплитудной модуляции от LFO. Здесь формируется амплитудная огибающая осциллятора и настраивается глубина воздействия на нее параметра динамики. Вообще, работа с огибающими во всех секциях построена одинаково.

Раздел LFO содержит настройки параметров модулирующего генератора. Всего есть восемь форм волны, среди которых я бы особенно отметил трапецеидальную, случайную (Random) и хаотичную (Chaos). Трапеция со своей плоской вершиной в сравнении с треугольником выигрывает в том, что ее пиковое значение имеет ощутимую протяженность во времени. Соответственно, пиковое значение модулируемого параметра по отношению к периоду модулирующего сигнала будет довольно продолжительным, что позволит придать звуку новый «вкус». В то же время, атака и спад у трапеции не такие топорные, как у прямоугольного сигнала, и модулированный звук будет восприниматься как единое целое, а не как периодические всплески изменений тембра и затухание их в ноль.

Хаотический модулирующий сигнал, как мне кажется, представляет собой частный вариант случайного сигнала. Для формы Random еще можно регулировать частоту (LFO Rate), а для хаоса — нет. Что и неудивительно. Если же для случайной волновой формы выкрутить частоту повыше, то получится, по сути, тот же хаос.

По умолчанию в LFO генерируется биполярный сигнал, то есть он имеет как положительные, так и отрицательные значения относительно «золотой середины» (соответствует неизменному значению модулируемого параметра). Но при помощи группы кнопок Offset можно сдвигать рамки сигнала на +/-50% или +/-100%. То есть, например, можно сделать так, что модулирующий сигнал будет только на одну четверть от своей полной амплитуды заходить в область отрицательных значений, а на три четверти — в область положительных значений. Это в случае сдвига на +50%. Если же выбрать +100%, то сигнал будет униполярным и только в положительную сторону.

Практически это означает две вещи. Во-первых, модуляция параметра будет происходить только в одну сторону от исходного значения, а не в разные стороны. Это непосредственно влияет на звук. А во-вторых, максимально возможная глубина модуляции (для одного направления) будет больше.

Кроме того, для сигнала LFO можно установить задержку и фейд. В типичном случае задержка означает количество времени, которое пройдет от нажатия клавиши до момента запуска модулирующего генератора. Фейд позволяет получить плавное нарастание амплитуды модулирующего сигнала от нуля, что примерно соответствует практике извлечения вибрато в акустических инструментах. Там обычно проходит какое-то время после взятия ноты, по прошествии которого музыкант плавно вводит вибрацию. Время фейда отсчитывается от установленного времени задержки, а не от момен

10 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Судя по демкам, звучание пластмассовое, продессоры эфектов пластмассовые, фильтры дискретные; контроллер D-Beam вообще не нужен. Не понимаю за что такие деньги берут! Если я не прав, дайте свой резюме.

  2. Roland V-synth,по сути улучшенный Roland JP80*0 , ибо звучат они одинаково, но вешка конечно, круче и рулит, вообще в трансовый сетап необходим 😀

  3. Ответить
    евгений калининград 24.10.2006 - 22:18

    Красиво смотрится в «рэке». Прикольный вокодер. Звук -дохловатый.Так поиграть — можно. Писать его без серьезной внешней обработки — не реально. Его вполне заменит и перешибет фантом х 6 Тем более цена такая же.Я считаю что его можно брать только из за вокодера и карты вс 2 ( встроенной).

  4. JP80X0 и V-synth — звучат по разному. даже по демкам слышно. А если «покрутить», то разница становится еще более ощутимой.

  5. Скажите, а можно ли использовать его для джазовой музыки или другой, где важны мелодические, органно-фортепианные тембры?

  6. Ответить
    Владимир Сапрыкин 16.11.2008 - 14:43

    Артёму. Использовать-то можно, но вряд ли он подойдет для джаза. Все-таки его козырь — синтетика с эффектами. Семплерная часть там не сильно развита, а без нее никакого фортепиано нет. Да и полифония для этого мала. Органы можно синтезировать, но все равно нельзя будет получить весь спектр привычных электроорганных звуков. Для джаза и близкой ему живой музыки практически идеально подойдет Clavia Nord Stage (у него клавиатура фортепианного типа). Пианино там классное, органы — любые. Синтетика — как раз для джаза. Можно попробовать также Nord Electro, — там клавиатура органная, легкая, и основной упор сделан на моделирование электроорганов. Рояль и электропиано там есть, но как бы бонусом. Ну или, скажем, неплохи должны быть сценические пианино от Kurzweil, — в них и рояли есть, и органы, и даже не экстремальная мелодическая синтетика. Возможны и другие варианты, но тут уж рекомендовать не возьмусь. Всё нужно отслушивать лично.

  7. Звукообразование в инструменте просто фантастическое!!! У меня этот инструмент 2 года, так вот, хочу сказать, что разобрался я с ним основательно. Скажу сразу-те заводские звуки, которые в нём есть-не особо впечатляют, за небольшим исключением(не понимаю, почему Роланд так сделал), а вот то, что на нём можно накрутить самому,даже не впечатляет, а просто ПОТРЯСАЕТ!!! Инструмент просто с потрясающим звукообразованием, я бы сказал даже просто фантастическим(не побоюсь так сказать)Как пользователь, который имеет с этим инструментом опыт не поверхностный,а хорошо серьёзный( смело могу сказать, что предыдущие два коментария отображают именно поверхностное спечатление от инструмента), то инструмент этот создали гениальные инжинеры от Роланда. В двух словах так:если будете его копать, то накопаете таких звуков, что и «во сне не приснятся», а если будете поверхностно копать-то скажете-не понимаю, чего тут хорошего? А «раскапывать» инструмент по звучанию-это и есть характерная черта настоящего музыканта, все остальные плавают по поверхности, а не под водой…

  8. Файл не открывается: Hand_Made (638 Кб)

  9. Ответить
    Дмитрий Попов 15.02.2009 - 14:37

    Исправил, спасибо.

  10. объясните, Игорь, чего же такого фантастического в абсолютно стандартной архитектуре синтеза с осцилляторами, фильтрами, огибающими и модуляциями? :))

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo