Начало
 
 


TC Electronic M 300

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  TC Electronic M 300

Владимир СЕВОСТЬЯНОВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 2002

Процессор эффектов.

Недавно фирма TC Electronic произвела на свет новый недорогой процессор эффектов — M 300. К недорогим процессорам эффектов у меня двойственное отношение. С одной стороны, те устройства, что выпускались раньше, не отличаются хорошим качеством звучания, и их лучше использовать для получения спецэффектов. С другой стороны, технология идет вперед, и фирмы, ранее производившие только приборы обработки средней и большой стоимости, начинают выпускать высококачественные недорогие устройства.

Сегодня серьезную конкуренцию аппаратным устройствам составляют компьютерные программные средства, позволяющие за сравнительно небольшие деньги получить обработку звука, да еще и вместе с многодорожечным устройством записи и MIDI-секвенсором. Пожалуй, компьютер, оснащенный простой звуковой платой и необходимым программным обеспечением, на данный момент является самым доступным устройством записи и обработки звука. Но многие музыканты не хотят использовать в процессе творчества сложный компьютер, а хотят чего-то простого и надежного, привычного. Аппаратные процессоры эффектов могут работать в реальном времени независимо от мощности компьютера, их можно носить с собой на репетиции и концерты (при этом они занимают намного меньше места, чем компьютер), с ними проще работать, они имеют стандартные возможности коммутации и, как правило, простой интерфейс, позволяющий использовать их практически с любыми музыкальными инструментами и оборудованием.

Как мне кажется, все приборы можно разделить на два класса: приборы для музыкантов и приборы для звукоинженеров. Среди музыкантов широко распространено желание иметь дело с простым в обращении и хорошо звучащим устройством, которое можно, например, подключить в разрыв гитарного усилителя, и играть не думая о параметрах эффекта, настройках и прочих инженерных премудростях.

Героя этой статьи я буду рассматривать как прибор для музыканта, устройство, которое должно обладать высоким качеством звучания, широким набором возможностей и предельно простым пользовательским интерфейсом. С последнего и начнем, тем более, что знакомство с любым прибором начинается именно с его интерфейса.

Интерфейс и возможности
Процессор эффектов TC Electronic M 300 представляет собой однорэковое устройство в металлическом корпусе черного цвета с передней панелью цвета платины (рис. 1). По краям передней панели процессора есть две огромные ручки, за которые устройство можно хватать и вырывать из чрева рэковой стойки. Размер этих ручек наводит на мысль о большой глубине и массе устройства. На самом же деле новый прибор весит всего 1,5 кг, а глубина его составляет 106 мм. Скорее всего, разработчики посчитали, что ручки придадут небольшому прибору более солидный вид.


 
Рис. 1  
   

Как и большинство процессоров, выпускаемых фирмой TC Electronic, M 300 построен по “двухмашинной” технологии, то есть в приборе находятся два независимых процессора, каждый из которых производит один эффект. В данном случае один из процессоров прибора может производить разного рода задержки, а также модуляционные и динамические эффекты, а второй — только реверберацию. Эффекты могут быть включены последовательно или параллельно. В первом случае (рис. 2) сигналы с входов левого и правого каналов прибора поступают на первый процессор, а сигнал с его выходов поступает на вход второго процессора. Сигнал со второго процессора поступает на выход устройства.

Рис. 2

Во втором случае (рис. 3) сигнал с входа левого канала прибора поступает на вход первого процессора, а сигнал с входа правого канала — на вход второго процессора. Выходные же сигналы обоих процессоров суммируются и поступают на общий выход.

Рис. 3

В соответствии с такой архитектурой прибора на передней панели располагаются две секции органов управления: Multieffect и Reverb. Кроме того, есть секция органов управления звуковыми входами и выходами (Input/Output) и секция Preset, содержащая управление пэтчами.

Секция Input/Output (рис. 4) содержит регулятор уровня входного сигнала обоих каналов, регулятор соотношения уровней прямого и обработанного сигналов и регулятор соотношения уровней эффектов первого и второго процессоров. Здесь же располагаются кнопка обхода с красным светодиодным индикатором, кнопка включения цифрового входа (с зеленым светодиодным индикатором), два двухцветных светодиодных индикатора, отображающих уровень сигнала на входах прибора или перегрузку, и зеленый индикатор, загорающийся в случае параллельного включения процессоров.

Рис. 4

Секция управления первым процессором (Multieffect) имеет шестнадцатипозиционный переключатель алгоритма эффекта: Off, Dynamic Delay, Studio Delay, Tape Delay, Delay, Ping Pong Delay, Slap Back, Vintage Phaser, Phaser, Hard Tremolo, Soft Tremolo, Flanger I, Flanger II, Chorus, Compressor и De-Esser (рис. 5). Рядом с переключателем располагается индикатор уровня подавления сигнала, состоящий из трех зеленых светодиодов. Индикатор работает в случае включения алгоритмов динамической обработки и отображает уровень подавления 3, 6 и 12 дБ.


 
Рис. 5  
   

Для ввода темпа существует кнопка Tap со светодиодным индикатором желтого цвета. Параметры алгоритмов изменяются двумя многофункциональными регуляторами. Первый из них называется Timing. Этот регулятор устанавливает темп задержки в пределах от 0,5 до 4 раз относительно темпа, заданного кнопкой Tap. У модуляционных эффектов этот регулятор устанавливает частоту модуляции (в тех же пределах) относительно частоты, определяемой темпом. При темпе 120 ударов в минуту установленная процессором частота модуляции для алгоритмов Chorus, Flanger и Phaser составляет 1 Гц, а для эффекта Tremolo — 20 Гц. Если установленный темп будет, например, в два раза больше, то и частоты модуляции эффектов удвоятся. При включении компрессора (алгоритм Compressor) регулятор Timing устанавливает пороговый уровень срабатывания эффекта, который почему-то назвали Drive. А при включении алгоритма De-Esser регулятор Timing устанавливает степень подавления.

Второй многофункциональный регулятор называется Feedback/Depth. Этот регулятор устанавливает глубину обратной связи при включении любого алгоритма задержки (Delay) и глубину модуляции при включении алгоритмов Chorus, Flanger, Phaser и Tremolo. Если включен алгоритм Compressor, то регулятор Feedback/Depth устанавливает степень подавления, у алгоритма De-Esser регулятор устанавливает частоту настройки фильтра в разрыве детекторной цепи эффекта.

Секция управления вторым процессором (Reverb) также содержит шестнадцатипозиционный переключатель — алгоритма реверберации (рис. 6). Положения следующие: Off, Concert Hall, Living Room, Club, Plate I, Plate II, Spring, Live Reverb, Large Cathedral, Drum Room, Drum Box, Vocal Hall, Vocal Room, Vocal Studio и TC Classic Hall. У всех алгоритмов реверберации можно устанавливать время предварительной задержки регулятором Pre Delay, время затухания регулятором Decay, а также окраску звучания реверберационного хвоста регулятором Color.


 
Рис. 6  
   

Стоит отметить, что значения параметров всех эффектов, рекомендуемые производителем, устанавливаются при средних положениях всех регуляторов.

Последняя секция на передней панели прибора называется Presets. Она предназначена для управления пэтчами эффектов. Пресетных установок процессор не имеет, вместо них предполагается использование эффектов, когда все регуляторы их параметров установлены в среднее положение. Поэтому можно считать, что прибор имеет 16 x 16 - 1 = 255 “пресетных пэтчей”.

Секция Presets состоит из четырех кнопок и светодиодного дисплея (рис. 7). Две кнопки предназначены для выбора номера пэтча. Кнопка Load/Store предназначена для сохранения настроек устройства и загрузки ранее сохраненных пэтчей. Короткое нажатие позволяет загрузить пэтч, при долгом нажатии происходит сохранение пэтча в одну из 99 пользовательских ячеек памяти. Кнопка Preset On/Off предназначена для переключения режимов работы прибора. В одном режиме можно сохранять и загружать пэтч, а во втором — редактировать загруженный.

Рис. 7

На дисплее отображается номер пэтча в режиме Preset On. Также дисплей имеет светодиодные индикаторы по количеству всех регуляторов прибора, за исключением регулятора входного уровня. Эти индикаторы гаснут в случае, если положение определенного регулятора не соответствует сохраненному в программе значению устанавливаемого им параметра. Такое возможно, например, в случае редактирования пэтча или вызова другого.

На задней панели процессора (рис. 8) располагаются симметричные входы и выходы обоих каналов, выполненные на джеках. В приборе установлены 24-разрядные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи со 128-кратной передискретизацией. Работа устройства от собственного внутреннего генератора синхронизации возможна только на частоте дискретизации 44,1 кГц. Кроме аналоговых входов и выходов на задней панели находятся цифровые вход и выход формата SPDIF, выполненные на разъемах RCA. При использовании цифрового входа и нажатии кнопки Digital Input прибор переключается на внешний источник синхронизации. При этом его работа, равно как и работа цифро-аналоговых преобразователей, возможна как на частоте дискретизации 44,1, так и 48 кГц. Рядом с аналоговыми входами располагается кнопка Routing, переключающая последовательный и параллельный способы соединения процессоров. Еще на задней панели устройства находятся вход и выход MIDI и разъем (стереоджек) для педального переключателя, посредством которого можно включать обход и вводить темп. Пэтчи по MIDI переключаются нормально, без каких-либо призвуков.


 
Рис. 8  
   

Питается прибор напрямую от сети, безо всяких адаптеров.

Эффекты и звучание
Еще в начале знакомства с процессором меня порадовало то, что он и не пытается производить некоторые эффекты, которые заведомо будут звучать плохо. Я имею ввиду эффекты перегрузки и изменения высоты тона, которые и во многих недешевых процессорах звучат посредственно, а уж в недорогих-то — тем более. Правда, несколько насторожило наличие алгоритмов динамической обработки и, как впоследствии выяснилось, — не зря. А вот возможность параллельного и последовательного включения эффектов очень полезна. Так, например, владелец небольшой студии при параллельном включении внутренних процессоров устройства может обрабатывать сразу два инструмента (или две группы инструментов) разными эффектами. Очень удобно таким образом добавлять в общее звучание реверберацию, а к отдельным инструментам подмешивать другую обработку.

Реверберация
Алгоритм TC Classic Hall выдает чистую и прозрачную реверберацию. Ее хвост очень ровный и насыщенный. Такое звучание сохраняется при любых значениях параметров эффекта. Алгоритм TC Classic Hall производит “длинную” реверберацию (то есть имитирующую звучание больших помещений), которая прекрасно подходит для обработки практически любых инструментов. Звучание хвоста меняется адекватно звуковому материалу.

Алгоритм Concert Hall звучит более насыщенно, чем предыдущий. В хвосте больше диффузии. Его звучание несколько менее ровное, чем у TC Classic Hall, при этом оно остается очень плотным и насыщенным при любых значениях параметров эффекта. Стоит отметить, что данный алгоритм реверберации может оказаться неподходящим для обработки жидко звучащих инструментов. Есть вероятность, что от звучания самих инструментов ничего не останется. В принципе, можно воспользоваться регулятором времени предварительной задержки для того, чтобы слегка “отодвинуть” реверберационный хвост от прямого сигнала, но это не всегда удается сделать безболезненно. При этом я ни в коем случае не могу назвать это явление недостатком реверберации. Просто необходимо использовать хорошие плотные звуки инструментов.

TC Electronic M 300 производит еще два алгоритма “длинной” реверберации. Один из них называется Large Cathedral. Это очень красиво звучащий алгоритм. Хвост прозрачный, звучит очень насыщенно, мощно, с неистовым напором. Прекрасно подходит для работы со всеми инструментами. Звучание хвоста очень адекватно изменяется в зависимости от исходного звукового материала. Алгоритм имеет очень яркое пространственное звучание и прекрасные динамические характеристики.

Второй из оставшихся двух алгоритмов “длинной” реверберации называется Vocal Hall. Как видно из названия, основным предназначением алгоритма является работа с вокалом. Возможно. Из четырех алгоритмов “длинной” реверберации он понравился мне меньше всего. Звучит мутновато, да и на динамику исполнения реагирует не очень хорошо. Так что, если возникнет необходимость обрабатывать вокал или какие-нибудь среднечастотные инструменты “длинной” реверберацией, то я бы предпочел один из трех других алгоритмов.

Отдельно стоит рассказать про алгоритм Live, который выдает реверберацию, хорошо подходящую для использования на концертах. Эта реверберация хорошо звучит как при большом установленном времени затухания, так и при малом. Ее очень хорошо использовать в насыщенной среднечастотными инструментами аранжировке. Она становится неотъемлемой частью обрабатываемых инструментов, не теряется в аранжировке, звучит очень ярко, ровно, плотно и насыщенно.

Следующие алгоритмы реверберации можно охарактеризовать, как “короткие”.

Алгоритмы Drum Box и Drum Room теоретически предназначены для обработки звучания ударных инструментов. Действительно, они выдают очень красивую, ровную, насыщенную реверберацию, один — очень “короткую”, имитирующую совсем небольшое помещение, а второй — несколько более “длинную”, имитирующую помещение побольше. Оба алгоритма производят реверберацию, прекрасно реагирующую на динамику исполнения. Звучание хвоста плотное, разборчивое. Прекрасно алгоритм работает с перкуссионными инструментами, а также с гитарами и бас-гитарами, добавляя в их звучание воздушность и пространственность.

Алгоритмы Vocal Room и Vocal Studio также производят “короткую” реверберацию. Первый алгоритм несколько мутноват, его нужно добавлять к звучанию вокала или среднечастотных инструментов с некоторой осторожностью. Есть предположение, что звучание хвоста может плохо вписываться в композицию. А вот второй алгоритм производит эффект, который сразу создает ощущение присутствия в небольшой комнате, отделанной деревом. Реверберация звучит очень прозрачно, тепло и разборчиво, прекрасно реагирует на динамику исполнения.

Алгоритм Living Room имитирует звучание обычной жилой комнаты, в которой большинство отражающих поверхностей заставлено предметами мебели, завешено коврами и прочими элементами интерьера. В подобном помещении звук отражается только от окон, незакрытых частей стен и поверхностей мебели. Звучание реальной реверберации в жилых комнатах можно охарактеризовать, как пустое, неровное. Процессор при включении алгоритма Living Room и выдает нечто подобное. Только вот, как мне кажется, с ровностью звучания и насыщенностью производители слегка переборщили. Реверберация, производимая устройством, все-таки звучит довольно ровно и насыщенно, и при этом коротко, несколько отрывисто и сухо. Наверное, жилые комнаты в Дании несколько отличаются от наших.

Алгоритм можно использовать практически со всеми инструментами. Он хорошо звучит с барабанами, гитарами и бас-гитарами. А вот с вокалом не очень. Всем перечисленным инструментам, равно как и остальным инструментам, способным выдавать выраженную атаку, эффект придает пространственность и воздушность. Только эти пространственность и воздушность несколько ограниченные.

Алгоритм Club имитирует звучание помещения клуба среднего размера. Это относительно “короткая” реверберация, не сильно насыщенная, очень прозрачная. Интересно звучит с вокалом и “живыми” инструментами, придавая их звучанию некоторую интимность. Прекрасно звучит при любых значениях параметров эффекта, очень хорошо реагирует на динамические нюансы.

Алгоритм Ambience предназначен для придания звучанию инструмента или вокальной партии объема, так как его работа происходит, в основном, в области ранних отражений, которые и определяют объем помещения. Этим алгоритмом можно ”поместить” источник звука в небольшую комнату или большое помещение. При этом реверберационный хвост звучит практически незаметно, что не изменяет общего звучания. Эдакая реверберация без реверберации. Очень хороший алгоритм. Звучит плотно, насыщенно и ярко.

Оставшиеся два алгоритма имитируют не сами помещения, а ревербераторы, то есть приборы.

Алгоритм Spring выдает звучание пружинного ревербератора. Точнее, пытается это делать. При прослушивании этого эффекта я обнаружил очень интересную и красивую реверберацию, которая, тем не менее, абсолютно не была похожа на эффект, производимый классическими гитарными усилителями. В этом алгоритме не было слышно самого основного — пружины. Но при всем этом эффект очень неплохо подходит для обработки гитары. Реверберационный хвост хорошо реагировал на динамику исполнения, при этом звучание всегда было очень разборчивым, насыщенным и ровным.

В отличие от предыдущего алгоритма, очень натуральную и характерную реверберацию выдают алгоритмы Plate I и Plate II, имитирующие листовые ревербераторы. Их звучание яркое, насыщенное, ровное и плотное. А регулятором Color удается отстроить звук от очень мягкого и теплого до яркого, даже несколько резковатого. При этом звучание хвоста имеет определенно “древний” колорит. Реверберация очень хорошо сочетается с инструментами, обладающими выраженной атакой. Прекрасно подходит для обработки гитарного и бас-гитарного звука, ударных, некоторых клавишных. Так что для любителей старомодного звучания инструментов эта реверберация будет в самый раз.

Задержка
Как я уже говорил, TC Electronic M 300 производит шесть типов задержки. Алгоритм Dynamic Delay в M 300, равно как и во все остальные процессоры фирмы, перешел от прибора TC 2290. Принцип работы этого алгоритма заключается в следующем: чем больше становится уровень входного и, соответственно, прямого сигнала, тем меньше становится уровень задержанного сигнала. Алгоритм хорош, когда надо получить более чистое звучание прямого сигнала, не задавленное задержанным (как бывает при использовании обычной задержки). Его можно удачно применять к гитарным и бас-гитарным партиям, а также к вокалу.

Алгоритм Tape Delay имитирует звучание ленточной задержки. Как известно, ленточным задержкам свойственно последовательное ухудшение качества повторяемого сигнала в силу конструктивных особенностей устройств. Именно это и реализуется алгоритмом Tape Delay.

Алгоритм Studio Delay является противоположностью алгоритма Tape Delay. В задержке применены фильтры, утепляющие звучание повторяемого сигнала.

Алгоритм Delay производит классическую цифровую задержку. У нее нет фильтров в цепи обратной связи, поэтому задержанный сигнал не отличается от прямого.

Звучание задержанного сигнала, производимого алгоритмом PingPong Delay, отличается от алгоритма Delay только тем, что находится то в правом, то в левом канале.

Алгоритм Slapback производит очень короткую задержку, которая может использоваться для обработки гитары и рок’н’рольного вокала, например.

Кроме алгоритмов задержки с фильтрами (Tape Delay и Studio Delay), все задержки звучат очень чисто, разницу между прямым и задержанным сигналами услышать практически невозможно. Очень понравился диапазон изменения темпа и простота его ввода. А алгоритмы Tape Delay и Studio Delay звучат очень музыкально и тепло.

Модуляционные эффекты
Алгоритмы фейзера, Phaser и Vintage Phaser, отличаются количеством пропускающих фильтров и, соответственно, насыщенностью звучания: Vintage Phaser имеет четыре фильтра, а Phaser — двенадцать. Звучание алгоритма Vintage Phaser можно сравнить со звучанием старых аналоговых устройств. Оно несколько резкое, не очень плотное и, в сравнении с алгоритмом Phaser, менее ровное. Phaser производит более аккуратный, ровный и насыщенный звук, при его использовании легче отстроить нужный звук. Эффект очень неплохо звучит практически при любых настройках.

Алгоритмы Hard Tremolo и Soft Tremolo производят эффект тремоло. Отличие алгоритмов заключается в форме волны модулирующего генератора низкой частоты. При включении алгоритма Hard Tremolo генератор производит низкочастотный сигнал прямоугольной формы, а в случае включения алгоритма Soft Tremolo — пилообразной. Соответственно, звучание Hard Tremolo можно охарактеризовать как жесткое и агрессивное, а Soft Tremolo — как более мягкое и спокойное. Оба эффекта при этом звучат очень ровно, естественно и насыщенно.

Алгоритм Chorus производит эффект хорус. Звучание эффекта несколько напоминает старые аналоговые приборы. Звучит эффект тепло, ровно, без каких-либо ненужных призвуков. Абсолютно не создается ощущения “раскрученного ведра на веревке”, что особенно порадовало.

Алгоритмы Flanger I и Flanger II производят эффект фленджер. Отличие этих алгоритмов — в интенсивности звучания эффектов. Flanger II звучит более интенсивно. Оба алгоритма выдают ровное, насыщенное и очень натуральное звучание эффекта. В звуке нет никаких неприятных призвуков, звучание мягкое и теплое.

Динамическая обработка
По поводу динамической обработки в дорогих устройствах TC Electronic споры идут постоянно, что, в общем, понятно. А вот динамическая обработка, производимая недорогими устройствами TC Electronic, мне просто не нравится: звучит сухо и безжизненно. Алгоритмы Compressor и De-Esser производят динамические изменения в звуке, которые трудно назвать музыкальными. Очень тяжело настроить эффекты для выполнения даже далеко не самой сложной задачи.

Выводы
Итак, нашему вниманию предлагается устройство, производящее два параллельно или последовательно включенных эффекта, один из которых всегда является ревербератором. Устройство предельно простое в управлении, имеющее цифровые входы и выходы. Качество эффектов, не считая компрессора, деэссера и пружинного ревербератора, меня вполне удовлетворило: звучание натуральное, красивое, какое-то настоящее. За исключением того, что в некоторых алгоритмах реверберации хотелось бы иметь большую адекватность изменения звучания реверберационного хвоста в зависимости от динамики исполнения.

По-моему, серьезным недостатком прибора можно назвать отсутствие возможности работы его на частоте дискретизации 48 кГц при включении аналогового входа. Так что в качестве аналого-цифрового преобразователя для работы на частоте 48 кГц устройство использовать нельзя. А вот в качестве цифро-аналогового — можно. Очень странно, что при работе с аналоговым входом нет возможности синхронизироваться от цифрового. Конверторы звучат неплохо. Во всяком случае, намного чище, чем у большинства звуковых компьютерных интерфейсов той же ценовой категории.

Какой итог можно подвести? TC Electronic M 300 — нормальный, рабочий прибор, с большим набором достоинств и небольшими недостатками. Я, во всяком случае, купил его, не задумываясь. Мне надоело при игре на гитаре использовать массу каких-то мелких, путающихся под ногами коробочек, или, наоборот, монстрообразный процессор, вращение ручек и нажатие кнопок которого сильно отвлекают.

TC Electronic M 300 374$
ISPA

  Оценка статьи
Посещений: 29410 | Проголосовавших: 32 | Средняя оценка: 4.6

   

  Комментарии
24.06.04 15:16
Blauert
Если для гитары, то есть очень большой недостаток - пресеты переключаются с "провалом" в эффекте. То есть в мемент смены пресета эффект на некоторое время пропадает, что крайне неприятно :)

24.06.04 18:29
Pooll
Прибор интересен во всех отношениях. И статья, описывающая этот процессор достаточно объективно его описывает. Хочу заметить, что действительно при переключении есть некоторая задержка, что несколько затрудняет концертную работу. В студии никаких проблем это не вызывает. Что касается Компрессора, автор справеливо заметил его "особенности", но все же он не так бесполезен, при некотором упорстве и по приобретении навыков работать с ним можно, но это из серии "на безрыбье и рак- рыба".

Хотелось бы почитать статьи такого рода о сравнении близких приборов.


28.06.04 17:27
Andrew
sorry, уже года три пользуюсь TC2290: а где там динамический дилей? и какой кнопкой он включается/отключается?

29.06.04 10:16
Дмитрий Попов
Кнопкой Select в секции Modulation выбирается DYN, кнопкой Waveform - TRIG. Кнопкой Mod в секции Dyn эффект включается/выключается. Все действия описываются в разделе 3.7 руководства пользователя.

29.06.04 11:55
Andrew
спасибо, а то руководство там дурное очень. почитаю повнимательнее.

01.07.06 22:16

Эх... Примеры бы...

15.01.08 01:59
Дмитрий
Отличный прибор! Советую всем и каждому! Одно не пойму как он используется как vst plugin? (написанно в букваре) Ребят, Подскажите пожалуйста

15.01.08 02:31
Дмитрий
Всмысле видал что можно. А как...?

15.01.08 02:34

Отдельное спасибо за статью!

16.03.08 22:27
Андрей
Помогите!!! Как можно использовать VSTi плагин у меня не получаеться.

28.03.08 18:19
Look
По VST можно только управлять параметрами девайса, звук не передается . Как подключили, так и будет играть. Плагин можно скачать с сайта производителя. Там всё просто.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА