Начало
 
 


Электронная перкуссия

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Emu Procussion

Андрей МИХАЙЛОВ
Дмитрий ПОПОВ

Музыкальное Оборудование
апрель 2005

Перкуссионный звуковой модуль.

История компании E-mu началась в 1971 году с производства модульных аналоговых синтезаторов. E-mu означает Electronic Music, в начале, кстати, название компании писалось "Eµ" — с греческой буквой "ми" (или "мю", как она называлась раньше). От греческой буквы пришлось отказаться примерно в 1980 году, когда компания была официально зарегистрирована как корпорация E-mu Systems Inc. — американский закон запрещал использование подобных букв в названиях компаний. В 1976 году E-mu первыми стали применять микропроцессор для сканирования клавиатуры, а также разработали микросхемы для аналогового синтеза серии SSM, производившиеся компанией Solid State Music. Клавиатуры по лицензии использовались в таких полифонических инструментах, как Oberheim Four/Eight Voice и Sequential Circuits Prophet 5, а микросхемы — в Korg PolySix, PPG Wave 2.2, Sequential Circuits Prophet 5 Rev 1 и 2.

В 1980 году компания начала создание полифонического аналогового синтезатора с компьютерным управлением Audity. Представляя эту разработку на выставке AES в том же году, сотрудники E-mu заодно познакомились с несколькими новыми продуктами других компаний: цифровым семплером Fairlight CMI, цифровым дилеем Publison и ритм-машиной с семплами Linn LM 1. Решив, что будущее — за цифровым семплированием, сотрудники E-mu выпустили в 1981 году собственный семплер под названием Emulator. Первая модель не была особенно успешной, но последовавшие затем ритм-машина с семплами Drumulator и семплер Emulator II продавались уже очень хорошо.

В 1986 году появился семплер Emax — практически это тот же Emulator II, но сделанный с использованием собственных микросхем. Основной была DSP-микросхема E-chip, отвечавшая за транспонирование семплов, цифровые фильтры и эффекты. Собственные DSP позволяли снизить стоимость инструментов и повысить их надежность. Возможно, опыт E-mu в создании микросхем и является одной из причин долгожительства компании (во всяком случае, по сравнению с большинством американских производителей синтезаторов).

В 1988 году был выпущен семплер Emulator III на основе новой DSP-микросхемы F-chip. Это был передовой для своего времени инструмент (16 бит, 44,1 кГц, 16 голосов, встроенный жесткий диск, SCSI, возможность использовать приводы CD-ROM для библиотек), но его цена (около 15000$) была слишком велика для большинства музыкантов. К тому же, в конце 80-х конкуренция на рынке семплеров обострилась (особенно чувствовалось давление со стороны японских компаний), и доходы E-mu снизились. Для расширения ассортимента в 1989 году был начат выпуск звуковых модулей серии Proteus стоимостью менее 1000$. Модули были сделаны на основе DSP-микросхемы G-chip, также использовавшейся в семплерах Emax II и Emulator IIIx, и содержали в ROM от 4 до 8 Мб семплов из библиотеки Emulator III, но частота дискретизации семплов была уменьшена до 39 кГц, как в Emax II. Первым был выпущен Proteus 1 Rock & Pop, в 1990 году появился Proteus 2 Orchestral, затем Proteus 3 World в 1991 году и, наконец, осенью 1993 года — модуль со звуками ударных инструментов Procussion с рекомендованной розничной ценой 995$.

Снаружи
Procussion выполнен в однорэковом пластиковом корпусе (габариты 45 x 483 x 216 мм, масса 2 кг). В центре передней панели находится жидкокристаллический дисплей (две строки по 16 символов) зеленого цвета. Слева от дисплея расположены кнопка включения, светодиодный индикатор MIDI-активности, кнопки выбора режимов Master (в этом режиме редактируются параметры модуля в целом) и Edit (здесь редактируются параметры ударных установок), кнопка Enter (возвращение к началу текущего дисплея или выполнение требуемой операции). Три последние кнопки имеют светодиодные индикаторы. Для выхода из режима Master или Edit надо нажать соответствующую кнопку еще раз. Справа от дисплея есть кнопка перемещения курсора, шаговый регулятор для ввода данных и регулятор громкости. Нажатием кнопки курсор перемещается только вперед, для двунаправленного перемещения надо использовать регулятор ввода данных при нажатой кнопке курсора.


 
E-mu Procussion  
   

На задней панели находятся съемный кабель питания (блок питания универсальный), три MIDI-разъема и шесть выходов (джеки, номинальный уровень +4 дБ): два основных и две пары дополнительных. Правый основной выход можно использовать как моно, а левый — как стерео (например, для наушников). При помощи инсертного кабеля любой дополнительный выход можно использовать как посыл-возврат (например, для обработки отдельных звуков внешним устройством).


 
E-mu Procussion  
   

Следует отметить, что модуль не имеет триггерных входов и вся работа с ним должна производиться по MIDI.

Внутри
Procussion имеет 4 Мб семплов в ROM (разрядность 16 бит, частота дискретизации 39 кГц), 16-частную мультитембральность, полифонию 32 голоса (поскольку один звук может состоять из четырех семплов, реальная полифония может уменьшиться до восьми голосов), 64 пресетные и 64 пользовательские ударные установки. Всего в модуле 221 семпл, из них 141 семпл инструментов (наряду с ударными и перкуссией есть также реверберационные отклики и басы), четыре классические формы волны (синусоидальная, треугольная, прямоугольная, пилообразная), 22 волны с гармониками (четными, нечетными или всеми, в разных октавах), 54 "цифровые" формы волны.

В отличие от большинства других барабанных модулей, Procussion имеет развитые возможности редактирования звуков и модуляции параметров. В основе звукообразования находится "инструмент": семпл с несколькими регулируемыми и модулируемыми параметрами. Из инструментов составляется "стек", в стеке может быть до четырех инструментов, являющихся его слоями. Слои могут воспроизводиться одновременно или поочередно, также возможен кроссфейд слоев. В модуле есть 556 стеков, из них первые восемь пользовательские. Пользовательские стеки сохраняются вместе с пользовательской ударной установкой, так что всего модуль может содержать 512 (8 x 64) пользовательских стеков.

Стек, назначенный на определенную область клавиш (или на одну клавишу), формирует "зону". Если зона состоит из нескольких клавиш, то звуки воспроизводятся с изменением высоты тона в зависимости от нажатой клавиши (впрочем, это можно отменить в настройках каждой зоны). Две зоны могут быть назначены на одну клавишу.

Зоны собираются в ударную установку, до 24 зон в каждой. Установки назначаются на MIDI-каналы, также у каналов можно изменить громкость и панораму (параметр панорамы "K" означает, что используется значение панорамы из текущей ударной установки). Необходимо отметить, что изначально Procussion находится в режиме Omni — ноты, поступающие по всем MIDI-каналам, воспроизводятся звуками текущей ударной установки. Для мультитембрального использования надо в меню Master изменить режим на Multi.

Procussion не имеет процессора эффектов, но среди его семплов есть четыре реверберационных отклика (два для малых барабанов и два для бас-барабанов), с помощью которых можно создать некоторое подобие реверберации, например, как показано в файле 33HugeRoom.mp3 (98 Кб).

Уникальной особенностью модуля является функция Trigger Tempo, позволяющая модулировать разные параметры в зависимости от того, насколько часто поступают MIDI-ноты. Работа функции демонстрируется в звуковом примере TriggerTempo.mp3 (126 Кб): в первых двух тактах функция отключена, в третьем и четвертом включено модулирование позиции начала семпла. Таким образом, когда ноты начинают поступать часто (в данном случае — шестнадцатыми), атака семпла пропускается и звучание брейка получается более естественным (в акустических барабанах это связано с отличием звучания при ударе по неподвижной мембране и по уже колеблющейся). Обратите внимание, что первоначальный удар по каждому тому (первая нота в каждой группе из четырех шестнадцатых) звучит с полноценной атакой (то есть функция считает частоту поступления одинаковых нот), что соответствует акустическим барабанам.

Для инициализации модуля надо держать нажатыми кнопки Master и Edit при включении устройства. Будет запущен режим диагностики, в котором надо выбрать Initialize.



 
Как открыть Procussion
В корпусе любого модуля E-mu серии Proteus в качестве крепежа используются защелки, являющиеся частями пластмассовых крышек корпуса. На каждой крышке есть шесть защелок — по две сзади, справа и слева. Эти защелки входят в пазы, прорезанные в стальном шасси-"обечайке". Края металла над прорезями слегка отогнуты наружу, что облегчает установку верхней и нижней крышек и позволяет открывать защелки снаружи через щели, прорезанные в крышках над каждой защелкой. Начинать разборку модуля следует со снятия верхней крышки, поскольку к нижней крепятся платы, соединенные шлейфами с деталями передней и задней панелей. Первым делом следует из твердого дерева или пластмассы (чтобы металлом не изуродовать защелки) изготовить специальный "инструмент" для отжимания защелок. В нашем случае использовался кусок школьной линейки из твердого дерева. Пластмассовая линейка была бы предпочтительней в силу большей прочности. Основу инструмента составляет пластина толщиной четыре миллиметра, шириной девять миллиметров и длиной около десяти сантиметров. Отступаем от одного края пластины 22 миллиметра и стачиваем ее широкую часть до толщины в один миллиметр на конце, делая клин. Грани другого торца пластины чуть-чуть закругляем. Инструмент готов. Теперь торцом пластины, противоположным клину, по очереди отжимаем две задние защелки через широкие щели в задней панели, одновременно пальцами раздвигая верхнюю и нижнюю крышки. После того, как защелки освободятся, в образовавшуюся щель можно засунуть что-нибудь (например, скрученный кусок бумаги), чтобы предотвратить их возвращение в исходное состояние. После того, как задние защелки будут открыты, следует перейти к боковым защелкам одной из сторон. Начинать следует с той защелки, которая ближе к задней панели. Вставляем клин "инструмента" в щель верхней крышки скошенной стороной от края крышки и, нажимая на него, одновременно пытаемся поднять крышку со стороны уже открытых задних защелок. После того, как боковая задняя защелка будет открыта, переходим к передней, а затем — к защелкам противоположной стороны (также начиная с задней). В заключение следует сказать, что больших усилий описанные операции не требуют — если защелки не открываются, значит, что-то делается не так.
 
   

 
E-mu Procussion  
   

Режим Edit
Как уже было сказано, в режиме Edit редактируются параметры отдельной ударной установки. При смене установки все настройки теряются, если установку предварительно не сохранить. Необходимо отметить, что параметры инструмента и стека можно редактировать только в том случае, если стек — пользовательский (чтобы редактировать пресетный стек, его надо предварительно скопировать в пользовательский).

На уровне инструмента можно редактировать высоту тона (грубо и точно), уровень, панораму, задержку, позицию начала семпла, реверсирование, параметры альтернативной огибающей уровня (включение, время атаки, поддержки и затухания; альтернативной огибающая называется потому, что каждый звук имеет пресетную огибающую уровня), параметры огибающей высоты тона (включение, уровень, время затухания). Различные параметры инструмента можно модулировать посредством MIDI-сообщений динамики, номера ноты, послекасания, колеса высоты тона, а также четырех назначаемых MIDI-контроллеров, LFO, темпа поступающих сообщений, генератора случайных значений. Кроме того, модулируются (но не редактируются) тембр, акцент (дополнительное увеличение громкости), частота и уровень LFO.

У стека можно изменить название, выбрать инструмент для каждого слоя, отредактировать высоту тона (грубо и точно), уровень, панораму, параметры LFO (форма волны, частота, уровень и цель), параметры модуляционных коммутаций 3-6 (источник, цель, уровень), цели педальных переключателей 3 и 4. Здесь же выбирается режим переключения слоев: Off — все слои играют одновременно; Crossfade — кроссфейд между слоями в зависимости от управляющего сигнала; Threshold — переключение между слоями в зависимости от управляющего сигнала и установленных точек переключения; Hi-Hat — похож на режим Threshold, но четвертый слой проигрывается только в том случае, когда управляющий сигнал предварительно пересекает точки переключения 2 и 3; Alternate 1 и 2 — разные способы циклического переключения слоев в зависимости от управляющего сигнала; Random 1 и 2 — разные способы случайного переключения слоев в зависимости от управляющего сигнала. Есть два варианта группировки слоев для переключения: 1/2/3/4 и 1+2/3+4. Также можно выбрать управляющий сигнал для переключения слоев (MIDI-сообщения динамики, темп MIDI-сообщений, генератор случайных чисел, контроллер A/B/C/D, педальный переключатель 1/2/3/4) и отредактировать точки переключения. Режим солирования слоя (прослушивания только текущего слоя) может быть удобен при редактировании.

На уровне зоны устанавливается диапазон клавиш, выбирается стек, редактируются высота тона (грубо и точно), уровень и панорама (можно выбрать Stack, тогда используется значение панорамы, установленное в стеке). Кроме того, можно выбрать режим полифонии: полная (зона может использовать все 32 голоса), максимум восемь голосов, максимум четыре голоса, моно, моно только для используемого слоя, моно для всех остальных слоев (кроме используемого), а также одна из восьми групп взаимоисключения. Еще здесь производятся переключение режима Nontranspose, выбор шины субмикса (назначение субмиксов на выходы производится в меню Master — для всех ударных установок сразу), включение/выключение источников модуляции 1 и 2, включение/выключение педальных переключателей 1 и 2.

У установки можно изменить название, пороговый уровень функции Trigger Tempo, параметры модуляционных коммутаций 1 и 2 (источник, цель, уровень), цели педальных переключателей 1 и 2. Также здесь выбирается кривая динамической характеристики (десять вариантов). Кроме того, есть функции копирования зоны из любой ударной установки в текущую, копирования стека из любой ударной установки в один из пользовательских стеков текущей установки, сохранения установки.

Режим Master
В этом режиме редактируются параметры модуля в целом: строй, транспонирование, MIDI-режим (Omni, Poly, Multi) и возможность менять этот режим по MIDI, идентификационный MIDI-номер, пороговый уровень функции Trigger Tempo (также можно использовать значение из каждой ударной установки, установив здесь Per Kit), назначение шести имеющихся в модуле контроллеров на определенные MIDI-сообщения (непрерывные контроллеры от 01 до 31), назначение четырех имеющихся в модуле номеров педальных переключателей на определенные MIDI-сообщения (контроллеры от 64 до 79), карта соответствия MIDI-сообщений Program Change номерам ударных установок модуля.

Кроме того, можно включить/выключить каждый MIDI-канал, а также установить для него кривую динамической чувствительности (десять вариантов или вариант Kit, при котором используются кривые из ударных установок), карту зон (позволяет перенастроить модуль на работу с разными MIDI-контроллерами, есть несколько пресетных карт и две пользовательские), режим работы огибающей уровня (Trigger или Gate, в первом случае огибающая всегда отрабатывается полностью, во втором после поступления сообщения о взятии ноты стадии атаки и поддержки повторяются циклически, а стадия затухания наступает только когда приходит сообщение о снятии ноты), возможность менять ударные установки посредством MIDI-сообщений Program Change.

Здесь же каждая из 16 шин субмикса может быть назначена на выход или пару выходов (также есть параметр Layer, назначающий каждый из четырех слоев на отдельный дополнительный выход). Если в дополнительные выходы не вставлены штекеры, то все звуки переадресуются на основные выходы.

Еще есть несколько сервисных функций: включение/выключение автоматического выбора зоны/стека для редактирования при проигрывании их, включение/выключение дублирования функций органов управления посредством MIDI-нот, передача данных как сообщений SysEx, изменение "угла наклона" дисплея, включение демонстрационной секвенции.

Звучание
Модуль имеет собственный характер звучания, которое можно охарактеризовать как "пробивное", даже немного резковатое — и акустические барабаны, и электронные способны "прорезать" микс (особенно это касается малых барабанов). Акустические барабаны, в целом, хорошие, естественные. Примеры приведены в файлах 04JazzDrums+Bass.mp3 (269 Кб) и 33HugeRoom.mp3 (98 Кб). Есть неплохие этнические звуки и спецэффекты. Синтезаторные возможности позволяют создавать странные звуки в стиле Kraftwerk. Модуль вполне можно использовать для рок- и поп-музыки, но больше всего он подходит для электроники (особенно в стиле 90-х): электропоп, индастриал, рэп, R&B. В качестве примеров послушайте файлы DMNewDress+Bass.mp3 (273 Кб) и Rap.mp3 (218 Кб). Для современной электронной музыки (особенно танцевальной) могут потребоваться значительное редактирование и дополнительная обработка, изначальный звук немного "коробочный". Говоря о недостатках, можно еще отметить, что у бас-барабанов несколько недостает низа, а у тарелок маловато верха. То есть, общее звучание несколько "серединистое", грубоватое.

Среди известных пользователей Procussion — Front 242, Bill Bruford, Yello (альбом Zebra), David Morales, KMFDM, Paul Robb. Кроме того, он использовался при записи основной темы к фильму "Миссия невыполнима" (Mission Impossible).

Впечатления
Хотя операционная система Procussion изменена по сравнению с другими модулями серии Proteus, она все-таки лучше приспособлена для клавишных звуков, чем для ударных. Как, впрочем, и конструкция модуля в целом. Например, столь часто встречающаяся задача, как быстрое изменение громкости отдельных звуков, в Proteus легко решается регулированием громкости MIDI-каналов. Но с Procussion, в котором на каждом MIDI-канале содержатся звуки разных ударных инструментов, этого уже недостаточно. Можно, конечно, отдать каждый MIDI-канал под отдельный звук, но это требует выделения для Procussion своего MIDI-порта, что не всегда возможно. Кроме того, шесть выходов — это студийный минимум для модуля, воспроизводящего полную ударную установку (бас-барабан, малый барабан, стереопара тарелок, стереопара томов и всех остальных звуков).

Управление хетом в Procussion реализовано значительно лучше, чем у многих аналогичных устройств того времени. Возможность переключать четыре слоя стека при помощи MIDI-контроллера позволяет добиться довольно реалистичного открывания и закрывания хета. В качестве управляющего устройства мы подключали к Procussion барабанный мультипэд Roland SPD 20 с педалью хета Roland FD 7. Приложив некоторые усилия, удалось заставить их прилично работать вместе: при ударе палкой по соответствующему пэду и смещении педали звук хета изменялся от закрытого до открытого, несколько дискретно, но вполне приемлемо. Более того, поскольку роландовская педаль хета умеет вызывать еще одну ноту при полном закрытии, на нее был назначен звук хета, закрытого ногой, из арсенала Procussion. В целом, хет получился неплохой, основным его недостатком было то, что к игре на нем надо привыкать: после удара по хету изменить звук педалью (стандартным приемом барабанщика) не получится, поэтому ногу приходится "пускать чуть вперед", чтобы она опережала руку. Современные электронные барабаны свободны от этого недостатка и их хеты работают практически так же, как и живые.

Операционную систему модуля нельзя назвать интуитивно понятной, хотя во многом это объясняется обширностью возможностей. Скажем, то, что зоны назначаются не непосредственно на выходы, а сначала на субмиксы, позволяет быстро изменить конфигурацию выходов в зависимости от условий использования модуля (наличия свободных каналов микшера, необходимости дополнительной обработки определенных звуков), но усложняет понимание. В модуле есть функции, облегчающие процесс редактирования (например, возможность устанавливать по MIDI такие параметры, как область клавиш или номер контроллера), но все равно разобраться с ним непросто.

Помочь с редактированием могут специальные программы. Procussion поддерживают такие универсальные редакторы, как Sound Quest Midi Quest, Emagic SoundDiver, MOTU Unisyn, MIDI Editor. На рисунке показано окно редактирования установки (меню Edit) программы Midi Quest.


 
Sound Quest Midi Quest  
   

Выводы
Сейчас средняя стоимость Procussion в мире — 150$, у нас — около 200$ по мониторингу объявлений на сайте МО. За эти деньги модуль может быть хорошим приобретением для тех, кто интересуется глубоким редактированием звуков ударных инструментов (практически на уровне синтезатора), но не хочет связываться с семплером. Кроме того, удачным может быть использование Procussion, например, для малых барабанов, совместно с другим инструментом, способным производить низкие бас-барабаны.

Из недостатков модуля можно отметить отсутствие фильтров, эффектов (что особенно важно, учитывая не очень большое количество выходов) и возможностей расширения.

По звучанию (особенно по укладываемости в миксе) и возможностям редактирования Procussion превосходит популярные барабанные модули Alesis D 4 и DM 5, но необходимо учесть, что у этих устройств есть триггерные входы и их можно использовать как преобразователи триггер-MIDI. Кроме того, Alesis D 4 продается дешевле (около 130$; средняя цена DM 5 — около 230$).

Более сильным конкурентом для Procussion является модуль Yamaha RM 50, имеющий три слота для карт с семплами, возможность установки полмегабайта RAM для загрузки семплов посредством SDS, шесть триггерных входов и восемь аудиовыходов. Правда, у него меньше полифония — 16 голосов. Средняя цена RM 50 в мире —135$, у нас — 240$.

  Звуковые примеры

33HugeRoom.mp3 (98 Кб)
04JazzDrums+Bass.mp3 (269 Кб)
DMNewDress+Bass.mp3 (273 Кб)
Rap.mp3 (218 Кб)
TriggerTempo.mp3 (126 Кб)

  Мониторинг цен по объявлениям

Средняя 190.
300 (02.10.2001), 250 (09.10.2001), 350 (15.11.2001), 100 (17.11.2001), 150 (03.12.2002), 100 (07.12.2002), 350 (09.04.2003), 300 (30.12.2003), 200 (15.01.2004), 200 (24.01.2004), 200 (27.01.2004), 200 (04.02.2004), 150 (21.02.2004), 199 (21.02.2004), 150 (24.03.2004), 140 (05.04.2004), 130 (07.04.2004), 200 (07.02.2005), 200 (13.02.2005), 200 (07.03.2005), 150 (12.03.2005), 150 (19.03.2005), 200 (21.08.2005), 150 (30.10.2005), 150 (14.11.2005), 150 (11.12.2005), 150 (18.12.2005), 150 (28.12.2005).

Приводятся цены по объявлениям, ранее размещенным на сайте МО в разделе Продажа. Полный список здесь.

  Оценка статьи
Посещений: 10138 | Проголосовавших: 5 | Средняя оценка: 5.0

   

  Форум

Вопрос тем кто "юзал" E-mu Procussion

О Procussion пару слов....

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА