Геннадий БОГАЧЕВ
Музыкальное Оборудование
июнь 1998

Уже который год я отслеживаю устройства, с помощью которых можно создать естественно звучащую MIDI имитацию игры на гитаре. Ведь просто воспроизвести засемплированные или синтезированные звуки гитарных струн недостаточно, важно сделать это в соответствии со специфической техникой гитарного звукоизвлечения..

Если на клавишных инструментах изобразить гитарные переборы еще возможно, то с так называемым «чесом» просто беда… В общем, до поры до времени альтернативы не было: или вовсе обходись без гитары, или пиши ее вживую. И давайте не будем спорить на тему «настоящие инструменты — хорошо, MIDI инструменты — плохо». Существует множество ситуаций, когда гитарные партии удобнее держать в MIDI формате, тот же Интернет, например. Полная MIDI аранжировка занимает в файле в среднем 30-70 Кб, тогда как одна только партия гитары, прописанная вживую, требует места на несколько порядков больше.

Как ни странно, но это понимаю не только я, но и другие. Более того, некоторые другие поняли это даже раньше меня. Чем еще можно объяснить, что уже довольно давно существует MIDI гитара, а также MIDI саксофон, MIDI скрипка и другие MIDI инструменты. Уж не знаю, как там чувствует себя саксофонисты или скрипачи, но, похоже, MIDI гитары придумывают люди, которые гитаристов, мягко говоря, недолюбливают. И поэтому работают MIDI гитары плохо. Нет, конечно, если задумчиво и не спеша извлекать ноты, то они будут звучать выразительно. Можно даже выполнять подтяжки, вибрато и т. п. А еще можно играть на гитаре звуками скрипки, флейты и даже барабанов. Но только делать все это надо медленно, практически в полусне. Более-менее быстрая партия на MIDI гитаре не получится: из восьми нот прозвучат пять-шесть и то без гарантии, что это будут те самые ноты. Про игру аккордами вообще молчу. Ну не любят MIDI гитары аккордов и особенно так называемой игры «чесом» — путаются, сбиваются…

Однако шутки в сторону. В продажу поступило устройство, которое позволяет создавать при помощи MIDI инструментов гитарные ритмические партии. Выглядит это так: стоит человек и левой рукой нажимает клавиши на клавиатуре синтезатора, а правой рукой бьет этот человек по толстым коротким струнам, натянутым на небольшой прямоугольной коробочке, укрепленной у него на поясе. А из динамиков звучит фламенко, или не фламенко, а наоборот — что-нибудь в подъездной манере. Причем, очевидна связь между тем, что делает человек и тем, что звучит. И звучит все очень реалистично, между прочим.



Упомянутая коробочка на поясе называется Digitar, производится фирмой Charlie Lab, а продается в нашей стране под названием всемирного дистрибьютора продукции Charlie Lab — фирмы Sound Lab.

Использование

К Digitar прилагается блок питания и MIDI интерфейс DG 10. MIDI разъемы находятся на DG 10, а с Digitar он соединяется стандартным для большинства фирменных телефонов кабелем. За 249$ можно приобрести Digitar и без DG 10, в таком случае MIDI интерфейсом и блоком питания будет служить Megabeat One — устройство воспроизведения MIDI файлов.

Классическим является такой вариант подключения, когда Digitar располагается в MIDI цепи между клавиатурой и звуковым модулем. То есть, сначала информация о нажатии определенных нот попадает с клавиатуры в Digitar, там с вашей помощью ноты приобретают характерную для гитары ритмическую окраску и поступают на звуковой модуль. Однако могут существовать и другие варианты подключения. Например, такой, когда информация о нотах поступает в Digitar с одной из дорожек секвенсора. А после Digitar готовую MIDI партию можно не только подать на звуковой модуль, но и записать в секвенсор.

Практика показала, что от последнего звена цепи, а именно звукового модуля, в большой степени зависит реалистичность гитарных партий. Мною Digitar был протестирован на трех устройствах — звуковой плате Turtle Beach Daytona, синтезаторе Kurzweil K 2500 и семплере Emulator E 4. В качестве компьютерного MIDI интерфейса использовался MOTU MIDI Express, а в качестве секвенсора — Cubase 3.05 Audio XT. Гитара с Kurzweil у меня звучала значительно менее уверенно, чем с Emulator. А на карте Daytona звучало все более-менее одинаково плохо и напоминало случай игры на гитаре при частичном параличе левой руки. Кроме того, качество воспроизведения на одном и том же устройстве меняется и в зависимости от используемого пэтча.

Еще на примере тестирования Digitar в полной мере проявилась недостаточная пропускная способность протокола MIDI. Если ограничиться только информацией о нотах, то все устройства, кроме звуковой платы Daytona, ведут себя достаточно уверенно. Фигаришь такие ритмы, что кажется и Paco de Lucia аккомпанировать не стыдно было бы. Но как только помимо нотных событий начинаешь передавать сообщения динамики — сразу же происходят периодические пропадания отдельных нот (это может быть проявлением ограниченности не самого протокола MIDI, а способности синтезаторов оперативно реагировать на поступающую MIDI информацию — прим. ред.).

Управление

Кроме струн, посредством которых производится звукоизвлечение, Digitar имеет несколько кнопок, предназначенных для управления его многочисленными параметрами. Основным органом управления является кнопка Bridge — пластиковая полоска, на ребристые края которой можно нажимать. Кнопка Bridge многофункциональная — используется как для редактирования параметров, выбираемых другими кнопками (в зависимости от того, на какой край нажимаешь, значение параметра изменяется в большую или меньшую сторону), так и для включения или выключения различных функций непосредственно в процессе игры. Так, например, назначив на нее звук скольжения пальцев по струнам (если таковой имеется в вашем распоряжении), вы можете в нужное время нажимать на Bridge, создавая достоверную иллюзию смены позиции. Кнопка расположена таким образом, чтобы на нее можно было нажимать не только пальцами, но и запястьем.



Кнопки MIDI IN и MIDI OUT предназначены для выбора MIDI каналов, по которым Digitar принимает и передает данные. Кнопка SOUND позволяет выбрать восемь пэтчей, которые будут последовательно переключаться с помощью кнопки Bridge, а также произвести некоторые дополнительные настройки. Кнопка LEVEL предназначена для установки уровня громкости (MIDI контроллер Volume). По умолчанию он равен 100 единицам (из 127 возможных).

Кнопками GLOBAL и ENTER вы осуществляете настройку дополнительных параметров устройства. Например, можно выбрать различные способы расстановки аппликатуры, режимы игры, работу динамики, настроить Digitar под правую или левую руку и т. д. Если какими-то функциями вы пользуетесь часто, то можете назначить их на кнопки FUN 1 и FUN 2 для оперативного вызова.

Аппликатура

Digitar позволяет выбрать один из четырех способов расстановки аппликатуры аккордов:

  • Auto — способ, при котором Digitar пытается определить в какой позиции брать каждый аккорд. Иногда это получается неплохо, а иногда похуже.
  • Pos 1 — при выборе этого способа Digitar всегда берет аккорды в максимально возможном низком (открытом) расположении. Этот вариант мне понравился больше всего, поскольку при нем все звучит наиболее естественно.
  • Pos 2 — в этом случае имитируется игра в средней зоне гитарного грифа. Тут вообще уместно заметить, что относительно гитарных семплов (да и не только гитарных) ситуация складывается следующим образом: чем выше звук, тем он неубедительнее. Происходит это, видимо, из-за того, что обычно при подготовке гитарных семплов для звуковых модулей семплируются открытые струны, а остальные ноты уже строятся от них. Соответственно и аккорды, звучащие в средней зоне гитарного грифа, хуже, на мой взгляд, аккордов, взятых в режиме Pos 1.
  • Pos 3 — имитируется игра в крайней, высокой, части гитарного грифа. Звучит максимально неестественно, но для авангардистов просто-таки целый неосвоенный пласт звуков и возможностей.
  • Режимы игры

    Определившись со способом установки аккордов, вы можете выбрать режим игры. Возможны следующие варианты:

  • Rhythm — наиболее реалистичный режим. На MIDI клавиатуре вы берете аккорд — минимум три, максимум четыре ноты, в тесном расположении (в пределах одной октавы). Digitar интерпретирует эту информацию сообразуясь со своей таблицей аккордов (в его памяти их более 600) и на выходе вы слышите ноты аккорда, взятого в характерной гитарной аппликатуре. Недостатки тут следующие: характерная аппликатура аккорда в Digitar обычно содержит шесть нот. То есть, сколько струн, столько и звучащих нот. Но иногда характерная аппликатура содержит четыре ноты. Когда я на обычной гитаре бью не по шести, а по четырем струнам, то оставшиеся две резонируют и все равно звучат. Но когда у вас в аккордовой цепочке, в случае применения Digitar, звучат шесть струн, потом опять шесть, а потом четыре струны, то разница весьма ощутима.
  • All Channels — в этом режиме Digitar пытается обработать все ноты, поступающие на него с MIDI клавиатуры. Позволю себе процитировать отрывок из руководства по эксплуатации: «Этот процесс требует 12 MIDI каналов одновременно (с 1 по 9 и с 12 по 14). Работает правильно только если обработанные ноты не слишком коротки и находятся в гармонии с песней». Мои ноты придти в гармонию с песней так и не смогли.
  • Lead — гордо сообщено, что этот режим для профессионального применения. Можно нажать на клавиатуре до шести нот. Самая высокая будет назначена на самую высокую струну, самая низкая — на самую низкую. Работает лучше, чем режим All Channels, но хуже, чем режим Rhythm. Иногда возьмет да и заткнется вдруг ни с того ни с сего.
  • Economy — то же самое, что и режим Lead, но максимальное число взятых нот составит не шесть, а четыре. В руководстве сказано, что этот режим предназначен для звуковых модулей, имеющих полифонию меньше 28 голосов. Работает этот режим нормально, но драйва при этом, конечно, меньше.
  • Динамика

    После того, как вы определились в какой зоне гитарного грифа вы хотите играть и как должны интерпретироваться аккорды, взятые на клавиатуре, необходимо разобраться с динамикой. Всего может быть четыре варианта:

  • Strum — динамика (velocity) зависит от силы удара по струнам. Чем импульсивнее играете, тем громче звучит.
  • MIDI — здесь параметры динамики определяет не Digitar, а MIDI клавиатура. Чем сильнее надавили на клавиши, тем громче зазвучало.
  • Real — также, как и при выборе Strum, динамика зависит от силы удара по струнам, однако при этом (цитирую): «моделируется динамический диапазон реальной гитары, разброс динамики (velocity) от 50 до 127». Вот это новость. Уж сколько говорили, что диапазон в 127 единиц далеко не сахар. Что увеличить бы его для многих MIDI событий раз эдак в… Ну, чтобы соответствовали MIDI параметры реальным диапазонам и параметрам живых инструментов. А тут все нормально. Динамика гитары определена и зафиксирована. От 50 до 127.
  • Off — динамика отсутствует напрочь. Как ни долби по струнам, как ни жми на клавиши, а результат один. Звучит все ровненько, с динамикой равной 120.
  • Другие возможности

    Можно запрограммировать в Digitar восемь значений смены пэтча и оперативно менять их посредством кнопки Bridge. Например, сначала поиграть на 12-струнной акустической гитаре, а потом переключиться на 6-струнную электрогитару. Причем помимо основного звука можно назначить дополнительный, который будет звучать при отпускании клавиш на MIDI клавиатуре. Выглядит это следующим образом: основной инструмент — гитара, а дополнительный — звук смены гитарной позиции (характерный скрежет по струнам) или легкого удара по деке и т. п. Все это, при разумном использовании, очень оживляет партию.

    Можно настроить устройство не под левую, а под правую руку. Поскольку струны у Digitar одной толщины, достаточно нацепить его на другой бок и включить нужный режим.

    Еще можно транспонировать ноты, приходящие в Digitar, в пределах двух октав (минимальный шаг транспонирования равен полутону) и настроить Digitar на соответствие стандарту GM или GS. Замечу, что это далеко не полный список возможностей Digitar.

    Как видите, у Digitar много параметров, которые вы можете менять как оперативно, во время игры, так и при настройке для работы с вашим оборудованием. Я долго думал, отнести это к достоинствам или недостаткам, а потом понял, что решать вам. Хотя лично мне именно это и не понравилось: гитару я взял и играю, синтезатор включил, выбрал пэтч и играю. В Digitar не так: сначала настраиваю ритм, потом смотрю, как проходят сообщения динамики и выбираю, как быть с ними, выбираю легато, стаккато и т. д. и т. п. С другой же стороны, для клавишника Digitar — чуть ли не единственный выход достойно прописать ритмическую гитару не прибегая к услугам гитариста. Не побоюсь повториться и скажу: Digitar предназначен лишь для создания ритмических партий, соло с помощью этого устройства сыграть не получится. Зато свое предназначение он выполняет достаточно успешно и заменить его в этом практически нечем.

    MIDI пример:
    Digitar

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo