Начало
 
 


CreamWare Luna II

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  CreamWare Luna II

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 2002

Компьютерная система.

Программно-аппаратный комплекс. Чем же так привлекательны системы данного класса? Казалось бы, рост производительности современных компьютеров, качественный и количественный рост музыкальных приложений и "независимого" железа давно должны были загнать программно-аппаратные комплексы в разряд атавизмов. И, вероятно, так бы оно и было, если бы "демократичные" музыкальные приложения и подключаемые модули, использующие центральный процессор компьютера, не ставили бы друг другу подножки. И, несмотря на то, что производителями ведется постоянная работа по улучшению взаимодействия программ и их интеграции (например, появление виртуальных инструментов формата DXi или VST 2.0, разработка протокола ReWire и т. д.), центральный процессор все еще остается мало пригодным для работы со звуком в реальном времени. Дело в том, что этот процессор осуществляет многозадачность в режиме разделения времени, — именно это и является причиной многих неприятностей. К тому же, качество обработки, выполняемой большинством подключаемых модулей, работающих за счет центрального процессора, не выдерживает никакой критики. Так что отказаться от использования плат со специализированными DSP на борту в пользу чисто программных решений пока не получается.

Совсем недавно на страницах МО рассказывалось о программно-аппаратных комплексах фирмы Digidesign. Но позиции Digidesign Pro Tools сильны лишь на платформе Mac, да и цены на компоненты этой системы — сами знаете какие. А на платформе PC успешно используется продукция фирмы CreamWare (совместимая также и с Mac), которая несколько отличается подходом к построению своего "музыкального окружения для компьютера". И, надо сказать, подход этот более демократичен: пользователю предоставляется свобода выбора музыкальных приложений. О некоторых продуктах CreamWare на страницах МО рассказывалось и раньше (см. статьи "CreamWare Pulsar II и Power Sampler" и "CreamWare Pulsar"). С тех пор появилось множество новинок, в том числе и свежие версии программного обеспечения. Далее речь пойдет о программно-аппаратном комплексе на базе платы CreamWare Luna II, которая использовалась совместно с блоком аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей Luna 24/96 I/O Box.

Краткое описание системы
Если коротко, то система представляет собой PCI-плату с DSP, управлением и конфигурированием которой занимается программная часть. Программная часть выполняет синтез, микширование, обработку, маршрутизацию и предоставляет музыкальным приложениям (и операционной системе) виртуальные порты в необходимом количестве. А ни о чем не подозревающие музыкальные приложения "видят" эти виртуальные порты и обмениваются с ними аудио- и MIDI-информацией как с любым другим устройством. В зависимости от прилагаемого "софта" система называется Luna, Electra или Power Sampler.

Драйверы для программно-аппаратных комплексов CreamWare существуют под все принятые в музыкальном мире операционные системы и разного типа (например, ASIO2, MME, Direct Sound, GSIF). Хотя эти драйверы в некотором смысле выходят за пределы привычных представлений о таковых.

Аппаратная часть
Основой системы является плата CreamWare Luna II (430$). Необходимая вычислительная мощность обеспечивается имеющимися на борту тремя DSP SHARC. На заглушке-брэкете платы расположены стереопара несимметричных аналоговых входов (джек) и стереопара несимметричных аналоговых выходов (джек, может использоваться для подключения наушников), MIDI-вход и MIDI-выход (на разъемах mini-DIN), шестиконтактный разъем Z-Link (используется тот же разъем, что и для FireWire, однако протокол Z-Link несовместим с FireWire) и электрический цифровой интерфейс формата SPDIF, почему-то выполненный на трехконтактном миниджеке. Аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 96 кГц. Кроме того, на плате есть разъем шины S/TDM, предназначенной для объединения в одну систему нескольких плат CreamWare, и разъем для подключения дочерней платы. Поддерживаются ввод и вывод до 36 аудиоканалов одновременно. Возможна совместная работа нескольких плат CreamWare Luna II (а также совместная работа с платами CreamWare Pulsar и Scope), однако производитель не рекомендует устанавливать более трех устройств, так как в этом случае не может гарантировать стабильную работу системы.

CreamWare Luna II

Дочерняя плата Luna ADAT Expansion (195$) добавляет два входа и два выхода формата ADAT (Tos-Link), один порт Z-Link. Устанавливается на корпус компьютера вместо заглушки-брэкета и не занимает слота, соединяется с платой Luna II шлейфом. Есть разъем для подключения дочерней синхронизационной платы. Luna ADAT Expansion питается непосредственно от блока питания компьютера (разъем как на 3,5"-дисководе).

CreamWare Luna ADAT Expansion

Дочерняя плата синхронизации Sync Plate (215$) добавляет вход и выход WordClock (BNC), а также вход и выход ADAT-синхронизации (девятиконтактные разъемы D-Sub). Устанавливается на корпус компьютера вместо заглушки-брэкета и не занимает слота.

CreamWare Sync Plate

Блок аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей Luna 24/96 I/O Box (430$) имеет восемь несимметричных аналоговых входов и восемь несимметричных аналоговых выходов на разъемах RCA, восемь трехцветных светодиодных индикаторов уровня входных сигналов, светодиодный индикатор питания, инфракрасный приемник дистанционного управления (пульт дистанционного управления пока еще не выпущен) и разъем Z-Link. Блок получает питание от компьютера. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность 24 бита и частоты дискретизации до 96 кГц.

CreamWare Luna 24/96 I/O Box

Блок аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей CreamWare A 16 Ultra (1290$) имеет шестнадцать аналоговых входов и шестнадцать аналоговых выходов, два входа и два выхода формата ADAT, два порта Z-Link, вход и выход WordClock (BNC), шестнадцать пятисегментных светодиодных индикаторов уровня. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают частоты дискретизации 32, 44,1, 48, 88,2 и 96 кГц, разрядность 24 бита. При частотах дискретизации 88,2 и 96 кГц ADAT-интерфейсы работают с использованием алгоритма S-MUX, в этом случае число доступных каналов сокращается вдвое. Возможно сохранение настроек во встроенной памяти. Устройство выполнено в однорэковом корпусе. Производителем обещан выпуск опций дополнительного ADAT-интерфейса, интерфейса формата TDIF и порта USB 2.0.

Программная часть
Программная часть системы состоит из программы Luna Software и набора модулей. Далее я буду рассказывать о программном обеспечении версии 3.01, которое поставлялось с платой Luna II.

Интерфейс программы Luna Software (рис. 1) организован из трех элементов: главного меню, окна проекта и браузера файлов.


 
Рис. 1  
   

 Рис. 2

Ну, с главным меню вроде бы все и так понятно (особенно тем, кто привык работать с программой Logic Audio, интерфейс которой далек от "виндовости"). Остановлюсь подробнее лишь на меню View. Здесь есть окно Luna Settings с тремя закладками (Screen, Global и Directories), индикатор загрузки установленных на плате DSP (рис. 2), окно настройки MIDI-контроллеров, окно настройки автоматического поиска программных компонентов, окно настройки времени задержки запись-воспроизведение (рис. 3, обратите внимание, какое маленькое время аппаратной задержки обеспечивает используемая технология ULLI — Ultra Low Latency Interface), окно с регистрационной информацией "железа" и модулей, а также список разработчиков данной версии продукта с информацией о разделении труда между ними.

 Рис. 3

Окно проекта является главным местом действия. Здесь из модулей собирается хитроумная конструкция, которая, с одной стороны, определяет "аппаратную" конфигурацию, предоставляемую музыкальным приложениям как различные порты ввода-вывода, а с другой стороны "озадачивает" DSP платы. Принцип работы остался неизменным со времен предыдущих версий программ CreamWare, поэтому повторяться не буду. По сути дела это еще один виртуальный аналог студийной коммутации (у "музыкального окружения для компьютера" CreamWare есть сильное внешнее сходство с Environment в Logic Audio). Окно проекта также имеет свое меню, представляющее собой список рассортированных по типам модулей. Модули можно выбирать как из этого меню, так и посредством окна браузера файлов, который также позволяет упорядочивать модули и имеет множество функций, аналогичных проводнику Windows.

Теперь посмотрим штатный набор модулей. Модули рассортированы на эффекты (Effects), модули аппаратного ввода-вывода (Hardware IOs), MIDI-модули (MIDI), микшерные модули (Mixer), плагины (Plug-Ins), модули программного ввода-вывода (Software IOs). Эффекты, в свою очередь, разделены на монофонические и стереофонические. Монофонические эффекты рассортированы по типам: задержка (один модуль Delay M), динамическая обработка (компрессор Compressor M, гейт Gate M, лимитер Limiter M), фильтры (четырехполосный параметрический эквалайзер PEQ 4 M) и модуляционные эффекты (фленджер Flanger M и фейзер Phaser M). Стереофонические эффекты также рассортированы по типам: задержка (Delay S, Dual Delay S), динамическая обработка (компрессор Compressor S, гейт Gate S, лимитер Limiter S), фильтры (четырехполосный параметрический эквалайзер PEQ 4 S), модуляционные эффекты (хорус Chorus S, фленджер Flanger S и фейзер Phaser S) и реверберация (ревербератор MasterVerb, рис. 4).

 Рис. 4

В набор MIDI-модулей входят Key Splitter, MIDI Filter, MIDI Merger, MIDI Monitor, MIDI Monitor II, MTCToClk, Sequencer Remote. В число микшерных модулей входят AuxRack, ControlRoom, Destination M, Destination S, Source M, Source S, RM 24-2 Recording Mixer, Recording Mixer V2 и SM 16-6 Surround Mixer. При активизации модуль предстает своей коммутационной стороной, так сказать, "задней панелью". В этом виде модули совсем невзрачные. Но двойным щелчком мыши можно развернуть полноценный пользовательский интерфейс модуля (самые простые модули, не допускающие никаких пользовательских настроек, "красивого" интерфейса не имеют). Особенно впечатляют интерфейсы 24-канальных микшеров RM 24-2 Recording Mixer и Recording Mixer V2, а также шестнадцатиканального "сурраундного" микшера SM 16-6 Surround Mixer (рис. 5).


 
 Рис. 5  
   

В разделе Plug-Ins оказался всего один модуль Notepad, естественно, со звуком ничего не делающий, но тоже полезный. Набор модулей аппаратного ввода-вывода (Hardware IOs) и модулей программного ввода-вывода (Software IOs) поясняют рисунки 6 и 7 соответственно.

 Рис. 6

 Рис. 7

Формат модулей CreamWare открыт для сторонних разработчиков. Посредством интернета можно получить множество бесплатных модулей и приобрести коммерческие виртуальные устройства.

Ну а что касается популярного модульного синтезатора Modular 2 и семплера STS 3000, то о них было подробно рассказано в предыдущей статье. Собственно, наличием этих виртуальных устройств и отличаются комплекты Electra и Power Sampler соответственно. Кроме того, Modular 2 и STS 3000 можно приобрести отдельно (по цене 198$ и 199$ соответственно). Еще можно приобрести модуль STS 4000 (265$), являющийся дальнейшим развитием STS 3000, семплер STS 5000 (459$), "продвинутый" векторный синтезатор Vectron (298$) и т. д.

Как происходило тестирование
При тестировании использовался компьютер следующей конфигурации: процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE-контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, аудиоинтерфейс Marian MARC 2, Windows XP Professional. Конечно, указанный компьютер не является последним писком моды, но зато обладает превосходной совместимостью с различным музыкальным "железом". Прослушивание осуществлялось через мониторы Polk Audio, а также наушники AKG 240 M, Beyerdynamic DT 990 Pro, Beyerdynamic DT 770 Pro и Sennheiser HD 580 (совместно с усилителем для наушников Oz Audio HM 6). В качестве контрольных использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи процессора Lexicon M 300 и цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000. Коммутация цифровых сигналов осуществлялась посредством кабелей Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (для электрических интерфейсов), и оптических кабелей Swissonic и Mutec. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.

В комплекте к плате CreamWare Luna II прилагаются два кабеля-переходника с разъема DIN5 female на mini-DIN male (длиной примерно по 20 см), обеспечивающие совместимость расположенных на заглушке-брэкете платы MIDI-входа и MIDI-выхода со стандартной MIDI-коммутацией, компакт-диск с драйверами и программным обеспечением, объемистое руководство по инсталляции (единое для всех продуктов CreamWare) на немецком, английском и французском языках (прямо-таки как записка из найденной в брюхе акулы бутылки в "Детях капитана Гранта"), регистрационная карточка и листок с дополнительной информацией по установке устройства. Плата выглядела солидно, монтаж аккуратный. Недоумение вызывал лишь факт использования разъема "миниджек" для цифрового интерфейса.

В комплекте блока аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей Luna 24/96 I/O Box прилагается соединительный кабель Z-Link (представляет собой стандартный кабель FireWire длиной около 1,8 м, имеющий на концах шестиконтактные разъемы), руководство по инсталляции (такое же, как и у CreamWare Luna II), регистрационная карточка, карточка с лицензионным соглашением и гарантийной информацией, спецификация продукта на английском и немецком языках. Блок оказался на удивление маленьким: при ширине примерно в половину девятнадцатидюймого рэка и высоте в одну единицу, его глубина (или длина) не превышала десяти сантиметров. Мне довелось видеть такой блок в разобранном состоянии: на расположенной внутри него одной-единственной простенькой печатной плате (со следами флюса, оставшимися после пайки) установлены часто встречающиеся микросхемы-кодеки AKM AK4524VF в количестве четырех штук.

Процедура инсталляции платы прошла успешно. На панели задач Windows появился значок Luna, щелчок мыши по которому открывает меню, показанное на рисунке 8.

 Рис. 8

Здесь интерес представляет пункт Show Settings, открывающий окно настроек синхронизации и выбора частоты дискретизации Samplerate Settings (рис. 9).

 Рис. 9

Однако, прежде чем начать работу, необходимо проделать еще кое-какие трюки. Именно трюки, поскольку придется залезть в свойства системы (My Computer — System Properties — Hardware — Device Manager), найти в списке устройств нашу замечательную плату (обозначенную там как CreamWare DSP Board), открыть окно с ее свойствами (CreamWare DSP Board Properties) и выбрать закладку Settings (рис. 10). Несложно догадаться, что Windows увидит на плате именно столько устройств ввода-вывода (как для аудио, так и для MIDI), сколько мы укажем в вышеупомянутом диалоге. Но это еще не все. Надо запустить программу Luna Software и сотворить в ее окне проекта хотя бы ту "аппаратную" конфигурацию, которую мы хотим предоставить музыкальным приложениям. К сожалению, предоставляемые операционной системе и музыкальным приложениям порты ввода-вывода имеют невразумительные одинаковые обозначения, поэтому порой непросто бывает установить соответствие между виртуальными устройствами ввода-вывода в окне проекта Luna Software и тем, что доступно другим программам.

 Рис. 10

В число используемых при тестировании музыкальных приложений вошли Cakewalk Sonar 1.3.1, Emagic Logic Audio Platinum 4.7, Steinberg WaveLab 3.0 и Syntrillium Cool Edit Pro 1.2. В ряде случаев взаимопонимание Luna и музыкальных приложений было просто изумительным. Но были и неприятности: попытка записи в Cakewalk Sonar с Luna стабильно давала "синий экран смерти", а совместная работа Luna и Marian MARC 2 под Cakewalk Sonar оказалась невозможной — программа просто "повисала". С Logic Audio тоже были проблемы — программа наотрез отказывалась работать с MIDI-портами Luna. А вот сама программа Luna Software работала на удивление стабильно.

Проверка цифрового интерфейса Luna на честность выполнялась в два этапа. Тестовый материал воспроизводился через цифровой выход Luna и записывался с цифрового входа Marian MARC 2. Затем полученная на предыдущем этапе копия тестового материала воспроизводилась через цифровой выход Marian MARC 2 и записывалась с цифрового входа Luna. Полученный в результате выполнения описанной процедуры файл оказался идентичным исходному, что доказывает "честность" цифрового интерфейса Luna. Проверка цифрового интерфейса на "честность" в дуплексном режиме является куда более суровым испытанием, которое, как показывает практика, выдерживают далеко не все устройства. К такой второстепенной возможности Luna, как электрический цифровой интерфейс формата SPDIF, столь жестких требований я предъявлять не стал.

Для тестирования аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей Luna применялась программа Cool Edit Pro 1.2. В качестве тестового материала, по соображениям преемственности результатов, использовался компакт-диск Van Halen III (невозможно описать, как он мне уже надоел!). К многократно проверенным на "честность" цифровым входам и выходам Marian MARC 2 были подключены контрольные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. Затем тестовый материал воспроизводился через контрольные цифро-аналоговые преобразователи, выходной сигнал подавался на аналоговые входы Luna (стереоджек на плате), с которых и осуществлялась запись результата работы аналого-цифровых преобразователей этого устройства. Аналогично, при воспроизведении тестового материала через аналоговые выходы Luna и подачи его на входы контрольных аналого-цифровых преобразователей, с цифрового входа Marian MARC 2 был записан тест цифро-аналоговых преобразователей устройства. При прослушивании результатов теста первое впечатление было весьма благоприятным. Но первое впечатление оказалось обманчивым, при сравнении с оригиналом я отметил значительное окрашивание звука, какое обычно дает бытовая аппаратура. Кроме того, в звуке присутствовала избыточная компрессия (по сравнению с оригиналом), вероятно, это и было причиной ошибочного впечатления при первом прослушивании, кстати, довольно тихом. Последующее исследование тестовой фонограммы (в программе WaveLab) выявило уменьшение ее кросс-фактора примерно на 1 дБ после прохождения аналого-цифровых преобразователей Luna (цифро-аналоговые преобразователи Luna тоже имели аналогичную проблему, хотя и не так ярко выраженную). Лично я бы для ответственных задач такими преобразователями пользоваться не стал. Справедливости ради следует отметить, что громкость записанных тестов и исходного материала выравнивалась программно (WaveLab), с преобразованием из 16 бит в 32 с плавающей запятой и обратно (с дизерингом). Результат такого пересчета оказывает на звучание пренебрежимо малое воздействие, в сравнении с тем, что творят примитивные аналого-цифровые (особенно) и цифро-аналоговые преобразователи плат.

Уровень выходного аналогового сигнала и чувствительность аналоговых входов (как на плате, так и на блоке Luna 24/96 I/O Box) в точности соответствовали заявленным в документации номинальным значениям -10 дБв. Уровень шума в аналоговой части звукового тракта системы оценивался при непосредственном соединении несимметричными кабелями аналоговых выходов с аналоговыми входами. Значения пикового уровня шума считывались с индикаторов уровня записи программы WaveLab. Уровень шума оказался одинаковым как для пары аналоговых входов и выходов, расположенных на плате, так и на блоке Luna 24/96 I/O Box, и составил -80,77 дБ относительно полной цифровой шкалы (0 dBFS). Это значение можно считать стандартным для мультимедийной аппаратуры.

Заключение
Несомненно, сильными сторонами CreamWare Luna (как и других продуктов CreamWare) являются расширяемость и регулярное обновление программного обеспечения. Хотя расширяемость как аппаратной, так и программной части не бесплатна — в результате стоимость системы может возрасти непомерно. И это при откровенно слабых штатных эффектах, в силу чего приобретение дополнительных модулей неизбежно, — в противном случае установленные на платах DSP теряют смысл.

Несмотря на то, что блок преобразователей Luna 24/96 I/O Box недавно подешевел в полтора раза, по-прежнему остается непонятно, зачем он нужен. В большинстве случаев вполне можно обойтись имеющимися на плате двумя каналами аналогового ввода-вывода, а для более серьезных задач приобрести блок A 16 Ultra (который, в отличие от Luna 24/96 I/O Box, можно использовать как самостоятельное устройство).

И, наконец, попытаюсь ответить на вопрос, в каком случае программно-аппаратный комплекс CreamWare Luna будет разумным выбором. Во-первых, если вам очень хочется всего сразу в одной упаковке, а варианты уровня Sound Blaster не устраивают. Но было бы ошибкой считать CreamWare Luna решением на все случаи жизни. Противопоказанием является тот случай, когда компьютер используется исключительно как многоканальный магнитофон. Во-вторых, пользователь для работы со встроенными DSP должен обладать достаточным уровнем технической подготовки. В-третьих, это чисто музыкальный аспект, так сказать, дело вкуса: программно-аппаратные комплексы от CreamWare, на мой взгляд, явно "заточены" под современную электронную музыку.

CreamWare Luna II 430$
CreamWare Luna ADAT Expansion 195$
CreamWare Sync Plate 215$
CreamWare Luna 24/96 I/O Box 430$
CreamWare A 16 Ultra 1290$
МиксАрт

  Оценка статьи
Посещений: 6028 | Проголосовавших: 18 | Средняя оценка: 3.0

   

  Комментарии
27.08.04 18:06
vax
про то что logic не видит midi входы/выходы - херня. все прекрасно видиться. у меня 5.3.1 pc.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА