Павел КУЛЕШОВ
Музыкальное Оборудование
июль 2004
август 2004

Гитарные эффекты.

Пожалуй, нет необходимости пояснять разницу в звучании лампового и транзисторного гитарных усилителей. Сегодня, наверное, даже начинающий гитарист при слове «лампа» испытывает благоговейный трепет. Но на пути повсеместного распространения ламповых гитарных усилителей есть несколько препятствий, и, прежде всего, — высокая цена. Также ламповые устройства, как правило, имеют весьма объемные габариты и довольно приличный вес. Кроме того, при использовании гитарных комбиков, например, для записи, необходимо иметь дополнительное оборудование (микрофоны, обработку) и уметь правильно его использовать.

Вот и возникла идея некоей «волшебной коробочки» — недорогой, компактной, легкой, простой в использовании, но имеющей на выходе практически готовый звук. Попытки создания подобных устройств ведутся уже давно, и сегодня существуют как аналоговые, так и цифровые решения. Естественно, возникает правомерный вопрос: «Можно ли из небольшой коробочки получить звучание целого усилителя и кучи другой хитрой аппаратуры?». На мой взгляд, нет. По крайней мере, пока нет… Тем не менее, во многих случаях использование имитаторов вполне оправдано.

Одним из пионеров в области аналоговых имитаторов ламповых усилителей является американская фирма Tech 21 (полное название — Tech 21 New York City или Tech 21 NYC), выпускающая серию устройств SansAmp. История этой фирмы тесно связана с ее нынешним президентом и конструктором эффектов Би Эндрю Бартой (B. Andrew Barta), который возглавил компанию в 1989 году. Эндрю долгое время занимал вопрос: почему же нужно собирать кучу гитарных усилителей, кабинетов, микрофонов, эквалайзеров и т. д. лишь для того, чтобы получить какие-то милливольты записанного сигнала! Как выразился сам Эндрю: «это равноценно использованию турбореактивного двигателя для того, чтобы погасить свечу». Проведя десять лет в поисках и экспериментах, он создал ряд эффектов, которым дал название SansAmp («sans» — французское «без», ну а «amp» — хорошо известное сокращение от английского «amplifier», то есть «усилитель»). В эффектах реализованы алгоритмы звучания различных гитарных усилителей таких известных производителей, как Marshall, Fender, Mesa Boogie и т. д., снятых несколькими микрофонами одновременно. Такой вариант съема позволяет избежать неровностей в характеристике, свойственных одномикрофонному способу. Схемотехнически педали построены таким образом, что их можно напрямую подключать к микшеру, звукозаписывающей аппаратуре, системам звукоусиления и даже наушникам.

Кроме серии SansAmp компания Tech 21 выпускает гитарные и бас-гитарные усилители, рэковые эффекты перегрузки для гитары и баса, а также педальные эффекты, о некоторых из которых будет рассказано в статье.

Список известных пользователей продукции Tech 21 может занять несколько страниц, вот только часть из них: Sheryl Crow, Brad Whitford и Tom Hamilton (Aerosmith), Jeff Ament и Mike McCready (Pearl Jam), Michael Anthony (Van Halen), Randy Bachman (The Guess Who), Bonnie Raitt, Kurt Cobain (Nirvana), Def Leppard, David Ellefson и Marty Friedman (Megadeth), Brian Eno, Fieldy (Korn), Robert Fripp и Trey Gunn (King Crimson), Peter Gabriel, Garbage, Billy Gibbons (ZZ Top), David Gilmour (Pink Floyd), Stu Hamm, John 5 (Marilyn Manson), Lenny Kravitz, Mike Kroeger (Nickelback), Paul Landers (Rammstein), Simon LeBon (Duran Duran), Jake E. Lee, James Murphy и Alex Skolnick (Testament), Jason Newsted (Metallica, Ozzy), Nine Inch Nails, сам дедушка Les Paul, Phoenix (Linkin Park), Puff Daddy, Sam Rivers (Limp Bizkit), Joe Satriani, Take That, Steve Vai, Suzanne Vega, Tom Waits.

Тестирование педальных эффектов проходило с использованием электрогитары Ibanez RG 550 Custom Pro, четырехструнного баса с активной электроникой Maverick Nemesis S4, а также акустической гитары Santana 575 CEQ. Применялись гитарные усилители Fender Hot Rod DeVille, Fender Bullet и Marshall JTM 30, басовый Fender BXR 200. Во время записи примеров использовался гитарный усилитель Marshall JTM 30 (Fender BXR 200 для баса), снятый динамическим микрофоном Sennheiser Evolution E 609. Сигнал с микрофона подавался на микрофонный предусилитель PreSonus Blue Tube, далее — на аналоговый вход компьютерной платы RME Digi 96/8 PAD. В ходе тестирования некоторых устройств сигнал записывался «в линию», то есть выход устройства напрямую соединялся с входом компьютерной платы, а также с входом бытового усилителя Radiotehnika U-7111. Запись и редактирование примеров происходили с использованием программ Steinberg WaveLab 4.0 и Emagic Logic 5.1.3.

Были протестированы эффекты перегрузки American Woman, CompTortion и Double Drive, эффект «вау» Killer Wail и пять устройств серии SansAmp: педали с эффектами перегрузки TRI-A.C., Classic и GT 2, директ-боксы Acoustic DI и Bass Driver DI. В комплект поставки каждого устройства входят инструкция и регистрационная карта. Инструкция содержит общую информацию, технические данные и варианты настроек различных звучаний, которые можно рассматривать в качестве исходных, что немаловажно, например, для такого «чуда техники», как SansAmp Classic. Все педали изготовлены в США, за исключением эффекта Killer Wail, произведенного в Бразилии.

Педали American Woman, CompTortion и Double Drive выполнены в корпусах из легкого алюминиевого сплава, имеют габариты 90 x 40 x 115 мм (длина, ширина и высота соответственно) и массу от 300 до 400 грамм. Корпуса абсолютно ровные по всем граням, со скругленными углами; каждое устройство имеет индивидуальные окраску и текстуру покрытия. Вверху лицевой панели расположены четыре регулятора, чуть ниже — название педали, в конце которого сверху находится индикатор. В нижней части панели находится подпружиненная кнопка-педаль переключения эффекта (работает довольно мягко).

Вход и выход (джеки) расположены соответственно с правой и левой стороны устройства. Импеданс входа составляет 1 МОм, выхода — 1 кОм. Стандартный разъем питания помещен рядом с выходом. Особых требований к питанию не предъявляется: в качестве источника может выступать обычный адаптер, стабилизированный или нет, с напряжением 9 В и минимальным выходным током 100 мА (рекомендован Tech 21 DC 2). В днище педали также предусмотрена крышечка, открывающая отсек для стандартной батарейки (9 В). По совету производителя, следует заменить батарейку, когда индикатор начнет заметно тускнеть (при падении напряжения до 6,5 В). К дну корпуса по углам приклеены тоненькие резиновые ножки.

Double Drive

Эта педаль содержит два типа перегрузки, характерные для усилителей с различными схемами выходного каскада: класса A (Vox AC 30, например) и класса A/B (практически все Fender, Marshall и т. д.). Знакомясь с инструкциями к каждому устройству, я заметил, что производитель настойчиво, раз за разом, приводит описания регуляторов справа налево, тем самым, видимо, давая понять структурно схему прохождения сигнала. Поэтому при описании педалей я решил действовать точно также. Итак, регуляторы педали Double Drive справа налево: Drive A и Drive A/B — уровень перегрузки соответствующих типов, Tone — тембр (обрезной фильтр высоких частот, работает в диапазоне 1-10 кГц), Level — громкость.



Вообще, перегрузка усилителей класса A изобилует четными гармониками, поэтому звучание их более мягкое по сравнению с усилителями класса A/B, у которых в спектре также выражены нечетные. Кроме того, при перегрузке усилителя класса A сигнал компрессируется, на фоне чего более резко подчеркивается атака. Схемотехнически педаль построена так, что сигнал внутри проходит последовательно два блока усиления: сначала A, затем A/B. Поскольку каждый имеет собственный регулятор уровня перегрузки, это дает возможность не только оценить эффекты по отдельности, но и настроить различные их сочетания, получая при этом дополнительный уровень перегрузки.

При работе действительно выяснилось, что регуляторы Drive имеют весьма широкий диапазон и меняют уровень перегрузки от нулевого, то есть чистого звука, до умеренно перегруженного. Правда, делают они это неравномерно: сначала медленно, а во второй половине (ближе к концу диапазона хода потенциометра) — более резко, но, тем не менее, достаточно четко, чтобы определиться. Еще одна незначительная странность: непонятными для меня оказались настройки обрезного фильтра — уж чересчур глубоко, на мой взгляд, режется частота. В течение всего времени работы этот регулятор был установлен приблизительно на три четверти от максимума.

Звучание каждого из эффектов я решил продемонстрировать на трех различных уровнях. Во-первых, на «нулевом» (файлы dd_A_min.mp3, 358 Кб, и dd_AB_min.mp3, 336 Кб). В принципе, это один и тот же звук. Никакой разницы на слух я не определил. Однако сравнивая их с файлом, записанным в режиме обхода (dd_bypass.mp3, 336 Кб), я обратил внимание, что он звучит заметно ярче, резче, выразительнее. По всей видимости, это результат включения в звуковую цепь внутренних элементов педали (в частности, эквалайзера), «съедающих» звук.

Следующим этапом стала демонстрация звучания каждого в режиме бустера, то есть на минимальной перегрузке (файлы dd_A_bstr.mp3, 331 Кб, и dd_АВ_bstr.mp3, 356 Кб). Здесь, как и далее, я изменял только положение регуляторов Drive, оставляя все прочие нетронутыми. Эти два звучания также очень похожи друг на друга и, если не обращать внимания на названия файлов, их запросто можно спутать. Да и не удивительно: ведь пока это по-прежнему практически один и тот же «усилитель». На этом уровне перегрузки различия еще не видны. У обоих эффектов грязноватый и рваный звук с практически одинаковой динамикой, которая, кроме того, осталась неизменной в сравнении с чистым звуком. Но нужно отметить, что, в принципе, вполне сопоставимое по динамике звучание можно получить и без педали — от самого усилителя Marshall на его «естественной» перегрузке (я имею в виду перегрузку оконечника, получаемую за счет увеличения громкости). Чистый звук этого усилителя несколько поскромнее, чем, например, у усилителей Fender. Он менее динамичен и более прямолинеен. Ведь недаром на усилителях Marshall построено звучание практически всей рок-музыки, в то время как Fender предпочитают блюзовые и джазовые музыканты. Это, конечно, необходимо учитывать при описании звучаний эффектов.

Далее, с увеличением уровня перегрузки приблизительно до половины от максимума для каждого алгоритма были записаны файлы dd_A_med.mp3 (338 Кб) и dd_AB_med.mp3 (329 Кб). Вот тут уже постепенно вырисовываются характерные нюансы. Файл dd_А_med звучит более ярко и, как мне показалось, чуть живее в плане динамики. У него более резко и отчетливо выделяется атака, в то время как второй файл звучит более сглажено. Оба эффекта имеют схожий сустейн — весьма ровный и достаточный по длительности для этого уровня перегрузки.

Заметные различия в звучании перегрузки обоих имитируемых типов усилителей наглядно проявились при значительном ее уровне. С целью их показать были записаны файлы dd_A_max_riff.mp3 (375 Кб), гитарный риф dd_AB_max_riff.mp3 (400 Кб) и фрагменты соло dd_A_max_solo.mp3 (463 Кб), dd_AB_max_solo.mp3 (477 Кб). Во-первых, отличается спектральный состав: у «АВ» он более сбалансированный, кроме того, крупнозернистая на середине и нижней середине перегрузка делает звучание более ровным, но гибким и насыщенным. «А» же звучит более резко и грубо: у него хорошо читаются верх и низ, а вот середина несколько провалена. Но наиболее важный здесь момент — это негативные изменения динамики. Эффект периодически запирается на максимальной перегрузке в момент удара по струне, в зависимости от силы и характера удара. И если в звучании рифа это не так заметно, то на соло (особенно в его концовке) хорошо слышно: при попытке выделить ноту более резким и сильным ударом, эффект на какую-то долю секунды как будто исчезает, а затем резко появляется вновь. При этом возникает какой-то квадратный щелчок. Кстати, если посмотреть форму сигнала этих фрагментов, используя звуковой редактор, то можно увидеть, что сигнал действительно резко западает. Этот эффект более четко проявляется при игре на тонких струнах в районе десятого лада и выше.

Конечно же, я не мог не показать на примере возможность сочетания обоих типов перегрузки. За основу звучания по понятным причинам я выбрал тип AB, перегрузку которого вывернул на максимум. Далее я подмешал к первому сигналу второй приблизительно на уровне 70% от максимальной перегрузки, то есть до момента появления четкого «запирания» (файлы dd_AB_max+A_70_riff.mp3, 327 Кб, dd_AB_max+A_70_solo.mp3, 502 Кб). Пожалуй, именно это сочетание установок дало звучание, понравившееся мне больше всего. Несколько более грубое и закрытое, чем звучание имитации усилителя класса «АВ», но, тем не менее, яркое и имеющее больший уровень перегрузки за счет дополнительно подмешиваемого сигнала второго алгоритма. И неприятного запирания удалось практически избежать…

Также я решил продемонстрировать использование обоих эффектов для догрузки усилителя Marshall, применявшегося в процессе записи. Как известно, в таком случае звучание в немалой степени определяет последнее звено, то есть сам гитарный усилитель: схема построения его предусилителя и усилителя мощности. В результате получились два файла с одинаково сформированной «жесткой» основой. С одной стороны, в звучании появилась дополнительная перегрузка, что не преминуло тут же отразиться на его динамике, которая еще уменьшилась. А с другой, общий звук стал более напористым и агрессивным. И без того продолжительный сустейн, естественно, еще увеличился. Этими качествами, как известно, и отличается тяжелое звучание, к которому я стремился в данном случае. Тем не менее, самое важное — структура звука оказалась абсолютно не та. Звучание стало каким-то «лохматым», может, немного суховатым, но совсем не страшным, а, скорее, наоборот. Получился этакий крупнозернистый фуз. С ним можно вволю «пожужжать», поскольку штрих-то вышел вполне читаемый, но для тяжелой или сверхтяжелой брутальной музыки все же звучание весьма экстравагантное. А вот для классики хард-рока или хард-н-хеви, например, может и сгодиться. Чтобы вы могли оценить справедливость моих комментариев, приведу примеры звучания двух рифов: в стиле хард-н-хеви (файлы dd_AB_70_od.mp3, 383 Кб, dd_A_70_od.mp3, 354 Кб) и более тяжелого в стиле треш (файлы dd_AB_70_od1.mp3, 341 Кб, dd_A_70_od1.mp3, 339 Кб). Кроме того, сказываются, конечно, и различия алгоритмов перегрузки самой педали (несколько разный спектральный состав, отрабатывание атаки, незначительные различия в динамических характеристиках, — в общем, все то, о чем я говорил раньше, описывая звучание каждого алгоритма), но здесь они менее заметны ввиду использования дополнительно перегрузки комбика.

CompTortion

Педаль содержит два эффекта: дисторшн и компрессор. Как правило, большинство компрессоров, работающих в паре с эффектом перегрузки, на больших уровнях компрессии добавляют в звучание характерный фон. Чтобы избежать этого, в схему педали дополнительно включена цепь шумоподавления (то есть гейт), что также отразилось на звучании эффекта.



Регуляторы педали: Comp — степень компрессии сигнала (регулируется в диапазоне от 1:1 до 15:1), Tortion — уровень перегрузки, Tone — тембр, Level — уровень выходного сигнала. Важно отметить, что уровень перегрузки меняется «от нуля». Такой широкий диапазон работы регуляторов дает возможность услышать звучание каждого эффекта в отдельности или настроить различные их комбинации. Я записал ряд файлов, демонстрирующих звучание обоих эффектов с различными установками регуляторов. В имени файла аббревиатурой обозначен уровень перегрузки, а цифрой — степень компрессии в процентах от максимума.

Сначала — чистый звук (регулятор перегрузки на минимуме). Здесь я сделал два примера: первый — чистый звук без компрессии (файл ct_min_0.mp3, 322 Кб), второй (ct_min_80.mp3, 325 Кб) — с компрессором с высокой степенью сжатия, приблизительно 12/1. В принципе, различия в работе компрессора на максимальных режимах очень незначительные, поэтому по одной этой настройке вполне можно судить и о поведении алгоритма в предельном положении регулятора. Судя по работе эффекта, можно предположить, что время атаки, установленное автоматически, небольшое и составляет приблизительно 10-20 мс, а время восстановления достаточно продолжительное, порядка 350-450 мс. Эффект быстро реагирует на превышение порогового уровня и на максимальных пиках как будто выстреливает, однако если сразу за ними следуют пики меньшего уровня, реакция не такая динамичная. Компрессия довольно аккуратная для этого случая даже при большой степени сжатия, хотя все же ощущается отсутствие других регулировок. Гейт работает вполне согласованно с компрессором. Его работу можно оценить в конце звучания темы, когда компрессор вытягивает сустейн. Вместе с этим, естественно, вылезают и шумы, и тем сильнее, чем ниже порог срабатывания (threshold). Правильно настроенный гейт позволяет их уменьшить.

Но как интересно меняется ситуация при увеличении уровня перегрузки! Файлы ct_bstr_0.mp3 (314 Кб), ct_bstr_33.mp3 (311 Кб) и ct_bstr_75.mp3 (321 Кб) записаны с небольшим уровнем перегрузки (бустер) при трех различных степенях сжатия (цифрами этот уровень указан приблизительно в процентах). По-прежнему бесшумная работа компрессора сопровождается теперь непонятными призвуками при касании струн, а также при их глушении или при затухании сустейна. Причем существует явная зависимость от уровня компрессии: чем выше уровень, тем заметнее призвуки. По существу говоря, причина их вполне понятна. Это есть ни что иное, как срабатывание гейта в моменты, когда сигнал проходит порог срабатывания. Как мне показалось, этот порог автоматически корректируется в зависимости от степени компрессии. Ведь она влияет на уровень шума, который как раз остается постоянным, малозаметным. Производитель, видимо, решил, что музыкант будет более снисходительно реагировать на эти призвуки, чем на шум. Что ж, он вполне имеет на это право, хотя здесь можно и поспорить. Характер и наличие призвуков зависят от того, насколько резко сигнал меняет свой уровень (то есть насколько быстро он преодолевает порог срабатывания). Например, на средней компрессии при ударе по струне медиатором появляются призвуки, напоминающие дрожь, в то время как при уменьшении громкости (не резком глушении!) в конце фразы практически никаких призвуков нет. А вот на большом уровне компрессии, когда работа гейта также становится более жесткой, дрожание является более выраженным и моментами превращается даже в щелчки, а в конце темы, в том месте, где я убрал громкость потенциометром на гитаре, слышен характерный свистящий призвук.

До сего момента речь шла о работе компрессора, сейчас поговорим об эффекте перегрузки. По звучанию он чем-то напоминает алгоритм «АВ» педали Double Drive (такой же грязноватый на небольшой перегрузке), но более насыщен в области верхней середины. Именно такой спектральный состав делает его сочным и теплым, однако яркости, то есть самого верха, в нем все же меньше. Тем не менее, на мой взгляд, по сравнению с файлом ct_bstr_0 аналогичные файлы предыдущей педали (dd_А_bstr и dd_АВ_bstr) звучат суше, грубее и смазаннее. Это еще лучше видно при увеличении уровня перегрузки (файл ct_med_40_riff.mp3, 327 Кб, в сравнении с файлами dd_А_med и dd_АВ_med). А пример ct_med_0.mp3 (307 Кб) я записал с целью показать использование такой перегрузки для игры арпеджио. У звучания, с одной стороны, достаточно четкий штрих, а с другой — не очень хорошая читаемость нот аккорда. Поэтому лучше убавить громкость на гитаре, либо использовать более слабые звукосниматели.

Эффект сам по себе не дает настолько сильной перегрузки, чтобы его можно было применить для игры запредельно тяжелой музыки. Однако в совокупности с компрессором этот вопрос частично можно решить. Сравните, например, два файла: ct_max_40_riff.mp3 (311 Кб) и ct_max_100_riff.mp3 (246 Кб). Две разные темы, сыгранные на максимальной перегрузке, но с разными степенями компрессии: первая — приблизительно 7/1, вторая — 12/1. Вторая тема по стилистике более «тяжелая», звучит жестче и агрессивнее. Сам по себе компрессор неплохой: не разжижает звук, да и автоматические установки выбраны таким образом, чтобы относительно корректно работать во всем диапазоне компрессии. И, тем не менее, большая компрессия мне не очень понравилась: слишком ровно все становится, натянуто… Те же выводы можно сделать в отношении сольных партий (файлы ct_max_0_solo.mp3, 502 Кб, и ct_max_100_solo.mp3, 307 Кб).

Еще я тестировал педаль в режиме догрузки. Цели были те же: получить более сильный уровень перегрузки и оценить сочетаемость педали с усилителем. Но и здесь меня постигла неудача: дополнительная перегрузка только добавляла грязи в сигнал, делала его размытым, лишала штрих четкости (файл ct_max_40_riff_od.mp3, 296 Кб). Однако для определенных сольных партий, где штрих не сильно важен, такое звучание вполне уместно, что демонстрирует файл ct_med_40_solo_od.mp3 (511 Кб), в котором усилитель Marshall догружается средним уровнем перегрузки педали. И последнее: установив регулятор Tortion педали в предельно правое положение, я получил очень плотный сигнал с весьма продолжительным сустейном, но при этом каждый удар по струне сопровождался слышимыми призвуками, напоминающими кряхтение или скрип (файл ct_max_40_solo_od.mp3, 463 Кб).

American Woman

Эта педаль перегрузки — именная модель гитариста Рэнди Бэкмана (Randy Bachman) известной в прошлом канадской рок-группы The Guess Who. Кстати, в 1999 году они вновь попытались воссоединиться. А педаль получила название старого хита группы, очень удачно, на мой взгляд, перепетого не так давно Ленни Кравицем. Интересно, не ее ли он использовал при записи?

Описывая свой звук, Рэнди как-то сказал, что его составляют гитара Gibson Les Paul’59 со струнодержателем Bigsby (в основном используется нэковый звукосниматель), усилитель Garnet с двухуровневым каскадом перегрузки (созданный его личным техником), ленточный микрофон RCA, компрессор-лимитер RCA и т. д. И все это он обнаружил в звучании одного из пресетов рэкового предусилителя SansAmp PSA 1, что в немалой степени его удивило! Он попросил фирму Tech 21, а, точнее, ее президента Би Эндрю Барту, разработать специально для него отдельную педаль, что и было сделано. Вот такова вкратце история появления этого эффекта.



У педали весьма оригинальный цвет красивого темно-салатового оттенка и шершавое, приятное на ощупь покрытие. В центре — золотистая надпись «Randy Bachman». Под кнопкой-переключателем тем же цветом нарисована самая, что ни на есть American Woman, точнее, ее верхняя часть — «колючая» голова статуи Свободы. Имеются четыре регулятора: Drive — уровень перегрузки, Gate — гейт, Tone — регулятор тембра (пропускающий фильтр низких частот с диапазоном частоты среза 1-10 кГц), Level — уровень громкости. А вот описания контролируемого параметра для гейта в инструкции я так и не нашел. Судя по звучанию, это может быть либо порог срабатывания, либо степень подавления сигнала. Возможно также, что одновременно регулируются оба параметра.

У этого эффекта можно отметить обширный диапазон перегрузки (от чистого звука до плотного овердрайва) и широкую область работы фильтра, настолько глубоко вырезающего верх, что практически вся первая половина хода потенциометра очень несущественно меняет звук и вряд ли часто используется. Так что при записи примеров регулятор тона был установлен приблизительно на три четверти от максимума.

Звучание неперегруженного эффекта можно услышать в файле aw_min_0.mp3 (314 Кб). На чистом звуке и небольшой перегрузке я решил не использовать гейт, поскольку здесь он не так уж необходим, а в звучание вмешивается заметно, и об этом еще будет сказано далее. Сравнивая работу всех трех эффектов в этом режиме, отмечу, что они совсем мало рознятся, и это понятно: по сути, с такими настройками регуляторов сигнал проходит схожий звуковой путь. Пожалуй, в этом случае звучит, скорее, усилитель, нежели сама педаль. Ее же можно оценить лишь с той точки зрения, насколько заметно ее подключение в цепь меняет первоначальный сигнал. На динамике звучания это сказывается мало (в основном, уходит атака, становясь все менее четкой), а вот частотный состав сигнала меняется: звук становится более жирным, но менее ясным.

Стоит добавить немного перегрузки, как начинают проявляться индивидуальные черты каждого эффекта (файл aw_bstr_0.mp3, 346 Кб), хотя в основе своей их звучания остаются схожими. Звучание American Woman напоминает CompTortion, однако оно чуть более яркое и густое. Пожалуй, в этом режиме работы из всех эффектов мне больше всего понравился именно American Woman. Можно, конечно, отметить, что в звучании примеров присутствует какой-то металлический призвук, однако это ни что иное, как жесткий чистый звук самого усилителя, который в той или иной мере проявляет себя во всех записях при демонстрации не сильно перегруженного звучания или режима обхода. Я же свои ощущения описываю, учитывая все использовавшиеся гитарные комбики, и особенно — Fender Hot Rod DeVille, как аппарат, по сути, противоположный усилителю Marshall JTM 30. Часто так и получается, что разные инструменты и усилители могут подчеркнуть какие-то тонкие нюансы в звучании эффектов, поэтому любое тестирование носит в той или иной степени ограниченный характер, который не так просто расширить.

Далее я увеличил перегрузку до среднего уровня и записал несколько файлов, о которых теперь и пойдет речь. Действительно, очень сочный, яркий, жирный, насыщенный и теплый звук (файл aw_med_0_riff.mp3, 327 Кб). И вроде бы все ничего, но, тем не менее, есть у него одна особенность, которая явно придется не по вкусу любителям скоростных стаккатных рифов в духе, например, Пола Гилберта: штриха-то у эффекта не оказалось (файл aw_med_40_riff.mp3, 236 Кб). Не то чтобы его совсем не было, но на средней перегрузке с приемом игры «mute» он малозаметен: атака, хотя и вырисовывается, но смазанная и растянутая по времени, как будто квадратная, напоминает звучание гитары Gibson, подключенной к классическому усилителю Fender на небольшой перегрузке. А если перегрузку увеличивать, то получается неприятная грязь (файл aw_max_40_riff.mp3, 195 Кб). Штрих вообще становится сложно контролировать, как и все звучание в целом.

Пора вспомнить о том, что еще в педали есть гейт. В двух предыдущих файлах я настроил его регулятор приблизительно на «11 часов». В целом, при таком уровне работа гейта мало отражается на звучании, тем не менее, он помогает заглушить в перерывах ненужный фон, который может возникнуть вследствие магнитных наводок, например, если используются однокатушечные звукосниматели. Однако движения гитары в руках могут вызвать произвольные незначительные колебания струн, а срабатывающий при таком положении регулятора гейт становится причиной появления щелчков, как, например, в начале файла aw_med_40_riff. Вообще-то характер поведения этих шумов тот же, что и в случае эффекта Соmptortion: они менее заметны на чистом звуке и небольшой перегрузке и проявляют себя более активно по мере увеличения ее уровня и установки регулятора Gate, что подтверждают следующие примеры. Можно сравнить, например, между собой файлы aw_med_40_riff и aw_max_40_riff. Характерное отличие, которое сразу бросается в глаза — это специфические шумы в начальных и конечных фрагментах этих двух файлов.

Кроме того, дополнительно был записан файл aw_med_60_ fuzz.mp3 (323 Кб), где я решил показать возможность использования эффекта в качестве фуза. Идея возникла после того, как выяснилось, что читаемость штриха у эффекта оставляет желать лучшего, а вот сочность и жирность звучания — то, что надо в этом случае. Получился несколько запертый, но экспрессивный и даже диковатый звук. И два момента, которые также небезынтересны для описания работы педали: здесь я добавил немного перегрузки, а также вывернул регулятор Gate, что отразилось в самом начале и конце звучания темы.

Еще я сделал несколько примеров с фрагментом соло на нэковом звукоснимателе. Хотя, конечно, использовался в данном случае вовсе не Gibson, как хотелось бы. Кстати, эта же тема применялась для записи других эффектов, и практически во всех примерах она сыграна на нэковом датчике. Как и в случае с педалью Double Drive, соло лучше демонстрирует работу педали American Woman на максимальной перегрузке. Здесь я крутил только регулятор гейта. Выяснилось, что заметное влияние непосредственно на само звучание гейт оказывает только на максимальных настройках регулятора: 75% от максимума и дальше. Проявляется это в «залипании» атаки. Для сравнения приведены файлы aw_max_0_solo.mp3 (520 Кб), aw_max_45_solo.mp3 (519 Кб), aw_max_75_solo.mp3 (462 Кб), aw_max_100_solo.mp3 (438 Кб). Очень похоже на то, что происходило с эффектом Double Drive на алгоритме Drive A. Только на сей раз указанный недостаток выражен на слух менее четко, и если взглянуть на форму волны, то обнаружится, что моменты, где происходит «залипание», меньше по времени, и происходит это на заметно большем уровне перегрузки.

На заключительном этапе я решил проверить, насколько совместимы между собой перегрузки педали и усилителя. Догрузку я проводил только эффектом перегрузки (без гейта). Записал два файла: aw_max_riff_od.mp3 (266 Кб) и aw_max_solo_od.mp3 (243 Кб). И результат, надо сказать, получился неожиданный. Как ни странно, у эффекта появился штрих, и весьма неплохой. Нельзя сказать, что идеальный для игры быстрых пассажей, но уж, во всяком случае, гораздо лучше читаемый, нежели был до этого (сравните файлы aw_max_riff_od и aw_max_40_riff). Несколько ушел верх, что в какой-то степени лишило звучание яркости, однако осталась теплота, а грязь приняла вполне допустимые рамки. То же и в отношении второго файла с фрагментом соло. Гораздо приятнее стали слушаться стаккатные фразы. В результате получилось весьма приемлемое, даже чем-то симпатичное звучание, которое я бы поставил на второе место после педали Double Drive с сочетанием эффектов Drive A/B и Drive А.

Killer Wail

Педальный эффект «вау». Название этого устройства можно перевести как «убийственный вопль» (или вой). Однако, забегая вперед, скажу, что «вопль» сей очень менялся в зависимости от используемого усилителя. Это весомое устройство (1,3 кг) имеет весьма солидный металлический хромированный корпус, к дну которого приклеены невысокие резиновые ножки. Инструментальные разъемы находятся спереди, разъем питания — слева. Сверху корпус «накрывает» такая же основательная педаль-платформа. Под платформой с одной стороны имеется кнопка, переключающая режимы работы устройства, а с другой приклеен тоненький мягкий стопор, предохраняющий от касания поверхности корпуса при работе платформой. Кстати говоря, усилие хода платформы регулируется болтом, которым она крепится к корпусу. В режиме обхода сигнал поступает на выход практически без потерь. К тому же, по утверждению производителя, внутри педали предусмотрена система шумоподавления, которая, с одной стороны, позволяет уменьшить наводки, а с другой — воспроизвести гармоники насыщения классических эффектов «вау».



В днище, изготовленном из мягкой жести, имеются крышечка внутреннего контейнера, предназначенного для батарейки, и трехпозиционный переключатель диапазона работы резонансного фильтра с названиями позиций. Первый диапазон, High, находится в верхней области частот. Производитель советует использовать его для игры сольных партий, поскольку акцент эффекта ставится на ноты, находящиеся на первых струнах, то есть Ми, Си и Соль. Второй режим, Extended, распространяет диапазон работы фильтра уже на более низкие частоты, поэтому он предпочтительнее при игре различных рифов на перегрузке, а также для чистого звука. Режим Deep еще больше сдвигает диапазон вниз, в то же время сужая его сверху. Эта настройка рекомендована для игры на семиструнных гитарах или на бас-гитаре (отрадно, что использование эффекта не ограничивается лишь электрогитарой). Габариты педали: длина 203 мм, ширина 83 мм, высота 76 мм (платформа в нажатом состоянии).

Первое, на что я обратил внимание, — расположение разъема питания. Дело в том, что он спрятан глубоко в корпусе, и это не позволило мне подключить блок питания с угл

3 комментария
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Спасибо большое, Павел, за очень познавательную и полезную статью. Она мне очень помогла, и даже можно сказать, являлась главным определяющим фактором моего выбора.

  2. SansAmp TRI-A.C. очень хорошая педаль. Ещё б знать где её купить. Обошел все музыкальные магазины в Москве, но так и не нашел её 🙁

  3. Спасибо большое за статью, вы делаите большое и хорошие дело!

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo