Начало
 
 


НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Разметка компакт-диска
 

 
  Запись аудио-CD: нетривиальный ракурс

Алексей ЗАЙЦЕВ
Музыкальное Оборудование
январь 2002

Программы для сложной разметки дисков.

В наши дни "испечь" CD - дело нехитрое и недорогое. Не сложнее, чем "сбросить" информацию на дискету. Если же разговор идет о звуковом CD, то и здесь все, на первый взгляд, однозначно - огромное количество программ на рынке ПО сводит все операции к простому перетаскиванию. Если раньше стоимость матриц с возможностью однократной записи была достаточно высока, и экспериментирование с их использованием могло вылиться в ощутимую сумму, то сейчас "чистый" CD-R дешев, не говоря уже об обилии дисководов, позволяющих производить многократную перезапись на матрицах CD-RW. Одним словом, освоить процесс производства компиляций для домашней фонотеки способна даже тренированная макака. И ей для успешной работы вовсе не нужно разбираться в нюансах стандарта Red Book.

Мы же попробуем сейчас заглянуть несколько глубже, чем это необходимо при использовании простых программных продуктов для "нарезки" CD. На рынке присутствует большое количество дисков, составленных способами, отличающимися от обычного (песня - пауза две секунды - песня - пауза - песня... и т. д.). Это, например, диски, записанные без пауз между треками, когда после окончания одного музыкального номера сразу же начинается номер следующий; диски, записанные нон-стопом (различные концертные фонограммы и DJ-миксы); диски, содержащие так называемые "скрытые" треки (бонус-треки) - произведения, не доступные при обычном "прямом" проигрывании CD-диска (Deftones "Around The Fur", Marilyn Manson "Mechanical Animals", Чичерина "Сны", Ва-Банк "Нижняя тундра" и т. д.); звуковые CD, содержащие незвуковую информацию: видеоклипы, тексты песен или графику (David Bowie "Hours", саундтрек к фильму "SixString Samurai", Мантана "Маникюры").

Подобная разметка диска делается на стадии мастеринга (более того - составляет саму суть производства глассмастера). Если бюджет проекта не позволяет обратиться в дорогую мастеринг-студию, то можно попытаться разметить диск самостоятельно, если, конечно, ваш CD-рекордер способен на это. Для проведения такой операции необходимо, чтобы он обладал следующими характеристиками:
- имел возможность записи аудио-CD;
- делал это в режиме disc-at-once (DAO);
- и мог при этом управлять индексами.

Red Book
Red Book (Красная Книга) - стандарт (спецификация) для производства цифрового аудиокомпакт-диска (Compact Disc Digital Audio - CD-DA), принятый в 1980 году. Является первой из шести "цветных книг" (красной, желтой, зеленой, оранжевой, белой и голубой) - технических документов (действительно различающихся цветом обложек), описывающих и специфицирующих форматы различных типов представления цифровой информации на компакт-дисках, от простого Audio-CD до CD-extra и Video-CD.

Основателями Red Book выступили Philips и Sony Corporation. Их целью было представить носитель для прослушивания высококачественного звука в домашних условиях, способный заменить недолговечный и капризный винил.

Стандарт Red Book определяет, что на звуковом компакт-диске может быть не более 99 треков продолжительностью каждого не менее четырех секунд. Пауза перед первым треком - не менее двух секунд.

Каждый трек делится на блоки данных, называемые секторами. Каждый сектор содержит 3234 байт данных, из которых 2352 приходится непосредственно на аудиоданные, два блока по 392 байта образуют два уровня коррекции ошибок С1 и С2 (часто обозначаемые EDC/ECC), использующих двухступенчатый код Рида-Соломона. Оставшиеся 98 контрольных байт содержат информацию, называемую "субкодами" ("субканалами") и обозначаемую буквами от "P" до "W". Первые две из них ("P" и "Q") являются наиболее часто используемыми. Именно они и дали имя процессу, который позволяет управлять паузами между треками.

В зоне ввода компакт-диска (lead-in) Q-субкод содержит Таблицу Оглавления диска (Table Of Contents - TOC). В области данных Р-субкод содержит информацию о начале и конце текущего фрагмента, а Q-субкод - информацию об относительном и абсолютном значении времени воспроизведения текущего фрагмента.

Существуют и другие субканалы, о которых нужно иметь представление. Например, если вы хотите, чтобы все правообладатели, имеющие отношение к вашему CD, получали гонорары за прокрутку диска на FM-радиостанциях, вам необходимо указать код ISRC. Это так называемый International Standard Recording Code, призванный идентифицировать материал, реализованный для коммерческого использования. Кроме того, каждый такой диск должен иметь так называемый Media Catalog Number - уникальный идентификационный номер в форме бар-кода UPS или EAN. Если вы не обладаете вышеуказанными номерами, значения этих кодов лучше оставить пустыми.

Процесс управления субканалами носит название "PQ-кодирование". Более подробно с ним и с другими существующими субкодами можно ознакомиться в статье "Разметка компакт-диска".

Из всего разнообразия программ для "нарезки" звуковых CD на PC-совместимых компьютерах далеко не все дают возможность управлять процессом PQ-кодирования - многие программы для того, чтобы свести к минимуму количество операций по прожиганию CD, берут на себя всю заботу о расстановке индексов, что приводит к невозможности создания сколько-нибудь оригинальной разметки.

Первая программа, которую мы рассмотрим - это

Feurio! Professional 1.63
Она представляет собой специализированную программу для производства Audio CD с некоторыми дополнительными возможностями:
- снятие информации с Audio CD в цифровой форме;
- реальная многозадачность;
- интегрированный проект-менеджер;
- создание и ведение базы данных по записанным и подготавливаемым к записи CD;
- поддержка базы данных CDDB (автоматическая загрузка из интернета названия и содержания вставленного в дисковод диска);
- виртуальный CD-проигрыватель, понимающий все виды "сложного" PQ-кодирования;
- простой в обращении Track Editor с возможностью управления уровнем сигнала и разметкой треков;
- возможность создания CD с непрерывным звучанием (концертные программы, DJ-миксы и программы классической музыки);
- поддержка МР3 и CD-Text;
- поддержка кодов UPS/ISRC (международная кодировка аудио-CD, призванная однозначно идентифицировать как сам компакт-диск, так и каждый записанный на нем трек);
- распознавание флажка "Pre-Emphasis" (почти забытая ныне система понижения шума при воспроизведении звука с цифровых носителей, основанная на внесении частотной предкоррекции в записываемый сигнал с последующей их компенсацией при воспроизведении);
- редактирование обложек;
- и другие сервисные возможности.

Во время своего первого запуска программа тестирует систему на пригодность к записи звуковых компакт-дисков, контролируя, в том числе, и наличие в системе каких-либо мешающих драйверов для работы с рекордером, оставшихся от предыдущих инсталляций CD-записывающих программ. В случае обнаружения таковых список их выводится на экран и даются рекомендации по их деактивизации.

Интерфейс Feurio подобен большинству аналогичных программ (рис. 1). В левой части рабочего окна программы по выбору пользователя отображается либо содержимое жесткого диска, либо информация из персональной базы данных, либо текущая информация о рекордере и вставленном в него диске. Правое окно разделено на две части и представляет собой проект-менеджер. Кстати сказать, проект, создаваемый программой, очень основателен: для него создается своя директория, в которую копируются все рабочие файлы проекта, точно так же, как во всех профессиональных программах обработки звука (Nuendo, Samplitude и т. д.).

 
Рис. 1  
   
В верхней части окна (Project Selection) из списка выбирается нужный проект, в нижней части на экран монитора выводится его состав (содержание) в виде трек-листа. Добавить трек в проект можно двумя способами.

1. Используя кнопочку Add Wave File. При этом программа предлагает скопировать выбранный файл в директорию проекта. Такой файл становится "внутренним" (internal) файлом проекта. Часто бывает, что проект собирается не сразу - материал для него готовится неделями, и все это время можно быть уверенным, что с файлами, входящими в состав проекта, ничего не случится.

2. Открыть в окне Copy Source закладку Hard disc, выбрать файл из списка и перетащить его в правую часть окна. В этом случае никакого копирования не происходит, и используемый файл рассматривается программой как "внешний" (external). Это удобно в том случае, когда выполняемая работа имеет разовый характер и не требует создания резервной копии музыкального материала.

Клик правой кнопкой мыши на названии трека открывает меню, из которого можно управлять параметрами: паузой между этим треком и соседними, данными CD Text, добавлением "тишины" в начале и в конце трека (чтобы CD-проигрыватели не обрезали начало музыки). Здесь же находится и пункт меню Link track. Он объединяет треки в единое целое так, как это необходимо, например, при издании концертной программы.

Для того, чтобы получить плавный переход от одного трека к другому, недостаточно просто установить нулевое время паузы между треками. Любая программа нарезки CD обязательно добавляет к концу трека несколько "нулевых" семплов, дописывая тишиной до конца недописанный блок. Это приводит к заметному на слух пропаданию звука на стыке между треками. В том случае, если для треков установлен флажок Linked, Feurio не производит такого "дополнения" недописанных секторов, и тогда, например, DJ-микс начинает звучать так, как и положено, - без каких либо пауз и выпадений. Кроме этого, установка флажка Linked делает невозможным случайное изменение порядка объединенных треков. Альтернативным вариантом является установка режима "No pauses between tracks - round track marks" в диалоге Project Settings. В этом случае тоже никаких дополнительных пауз не возникает, но остается возможность изменения порядка следования треков.

В нижней части трек-листа расположены органы управления треками в виде кнопок, правая из которых позволяет активизировать редактор треков (рис. 2). Несмотря на свое внешнее сходство с аудиоредактором, редактор треков таковым не является. Графическое отображение формы волны служит лишь для удобства расстановки маркеров и индексов.

 
Рис. 2  
   

Маркер - это некоторая позиция курсора в файле, служащая точкой начала (конца) какого-либо процесса. Feurio понимает следующие виды маркеров: маркер начала CD, маркер конца CD, маркер Fade Out (плавное убывание громкости до нуля) и маркер Fade In (плавное нарастание громкости от нуля до максимального ее значения).

В двух последних случаях концом Fade Out и началом Fade In будут конец и начало трека соответственно. Другими словами, при установке маркера Fade out в произвольном месте трека, начиная с этого места звук будет плавно убывать, дойдя до полной тишины в самом конце трека. Установка же маркера Fade In повлечет за собой плавное увеличение уровня громкости от нуля в начале трека до максимума в точке установки маркера. Правда вот, алгоритмическая реализация обоих этих процессов находится на низком уровне - в обработанном таким образом фрагменте появляются нелинейные искажения, вызванные или низкоразрядным алгоритмом пересчета аудиофайла, или отсутствием дизеринга. На графике серого цвета (рис. 3) хорошо видны гармоники, отсутствующие в исходном тестовом сигнале - синусоидальном тоне частотой 1000 Гц и амплитудой -6 dBFS (рис. 3, черная спектрограмма), появившиеся в результате пересчета фрагмента.

 
Рис. 3  
   

Аналогичная картина получается и в том случае, если изменить громкость трека. А если импортировать в проект файл с частотой дискретизации, отличной от принятой в Красной Книге (например, 48000 Гц), то Feurio перед записью матрицы самостоятельно ресемплирует файл в 44100 Гц. Результат ресемплирования тестового тона частотой 1000 Гц представлен на рисунке 4. На слух подобные искажения воспринимаются как очень сильная "грязь", появившаяся в звуке после обработки.

 
Рис. 4  
   

Маркеры начальной и конечной позиции (Start position и End position) ограничивают физически тот фрагмент, который должен быть записан. Независимо от того, как при этом установлены остальные индексы, весь материал, расположенный левее маркера Start position и правее маркера End position, из процесса изымается и в дальнейшей работе участия не принимает - до того момента, естественно, пока не будет указано новое положение маркеров Start и End. Маркеры выставляются простым выбором из меню Action, в дальнейшем их положение можно корректировать с помощью окон установки параметров трека, расположенных под формой волны в окне редактора треков (рис. 2).

Индексы устанавливаются оттуда же, и вот тут уже начинается то, что позволяет управлять треками.

Feurio позволяет выставить маркер Special Index-0, обозначающий так называемый "прегап" (pregap) - место в начале трека, пропускаемое CD-проигрывателем при позиционировании прямо на этот трек и при проигрывании CD-диска по заранее введенной программе, но воспроизводимое в процессе последовательного проигрывания диска. Используя это недокументированное свойство стандарта Red Book, можно делать очень изящные вещи - например, упрятать в паузы аплодисменты, присутствующие на концертной записи. На известном диске Алана Парсона SoundCheck таким образом в паузы "упакованы" объявления тестовых треков. Если вы слушаете весь CD "в длину", то слышите перед каждым тестовым сигналом его наименование. Но при воспроизведении диска по заранее введенной программе, или, например, при ускоренном прослушивании с помощью кнопочки Skip, вы слышите только сами тестовые звуки.

Точно таким же образом, в прегап первого трека можно упрятать целую песню - получится так называемый "скрытый" (или "бонус") трек. При обычном прослушивании он невидим и недоступен, но, если, не выключая воспроизведение первого трека вернуться назад за "видимое" начало первого трека, используя кнопку ускоренной "перемотки", станет звучать и этот бонус. В этот момент счетчики хронометража на разных CD-проигрывателях ведут себя по-разному. На некоторых они честно выводят значение длительности "скрытого" трека со знаком "минус", постепенно продвигаясь к "нулю" по мере его воспроизведения. На других - просто стоят на нуле во время звучания бонуса, начиная считать только с момента его окончания. Кстати говоря, оборот "спрятать в прегап" не является технически корректным, но он, по-моему, очень точно описывает суть происходящего "скрытия" аудиоматериала.

Несмотря на то, что вы, фактически, пишете звук в паузу между треками, длительность "упрятанного" фрагмента все равно входит в общую длительность звучания CD (звучание треков плюс звучание всех бонусов и пауз), которая обычно не должна превышать 74 минуты. Кстати, если позволяет рекордер, Feurio поддерживает так называемый overburning - запись 78 минут звука на 74-минутную матрицу.

Для подобной расстановки индексов необходимо, чтобы материал, который вы планируете разместить в прегапе, был физически записан в начале файла, назначаемого на трек. Открыв этот трек в редакторе, надо поставить курсор в том месте, где вы планируете разделить прегап и собственно трек, и из меню Action выбрать пункт "Set special index-0 marker".

На рисунке 2 показана расстановка индексов в проекте по подготовке тестового CD для программы Feurio. Индексы обозначены во второй строке прямо над формой волны. Первый трек содержит бонус, начинающийся с индекса "0". С индекса "1" начинается непосредственно воспроизведение самого трека. Именно этот индекс ищет CD-проигрыватель, начиная воспроизведение. В паузе между первым и вторым треками спрятано около пяти секунд звука, второй трек заканчивается плавным уменьшением громкости (Fade Out), к концу трека "прилинкован" без паузы третий трек, уменьшенный по громкости на 75% (около -12 dBFS). Четвертый трек идет после третьего через стандартную двухсекундную паузу. Он представляет собой результат ресемплирования тестового тона с 48 кГц до 44,1 кГц. Два дополнительных индекса (2 и 3), установленные на нем, применяются редко - например, при записи оперной музыки, чтобы обозначить разделение треков на более короткие фрагменты. Впрочем, не все CD-проигрыватели способны читать информацию об этих дополнительных индексах. Так же, как не все проигрыватели смогут найти спрятанный бонус. Программные, как правило, делать этого не могут, так что не огорчайтесь, если только что "испеченный" вами свеженький CD со "скрытым" треком откажется открывать бонус на стандартном CD-проигрывателе Windows.

 
Рис. 2  
   

Как уже было сказано, Feurio специализируется на записи именно звуковых компакт-дисков, включая и относительно новую их модификацию CD-Text. Это не означает, кстати, что программа "не видит" никаких видов "смешанных" дисков - отнюдь нет, она позволяет очень гибко скопировать информацию с любого CD-Extra, причем сохраняется возможность редактирования индексов - раскрытия бонусов и т. п. Для этого необходимо иметь лицензию на использование профессиональной версии Feurio.

CD-Text
CD-Text - расширение стандарта Red Book, позволяющее, помимо непосредственно звуковой информации, сохранить на компакт-диске информацию об исполнителе и о каждом из записанных треков.

Только вы вставляете компакт-диск в привод, который способен читать информацию CD-Text, как на экране появляется название диска, исполнитель, а воспроизведение каждого трека предваряется выводом его названия на экран или дисплей CD-проигрывателя.

С самого начала существования звуковых компакт-дисков делались попытки "вместить" на диск дополнительные данные, но все попытки были безуспешны - проигрыватели прошлых лет выпуска любую дополнительную информацию интерпретировали как звуковой трек и начинали безуспешно пытаться его воспроизвести.

Выход был найден в том, чтобы размещать дополнительную информацию не в виде дополнительного трека с данными, а непосредственно в зоне ввода (lead-in) диска, там, где находится "оглавление" компакт-диска - в его TOC при помощи субканалов R-W области "оглавления".

В TOC хранится начальное время (стартовая позиция) каждого трека. Субканалы от R до W содержат только информацию CD-Text. Для того, чтобы записать аудио-CD с CD-Text, необходим CD-рекордер, способный, помимо записи субкодов P и Q, записывать и субканалы R-W.

Естественно, что все субкоды могут писаться любым рекордером, способным писать аудио-CD, но большинство рекордеров просто заполняет "нулями" поля субканалов R-W. Следует отличать субканалы R-W области данных, с которыми может обращаться большинство современных рекордеров, и те же субканалы зоны ввода, где хранится информация CD-Text. Многие производители CD-рекордеров декларируют, что их продукция поддерживает запись R-W, не уточняя, что это относится только к субканалам области данных.

Впервые CD-Text был реализован компаниями Philips и Sony. Поэтому на большинстве компакт-дисков, выпущенных фирмой Sony, мастеринг произведен с применением технологии CD-Text.

К сожалению, создание своих компиляций ни в Mixed Mode CD, ни в CD-Extra программой не поддерживается, так что для того, чтобы на звуковой диск записать в качестве бонуса видеоклип, придется воспользоваться какой-нибудь другой программой. Например,

Ahead Software Nero Burning ROM 5.5.5.6
Наверное, самая популярная среди, так сказать, музыкально-ориентированных пользователей РС программа для записи компакт-дисков - не только звуковых, а вообще практически всех типов, известных на сегодняшний день, исключая диски с семплами в формате Akai и подобные им узкоспециализированные CD. Сочетает в себе богатство вариантов записи всевозможной незвуковой экзотики, вроде караоке-дисков, с возможностью редактирования звуковых файлов при подготовке аудио-CD. Поддерживаются технологии CD-Text, Mixed Mode CD и CD-Extra, но возможности PQ-кодирования ограничены просто изменением времени межтрековой паузы и возможностью расстановки субиндексов, так что скрытые треки и прочие деликатесы при использовании Nero недоступны. При этом имеется возможность кроссфейда треков - плавного убывания звука в одном и плавного же возрастания в следующем, когда один трек плавно переходит в другой. Имеются функции, позволяющие "на лету" - в момент нарезки CD - максимизировать файл, при помощи эквалайзера изменить его тональный баланс, расширить стереобазу, убрать постоянный шум и щелчки с записываемой фонограммы и даже уменьшить уровень вокала в ней (функция "Караоке"), правда, изрядно попортив при этом ее звучание. Для редактирования звукового файла служит встроенный, но совершенно отдельный по сути Nero Wave Editor - несложный звуковой редактор с простеньким анализатором спектра и стандартными возможностями редактирования, этакий WordPad от музыки.

Mixed Mode CD
Mixed Mode CD - CD смешанного типа, на котором в начале диска записан трек с данными, за которым следуют обычные аудиотреки. В результате некоторые проигрыватели пытаются воспроизвести данные так, как если бы это была звуковая информация, что очень просто может привести к выходу из строя акустических систем и нервному шоку слушателя. До появления стандарта Blue Book такие смешанные CD выпускались довольно часто и всегда снабжались огромными памятками прямо на коробках, предупреждающими об опасности воспроизведения первого трека на CD-проигрывателе. В лучшем случае CD-плеер просто молчал или начинал воспроизведение сразу со второго трека, в худшем из акустических систем раздавался очень громкий треск. Современной альтернативой Mixed Mode CD является

CD-Extra
CD-Extra (другое название - Enhanced CD, "улучшенный CD") - специфицированное в Blue Book (Голубой Книге) альтернативное решение по размещению на одном диске звуковой и незвуковой информации. Идея его состоит в том, что первой записывается аудиосессия, предваряемая, как обычно, зоной ввода и завершаемая зоной вывода (lead-out). После нее записывается вторая зона ввода, за которой следует сессия с данными.

По сути, CD-Extra представляет собой обычный двухсессионный CD с первой аудиосессией. Бытовой CD-проигрыватель не является мультисессионным устройством, и поэтому видит только ее, так что проблем с воспроизведением незвуковой информации не возникает. Компьютер же видит только вторую сессию, на которой может находиться видеоклип в формате AVI или Quicktime, текстовая информация, мультимедиа-презентация в виде полноразмерной CD-ROM-версии альбома любимой группы или любой другой "довесок" к аудиопрограмме.

Поддерживается только современными MMC-совместимыми CD-рекордерами.

Внешний вид, ставший уже традиционным для такого рода программ (рис. 5), определяет и традиционность методов работы с Nero. Файловый менеджер в левой части экрана, откуда мышкой можно брать файлы, и окно компиляции в правой, куда эти файлы можно перетаскивать. Впрочем, окна можно поменять местами.

 
Рис. 5  
   

Для проверки того, насколько хорошо Nero выполняет свои возможности, создадим проект, аналогичный тому, который использовался для теста Feurio. Несколько файлов, содержащих в себе синусоидальный тестовый сигнал, обработаем встроенными фильтрами Nero и посмотрим, останется ли он таким же чистым, как черная спектрограмма, представленная на рисунке 3. Кроме этого, попробуем убедиться, что при установке межтрековой паузы в "0" на стыке треков не возникает никаких переходных процессов.

Анализ записанных на тестовом CD обработанных файлов показал, что и эта программа непригодна для профессионального использования в том случае, если, кроме непосредственно записи компакт-диска, необходимо каким-либо образом откорректировать звучание его треков.

При любого рода операциях, связанных с изменением уровня тестового сигнала (Fade In, Fade Out, кроссфейд, нормализация), в контрольном файле появляются гармонические искажения (рис. 6).

 
Рис. 6  
   
При обработке файла эквалайзером появившиеся колебания носят уже, скорее, интермодуляционный характер (рис. 7, эквализация на -8 дБ на частоте 1000 Гц). При большом увеличении видно, что паразитные колебания располагаются на расстоянии 28 Герц друг от друга практически во всей низкочастотной части звукового диапазона. Причем, это не зависит от частоты обрабатываемого тестового сигнала - в результате обработки 400-герцового файла возникла точно такая же 28-герцовая сетка, но значительно большей амплитуды. И вызвана она не транкейтом, а, скорее, является следствием применения алгоритма, с помощью которого реализованы фильтры эквалайзера.

 
Рис. 7  
   

Зато ресемплинг, выполняемый при импорте в проект файла с частотой дискретизации 48 кГц, работает значительно лучше, чем в Feurio (рис. 8).

 
Рис. 8  
   

Между пятым и шестым треками проекта было установлено нулевое время паузы, но на стыке между ними явно слышен "подрыв". Зато между шестым и седьмым треками - там, где был установлен пятисекундный кроссфейд, - стык прошел совершенно незаметно, без явно слышимых артефактов. Это означает, что для создания "плавных" границ треков недостаточно просто установить время межтрековой паузы в "ноль", иначе на звуке появится явно прослушиваемая грязь в месте стыка. Нужно или соединять треки через "тишину", или выставлять между ними кроссфейды. Во втором варианте есть один нюанс. При установке кроссфейда длиной, скажем, 10 секунд, граница между треками передвигается к началу кроссфейда, то есть первый файл связанной кроссфейдом пары укорачивается на 10 секунд.

При попытке провести аналогичные измерения на тестовом файле, обработанном не описанными ранее функциями редактирования "на лету", а штатным звуковым редактором программы, были получены аналогичные результаты. Предусмотренная функция дизеринга (меню Options - Editor options - Audio Output settings) работает только при мониторинге и не влияет на точность вычислений. Более того, даже если не проводить с файлом каких-либо глобальных операций, а ограничиться лишь монтажом, все равно, после сохранения отредактированного файла в его спектре появляются гармоники, аналогичные представленным на рисунке 6.

Таким образом, при наличии любого аудиоредактора, способного проводить вычисления хотя бы с 24-разрядной точностью и правильно понижать разрядность результирующего файла, применение встроенных алгоритмов обработки, предлагаемых Ahead Software, представляется, по меньшей мере, неоправданным.

Но, если возникнет необходимость в создании диска, содержащего доступные для воспроизведения на бытовом CD-проигрывателе аудиоданные наряду с каким-либо бонусом, предназначенным для компьютерного просмотра (видео, графика, мультимедиа), то Nero вполне подойдет. Нужно только при запуске нового проекта правильно указать тип компакт-диска, который необходимо получить (рис. 9).

 
Рис. 9  
   
Нужных вариантов всего два. Это может быть или Mixed Mode CD, или CD-Extra. По описанной во врезке причине предпочтительно второе, хотя, в моей практике был случай, когда огромный дорогущий Panasonic заказчика, купленный в 1995 году, напрочь отказался признавать записанный CD-Extra, на котором была 16-разрядная версия сведенной песни в формате CD-аудио вместе с 24-битным WAV файлом. В таком частном случае, когда по какой-либо причине изготовление двух раздельных дисков - CD-аудио и диска с данными - нежелательно, а режим CD-Extra не поддерживается рекордером, или не может быть прочитан на CD-проигрывателе, может помочь изготовление именно Mixed Mode CD. Но, в обоих случаях, принципиальными являются две позиции:
1) по окончании записи диск должен быть "закрыт"
2) запись должна производиться в режиме Disc-At-Once.

Указывается все это в окне свойств на закладке Burn, или в окне Feurio! CD-Writer (рис. 10, вид "по умолчанию"). Если с первым пунктом все просто - напротив "Finalize CD" галочка установлена уже сразу, то режим DAO необходимо включать каждый раз, поставив "галку" напротив Write method - Disc-At Once.

Рис. 10

Окно подготовки CD-Extra имеет вид, представленный на рисунке 11. Правая его часть - менеджер файлов, откуда берутся файлы для компиляции, левая разделена пополам по горизонтали. В нижнюю часть "стаскиваются" файлы в формате Windows RIFF 44100 Гц 16 бит для создания аудиосессии. В верхней части находится окно для подготовки файлов данных для второй сессии, в котором уже размещаются по умолчанию два каталога: CDPLUS и PICTURES. Нам они не нужны, и их можно скрыть, чтобы не мешались. Для этого правым щелчком на имени каталога вызываем меню, из которого выбираем Properties и там ставим "галку" напротив Hide ("Спрятать"). Файлы данных, которые мы хотим иметь на диске в качестве бонуса, лучше разместить в корневом каталоге (если их немного - например, видеоклип), или можно создать для них свою произвольную структуру каталогов.

 
Рис. 11  
   

Golden Hawk CDRWin 4.0
Философия этого "кита" от Golden Hawk Technology в корне отличается от любых других программ, представленных на рынке. Нет никаких окон, где мышкой надо туда-сюда тусовать файлы и файлики. Все сделано скупо, просто и технологично. Нет никакого монтажа аудиофайлов. И это правильно, потому что практика показала, что, по большому счету, ни одна программа для записи CD толком не способна на что-нибудь иное, кроме этой самой записи. Любое редактирование звука оставляет за собой артефакты. Зато CDRWin предоставляет полную свободу в процессе PQ-кодирования. И делается это не какими-то там мягкотелыми мышками и графиками, а суровым путем написания Cue-файла (файла секвенции) при помощи простого текстового редактора - точь-в-точь как написание batch-файла под DOS. В принципе, можно облегчить себе задачу и использовать специализированную программу для написания такого рода секвенций. Программа называется CDRCue Cuesheet Editor и легко находится в интернете любой поисковой системой.

Синтаксис команд очень прост. Он хорошо описан в справке, так что упрятать бонусы с их помощью не составит труда.

Я приведу тот Cue-файл, который использовался для нарезки тестового CD (естественно, ваша секвенция будет выглядеть иначе - в зависимости от того, какие пути и имена вы укажете для своих файлов).

 

TITLE "Testing of CD burning programs"; Информация для CD-Text.
PERFORMER "Alexei Zaitsev"; Информация для CD-Text.
SONGWRITER "Lyrics by CDRWin / Music by Golden Hawk"; Информация для CD-Text.
rem Если рекордер не поддерживает запись сообщений CD-Text, программа просто
rem проигнорирует эти строки. В принципе, для создания CD-Text можно пользоваться
rem редактором CD-Text. Он вызывается из стартового меню.

FILE "E:\TestCDBurners\CDRWin\1.wav" WAVE
TRACK 01 AUDIO
TITLE "Checking for bonus capabilities 1"; Информация для CD-Text.
INDEX 00 00:00:00
INDEX 01 00:04:00
rem Здесь спрятаны в прегап первые 4 секунды звучания файла - скрытый трек.

FILE "E:\TestCDBurners\CDRWin\2.wav" WAVE
TRACK 02 AUDIO
TITLE "Checking for bonus capabilities 2" ; Информация для CD-Text.
INDEX 00 00:00:00
INDEX 01 00:04:00
POSTGAP 00:02:00
rem Между предыдущим и этим треком в паузе укрыт бонус длиной в 4 секунды.
rem а между этим и следующим - стандартная двухсекундная пауза.

FILE "E:\TestCDBurners\CDRWin\3.wav" WAVE
TRACK 03 AUDIO
INDEX 01 00:00:00
rem Следующий трек начинается без стандартной двухсекундной паузы - сразу
rem вслед за первым.

FILE "E:\TestCDBurners\CDRWin\4.wav" WAVE
TRACK 04 AUDIO
INDEX 01 00:00:00

FILE "E:\TestCDBurners\CDRWin\Baby Master.wav" WAVE
TRACK 05 AUDIO
INDEX 01 00:00:00
TRACK 06 AUDIO
INDEX 01 00:20:00
POSTGAP 00:02:00
TRACK 07 AUDIO
INDEX 01 00:40:00
rem 5-й и 6-й треки взяты без пауз из одного аудиофайла: пятый трек - фрагмент с начала
rem файла, шестой - с двадцатой его секунды. Эти треки будут звучать как единое целое.
rem Седьмой трек начинается с сороковой секунды того же файла и звучит через
rem двухсекундную паузу.

 
   

Текст, отмеченный знаком ремарки ";" (двоеточие) или командой "rem", является совершенно необязательным - это просто пометки для облегчения понимания сути процесса. Как и в случае с Feurio, если вы хотите превратить фрагмент в бонус, необходимо, чтобы бонус и первый трек компакт-диска составляли единый файл, в котором бонус записан первым. То же относится и к материалу, записанному в межтрековые паузы - он должен составлять единое целое со следующим треком.

Стоит ли говорить, что такой "взрослый" способ PQ-кодирования привел к тому, что все треки звучали так, как было указано в файле секвенции: там, где указано "без пауз", там пауз не было - никаких "подрывов" и выпадений, а там, где указана пауза, там звук прекращался ровно на две секунды. Кстати, формат указания времени имеет вид ММ:СС:ФФ от начала файла (а не трека!), где М - это минуты, С - соответственно, секунды, а Ф - фреймы. Фрейм во всех программах записи CD - это 1/75 секунды.

Стартует программа с маленького цветастого меню, предлагающего выбрать режим работы (рис. 12). Каждый квадрат с рисунком - пункт меню, снабженный подписью, появляющейся при наведении на меню курсора. Нас интересуют левый верхний (Record Disc), четвертый в верхнем ряду (File Backup and Tools) и второй в нижнем ряду (CD-Text Editor).

Рис. 12

Главное окно по подготовке аудио-CD представлено на рисунке 13. Оно открывается при выборе из стартового меню пункта Record Disc. Можно просто добавлять в компиляцию аудиофайлы, используя стандартную процедуру открытия файлов, инициируемую нажатием кнопочки Load Tracks, а можно сначала написать секвенцию, сохранить ее в файле с расширением CUE или TXT, и открывать потом лишь ее при помощи кнопочки Load CueSheet, не утруждая себя открытием файлов вручную. Еще одно достоинство программы - возможность получить распечатку всей разметки диска (например, при отправке его на завод для тиражирования). Делается это простым нажатием кнопки Disc Layout.

 
Рис. 13  
   

Кроме создания аудио-CD, CDRWin поддерживает запись смешанных дисков: Mixed Mode CD и CD-Extra.

CD-Extra записываются сложным и одновременно неожиданно очень простым образом. Сначала пишут аудиосессию как уже рассмотрено ранее: составляют секвенцию или открывают файлы вручную - неважно, как это делается, главное при этом поставить галочку напротив Open New Session (на рис. 13 она не поставлена). После того, как аудиосессия записана на диск, окно записи закрывают и переходят к окну File Backup and Tools (четвертый пункт стартового меню, рис. 14). Из выпадающего меню (Backup/Tool Operation) в верхней части окна выбирают Backup files directly (on-the-fly) to an ISO9660 compatible disc. Далее, при помощи диалогов File (или Directory, если необходимо) и Add выбирают файлы, которые нужно разместить на диске в виде незвуковых бонусов. Имеет смысл, кстати, снять "галочку", стоящую по умолчанию на позиции Preserve Full Pathnames, и поставить ее на позиции Long Filenames (Joilet), по умолчанию там отсутствующую. В противном случае, у вас вместо мужественного videoklip.mpg в корневом каталоге на диске окажется какое-нибудь Tmp\Pesni\bliny\videop~1.mpg, полностью повторяя путь к бонусу на вашем диске. Естественно, что здесь никаких новых сессий открывать не надо, поскольку CD-Extra сертифицирует только две сессии на диск: одну - аудио, вторую - с данными.

 
Рис. 14  
   

Mixed Mode CD, в отличие от CD-Extra, можно писать при помощи того же файла секвенции. При этом в его начало (именно в начало - потому что при записи Mixed Mode CD первым идет трек с данными; если в cue-файле уже есть шапка, относящаяся к CD-Text, то пишут после нее, но перед описанием первого трека) записываются строки, приведенные далее.

 

FILE "C:\MYDATA1.ISO" BINARY
TRACK 01 MODE1/2048
INDEX 01 00:00:00
rem В кавычках указан путь к имиджу того файла, который вы хотите добавить к аудиоблоку.
rem Имидж готовится очень просто - из стартового меню выбираете File Backup and Tools, а там
rem из меню Backup/Tool Operation выбираете Built an ISO9660 Image File, а ниже, в поле
rem Filename, напишите его имя и путь, где хотите его поместить.
rem Именно их и укажите в кавычках секвенции вместо
rem C:\MYDATA1.ISO.

 
   

После этой вставки нумерация треков продолжается - первый аудиотрек в секвенции пойдет под номером "2", второй - под номером "3" и т. д.

Roxio (CeQuadrat) WinOnCD 3.8 и Roxio Easy CD Creator 5.0 Platinum
Отдавая дань распространенности этих программ, вызванной во многом тем, что ими комплектуются многие CD-рекордеры, необходимо несколько слов сказать и о них. Эти программы во многом по своим возможностям в области записи звуковых компакт-дисков напоминают одна другую, и обе они в целом близки к Nero Burning ROM, поэтому имеет смысл рассмотреть их вместе. Обе они дают возможность создания разных типов смешанных CD (аудио + данные) и не дают возможности сколько-нибудь серьезного вмешательства в PQ-кодирование. Как и в Nero Burning Rom, в обеих этих программах есть встроенные аудиоредакторы, призванные выполнить несложные операции по обработке звука, включая его реставрацию. Качество встроенной обработки не отвечает профессиональным требованиям. Ресемплирование является исключительно технической функцией, спектрограмма его очень похожа на аналогичную спектрограмму, полученную при анализе Feurio (рис. 4). Изменение громкости треков (Fade In, Fade Out, кроссфейд, нормализация) вызывает появление одинаковых гармоник в тестовых файлах (рис. 15, спектрограмма кроссфейда двух треков с тестовыми сигналами 400 Гц и 1000 Гц, программа Easy CD Creator). Возможности PQ-кодирования ограничены установкой вспомогательных индексов (исключая нулевой), изменением времени межтрековой паузы в режиме DAO и возможностью UPS/ISRC-кодировки.

 
Рис. 15  
   

Samplitude Producer 6.01
Samplitude значительно отличается от всех программ, рассмотренных нами ранее. Отличие это определяется ее назначением: Samplitude - это не простая дискорезка, это дорогостоящий инструмент обработки звука, в котором запись CD - всего лишь одна из возможностей. В вашем распоряжении оказывается совершенный механизм управления индексами и PQ-кодированием, позволяющий без каких-либо неудобств (кроме знания основ обработки звука, чтобы использовать возможности программы "на всю катушку") полностью контролировать процесс создания CD-мастера, включая монтаж любой сложности и премастеринговую обработку треков. При этом разрядность файлов, входящих в состав проекта, не имеет значения, важно только, чтобы была активизирована опция дизеринга. Находится она в меню Options - Program Preferences - Dithering Options. Необходимо установить "галочку" напротив Dithering with triangular spread noise.

В этом случае включается механизм "правильного" понижения разрядности обрабатываемого звукового потока (с 32 бит в памяти компьютера до 16 бит на аудио-CD), что чрезвычайно благотворно влияет на корректность производимых вычислений. На рисунке 16 показан результат кроссфейда двух треков, на одном из которых был записан тестовый сигнал частотой 400 Гц, а на втором - 1 кГц. На спектрограмме не видно ни одной дополнительной гармоники - ничего лишнего, кроме легкого зашумления на уровне -130 dBFS в высокочастотной области спектра (результата действия дизеринга).

 
Рис. 16  
   
Аналогичную картину дает спектральный анализ тестовых треков с различными изменениями амплитуды сигнала (Gain, Fade-Out) и эквализацией. Единственный алгоритм, вызвавший образование гармоник - это ресемплирование (рис. 17). Как и в других рассмотренных программах, процесс понижения частоты дискретизации в Samplitude носит автоматический характер и производится при включении в CD-трек файла, квантованного с частотой, отличающейся от 44,1 кГц.

 
Рис. 17  
   

Для того, чтобы получить доступ к обработке треков, необходимо активизировать так называемый Редактор Объектов (Object Editor). Находится он в меню, вызываемом щелчком правой кнопкой мыши на объекте аудиофайла (рис. 18). Именно там, на закладке Object Effects, располагаются инструменты для первичного управления динамикой и тембром трека. Там же находятся слоты для подключения DirectX-плагинов. На закладке Position Fades находятся инструменты для формирования огибающей: Fade-In и Fade-Out обрабатываемого трека (объекта). Но генерируемые кривые относятся только к одному объекту.

 
Рис. 18  
   
Для того, чтобы смикшировать два объекта (два трека), необходимо посредством мыши наложить их один на другой в окне проекта и активизировать Редактор Кроссфейдов (Crossfade Editor, рис. 19), находящийся в меню Edit. Там при помощи фейдерных регуляторов устанавливается форма огибающей, а при помощи кнопок "+" и "-" - необходимая длительность кроссфейда.

Рис. 19

Окно проекта представляет собой традиционный многоканальный редактор. Вид одного стереоканала (а именно столько нужно для того, чтобы подготовить CD-Мастер) показан на рисунке 20. Аудиофайлы на нем представлены в виде объектов. Если при создании проекта вы указали не произвольную форму проекта, а из закладки Project Templates окна New Virtual Project (VIP), открывающегося при создании нового виртуального проекта, выбрали 2 Track CD MSF, то любой импортируемый в проект файл будет автоматически размещен не в месте положения курсора, как это заведено в подобных программах, а в самом конце файла, через две секунды после окончания последнего импортированного объекта. Впрочем, время паузы изменяется из меню CD - Set Pause Time. Там же под обозначением Set Start Pause Time доступна опция установки паузы перед первым треком. Если вас не устраивает стандартная двухсекундная (150 фреймов), регламентированная Red Book, можете вмешаться, но последствия останутся на вашей совести - все-таки стандарт есть стандарт.

 
Рис. 20  
   

Разбивка всего проекта на треки производится установкой специальных маркеров (меню CD - Set Track), причем совершенно не обязательно, чтобы одному треку соответствовал один объект (аудиофайл). Каждый трек может быть разбит на индексы (меню CD - Set SubIndex). Все установленные индексы индицируются в виде меток над окном проекта.

Для того, чтобы сформировать бонус-трек, необходимо прибегнуть к помощи еще одного типа маркеров - маркеров паузы (меню CD - Set Pause). На тестовом проекте, представленном на рисунке 20, обозначена расстановка индексов с таким расчетом, чтобы "спрятать в прегап" первые пять секунд первого трека (создать из них "скрытый трек") и первые четыре секунды второго и третьего трека (создать "звук в межтрековой паузе"). Маркеры паузы расставляются в тех местах, где заканчивается воспроизведение предыдущего CD-трека и начинается воспроизведение "спрятанной информации". При формировании бонус-трека, спрятанного перед первым, маркер паузы ставится в самом начале этого бонуса, а маркер первого трека - в его конце, перед самым началом "открытого" фрагмента.

Маркер окончания записываемого аудио CD (меню CD - Set CD End) выставляется после окончания последнего трека.

Список всех установленных маркеров и индексов можно получить из меню CD - Set Track Options (рис. 21).

Рис. 21

Здесь же находятся доступ к управлению флажками (Preemphasis, SCMS и др.) и вызов окна CD-Text (рис. 22).

 
Рис. 22  
   

После того, как все метки расставлены и все поля заполнены, необходимо активизировать опцию Allow Bonus Tracks Before Track 1, находящуюся в меню CD - CD Disc Options, после чего вставить чистую матрицу в рекордер и инициировать запись (меню CD - Make CD). В открывшемся диалоге находится еще одна полезная возможность - распечатки всей вашей PQ-кодировки (кнопка Print TOC). В общем же случае здесь больше ничего делать не надо, просто нажмите OK.

Открывшееся окно - последнее (рис. 23). Оно позволяет управлять рекордером и самим процессом записи. Здесь устанавливаются скорость вращения шпинделя и количество копий, отсюда осуществляется доступ к редактированию полей CD-Text. И здесь же можно подготовить ваш мастер к записи на него дополнительных треков данных - к производству CD-Extra. Для этого нужно только поставить "галку" напротив Prepare CD-R for additional data session(s) (e.g. for CD Extra). В этом случае у вас появится возможность дописать на аудиомастер дополнительную data-сессию при помощи любой программы, поддерживающей мультисессионность (например, Nero Burning ROM), "закрыв" после этого диск для дальнейшей записи.

 
  Рис. 23  
   

Sound Forge 5.0e build 248
Легендарный патриарх звуковых редакторов не просто блекнет перед Samplitude, а, скорее, даже оставляет чувство легкого недоумения.

С приходом пятой версии Форжа прекрасный и навороченный CD Architect почил в бозе. Жалкое же его наследие, встроенное в SF 5.0, выглядит просто насмешкой.

Во-первых, диски нарезаются в режиме Track-At-Ones. Как следствие, ни о каком управлении индексами не может быть и речи. В диалоге Create CD, вызываемом из меню Tools - Create CD, доступны только две опции: Add Audio (Добавить Аудио) и Close Disc (Закрыть Диск). Первая служит для записи открытого файла в виде аудиотрека на CD, вторая - для закрытия диска, чтобы его можно было "прочитать" в бытовом CD-проигрывателе. Довольно удобно для архивных целей, но недопустимо для профессионального использования. Работаете с файлами, и постепенно, по мере готовности, переносите их на матрицу. Потом, когда работа закончена полностью или свободного места на матрице уже не осталось, просто выбираете вторую опцию - Close Disc - и закрываете диск для дальнейшей записи, делая его доступным для "внекомпьютерного" использования.

О работе в среде Sound Forge можно почитать в статье "Sound Forge 5.0", а о некоторых особенностях обработки звука с его помощью - в статье "Корректность программной обработки". Здесь же хочу уточнить, что по умолчанию Sound Forge создает временные файлы с разрядностью, равной разрядности обрабатываемого файла. Чтобы при проведении вычислений получить наиболее правильный результат, разрядность файлов должна быть максимально высокой - 24 или 32 бита. Если вы, работая с 16-разрядным файлом, проведете любую его обработку (хотя бы простое изменение уровня!) и сохраните полученный результат, то столкнетесь с транкейтом, вызывающем появление гармоник в обработанном файле (рис. 24, результат уменьшения уровня тестового 16-разрядного файла на 10 дБ).

 
Рис. 24  
   
Фирма-производитель позаботилась о пользователях и предоставила им возможность управлять разрядностью создаваемых временных файлов. Для этого в меню Options - Preferences на закладке File устанавливается "галочка" у опции "Use 32-bit (IEEE Float) temporary files". В этом случае при открытии файла любой разрядности все данные вычислений будут храниться в 32-разрядной форме. Остается помнить две вещи:

1) ПРОГРАММА НЕ ДЕЛАЕТ ДИЗЕРИНГА ПРИ СОХРАНЕНИИ ФАЙЛА. Перед сохранением файла в 16-разрядной форме, независимо от разрядности файла исходного, необходимо провести операцию понижения разрядности. Она инициируется из меню Process - Bit-Depth Converter. Только так можно избежать образования гармоник, вызванных отсеканием младших разрядов.

2) ПРОГРАММА НЕ ЗАПОМИНАЕТ ПРИ ВЫХОДЕ СОСТОЯНИЕ ФЛАЖКА У ОПЦИИ "Use 32-bit (IEEE Float) temporary files". Было бы здорово один раз ее поставить и не снимать, чтобы избежать ошибок, возникающих при обработке 16-битных файлов. К сожалению, в рассматриваемой версии Sound Forge эту опцию необходимо активизировать каждый раз при загрузке программы, как и каждый раз производить операцию дизеринга при сохранении файла в 16-разрядной форме.

Запись аудио-CD - это то же самое сохранение с понижением разрядности (в формате 16 бит 44100 Гц), так что и здесь дизеринг - это обязательная операция, которая должна выполняться ПОСЛЕДНЕЙ, непосредственно перед записью файла на матрицу. Естественно, что проводиться она должна с каждым записываемым файлом в отдельности.

При попытке записать на матрицу файл с частотой дискретизации 48 кГц программа автоматической реквантизации не делает, а просто предупреждает пользователя, что частота дискретизации записываемого файла не равна 44,1 кГц и звучать он будет со сдвигом по тону и медленнее, чем файл исходный. Ресемплирование можно произвести вручную, из меню Process - Resample.

Тестовый файл при этом приобретает вид, показанный на рисунке 25. По сравнению с "частоколом" гармоник, получающихся при ресемплировании в других рассмотренных программах, полученный результат реквантизации практически идеален.

 
Рис. 25  
   

Steinberg WaveLab 3.04c
Старый конь борозды не портит. После работы с этим аудиостарожилом никаких особых разочарований не возникло. Приличное качество встроенной обработки, запись CD в режиме DAO с возможностью управления длительностью пауз и флажками (правда, в прегапе может находиться только тишина, так что со всеми видами бонусов придется распрощаться), подготовка CD по технологии CD-Text, возможность дизеринга при понижении разрядности записываемого файла, широчайшие возможности монтажа любой сложности с микшированием и взаимопереходами в монтажном окне - все это ставит программу на более высокую ступеньку по сравнению с простыми "нарезалками".

Запись CD начинается с подготовки проекта. Вариантов несколько, один из них - это через меню File - New - CD Program. В открывшейся таблице клик по заголовку самой левой колонки (такой черный треугольник) открывает стандартный диалог импорта файлов в проект (CD-программу, рис. 26). В этом случае первичная расстановка индексов и пауз выполняется автоматически на основе настроек, указанных в Advanced Settings (находятся там же, где и импорт файлов - под черным треугольником).

Рис. 26

Для того, чтобы отредактировать CD-трек, нужно открыть его в Wave-Editor. Делается это двойным щелчком на времени старта файла в окне CD Program.

Не буду вдаваться в детали - в МО публиковалась подробная статья о работе в редакторе ("Steinberg WaveLab 3.0"). Остановлюсь только на некоторых особенностях.

Управление разрядностью временных файлов осуществляется из меню Options - Preferences - закладка File - опция "Create 32bit float temporary files". При выходе из программы выбранное значение сохраняется, так что можно сделать выбор один раз и больше туда не возвращаться.

Рис. 27 Дизеринг при сохранении файла - процедура не автоматическая, так что при понижении разрядности сохраняемого файла (а оно происходит всегда при сохранении или записи файла на CD) необходимо принимать специальные меры. В WaveLab это не сложно, благо алгоритм дизеринга встроен в мастер-секцию - необходимо просто его включить, выбрать режим (любой) и нажать Apply (рис. 27).

При попытке записать на аудио-CD 48-килогерцовый файл программа выдает сообщение об ошибке. Для реквантизации в среде WaveLab в комплект поставки программы входит плагин Resampler, включающийся в мастер-секцию. Качество пересчета с его помощью проиллюстрировано рисунком 28, на котором черным цветом обозначена спектрограмма исходного файла, серым - ресемплированного. Комментарии, как говорится, излишни, это самое высокое качество изменения частоты дискретизации среди рассмотренных программ. Зашумление в высокочастотной области спектра - результат дизеринга, проведенного перед сохранением ресемплированного файла.

 
Рис. 28  
   

Совершенно иначе выглядит подготовка CD из монтажного листа (рис. 29). Все взаимопереходы (кроссфейды), изменения громкости можно представлять в графической форме и изменять динамически, "на лету" обрабатывать эффектами, включенными в мастер-секцию или в отдельные слоты. Если включить и не выключать в мастер-секции алгоритм дизеринга, можно навсегда забыть о разрядности файлов вашего проекта - программа произведет дизеринг автоматически во время записи CD. Нежелательных гармоник, засоряющих спектр обрабатываемого сигнала, при этом не возникает.

 
Рис. 29  
   

Подводя итог
этому маленькому исследованию, оговорюсь, что задача подготовки CD к производству в общем случае лежит за пределами компетенции рядового звукоинженера или пользователя PC. Мастеринг - это одна из стадий производственного процесса, и поэтому самодеятельность здесь, по большому счету, крайне нежелательна. При этом иногда возникают ситуации, когда нет необходимости вложения средств в услуги профессиональной мастеринг-студии или бюджет проекта не предусматривает его выпуск массовым тиражом. Так или иначе, но возможность создания разного рода "нестандартных" CD неоднократно обсуждалась в разных интернет-конференциях. Иными словами, объективная необходимость в подобном информации существует, и я надеюсь, что эта статья поможет расставить точки над "i" в вопросе подготовки CD со сложным PQ-кодированием.

  Оценка статьи

Посещений: 32404 | Проголосовавших: 52 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии

03.06.03 13:09
Серега
Посмотри WaveLab четвертый!

08.08.03 15:30
Georg georg_g@mail15.com
Фирма Sonic Foundry -- разработчит Sound Forge начиная с пятой версии вынесла плугинс CD Architect в отдельную программу разгрузив таким образом Sound Forge от не излишней функциональности перешедшей в другие программы данной фирмы: только запись Аудио-СД: CD Architect 5.0 Не разрушающее редактирование звука и запись СД: Vegas

Sound Forge на сегодняшний день является лишь программой "прямого" редактирования исходных файлов.


06.02.05 03:49
руслан white_niger@xaker.ru
лучше подскажите install`яшку продыбать новой программы для прожига CD, а-то Nero надоело.Подкиньте пожалуйста (*-*)

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу

РЕКЛАМА
Георешетка объемная стрэн р 1503, 320х320 мм модуль 2718х533514,5.


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
moline@comtv.ru
© Агентство ДАТА