Разметка компакт-диска

  Сергей ПРОКЛОВ
Музыкальное Оборудование
январь 1998

Для того, чтобы лучше понять как осуществляется разметка компакт-диска, давайте вспомним о том, каковы структура и форма размещения информации в формате CD. В зависимости от технологии изготовления, информационный слой представляет последовательность микровыпуклостей (bumps) или впадин (pits) на массовом штампованном CD, или выжженных лазером участков (pits) на CD-R. Эти выпуклости/впадины расположены в виде спирали, начинающейся на некотором расстоянии от центра диска и идущей к его краю. Длина впадин 0,83…3,1 мкм, ширина 0,4 мкм, глубина 0,12…0,2 мкм, расстояние между витками спирали 1,6 мкм. Информационный слой расположен непосредственно под верхней стороной диска (сторона ярлыка) и лазерный луч, сфокусированный на его отражающей поверхности, при попадании на выпуклость/впадину рассеивается, что приводит к модуляции отраженного света, который через оптическую систему попадает в фотоприемник. На диске информация закодирована групповым кодом 8-14 (EFM), с помощью которого подавлены постоянная и низкочастотная составляющие сигнала.

Этот поток данных организован в EFM-кадры по 588 бит: 24 синхробита, 14 бит + 3 разделительных бита на каждый байт данных (таковых имеется 33) и 3 концевых разделительных бита. Синхробиты указывают на начало каждого EFM-кадра, а разделительные биты используются для обеспечения длины выпуклости/впадины в диапазоне от 3 до 11 бит и минимизации низкочастотной компоненты EFM сигнала. После удаления синхронизирующих и разделительных битов EFM сигнал демодулируется и получается кадр из 33 байт: 24 байта данных, 4 байта Q-четности (для коррекции ошибок C2), 4 байта P-четности (для коррекции ошибок C1) и 1 управляющий байт (Control byte), в котором содержатся данные субкода (SubCode), а именно — каждый бит управляющего байта представляет один бит в одном из восьми каналов субкода (P, Q, R, S, T, U, V и W), о которых мы подробно скажем немного позднее.

Два комплекта битов четности используются в двух уровнях контроля и коррекции ошибок C1 и C2. Эта коррекция относится только к 32 байтам данных и не относится к управляющему байту, поскольку в процессе формирования информации при записи диска управляющий байт добавляется к уже сформированному потоку данных (вместе с байтами четности), а в процессе считывания изымается из кадра до демодуляции контроля четности. По этой причине управляющий байт имеет свою систему контроля и коррекции ошибок. В коррекции C1 и C2 используется двухступенчатый код Рида-Соломона с перекрестным перемежением, в котором уровень C1 обеспечивает исправление случайных шумовых ошибок (используя байты P-четности), а уровень C2 обеспечивает исправление групповых (длинных) сбоев (используя байты Q-четности). Коррекция имеет избыточность 25% (8 CRC байт на 24 байта данных) и позволяет использовать декодеры на 4-16 кадров коррекции. Возможности коррекции групповых ошибок (пятна, царапины) — исправление до 3500 групповых ошибок (зона на диске 2,5 мм), интерполяция до 12300 бит (зона на диске 8 мм).

После изъятия управляющего байта и восстановления поврежденных символов при помощи C1, C2 получается 24 байта звуковых данных, называемые звуковым кадром. В каждом звуковом кадре содержится 6 звуковых семплов левого канала и 6 звуковых семплов правого канала по 16 бит каждый.

Звуковые кадры приходят с частотой 7350 Герц, что дает знакомую частоту CD дискретизации 44100 Герц (6х7350=44100). 98 звуковых кадров образуют звуковой сектор, содержащий 2352 байта звуковых данных и поступающий с частотой 75 Герц.

Теперь самое время поговорить о субкоде и всем, с ним связанном. Как мы уже выяснили, с CD за одну секунду считывается 75 звуковых секторов по 98 звуковых кадров. Из каждого звукового кадра, еще перед исправлением ошибок, «выдернули» управляющий байт, содержащий 8 бит — по одному битику данных из восьми субкод каналов P, Q, R, S, T, U, V и W соответственно. Эти биты (с соответствующих позиций в управляющем байте) накапливаются и … организуются в кадры субкода по 98 бит для каждого канала: 2 субкод синхробита (передаваемые по всем каналам) и 96 бит данных = 12 байт данных для каждого канала (сюда входят и байты CRC — мы уже говорили, о том, что у субкода своя система коррекции ошибок). Не нужно сильно напрягать голову, чтобы усмотреть, что кадр субкода соответствует звуковому сектору. Таким образом мы имеем по 75 кадров субкода и звуковых секторов (2352 байта звука) в секунду.

Основными каналами субкода являются каналы P и Q. Отсюда и происходит понятие PQ кодирование компакт-диска — до сих пор произносимое многими музыкантами со священным трепетом. P-канал субкода указывает на паузу между треками (дорожками), звуковыми или с данными, и служит для простейших операций поиска. В определенной степени это анахронизм, преследующий нас с тех времен, когда микропроцессоры в CD-проигрывателях были слишком хилыми для того, чтобы обрабатывать данные субкода в реальном времени.

Q-канал субкода содержит всю информацию, касающуюся организации диска на уровне Red Book и поэтому о Q-канале у нас пойдет отдельный разговор. Компакт-диск с одной Сессией (обыкновенный звуковой диск) имеет 3 зоны: зона ввода (Lead-In), начинающаяся на расстоянии 23 мм по радиусу от центра диска, зона программы (Program Area), расположенная после Lead-In, и далее зона вывода (Lead-Out). Информация, передаваемая в Q-канале, зависит от зоны. В зоне программы (где, собственно, и записана музыка или данные) Q-канал содержит данные Control, Address, Track No, Relative Time (относительное время) и Absolute Time (абсолютное время). Ниже приведена структура кадра Q-канала.

Кадр субкода Q-канал:

 S0S1CONTROLADDRESSQ-DataCRCчисло бит11447216

S0, S1:
синхробиты (из синхробайтов по всем субкод каналам)

CONTROL:
00Х0 2 звуковых канала без предкоррекции
10Х0 4 звуковых канала без предкоррекции
00Х1 2 звуковых канала с предкоррекцией (pre-emphasis)
10Х1 4 звуковых канала с предкоррекцией (pre-emphasis)
01Х0 данные (Data track)
ХХ0Х цифровая копия запрещена (Digital copy prohibited)
ХХ1Х цифровая копия разрешена (Digital copy pеrmitted)

ADDRESS:
определяет режим данных Q-канала (Q-channel Mode)
0001: Режим 1, информация о треке/времени
(Mode 1 Q-data, track/time information)
0010: Режим 2, информация о каталожном номере диска
(Mode 2 Q-data, disc unique catalog No.)
0011: Режим 3, информация о каталожном номере трека
(Mode 3 Q-data, music-track unique cat. No.)

CRC:
16 бит схемы контроля и коррекции ошибок в субкоде.

Таким образом, четыре бита CONTROL определяют: первый бит — число звуковых каналов 2-4, второй бит — тип трека (звук или данные), третий бит — защиту от цифрового копирования, четвертый — включена или нет предкоррекция. Значение CONTROL битов можно менять только во время Lead-In или паузы не менее 2 секунд. Значение битов ADDRESS позволяет перемежевывать 3 различных типа данных в области Q-Data. При этом данные о треке/времени (Mode 1) должны передаваться как минимум в 9 из 10 последовательных кадров, так как это та информация, которая необходима для операций поиска и отображения текущей позиции на диске. Данные о каталожном номере диска и трека (Mode 2, Mode 3) могут отсутствовать, но при наличии должны присутствовать в одном из 100 последовательно идущих кадров. Видно, что основной поток данных в Q-канале — это информация о Track/Time, то есть в Mode 1. Ниже рассмотрим формат данных этого режима.

Формат Q-data в режиме 1 (Mode 1 Track/Time):

  TNOXMINSECFRAMEZEROAMINASECAFRAMEчисло бит888888888

TNO:
Номер Трека (Track Number) — 2 десятичных цифры BCD (8 бит)
Во время Lead-In:…….00
Во время Program Area:..01-99
Во время Lead-Out:……AA

X:
Индекс к Треку (Index to TNO) — 2 десятичных цифры BCD (8 бит)
Во время Lead-In:…….Не используется
Во время Program Area:..01-99 (00 во время паузы)
Во время Lead-Out:……01

ZERO:
8 нулей

MIN: SEC: FRAME:
Относительное время трека в Минутах, Секундах, Кадрах (75 кадров в секунду). Это время равно 0 в конце паузы, уменьшается до конца паузы и увеличивается после нее.

AMIN: ASEC: AFRAME:
Абсолютное время позиции на диске в Минутах, Секундах, Кадрах (75 кадров в секунду). Это время равно 0 в начале Program Area.

   

Оставшиеся каналы субкода R-W свободны для вспомогательных применений, таких, как передача текстовой или графической служебной информации, однако, похоже, что эти возможности широкого распространения не получили — 99% проигрывателей абсолютно спокойно игнорируют информацию в каналах R-W.

Для обеспечения быстрого поиска и доступа к фонограммам диск разбивают на треки, но для доступа к компьютерной информации необходимо разбиение на более мелкие блоки информации. Такими блоками являются секторы данных (data-sectors), которые помимо данных несут дополнительную информацию — такую, как идентификационный номер сектора, его тип и, в зависимости от типа сектора, третий уровень исправления ошибок. Сектор данных соответствует звуковому сектору и кадру субкода, следовательно, содержит 2352 байта, из которых всегда первые 12 байт — синхронизация сектора (Sector-sync), а следующие 4 байта — заголовок сектора (Header). Остальные 2336 байт используют в зависимости от типа сектора. В таблице приведена структура разных типов секторов (в скобках — количество байт по каждой позиции).

 Audio Sector (Red Book)2352 байта звукаData-Sector Mode 1
(Yellow Book)Sync(12)-Header(4)-User Data(2048)-EDC(4)-Zero(8)-ECC(276)Data-Sector Mode 2
(Yellow Book)Sync(12)-Header(4)-User Data(2336)Data-Sector Mode 2 Form 1
(XA и Green Book)Sync(12)-Header(4)-Sub Header(8)-User Data (2048)-EDC(4)-ECC(276)Data-Sector Mode 2 Form 2
(XA и Green Book)Sync(12)-Header(4)-Sub Header(8)-User Data (2324)-EDC(4)   

Здесь EDC (Error Detection Code) и ECC (Error Correction Code) — коды обнаружения и исправления ошибок соответственно, которые составляют С3 — третий уровень исправления ошибок, необходимый для большей надежности считывания цифровой информации (коррекция C1 и C2 производится как обычно).

Стандартом определено, что тип сектора не может меняться в пределах одного трека, но на CDROM-XA так называемый Mixed Mode режим обеспечивает чередование внутри трека секторов Mode 2 Form 1 и Mode 2 Form 2, являющихся разновидностью типа Mode 2, поскольку при этом тип сектора не меняется.

В звуковом проигрывателе произвольный доступ к произведениям обеспечивается на уровне треков, которых, как следует из таблицы Q-кодов может быть 99. Некоторые проигрыватели позволяют далее производить доступ к индексам Q-канала, которых может быть до 99 на каждом треке. Информация о местоположении треков на диске содержится в Таблице Содержания Диска (TOC), которая записана в Q-канале субкода на протяжении всей зоны ввода диска (Lead-In), основные звуковые данные при этом содержат цифровую тишину.

Формат Q-data во время Lead-In:

  ZERO (TNO)POINTMINSECFRAMEZEROPMINPSECPFRAMEчисло бит888888888

POINT:
Показывает номер трека, стартовое время которого содержится в PMIN, PSEC и PFRAME.

MIN, SEC, FRAME:
Относительное время в течение Lead-In.

PMIN, PSEC, PFRAME:
Абсолютное время начала трека под номером, указанном в POINT.
Каждый кадр субкода повторяется трижды с одной и той же информацией в Q-канале, а весь TOC повторяется до конца зоны Lead-In.
POINT, кроме указания на номер трека, информация о котором передается в PMIN, PSEC, PFRAME, имеет еще и три особых значения в TOC.
В звуковом CD:
при POINT=A0 — в PMIN указывается номер трека первой песни на диске, PSEC=Zero и PFRAME=Zero.
при POINT=A1 — в PMIN указывается номер трека последней песни на диске, PSEC=Zero и PFRAME=Zero.
при POINT=A2 — в PMIN, PSEC и PFRAME указывается абсолютное время начала зоны Lead-Out.

   

При установке диска в CD проигрыватель, TOC считывается в память микропроцессора управления проигрывателем. Дальнейшая навигация по диску основана на чтении субкода. Из структуры TOC ясно, почему проигрыватели надолго задумываются над дисками с большим количеством треков.

Поскольку цель данной статьи состоит в ознакомлении с методикой записи звуковых компакт-дисков, мы с этого момента реверсируем ход событий и начинаем двигаться от жесткого диска со звуковыми файлами на борту (44,1 кГц, стерео (моно), 16 бит, для некоторых программ допустимо 24 бита) в сторону полупроводникового лазера, торчащего в чужеземной коробчонке с логотипом Compact Disc Recordable и готового спалить для вас из новенького, тронутого только пре-грувом (pre-groove — предварительная разметка чистого CDR) записываемого диска нечто, достойное быть поставленным в CD проигрыватель. Желающие могут двигаться в сторону магнитных головок VCR Umatic или 8 мм стримера Exabyte (другие носители, используемые при производстве CD) — главное достойно вставить в звуковой поток недостающие субкоды.

Корректность информации в P-Q каналах необходима для удовлетворения требований стандарта Compact Disc и правильной работы систем управления считывающих устройств. Параметры, записанные в TOC, должны соответствовать физическому количеству и расположению треков, время — «тикать», как положено и т. д. Ответственность за эту процедуру при записи CDR несут и записывающее устройство, и программное обеспечение. Тем не менее, пользователь должен понимать принципы P-Q кодирования, чтобы создать грамотно размеченный диск и адекватно реагировать на предупреждения программ о возможной некорректности P-Q кодировки.

Простейший вариант P-Q кодирования — создание CD с несколькими треками, каждый из которых соответствует одной песне, содержащейся в отдельном файле на жестком диске компьютера, и с одинаковыми паузами между треками по 2 секунды. С такой задачей, в принципе, легко справится любая комбинация CD-Recorder + программа, естественно, совместимые друг с другом. От оператора в подобном случае требуется только расставить звуковые файлы в нужном порядке, при этом, однако, следует знать, что CD-проигрыватели имеют свойство «съедать» несколько (5-15) CD-кадров звучания при произвольном доступе к треку (во избежание щелчков) и, если звуковые файлы на диске не имеют 100-300 мс. тишины перед началом фонограммы, то велик риск потерять первые звуки музыки на первом треке и при переходе с трека на трек во время поиска песни. Этого можно избежать, если не резать начало файла «под корень» — то есть оставить около 300 мс. тишины перед началом музыки или воспользоваться функцией сдвига начала метки (start offset), которая есть не во всех программах, для смещения стартовой метки трека на 10-20 CD-кадров. Аналогично, для предотвращения щелчков на конце трека, полезно оставить немного тишины в конце файла (или использовать end offset). Напомним, что 1 сек.=75 CD кадров, т. е. 333 мс.=25 CD кадров.

Пауза между треками в 2 секунды является стандартной (по умолчанию) для многих программ и единственно возможной для некоторых устройств записи CDR (и программ тоже). Такие устройства (и программы) реализуют принцип записи Track-At-Once (Трек-за-один прием), при котором каждый трек диска записывается отдельно, а после записи лазер выключается, затем записывается следующий трек и т. д. Паузы между треками фиксированы значением 2 сек. После записи всех треков делается фиксация диска, при которой записываются Lead-In и Lead-Out.

Такой способ записи, в принципе, позволяет записать треки на диск в разное время — т. е. дописать на следующий день на диск несколько песен (если программа позволяет не производить фиксацию диска после цикла записи), хотя проиграть на обыкновенном проигрывателе недозаписанный/незафиксированный диск не получится.

Однако, кроме невозможности разметки диска без пауз между треками (например, живого концерта), такой способ имеет более существенный недостаток — он не совместим с профессиональными требованиями к звуковым компакт-дискам, отправляемым для тиражирования. Дело в том, что невозможность мгновенного гашения лазера после записи каждого трека приводит к хаотичному выгоранию двух секторов в конце каждого трека, называемых burn-out (выгоревшие) блоки, представляющие собой невосстанавливаемые ошибки. Эти ошибки находятся в паузе и редко бывают слышны на слух, поэтому для бытового применения такие диски вполне пригодны, но от приема в производство отклоняются. Такими «огрехами» не страдают диски, записанные в режиме Disk-At-Once (Диск-за-один прием), при котором информация на диск записывается насквозь от Lead-In до конца Lead-Out без гашения лазера. Для записи диска в режиме Disk-At-Once необходимо иметь на жестких дисках компьютера всю информацию, записываемую на CD. Большинство современных устройств записи CDR позволяют записывать диски в режиме Disk-At-Once, потихоньку «подтягивается» и программное обеспечение, однако следует иметь в виду, что от корректности работы комбинации программы, периферии и оператора зависит соответствие разметки CD стандарту. Профессиональные программы, как правило, завидев соответствующий аппарат записи позволяют работу только в режиме Disc-At-Once и пытаются уберечь пользователя от ошибок в P-Q кодировании, но они и наиболее сложны в освоении, поскольку обеспечивают высокую гибкость управления P-Q разметкой.

Более простые программы имеют возможность выбора режима Track-At-Once или Disc-At-Once и имеют менее развитые средства разметки, а «пионерские» программы, обычно поставляемые вместе с записывающей машинкой, могут и вовсе не обеспечить возможности записи звукового CD. При покупке записывающего устройства следует иметь ввиду, что оно должно непосредственно поддерживаться той программой, с которой вам хотелось бы его использовать и, хотя современные программные продукты имеют тенденцию к использованию подключаемых драйверов, которые можно скачать из Интернет, купив новую модель можно надолго остаться без хорошей программы, которая с ней работает. Начинающим можно посоветовать писать первые диски, при возможности, в режиме Track-At-Once, поскольку при этом возможно хоть какое-то восстановление подложек, загубленных при неудачной записи, оборвавшейся по причине недостаточного быстродействия дисковой подсистемы (buffer underrun) — если удастся зафиксировать недозаписанную сессию, то есть возможность добавить на оставшемся на диске месте новую сессию и создать CDROM-XA диск для компьютера. Избежать порчи подложек можно и созданием файла образа CD, что требует наличия вдвое большего свободного объема на жестком диске.

Рассмотрим основные возможности и правила P-Q кодировки. Профессиональные программы имеют два окна, одно из которых является окном монтажа (Playlist), а другое — окном P-Q кодировки (иногда окно P-Q представлено как дополнительные открываемые подразделы окна монтажа). Звукорежиссер заполняет окно монтажа звуковыми фрагментами, представляющими отдельные файлы, области (Region) файлов или монтажные листы (Playlist) в том порядке, в котором они должны быть на создаваемом диске. Между ними устанавливаются необходимые паузы или взаимопереходы (Cross-fades), корректируются начало и окончание фрагментов для достижения желаемого звучания. После этого, на основе созданного монтажного листа программа автоматически или по команде создает P-Q разметку диска, присваивая (если в монтаже специально не указано, что несколько фрагментов относятся к одному произведению или в одном фрагменте расположилось несколько песен) каждой позиции свой трек и указывает соответствующие паузы между ними. Далее, в окне P-Q проверяется соответствие P-Q кодировки желаемой и при необходимости добавляются или удаляются метки треков, прослушивается начало каждого трека и переходы между ними. При этом возможен режим эмуляции CD-проигрывателя, в котором указывается сдвиг 10-15 кадров для проверки звучания начала трека (о чем было сказано выше). При необходимости, в окне P-Q задается сдвиг меток или они передвигаются вручную (на звучании монтажа это не сказывается, поскольку это касается только разметки субкода на диске). Отдельные части произведения можно вручную пометить дополнительными индексами внутри трека (вспомните — X к TNO). Разметка концерта без пауз производится или полностью вручную указанием количества треков в одном файле с последующей расстановкой меток в нужные места, или собрав предварительно разбитый на идущие встык области файл в монтаж с нулевыми паузами (не забывая о сдвиге меток или границ разделов при разбиении файла на области). Можно (это не описано в Red Book, но не запрещено) «упрятать» аплодисменты и т. п. в паузы между треками, что позволит не прослушивать их при воспроизведении запрограммированной последовательности песен на проигрывателе. Методика данной процедуры несколько отличается в различных программах, но принцип одинаковый. В CD-Architect для Sound Forge отодвигается назад по времени метка конца трека, в MasterList CD (Macintosh) метка начала трека (и индекс 00, см. выше табл. «Формат Q-data»: X=00 в паузе) отодвигается назад по времени, в конец предыдущей вещи на начало аплодисментов, а метка индекс 01 (начало песни) ставится там, где начинается следующее произведение. При этом воспроизведение аплодисментов будет сопровождаться обратным отсчетом времени паузы, а при запрограммированном переходе в обход следующей за ними песни аплодисментов не будет.

При неверном вводе последовательности индексов, программа обычно выносит предупреждение (как и во многих других случаях) и не позволяет записать явно некорректный диск, но, в любом случае, понимание основ P-Q кодирования облегчит поиск ошибки и ее устранение. Следует помнить, что пауза перед первым треком должна составлять 2-3 секунды, а значение битов из поля Q-кода CONTROL (Copy Prohibit, Emphasis, Data Track, 2-4 Channel) можно менять лишь во время паузы не менее 2 секунд. Многие программы дают список возможностей записи Q-кодов, характерных для подключенного записывающего устройства (Copy Prohibit, Emphasis, UPC, ISRC) и не позволяют устанавливать параметры кодировки, приводящие к созданию некорректных дисков. Это относится к тем моделям записывающих устройств (или их версий), об ошибках в которых уже было известно производителям программ. Самая свежая информация по этим вопросам содержится в документации к программам.

Emphasis (предкоррекция) — реликтовая система шумопонижения, идущая со времен царя Гороха. Основана на снижении шумов некачественных аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей путем подъема высоких частот (порядка 9 дБ выше 5 кГц) перед АЦП с последующим обратным ослаблением после ЦАП. До недавнего времени активно применялась в портативных DAT магнитофонах при записи с аналогового источника (да еще и на частоте 48 кГц). При сгоне по цифре таких записей в компьютер будьте внимательны (не у всех DAT магнитофонов есть индикатор присутствия этой бяки), заметное увеличение высоких частот при мониторинге цифрового выхода по сравнению с аналоговым выходом DAT магнитофона — весьма явный признак наличия Emphasis. Как правило, программы цифровой редакции звука и записи CD не обеспечивают коррекции звучания Emphasis и только CD, записанный с включенным флагом Emphasis, будет звучать корректно. Желательно избавиться от этого, особенно если предстоит коррекция звучания материала или часть материала для диска записана без Emphasis. Совершенно обязательно это сделать при необходимости монтажа с взаимопереходами материалов с и без Emphasis (см. выше о паузах при смене CONTROL). Сделать это в цифровом виде можно в процессе перегона материала в компьютер через устройство с функцией De-Emphasis (например Lexicon 300, NuVerb) или уже в компьютере, воспользовавшись пресетом популярного программного модуля эквалайзера Waves Q10 (DAT-CD pre/deemphasis).

Copy Prohibit — флаг, указывающий на запрещение более чем однократной цифровой копии по каналу SPDIF, обычно включен, хотя этот запрет слишком легко обойти. UPC, IRSC — международные коды идентификации диска и фонограммы (Q-data Mode 2 и Mode 3), изначально задуманы для идентификации произведений при радиотрансляциях, но не получили в мире широкого признания и используются редко. Информацию о структуре этих кодов найти нетрудно, но в России этим, похоже, никто не занимается и лучше оставить их пустыми — мало рекордеров делают это достойно, а так — меньше вероятность записать в Q-канал всякую чушь. После того, как весь монтаж и разметка завершены и проект сохранен на диске на случай чаво, остается только вставить чистый диск и нажать кнопку запись.

Если программа не отошлет вас куда подальше по какой-либо причине, то… стоп. Мы забыли выяснить несколько щекотливых моментов — какую подложку нужно использовать для создания профессионально пригодного диска и на какой «передаче» ее «варить»? Сначала о дисках — в настоящее время есть два основных вида органики, которая используется при производстве CDR дисков. Одна — зелено-голубоватого (на желтой золотой отражающей поверхности) или темно-голубого (на серебристой отражающей поверхности), другая — светло-желтая (на желтой золотой отражающей поверхности). Производители до сих пор продолжают ломать копья по поводу преимуществ того и другого покрытия, но есть и основной аргумент в этом споре — рекомендации фирмы-производителя записывающего устройства. Несмотря на то, что перед каждым циклом записи аппарат производит калибровку записывающего лазера под конкретный экземпляр диска методом пробной записи в определенном месте (возле центра диска в зоне служебной информации, недоступной штатным проигрывателям CD и CDROM), фирма-изготовитель настраивает свою продукцию на определенный тип носителя. Применение иного носителя может привести к нарушению параметров отжига, что влечет за собой резкое повышение потока ошибок при считывании.

Особенно негативно такие ошибки сказываются на считывании субкода, т. к. его скорость передачи информации невысока, на звучании диска эти ошибки могу заметно и не отразиться, но после проверки на CD-анализаторе такие диски от производства отклоняются. При записи CD-ROM с архивами, плохой отжиг, в определенных пределах, может не проявляться вовсе (наличие уровня коррекции C3). Если не известно какие подложки рекомендованы для конкретного аппарата, используйте носители под торговой маркой той же фирмы, что и рекордер, наверняка не ошибетесь, хотя бывают и интересные исключения. Например, для устройств фирмы Yamaha рекомендуются носители Yamaha и TDK (зеленые, при этом Yamaha — те же диски, что и TDK, только с другим логотипом), которые обеспечивают высокое качество записи, однако измерения показывают, что новые носители фирмы Mitsui, записанные на этих устройствах, имеют даже более низкий поток ошибок, несмотря на то, что в них использован другой краситель (желтый), а с «зелеными» Sony я имел на устройстве Yamaha печальный опыт плохого отжига.

Не следует сбрасывать со счета брак изготовления (кстати, довольно редкий) и небрежное обращение, особенно до записи. Любителям нацарапать на диске шариковой ручкой свое имя предлагаю тест на отдирание золотого отражающего покрытия — после малейшей проделанной царапины, приведшей к вспучиванию золотого покрытия, у вас должно уйти не больше минуты на то, чтобы с помощью ногтя содрать его полностью.

Вы запросто можете столкнуться с тем, что на вашем проигрывателе диски CDR будут плохо читаться или не читаться вовсе. Особенно это касается портативных и дешевых проигрывателей музыкальных центров. Звук может сопровождаться треском и сбоями. В 90% случаев виноват проигрыватель, ругаться следует лишь на него и этому есть простое объяснение. CDR диски имеют более низкий, по сравнению со штампованными, контраст -долю отраженного света. Не все проигрыватели рассчитаны на их использование. Слабый лазер в сочетании с дешевым фотоприемником не в состоянии считать информацию — вот и результат. Некоторая зависимость от носителя, однако, имеется. Имеет смысл вспомнить, что максимальное подавление отраженного от впадины света достигается при глубине впадины равной 1/4 длины волны лазера. Параметры геометрии отжига сильно влияют на контраст CDR. При изучении «трещавшего по швам» проигрывателя дешевого музыкального центра, из более чем 20 разных CDR только упомянутые выше Mitsui играли нормально. При современном распространении CDR такое отношение производителей к потребителю иначе как свинством не назвать. Месяц назад я покупал небольшую магнитолу с CD, предусмотрительно взяв с собой тестовые диски на CDR (что и вам советую). Приглянувшийся JVC был гневно отвергнут, поскольку воспроизведение всех дисков сопровождалось тиканьем часового механизма, явно отсутствовавшего на записи. Пришлось остановиться на Panasonic — Matsushita не ударила в грязь лицом и спокойно проиграла все диски.

Относительно скорости записи можно сказать следующее: с одной стороны, при максимальной скорости достигается наибольшая равномерность вращения диска (при хорошей центровке и плоскостности диска) и минимальна величина дрожания цифровых фронтов — т. е. «джиттера»; с другой стороны, носитель и записывающее устройство должны обеспечить на данной скорости оптимальное качество отжига, а компьютер и его дисковая подсистема справиться с потоком данных. По этому поводу также идет определенный спор. На мой взгляд, некий компромисс обеспечивается при использовании двойной скорости записи. Четверную скорость записи (на устройствах 4x) стоит использовать при записи дисков для локального применения и CDROM (если позволяет быстродействие системы).

Наконец, нажимаем кнопку записи диска и через некоторое время получаем готовый CDR. Теперь, пока принтер трудится над распечаткой таблицы P-Q кодировки, которую необходимо приложить к диску, можно аккуратно вставить новоиспеченный компакт в проигрыватель и прос

2 комментария
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Все интересно, но одно твердое замечание. скорость отжига должна быть не 2х. Она должна быть РАВНА РЕКОМЕНДУЕМОЙ. То есть если куплен диск солидной фирмы, на котором стоит «рекомендуется проживать при 16х», и есть писалка со скоростями от 1х до 24х, то ПИСАТЬ СЛЕДУЕТ на 16х !

  2. Жорж а если в очередном, предлагаемом к покупке, продукте вам порекомендуют застрелиться … последуете совету?

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo