26 августаBob HENRIT

У многих, даже опытных барабанщиков возникают проблемы с настройкой барабанов, и стыдного в этом ничего нет. (Пианисты же не стесняются того, что им приходится время от времени вызывать настройщика. Хотя тоже могли бы, вооружившись ключом, забраться в рояль или пианино. Прим. переводчика.) В Америке, например, существуют целые компании, специализирующиеся на настройке барабанов. Эти компании предоставляют свои услуги студиям, производителям или музыкантам за очень приличные деньги.

Я же могу сказать, что настроить барабаны несложно, но для этого, конечно, требуется время и практика. Я предпочитаю «математический» способ, позволяющий избежать многих ошибок. О нем я расскажу несколько позднее, а сейчас перенесемся в глубину веков… Первый барабан был сделан из пустотелого бревна на один конец которого натягивалась кожа животного. (В настоящее время кожа уже почти не применяется. Мембраны изготовленные из специально разработанных пластмасс и называемые музыкантами просто «пластики» в звучании ничем не уступают натуральной коже. Более того они практически не меняют настройки при изменении температуры воздуха или его влажности. К слову сказать, барабанщики прошлых лет изрядно помучились с кожаными мембранами, постоянно их подстраивая в течении рабочего дня. Кроме того, сдирать кожу с животного для услады слуха! Прим. перев.) Первый барабан представлял из себя типичный «открытый» барабан, то есть барабан имеющий только одну мембрану. Конечно, в настоящее время мы чаще имеем дело с «закрытыми» барабанами, имеющими два пластика. Верхний пластик называют ударным, а нижний — резонансным. Назначение нижнего пластика состоит в том, чтобы создать внутри корпуса барабана сложные множественные отражения и резонансы. В результате вместо плоского, звука «открытого» барабана, барабан с двумя пластиками имеет более полный, завершенный звук. Практически качество звука закрытого барабана зависит от соотношения натяжений ударного и резонансного пластиков. Поэтому, как правило, настройка сводится к поиску соотношения, позволяющего получить звучание, устраивающее именно вас.

С верхним пластиком настроенным ниже резонансного, звук становится более длинным. Если же ударный пластик настроен выше, чем резонансный, звук имеет тенденцию к «уходу» тона вверх. Одинаковая по высоте настройка обоих пластиков дает чистый, ровный звук без «ухода» тона.

По существу имеются два основных вида настройки барабанов: EVEN (равномерная) и ODD (неравномерная, разрозненная). Мы будем иметь дело сначала с «even» так как эта настройка более подходит для закрытых барабанов и, кроме того, является основой для последующего выполнения настройки «odd».

Прежде всего пластик необходимо натянуть равномерно. Соответственно каждый регулировочный болт должен притягивать пластик к корпусу барабана с такой же силой, как и все остальные болты. Я делаю это следующим образом: первым делом закручивая все 6, 8, 10, или 12 имеющихся болтов пальцами до упора. Затем я беру ключ и закручиваю на полоборота (на 90 градусов) ближайший болт, потом перехожу к диаметрально противоположному болту и повторяю действия. Далее я, двигаясь по часовой стрелке к следующему болту, закручиваю его на полоборота, перехожу к противоположному и так далее, пока все они не будут отрегулированы.

В результате этих действий пластик должен быть натянут равномерно, что проверяется, легким постукиванием по нему приблизительно в дюйме от края напротив каждого болта. Ноты должны быть одинаковыми. (При этом приглушайте противоположный пластик рукой.) Теперь если хотите можно изменить общую высоту барабана по схеме, изображенной на рисунке. Делать это надо, закручивая или ослабляя каждый болт на полоборота или на оборот. При этом следует иметь ввиду, что каков бы ни был диаметр барабана, всегда лучше его настроить несколько выше нежели ниже.

Я нахожу более удобным сначала установить и настроить нижний пластик, а уж затем верхний. Не существует никаких правил регламентирующих соотношение натяжений ударного и резонансного пластиков потому, что соотношение найденное вами и полностью вас удовлетворяющее, может быть с негодованием отвергнуто другим барабанщиком. Необходимо иметь ввиду, что с увеличением натяжения резонансного пластика улучшается отдача барабана, ускоряется его реакция на удар, так как достаточно сильно натянутый резонансный пластик способствует быстрому возвращению колебаний. Возможно, звук полученный в результате настраивания барабана с помощью метода «even», покажется вам слишком чистым и скучным, тогда используйте метод настройки «odd».

Смысл этого метода заключается во внесении некоторого беспорядка в настройку путем расстраивания одного из болтов. Это заставит пластик колебаться менее равномерно, несколько удлинит звук и добавит некоторое послезвучание к доминирующей ноте, эдакий звуковой «хвост». Не имеет значения, какой именно болт вы будете расстраивать, но для собственного удобства проще это проделывать всегда с одним и тем же болтом. Например, с тем, что расположен ближе всего к вам, когда вы играете. Этот метод настройки наиболее приемлим для настройки барабанов небольшого диаметра, так как на низких частотах эффект от расстройки практически незаметен. Я практикую такую расстройку на томах. Также я слегка расстраиваю и мой рабочий барабан, но уже несколько по другому. На рабочем барабане я чуть-чуть откручиваю два болта находящихся ближе всех к месту ударов палками. (настройка «even» необходима для бас-барабанов так как им противопоказан уход тона. При игре на барабане со свободно натянутым пластиком выражена атака и хорошо прослушивается звук удара палки о пластик. Если же натянуть пластик сильнее, станет более выраженным основной тон.)

Настройка рабочего барабана только слегка отличается от настройки тома, главным образом потому, что ударный и резонансный пластики рабочего барабана имеют разные толщины. Низкая настройка ударного пластика дает глубокий, но статичный звук. А высокая настройка ударного пластика дает звук сухой, живой и яркий. Низко настроенный резонансный пластик рабочего барабана дает звук с основным тоном, доминирующим над звуком пружины, И соответственно, чем выше вы настраиваете резонансный пластик, тем более резким становится звук вашего рабочего барабана. При настройке рабочего барабана рекомендуется, отключив пружину, понять, каким образом натяжение резонансного пластика воздействует на общий звук. Точная регулировка натяжения пружины производится уже после того, как пластики в основном настроены. Если звук вашей пружины получился «придушенным» — значит вы ее слишком сильно натянули. Немногo ослабьте натяжение. Это даст вам качественный, звук с минимумом призвуков. Также большое значение имеет толщина пластиков. Тонкие пластики имеют подчеркнутую атаку и долгое затухание, а звук более толстых и, тем более, двойных пластиков отличается быстрым затуханием.

Между прочим, если вы устанавливаете новые пластики, важно их сначала несколько растянуть подобно тому, как растягивают гитарные струны. Барабан с надетым и натянутым пластиком ставят на пол, надавливают коленом в центр пластика и выдерживают некоторое время. Порвать пластик вам вряд ли удастся, так как материал, из которого он делается выдерживает нагрузку по крайней мере 3,900 фунтов. Я даже видел людей стоящих на барабанах чтобы растянуть пластики. Если вы собираетесь последовать их примеру, то перед тем, как взгромоздиться на барабан, хотя бы снимите ботинки!

Существует школа настройки, основанная на том, что любой барабан уже имеет свою ноту или частоту, зависящую от размера корпуса барабана и материала из которого он изготовлен. Эта нота может быть установлена путем простукивания корпуса барабана (предпочтительно с надетыми, но не натянутыми пластиками.) Эту ноту непросто определить на слух, но, воспользовавшись электронным тюнером, установить ноту на которую барабан должен быть в конечном счете настроен, не составит большого труда. (Проще определить ноту корпуса барабана со снятыми пластиками.) Установив эту ноту, необходимо настраивать барабан как можно ближе к ней. (Настройка пластиков на ту же самую ноту, что и корпус барабана создает максимальный резонанс а, полученное в результате звучание может прийтись по вкусу далеко не всем барабанщикам. Кроме того, может оказаться, что, настроив таким образом все томы, вы не сможете получить между ними желаемые музыкальные интервалы. Звукоинженеры, как правило, тоже бывают не очень рады наличию дополнительных резонансов. Прим. редактора.)

Возможно вы уже заметили, что при ударах по разным местам пластика, барабан звучит по разному. Барабан, подобно теннисной ракетке имеет место (иногда два) при ударе палками по которому, он лучше всего звучит при данной настройке. Экспериментируя, вы можете это место найти, а найдя отметить его, поставив на пластике отметку. Я всегда отмечаю подобные места и стараюсь устанавливать барабаны таким образом, чтобы при игре попадать по этим местам палками.

29 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Классная статейка, мне понравилось, и я кое что для себя отметил чего раньше не знал!!!!

  2. Статья очень понравилась,но хотелось бы узнать о разных видах пластиков

  3. Статья хороша .Только вот проблемма не могу найти схему настройки установки по нотам.если кто знает объясните.С уважением Антон

  4. Ответить
    Андрей Михайлов 03.07.2003 - 02:52

    Акустическая ударная установка — шумовой инструмент, компоненты которого не имеют четко выраженного тона (октабаны и мелодические томы — не в счет). Поэтому, я думаю, при настройке не стоит морочиться с нотами барабанов. Настраивайте так, чтобы уху было приятно. И все будет хорошо.

  5. хотелось бы узнать по больше о тюнерах для настройки барабанов (мне не найти подходящего звука на своей установке, думаю что эту проблему помог бы мне разрешить тюнер )??

  6. Прикольно

  7. здарова барабаньщики =)))Я какраз сегодня настроил свои барабасы, и решил почитать как они настраиваются…=)))) я настроил как мне хотелось…звучит прикольно…и на заметку…рабочишь просто должен трещать, когда играешь ноту ля….пружина одна тресётся…удачи

  8. Вообще барабаны под одну тональность очень сложно настроить.

  9. Эй, спецы, привет вам. Кто знает какие марки мембран надо ставить ( то есть желательно ) , что бы иметь джазовые звуки. Прозрачные или белые? Какие тарелочки для свингов более красивые? Что с бочкой делать ? Она должна быть открытой?

  10. хочу узнать про джазовые установки

  11. Прикиньте: когда мы друрачились с гитаристом в конце репетиции — я ему отдал напольный том порезвиться — так он его порвал! Но самое главное — после заклейки скотчем порваного места том стал звучать значительно круче чем с целым пластиком и значительно дольше! Парадокс…

  12. Я, блин, тоже настроил свои барабаны, но до прочтения этой статьи. Настроил прикольно. Что самое интересное все барабаны у меня открытые:) Мне кажется для рока ничего больше не надо, кроме как найти индивидуальный отзвук каждого барабана. Удачи!

  13. Хотелось бы примечания редактора видеть выделенными из текста. Иногда не понятно, где авторский текст заканчивается, а где начинается ремарка.

  14. Ответить
    Дмитрий Попов 05.10.2004 - 01:22

    Сделано, спасибо.

  15. Ну я что-то подчеркнул для себя, но честно говоря, первый метод более правдив.

  16. Ну да…Статья граматная…Фсё разложено правильно…што касаетса спецыальных тюнеров для барабанов — ето фсё ху…!!! лишняя трата денег…толку от етова настраивателя — 0!!! просто он паказывает натянутость кожы(пластика) у каждава болта…и то ниасоба точна…у меня не абсолютный слух, но до сих пор у меня небыло проблем прикрутить каждый болт адинакава атнасительна других балтоф…ктото интересавался насчёт рластиков…пластики есть разные…я придпачитаю прастые класичискии ремо(празрачные), или чветной еванс…дело ф том, што нету такова — джазовые пластики и не джазовые…сам люблю джаз…асобинна латиноджаз…для характернова етому стилю звука барабанов ани проста настраиваютца выше…вот…для рока саатветствинна ниже…што касаитца настройки по нотам…типо сольник на ля, томы на исчё штото…ето тоже бред…настраивать нада так, штоб нравилось самому!!! и патом уже делать разницу между томами в кварту квинту, а то и в октаву!!! пращяйти граматику…Я в душе Русский!!! http://www.padonak.lv

  17. я давнохотел узнать как правилно банки настраивать надо,прикольно но ничего нового не узнал я их так всегда настраиваю

  18. У меня на студии Sonor 2003. Тома 10 12 14. Пластики: верх Remo Ebony Pinstripe Низ Remo Ambassador Настраиваю с помощью тюнера Intelli 101 гитарно-басовый. Верх 10-До 12 Соль. 14 Ре То есть по квартам. Низ строю на тон выше чем верх. Потом верх чуть высит-подстраиваю заново. Доволен. Звучат все интервалы. и достаточно низко для рок музыки. Вероятно с Pinstripe Clear будет по другому. Но пока так. Настройка малого барабана- дело личное. Я предпочитаю высокий звук деревянного 5.5 с плаcтиком Ambasssador Coated. Так называемая маршевая настройка

  19. Спасибо, что есть такие статьи! Действительно многие барабанщики, а особенно начинающие (отношу и себя к ним), не имеют представления как настроить, а главное добиться нужного звука.

  20. Сколько не кручу, ни как не могу равномерно натянуть 🙁 что значит затянуть до упора, а потом ещё подтягивать на 90 градусов, он же уже затянут до упора 🙁 нифига не понятно… сижу с тюнером и настраиваю по нотам гитары — альты, отм, бочка — соль, ре, ля, ми соответственно, но тюнер ловит коряво… Пластики аквариан, установка 12,13,16,22. а что с нижними делать это ваще засада 🙁

  21. Чего тебе непонятно? ЗАкрутить пальцами потом ключем на пол оборота подтянуть. Или ты пальцами закручиваешь так, что потом ключем доворачивать нечего? Если так, то могу на стройку к брату пристроить=) будешь на хорошем счету там!)

  22. Клёвая статья, токмо на днях настраивал барабаны(хочу уточнить — я ламер, опыт игры 2месяца). настроил, звук понравился, начал играть и сразу же порвал тенор-том, оказалось я барабан слишком наклонно к себе расположил и удар приходился вскольз по нему, а так как раньше на этих барабанах стояли родные Рмифовские пластики, толщины необыкновенной, то естессно с ними ничо не происходило, а как тока поставил Fill-Pro,так они чота испортились=) Кстати как они вам? Ато чот даже не знаю, про них барабанщики мало чо говррят…:(

  23. Пласт порвался не потаму что том наклонно стоял, а потаму что Phil Pro 🙂 Посмотри как Ларс Улрих раньше томы ставил на концертах.

  24. Коллеги!) Вот уже наверное месяца 2 ломаю голову над громкостью бас барабана)

  25. Мой учитель, когда-то, в начале 70-х, играл в оркестре, Анатолия Кролла,(для джазистов , известное имя). Так он настраивал :- Ля , Си, Ре, До. Пробовал разные вариации, но лучше ,не нашёл !!! (Учитель — Кадреску Анатолий Иванович, г. Симферополь, по последним данным, спился и умер, к великому сожалению, хороший был профессионал.)

  26. Ответить
    Евгений Грачев. 13.03.2008 - 02:36

    Очень хочется выразить Вам большую благодарность за то, что Вы делаете-учите народ настраивать установку. Я предпочитаю неравномерную настройку, т.к. звук получается длинным и с оттяжкой. Пластики мне нравятся однослойные не шершавые….Всем удачи. И помните, что барабаны — это женщина,которая любит «ласку».))))))пока

  27. Ответить
    Даниил Bimmer Мельников 26.09.2008 - 11:14

    У нас целое барабанное шоу, и мы вечно мучаемся с настройкой. Эта статья нам нехило поможет. Спасибо! 😎

  28. Я учился настраивать барабаны опытным путём, когда ещё в школьной группе играл. В то время играли на советских каких-то барабанах, вроде ленинградского производства. Дорабатывал их лично: прижимал пружину к нижнему пластику рабочего, прилаживал тряпку-глушилку на рабочий же, ложил поролон в бас-бочку и т.п. )) И железо, конечно же, несколько раз в месяц киянкой выпрямлял, особенно хайхэт. ) Из статьи, собственно, ничего нового не узнал, до всего доходил сам.

  29. Отлично!Хотелось бы узнать поконкретней об РЕМО ЭВАНС и др. пластиках, их особенностях.

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Муз Оборудование
Logo