Начало
 
 


Коммутация

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Коммутация, часть 1 (теория)

Коммутация, часть 2a (разъемы)

Коммутация, часть 2б (кабели)

Коммутация, часть 3 (устройства)
 
 
  Коммутация, часть 4 (практика)

Владимир СЕВОСТЬЯНОВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 1999

В предыдущих статьях на тему коммутации рассказывалось о некоторых теоретических основах процесса и соответствующих устройствах. На этот раз речь пойдет о конкретных примерах студийной коммутации. Начать я хочу с сети электропитания, так как почти все приборы, применяемые при работе со звуком, нуждаются в питании, и большинство их требует питания от электрической сети переменного тока.

Сеть питания
Практически ко всем зданиям в нашей стране от внешних трансформаторных подстанций подходит трехфазная электрическая сеть напряжением 380 В. Трехфазное питание требуется для электроприборов большой мощности: электродвигателей лифтов, электроплит и т. д. Где-то в здании обязательно должна быть сетевая трехфазная розетка с четвертым "нулевым" проводом, относительно которого каждая фаза имеет напряжение 220 В. Иногда встречается и земляной провод или контакт. Подавляющее большинство звукового оборудования требует однофазного питания, получаемого посредством использования одной фазы трехфазной электрической сети.

Трехфазная электрическая сеть

Существуют два способа подключения устройства к однофазной сети.

Параллельный способ заключается в использовании двух проводов (фазового и нулевого), при этом ни один из них не имеет контакта ни с корпусом прибора, ни с выводом заземления. Примером такого подключения питания являются устройства, питающиеся от адаптеров.

Параллельный способ подключения к сети

Дифференциальный способ отличается от параллельного наличием третьего провода, который соединяет корпус прибора с землей. Это - самый распространенный способ подключения питания к студийным приборам.

Дифференциальный способ подключения к сети

При обоих способах подключения, устройства во время работы не только потребляют энергию от электрической сети, но и создают обратный ток, который передается в сеть питания и складывается с основным током в ней.

Обратный ток

Из-за этого вместо синусоидального тока в сети возникает ток с гармониками и выбросами, который, протекая по цепям заземления, вызывает в них паразитное напряжение, и создает то, что называют "шумом заземления". Кроме того, из-за такой нестабильности электрической сети могут некорректно работать устройства, чувствительные к перепадам напряжения питания - может зависнуть компьютер, например.

Ток с гармониками и выбросами

При подключении к электрической сети нескольких приборов происходит их взаимное влияние друг на друга. Так, мониторный усилитель мощности, питающийся от одной сетевой линии с предварительным микрофонным усилителем, может вносить очень серьезные помехи в электрическую сеть, которые через нее будут проникать в предварительный усилитель.

И, наконец, большое количество приборов, подключенных к одной розетке, может перегрузить электрическую сеть, следствием чего может быть сильное падение напряжения в ней, превышение допустимой нормы силы тока в сети, перегрев силовых кабелей, короткое замыкание.

Для борьбы с перепадами напряжения необходимо использовать стабилизаторы. Один мой знакомый, купив процессор эффектов Lexicon MPX 100, долго жаловался на "глюки" этого прибора, пока не подключил его через стабилизатор.

Сетевой фильтр помогает несколько очистить питание от всплесков напряжения, однако он имеет и недостатки: через его емкости высокочастотные составляющие напряжения питания переходят на земляной провод, а с него - в прибор.

Недостатки сетевого фильтра

Чтобы иметь с электрической сетью меньше проблем, рекомендуется составить сетевую карту, то есть переписать все приборы, имеющиеся в студии, в том числе настольные и прочие осветительные устройства, печки СВЧ и электроплитки, и т. д. Для каждого прибора надо написать его мощность или силу тока, который этот прибор потребляет. Далее следует распределить приборы по группам в зависимости от потребляемой мощности и назначения: "слабые", "средние", "мощные" и "незвуковые" (последние необходимо запитывать от отдельной фазы). А затем нужно обеспечить каждую группу приборов своей сетевой раздачей со стабилизатором и фильтром.

Несколько слов о сетевых раздачах. Самым простым подобным прибором является обыкновенный бытовой тройник. Он не имеет ни стабилизаторов, ни фильтров, и позволяет запитывать одновременно три прибора. В магазинах электротоваров можно найти подобные устройства на четыре, шесть и более розеток. Некоторые модели сетевых раздач снабжены выключателем, общим для всех розеток. Более сложные сетевые раздачи - это настольные или напольные сетевые фильтры с большим количеством розеток. Существуют и студийные сетевые раздачи, чаще всего представляющие собой одно или двухрэковые устройства с общим выключателем питания, стабилизатором и фильтрами. Некоторые модели имеют секвенсор, только не тот, который работает с MIDI сообщениями. Секвенсор в сетевых раздачах позволяет последовательно, через некоторый временной интервал, включать и выключать определенные группы розеток после включения или выключения общего питания. Это позволяет, например, включать источники звукового сигнала раньше приемников, а выключать - позже, что необходимо для их защиты от переходных процессов (см. статью "Коммутация, часть 1 (теория)"). Кроме того, некоторые студийные сетевые раздачи имеют дополнительные функции. Чаще всего, это возможность освещения приборов, стоящих с сетевой раздачей в одной рэковой стойке, одной или двумя лампочками с регулируемой яркостью. Некоторые раздачи имеют встроенные вентиляторы для охлаждения приборов в стойке или тюнеры для настройки музыкальных инструментов. При выборе сетевой раздачи рекомендую обратить внимание на приборы, производимые фирмой Furman. Пожалуй, это самые популярные устройства данного типа.

Если в вашем помещении случаются неожиданные отключения электричества, то можно воспользоваться источниками бесперебойного питания. Но самое главное - это помнить, что нагрузка на сетевую раздачу, стабилизатор, фильтр, источник бесперебойного питания и электрическую сеть не должна превышать норму, допустимую для данного помещения.

Последнее время неспешно развивается так называемое "симметричное питание". Его суть сводится к использованию симметричного источника, то есть симметричной электрической сети. Выглядит это следующим образом.

Симметричный источник питания

Симметричный источник питания получают, используя вывод середины обмотки силового трансформатора, который соединяют с землей. При этом обратные токи, исходящие от потребителя энергии, практически полностью самоуничтожаются, и, следовательно, уменьшается уровень земляного шума.

На данный момент этот тип питания, к сожалению, не имеет широкого распространения. Некоторые западные фирмы занимаются проведением локальных симметричных электрических сетей, по сравнению с которыми стандартная сеть проигрывает по шуму земли и стабильности.

Звуковая коммутация
При подключении источника звукового сигнала к приемнику надо проверять номинальные уровни входов и выходов устройств. При несовпадении уровней можно воспользоваться переключателем номинального уровня на одном из приборов. Если такого переключателя нет, то для соединения приборов с разными номинальными уровнями сигналов придется применить преобразователь уровня (см. статью "Коммутация, часть 3 (устройства)"). Очень часто несовпадение уровней связано с тем, что в соединяемых устройствах используются разные способы передачи сигнала: симметричный и несимметричный. При этом, кроме согласования уровней необходимо произвести и согласование способов передачи звукового сигнала. Вечному коммутационному вопросу перехода между симметрией и несимметрией стоит уделить особое внимание.

Самый простой способ перехода от несимметрии к симметрии заключается в изготовлении кабеля-переходника или в использовании отдельного устройства-переходника вместе с кабелем необходимой длины. Схема при этом должна быть следующая:

Схема переходника от несимметрии к симметрии

Здесь используется экранированная витая пара. У того конца кабеля, к которому будет припаян разъем для подключения к несимметричному источнику сигнала, необходимо минусовой проводник соединить с экранной оплеткой.

Лучший способ перехода от несимметрии к симметрии - это использование трансформаторной развязки на том конце кабеля, который подключается к приемнику сигнала, то есть на его "симметричном" конце. Трансформаторная развязка на выходе такой коммутационной линии позволяет произвести практически идеальную симметрию. Однако этот способ преобразования нужно использовать только в случае, если симметричный вход приемника сигнала бестрансформаторный, поскольку два последовательно соединенных трансформатора могут привести к непредсказуемым изменениям сигнала. Если у приемника на входе стоит трансформатор, то для перехода от несимметрии к симметрии нужно использовать кабельный переходник без трансформаторной развязки.

При переходе от симметрии к несимметрии, если симметричный выход источника сигнала бестрансформаторный, то простым кабельным переходником это лучше вообще не делать (особенно с недорогими приборами). Для осуществления такого преобразования лучше использовать кабельный переходник с трансформаторной развязкой, подключаемой к концу кабеля. Кабель, в свою очередь, должен подключаться к приемнику сигнала. Если источник сигнала имеет трансформаторный выход, то можно воспользоваться простым кабельным переходником.

Схема переходника от симметрии к несимметрии

Кроме согласования способов передачи при помощи кабеля, или кабеля с трансформаторной развязкой на "выходном" конце, существует много специализированных устройств, согласующих одновременно номинальные уровни и способы передачи (см. статью "Коммутация, часть 3 (устройства)").

Как уже говорилось в статье "Коммутация, часть 1 (теория)", согласование импедансов (входных и выходных сопротивлений) приборов очень важно для качественной передачи звукового сигнала. При увеличении выходного сопротивления возрастает завал верхних частот в сигнале. Кроме того, при уменьшении разницы между выходным и входным сопротивлениями двух приборов происходят потери уровня сигнала. Однако при уменьшении входного сопротивления увеличивается ток в коммутационной цепи, что повышает помехозащищенность такого канала. Следовательно, необходимо найти некоторое оптимальное отношение между входным и выходным сопротивлениями приборов, чтобы с одной стороны потери уровня сигнала не были значительными, а с другой стороны была бы обеспечена хорошая помехозащищенность коммутационной линии. Оптимальным можно считать превышение входным сопротивлением приемника выходного сопротивления источника от десяти до трехсот раз. В других случаях необходимо воспользоваться преобразователем импеданса (см. статью "Коммутация, часть 3 (устройства)").

Еще хочу напомнить известное правило: длина любого кабеля должна быть минимальной.

При прокладке звуковых кабелей необходимо стремиться к максимальному снижению уровня наводимых на них помех от различных источников. Таким источником номером один может оказаться электрическая сеть. Поэтому звуковые и сетевые кабели не должны пересекаться, располагать их надо на максимально возможном расстоянии друг от друга. Сами кабели нужно прокладывать в тех местах, где по ним не будут ходить ногами, ездить колесами и наступать мебелью. Хорошая коммутация - это также важно, как и хорошая аппаратура.

Типичная студия
Для рассмотрения общих принципов студийной звуковой коммутации попробуем "создать" некоторую студию из шести основных элементов: микшерного пульта, многодорожечного записывающего устройства, двухдорожечного записывающего устройства, мониторной системы, устройства динамической обработки и процессора эффектов.

На рисунке представлена типовая схема соединения аппаратуры в студии. Источники сигнала, которыми в данном случае являются четыре микрофона, подключены к микрофонным входам (Mic In) микшерного пульта. В разрывы каналов (Insert) включены устройства динамической обработки. На многодорожечное записывающее устройство сигнал обычно подается с выходов подгрупп (Grp Out) или прямых выходов каналов (Dir Out). Сигналы с дорожек поступают обратно в пульт на линейные входы свободных каналов (если пульт имеет конфигурацию Split) или на входы мониторного пути каналов (если пульт имеет конфигурацию In-Line). На входы процессоров эффектов обычно подается сигнал со вспомогательных выходов пульта (Aux). Возврат сигнала с процессоров эффектов осуществляется либо в специально предназначенные для этого входы пульта (Aux Return), либо в свободные каналы. Входы двухдорожечного устройства подключаются к специально приспособленным выходам пульта или к главному выходу (Main Out). Для контроля всего происходящего необходима мониторная система. На нее сигнал подается с выходов матрицы Control Room (CR Out) микшерного пульта.

 
Типовая схема соединения аппаратуры в студии  
   

На такой схеме включения основных приборов базируется практически любая студия. Другое дело, что в зависимости от конкретной задачи нередко приходится перекоммутировать приборы. Например, часто применяется так называемый "прямой" способ записи, когда сигнал от источника, через необходимую для записи обработку, направляется прямо на вход многодорожечного записывающего устройства, минуя микшерный пульт. Это делается для уменьшения длины электронного тракта пути сигнала. Очень распространенная ситуация: микрофон подключается на вход микрофонного предварительного усилителя, с него сигнал идет на динамическую обработку, выход которой непосредственно подключается к входу многодорожечного магнитофона. А вот с магнитофона сигнал, например, идет на внешний эквалайзер, а уже после него - в пульт.

А теперь попробуем "создать" несколько студий разного уровня и посмотреть, каким образом в них можно решать различные коммутационные задачи.

Студия I
Начнем с домашней студии на базе персонального компьютера. Допустим, имеется компьютер со звуковой платой Darla и какой-либо многодорожечной аудио программой. Кроме того, есть микшерный пульт Mackie MS 1402 VLZ, мониторы Alesis Monitor One с усилителем Alesis RA 100, процессор эффектов Lexicon MPX 100, компрессор dbx 266 и устройство записи минидисков. Начнем с соединения компьютер - микшерный пульт (компьютер здесь выполняет функцию многодорожечного записывающего устройства). Звуковая плата Darla имеет два несимметричных входа и восемь несимметричных выходов на разъемах RCA. Микшер Mackie MS 1402 VLZ имеет два выхода альтернативной шины (Alt 3-4) на джеках. Альтернативная шина на этом микшере играет роль одной пары подгрупп, что очень удобно для подключения к паре входов платы Darla. Коммутацию осуществляем при помощи двух несимметричных кабелей RCA-джек. Возврат дорожек можно производить, например, в четыре стереофонических линейки микшера. Для этого каждую пару выходов платы необходимо соединить такими же несимметричными кабелями RCA-джек с входами левого и правого каналов стереофонической линейки микшера. В ином случае, когда необходимо вернуть дорожки так, чтобы была возможность отдельного управления каждой, это можно проделать, подключив выходы звуковой платы отдельно, каждый - в свой канал (лично я бы подключал выходы платы к микшеру начиная с третьего канала, чтобы первые два канала, имеющие микрофонные предварительные усилители и разрывы, можно было использовать для подключения микрофонов и прочих источников сигнала). Не забываем установить оптимальную чувствительность входов микшера при помощи регуляторов Trim на первых шести каналах, и переключателями +4/-10 на остальных каналах (насколько я помню, номинальная чувствительность входов и выходов платы устанавливается программно).

Далее подключим компрессор dbx 266. Это - устройство динамической обработки и его, соответственно, необходимо включать в звуковую цепь последовательно. Для этого можно воспользоваться разъемом разрыва канала (Insert) и специальным кабелем, у которого на одном конце стерео джек, а на втором - два моно джека, один - для посыла сигнала на компрессор, другой - для возврата с него. Распайка этого чуда коммутации приведена на рисунке.

Распайка инсертного кабеля

Если источник сигнала имеет линейный выход, то его можно подключить напрямую к входам dbx 266, а выходы dbx подключить к входам микшера. Тем самым не только сокращается путь сигнала, но и уменьшается риск возникновения земляной петли. При необходимости записать группу каналов (более двух) с динамической обработкой, необходимо dbx 266 подключить между выходами альтернативной шины и входами платы Darla.

Процессор эффектов чаще всего подключают параллельно сигналу, и для этого на микшере предусмотрены два посыла на эффекты (AUX Send 1 и 2) и два стерео возврата (AUX Return 1 и 2). Выходы посылов необходимо подключить к входам процессора эффектов, а сигнал с выходов прибора нужно подать на входы возврата. Для этих соединений используем несимметричные кабели с джеками на обоих концах. Однако если мы хотим сделать запись сигнала вместе с обработкой, то лучше возвраты с процессора направить на свободные каналы микшера, а оттуда - на альтернативную шину, поскольку сигнал, приходящий на специализированные возвраты микшера, на альтернативную шину направить нельзя. Другие варианты решения этой задачи имеют недостатки: при записи с главной шины микширования усложняется мониторинг выходов платы, при подключении процессора между выходами альтернативной шины и входами платы нельзя установить разный уровень обработки для разных каналов, при записи с первого дополнительного выхода (на него можно направить сигнал со специализированных возвратов) возможна запись только одной дорожки с моно обработкой.

В студии подобной конфигурации нет возможности записывать более двух дорожек одновременно, поскольку Darla имеет только два входа.

Мониторный усилитель подключаем к выходам матрицы Control Room микшерного пульта несимметричными кабелями джек-джек. Поскольку все, что назначено на альтернативную шину, исключается из главной шины микширования, то прослушивание записываемого осуществляется через плату: два первых выходных канала платы Darla имеют возможность аппаратного мониторинга сигналов, поступающих на входы платы. Соответственно, если мы хотим записывать только прямой сигнал, но слышать его уже обработанным, то посыл на процессор эффектов осуществляется с каналов микшера, к которым подключены два первых выходных канала платы.

Подключение устройства записи минидисков зависит от того, какие у него входы. Если входы несимметричные, то коммутацию рекордера и микшерного пульта целесообразно производить при помощи несимметричных выходов Tape Out, которые на микшере Mackie MS 1402 VLZ выполнены на разъемах RCA. Сигнал с рекордера для прослушивания можно отправить на входы Tape In, которые также выполнены на разъемах RCA. При этом используются несимметричные кабели. Если устройство записи минидисков имеет симметричные входы, то сигнал на него лучше подавать с главных выходов пульта (Main Out). При этом необходимо использовать симметричный кабель, то есть экранированную витую пару с нужными разъемами.

Чтобы исполнитель мог слышать себя и аккомпанемент, ему можно подать сигнал с выхода микшера для наушников. Однако сигнал в этом случае будет соответствовать общему, поступающему на двухдорожечное записывающее устройство и на мониторную систему. Если исполнителю необходим альтернативный баланс, то можно взять сигнал с первого вспомогательного (AUX) выхода (переключив отбор в режим "до фейдера") и направить его на усилитель для наушников. Однако сигнал в этом случае будет монофоническим. Для стереофонического сигнала можно использовать два вспомогательных выхода, но в этом случае баланс будет зависеть от положения фейдеров и стерео обработка в наушниках возможна только при возврате сигнала с процессора в каналы микшера. При использовании специальных возвратов обработка будет не только моно, но и в одном наушнике (только AUX 1).

Если при сведении мы хотим применить динамическую обработку для нескольких (более двух) каналов, то необходимо сигналы с этих каналов направить на альтернативную шину, к ее выходам подключить dbx 266, а с его выходов направить сигналы на два свободных канала микшера. Если же динамической обработке должен быть подвергнут общий сигнал, то dbx 266 надо подключить после выходов главной шины микширования, с него направить сигнал на записывающее устройство, а выходы записывающего устройства подключить ко входам Tape In микшера. На самом микшере надо вместо мониторинга главной шины микширования переключиться на мониторинг входов Tape In (нажав кнопку Tape вместо Main Mix).

Студия II
В силу популярности микшеров Mackie 8-Bus, в следующей студии, которую хотелось бы "создать", будет этот микшер (возьмем 48-каналов, то есть 24-канальный пульт и 24-канальный расширитель), три магнитофона Alesis ADAT, мониторы Yamaha NS 10 M Studio с усилителем Yamaha A 100a, активные мониторы Genelec 1031. В качестве динамической обработки пусть будут два dbx 1066, компрессор Bellari RP 282 A и гейт dbx 172. Процессоры пусть будут Lexicon MPX 1 и TC Electronic M 2000, микрофонный предварительный усилитель Bellari RP 520, DAT магнитофон Tascam DA 30 Mk II.

Сначала подключим источники сигнала. Вокал будем писать через внешний микрофонный предварительный усилитель, для чего к нему нужно подключить микрофон при помощи симметричного кабеля XLR-XLR. Выход предварительного усилителя направляем в компрессор. Оба устройства соединяем по симметрии (номинальный уровень сигнала +4 дБ) кабелем XLR-XLR. Для регулировки уровня записи и предварительной эквализации выход компрессора направляется на линейный вход канала микшерного пульта при помощи симметричного кабеля XLR-джек, прямой выход этого канала подключаем к магнитофону ADAT. Один только вопрос: как? Лучший способ практически в любой многоканальной системе - это использование многоканального же кабеля (мультикора). В нашем случае необходим кабель, у которого на одном конце 56-контактный разъем EDAC, а другой конец разделяется на шестнадцать кабелей: восемь на запись и восемь на воспроизведение (разъемы джек или XLR). Прямые выходы на микшере Mackie 8-Bus выполнены на джеках. Если на конце мультикора от ADAT - разъемы XLR, то нужно воспользоваться переходником - преобразователем способов передачи сигнала из несимметричного (прямые выходы пульта) в симметричный (вход ADAT).

Пишем электрическую гитару, пусть играет чистым звуком. Гитару подключаем к компрессору dbx 1066 несимметричным кабелем джек-джек, помним, что гитара имеет высокое выходное сопротивление, следовательно, ее звук очень сильно зависит от качества кабеля. Используем кабель с низким сопротивлением, емкостью и индуктивностью. Кроме того, используем преобразователь импедансов для согласования выходного сопротивления гитары с входным сопротивлением компрессора. Компрессор подключаем к комбику. Перед комбиком располагаем необходимое количество микрофонов, которые симметричными кабелям подключаем к микрофонным входам пульта. Если удается сразу сформировать звучание необработанной гитары (компрессия не в счет), то есть смешать звук всех микрофонов, то можно писать инструмент на две дорожки, в стерео. Для этого все используемые гитарой каналы микшера необходимо подключить к какой-либо паре подгрупп и с нее, соответственно, писать на две дорожки ADAT. Его мультикорные входы симметричные, выходы подгрупп - тоже симметричные, то есть их можно соединять напрямую.

Если сигнал необходимо обработать процессорами эффектов, то их выходы лучше всего возвращать в возвраты 1 или 2, так как они самые развитые на этом пульте: имеют регуляторы уровня, стереобаланса и кнопки назначения на подгруппы. Именно этими кнопками сигнал с процессора эффектов можно направить на те же подгруппы, на которые назначены и гитарные каналы. Если мы хотим записывать без эффектов, но слушать с эффектами, то возвраты не направляем на подгруппы.

Вторую гитару пишем через гитарный процессор DigiTech 2101 "в линию". Процессор имеет регулятор уровня выхода, а сами выходы у него симметричные, на разъемах XLR. Подключаем прямо в ADAT, по симметрии.

Бас пишем "в линию" и с микрофона одновременно. Микрофоны расставляем вокруг басового комбика или кабинета и отправляем их в пульт на микрофонные входы каналов. Линейный выход басового усилителя отправляем в пульт, подключая к линейному входу канала. Пишем микрофоны на пару каналов ADAT при помощи второй пары подгрупп в стерео, "линия" занимает еще одну дорожку. Ее пишем с прямого выхода соответствующего канала.

Двух клавишников пишем, подключая их инструменты к линейным входам каналов пульта. Один из них играет на Waldorf Plus, этот инструмент имеет симметричные выходы на разъемах джек, его подключаем симметричными кабелями джек-джек. Другого, играющего на Roland XP 50, подключаем несимметричным способом. Уровни записи устанавливаем при помощи фейдеров каналов, куда они подключены. На ADAT сигналы снимаем с прямых выходов каналов.

К микрофонам барабанщика лучше всего протащить мультикор. На одном конце - много штекеров XLR, их подключаем к микрофонным входам каналов пульта. На другом конце - коробка с гнездами XLR. К этой коробке подключаем микрофоны. Мультикор должен состоять или из экранированных витых пар, или из экранированных квадропольных кабелей (см. статью "Коммутация, часть 2б (кабели)").

Пишем с компрессией и гейтом. Приборы подключаем в разрывы каналов микшерного пульта при помощи инсертного кабеля, который имеет на одном конце стерео джек, а на втором - два моно джека: один для посыла на эффект, другой для возврата с него. Если необходимо внешнее управление ключом гейта, то на джековый вход ключа можно подать сигнал с посыла на эффект (AUX Send). Для этого понадобится несимметричный кабель джек-джек. Если нужна динамическая обработка нескольких (более двух) каналов одновременно, то направляем каналы на две подгруппы и подключаем один из динамических процессоров в разрывы подгрупп.

Выходы магнитофонов ADAT посредством мультикора симметричным способом подключаем к симметричным входам мониторного (Mix B) пути каналов для прослушивания и контроля записи. Если мы хотим прослушивать с эффектами уже записанные дорожки, то используем AUX 3-6, переключенные на отбор с Mix B. Возвраты с процессоров назначаются на главную шину.

Обе пары мониторов при этом подключаем к выходам матрицы Monitor (у Mackie 8-Bus их два: Control Room и Studio). Также, у Mackie 8-Bus есть два независимых выхода на наушники, на которые можно направить сигнал с матрицы Control Room. Если необходим альтернативный баланс, то на наушники можно направить сигналы с шины Mix B, с AUX посылов 3-4 и 5-6. Однако с одного канала нельзя послать сигнал сразу на обе пары вспомогательных выходов. Используя выходы AUX посылов можно получить четыре моно или две стерео мониторные линии. Используя выходы Mix B можно получить еще одну стерео или две моно линии. Эффекты можно добавить к мониторной линии, организованной посредством Mix B, можно вернуть прямо на наушники, а если эффекты возвращаются в каналы, то их можно добавить к любой мониторной линии.

Для перезаписи нескольких дорожек на две другие, с микшированием и обработкой, коммутационное решение будет выглядеть так. Выходы магнитофонов ADAT симметричным способом подключены к входам мониторного пути Mix B In микшерного пульта. При необходимости динамическую обработку можно включить либо несимметричным способом, то есть при помощи разрыва канала, или прямо к выходам магнитофонных дорожек, после чего направить сигнал с нее на линейный вход пульта. Каналы пульта при помощи соответствующих переключателей подключаются к паре подгрупп. Входы магнитофонов ADAT необходимо подключить к выходам подгрупп.

При сведении на DAT магнитофон, подключаем его к главным выходам пульта (они симметричные). Tascam DA 30 Mk II имеет симметричные входы и выходы на разъемах XLR, поэтому для подключения используем симметричный кабель XLR-XLR. На канальных линейках, в мониторный путь которых были включены выходы магнитофонов ADAT, нажимаем кнопку Flip для переключения входных буферов мониторного и основного каналов. Это дает возможность сводить при помощи основных каналов линейки, используя все их преимущества. Подключение динамической обработки в необходимые каналы производится при помощи разрывов, входы процессоров эффектов подключаются к выходам вспомогательных AUX шин. TC Electronic M 2000 имеет симметричные входы на разъемах XLR. Только первая пара AUX посылов на пульте Mackie 8 Bus имеет симметричные выходы, поэтому M 2000 подключаем к ним при помощи симметричного кабеля джек-XLR. Lexicon MPX 1 имеет как симметричные входы на разъемах XLR, так и несимметричные входы на джеках. Так как все остальные AUX посылы на микшере несимметричные, то можно подключиться к процессору Lexicon MPX 1 несимметрично, кабелями джек-джек. Я противник использования специализированных AUX возвратов на таких пультах, поскольку возвраты там толком ничего не умеют. Поэтому я вернул бы сигнал с обоих процессоров в каналы, симметричным способом подключив их выходы к линейным входам каналов кабелями XLR-джек. При сведении нескольких дорожек в одну или стереопару, переключение кабелей магнитофонов ADAT при такой коммутации делать не надо. Достаточно будет назначить микшируемые каналы на определенную пару подгрупп и запись производить уже с ее выходов.

Сведение нескольких каналов в стерео на две дорожки многоканального магнитофона с одновременной записью источника на отдельную дорожку проделывается следующим образом. Само сведение и обработка сигнала во время него происходит так же, как было описано выше. Запись во время этого можно производить, подав на магнитофонную дорожку сигнал с прямого выхода канала, к которому подключен источник, или с подгруппы, на которую этот канал назначен. В первом случае необходимо проделать несимметричное соединение прямого выхода канала с симметричным входом магнитофона ADAT. Для этого можно воспользоваться преобразователем способа передачи сигнала. Во втором случае выход подгруппы соединяется со входом дорожки магнитофона симметричным способом.

Если при сведении необходима динамическая обработка группы дорожек, то это можно сделать посредством разрывов подгруппы. Для динамической обработки общего сигнала можно использовать разрывы главной шины микширования.

Студия III
В больших студиях, где большие микшерные пульты и много дорогого оборудования, процесс коммутации несколько отличается от описанных выше. Дело в нескольких моментах. Первый заключается в типах входов и выходов внешней (то есть той, которая находится вне пульта) аппаратуры. Практически вся дорогая студийная аппаратура имеет симметричные входы и выходы на разъемах XLR. Следовательно, проблем, связанных с несовпадением номинальных уровней и способов передачи сигнала, в больших студиях несколько меньше, чем в малых. Второй и, пожалуй, основной момент заключается в том, что дорогие большие микшеры практически не имеют ни разъемов 1/4" джек, ни XLR. На таких пультах есть две очень удобные вещи - встроенные или внешние коммутационные панели, чаще на TT джеках, а все входы и выходы пультов выполнены на многоконтактных разъемах, чаще всего на 90-контактных, типа EDAC. Для понимания процесса коммутации такого пульта разберем какой-нибудь пример записи на пульте Amek Rembrandt. К нему подключим 24-дорожечный магнитофон Studer A 827.

Amek Rembrandt представляет собой большой студийный микшерный пульт. Его шасси бывают двух видов - на 40 и 56 ячеек. В каждую ячейку возможно вставить канальную линейку конфигурации In-Line (с моно входом канала Channel, формирующего сигнал для записи, и моно входом канала Mix, предназначенного для возврата с магнитофона) или линейку со стерео входом, имеющую кроме него стереофонический возврат с эффектов. Автоматика пульта включает в себя управление фейдерами, переключателями, встроенной динамической обработкой и внешними приборами. Есть возможность установки внешнего или внутреннего коммутационного поля, состоящего из коммутационных панелей на разъемах TT. Все входы и выходы пульта симметричные, выполнены на 90-контактных разъемах EDAC.

Возможности этого пульта можно описывать очень долго, так что подробно остановимся именно на его возможностях коммутации с внешними устройствами.

Рассмотрим модель со встроенным коммутационным полем. Коммутационная панель одной канальной линейки выглядит следующим образом.

 
Коммутационная панель Amek Rembrandt  
   

Здесь даже по одним названиям разъемов ТТ можно понять суть коммутации такого пульта. Внешние устройства через многоконтактные разъемы подключаются к разъемам ТТ коммутационной панели. Например, Studer A 827 имеет входы и выходы дорожек на разъемах XLR. К этим разъемам подключаются мультикоры, у которых на одном конце установлены разъемы XLR, а на другом - EDAC, которыми они подключается к коммутационной панели пульта. Соответственно, после такого подключения, разъемы To Tape коммутационной панели пульта становятся входами магнитофона, а разъемы From Tape - его выходами. Теперь, подключить выход подгруппы к входу магнитофона можно двумя способами. Первый заключается в соединении разъемов Buss Out и To Tape перемычкой, представляющей собой симметричный кабель с TT джеками на концах. Второй способ заключается в установке какого-либо вида нормализации (например, полной нормализации - см. статью "Коммутация, часть 3 (устройства)") между разъемами Buss Out и To Tape коммутационной панели. При этом выход подгруппы будет подключен к входу магнитофона до тех пор, пока в один из этих разъемов ни будет вставлен TT штекер. Аналогичным способом выход магнитофона (разъем From Tape) может быть соединен с входом канала Mix, которым является разъем Tape Ret. Стоит отметить, что все входы и выходы пульта симметричные. Точно также к пульту подключаются все инструменты и другое внешнее оборудование. Например, в стене акустической комнаты студии установлена коммутационная панель с разъемами XLR, к которым там подключаются микрофоны. От этой коммутационной панели к коммутационному полю пульта идет мультикор с разъемом EDAC на конце. И, таким образом, гнездо Mic на панели канала становится микрофонным выходом. Его можно одним из перечисленных выше способов соединить с гнездом Mic Amp. При этом сигнал с микрофона попадает прямо на микрофонный предварительный усилитель канала пульта. При помощи перемычки сигнал с микрофона можно направить не только на "свой" канал, но и на любой канал... Теперь, допустим, что мы не хотим использовать микрофонный предварительный усилитель пульта для записи, например, вокала. Мы хотим другой предусилитель, ламповый, скажем Summit Audio TPA 200 B. А потом хотим компрессора Tube Tech CL 1 B, а потом - сразу на дорожку магнитофона. Проделываем следующее: выход микрофона (разъем Mic) соединяем перемычкой с входом предварительного усилителя Summit, который выводится на одно из гнезд коммутационного поля пульта. Выход предусилителя, который также выведен на коммутационное поле, перемычкой можно соединить с входом компрессора Tube Tech. Выход компрессора соединяем с гнездом To Tape. Сигнал с микрофона пошел через предварительный усилитель и компрессор прямо на вход магнитофона!

При перезаписи нескольких дорожек на две дорожки, с микшированием и обработкой, весь коммутационный процесс будет заключаться в колдовстве над коммутационным полем. В качестве Магических Орудий будут выступать перемычки с TT джеками. Процесс, как обычно, будет заключаться в соединении необходимых гнезд этими перемычками. Во-первых, при наличии нормализации между разъемами Buss Out и To Tape, выходы подгрупп пульта автоматически подключены ко входам магнитофона. Во-вторых, если нормализованы разъемы From Tape и Tape Ret, то сигнал с выходов магнитофона автоматически подается на выходы каналов Mix. Теперь, при необходимости включения между выходами магнитофонных дорожек и входами пульта какого-либо устройства, компрессора Tube Tech LCA 2 B, например, необходимо соединить разъем From Tape с разъемом под названием LCA 2 B In на коммутационном поле перемычкой. Для возврата сигнала с устройства в пульт нужно соединить разъемы LCA 2 B Out и Tape Ret. Устройства, требующие параллельного подключения, например Lexicon 300, также соединяются с пультом при помощи перемычек. Разъем AUX (допустим, 4) подключается перемычкой к разъему, являющемуся входом прибора. Гнездо на коммутационном поле, являющееся выходом процессора Lexicon 300, соединяем с каким-нибудь линейным входом пульта или возвратом с эффектов, если у пульта часть ячеек имеют стерео входы, для этого предназначенные.

Каналы пульта, на которые возвращаются сигналы смешиваемых дорожек, назначаются на подгруппы, с которых они поступают на магнитофонные дорожки. Естественно, если к разъемам Buss Out и To Tape подключить какой-либо прибор, то смикшированный материал перед записью будет им обработан.

Для сведения на две дорожки многоканального магнитофона надо также поработать перемычками на коммутационном поле. Соединяем входы To Tape дорожек, на которые будет производиться запись, с главными выходами пульта. Естественно, в промежутке между выходами пульта и входами дорожек можно подключить какой-нибудь прибор.

Сведение нескольких каналов в стерео на две дорожки многоканального магнитофона с одновременной записью источника на отдельную дорожку здесь не вызовет особых коммутационных трудностей. Сведение проделывается по схеме, описанной ранее, а источник сигнала подключается в пульт при помощи перемычки. Подача сигнала через предварительную обработку на магнитофонную дорожку также осуществляется на коммутационном поле путем соединения выходов источников со входами приемников.

Преимущество такой коммутации заключается в повышенной гибкости и компактности, то есть практически вся коммутация выполняется на одном коммутационном поле. Согласитесь, это намного удобнее, чем совершение нырятельных движений за или под пульт для включения одного кабеля или подлезание под рэковые стойки для того же самого. Правда, организация самого коммутационного поля - процесс довольно сложный. Для этого необходимо хорошо представлять себе стандартные коммутационные задачи, характерные для конкретной студии (то есть входы/выходы каких именно приборов стоит выводить на коммутационное поле). Возможно, что стоит вывести только входы или наоборот, только выходы, а к входам что-то подключить постоянно. Всегда надо продумывать общую длину коммутационной линии. Может быть, при наличии внешнего коммутационного поля ее длина серьезно сократится? Какие типы нормализации использовать и где? Для решения таких вопросов необходимо составить коммутационную карту, в которой расписываются все входы и выходы как пульта, так и внешнего оборудования, просчитываются длины коммутационных линий, типы нормализации и т. д. Но после этой кропотливой работы обязательно снизойдет Коммутационная Благодать.


Коммутация, часть 1 (теория)

Коммутация, часть 2а (разъемы)

Коммутация, часть 2б (кабели)

Коммутация, часть 3 (устройства)

  Оценка статьи
Посещений: 6733 | Проголосовавших: 1 | Средняя оценка: 5.0

   

  Комментарии
04.09.01 00:23
Юрий
Хорошая статья... Обращаюсь к авторам немного не по теме .Нигде не могу найти распайку шнура : "TO HOST"(выход с моей PSR-530)- компьютер(com1,com2 ).Люди добрые мы не местныя памажыте кто может (Hi-hi)майл yuras@tut.by

16.10.01 04:22
Денис
Может быть то, что я здесь увидел несколько поверхностно, но уверен -необходимо . Столько раз сталкивался с потрясающим непониманием важности коммутации . ( Однажды в Екатеринбурге местные прокатчики включили мне порталы в противофазе ) - даже и не знаю, что поставить ":-))" или ":-(("

22.12.01 03:59
oleg
Хорошая статья для начинающих. Теория в меру практика тоже.

31.05.02 17:48
Ильдар
Хорошая статейка, однозначно! Только по конкретней бы, практики бы побольше. Ну и с теорией можно . А так для начинающих - просто золото! Читается легко, понятно.

06.02.03 01:38
Петя Петренко
Молодцы! Потерял почти сутки на поис нужных вещей, пока не нашёл вас! Спасибо, очень вам благодарен. Петя

07.05.07 11:59
Alex
Хорошая статья, спасибо большое Только вот бы еще на схеме студийной коммутации обозначения все проставить, а то совсем новичку типа меня не понять сразу где и что.

28.05.07 01:34
Xmist_D_L
Спасибо, статья очень помогла. Грамотно и по уму.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА