Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2003

Программно-конфигурируемый звуковой модуль.

Программно-аппаратные комплексы CreamWare известны широкому кругу музыкантов. Такие названия как «Pulsar», «Power Sampler», «SCOPE», «Luna» стали уже привычными обозначениями комплексных решений для аудиопроизводства на базе персонального компьютера.

При всех различиях между названными продуктами, они имеют общее свойство. Изделия компании CreamWare Audio Systems, как правило, не предлагают пользователю что-то одно, например, функцию ввода-вывода звука или его обработку эффектами. Обычно в них присутствует набор функциональных модулей, таких как устройство ввода-вывода, микшер, процессор эффектов, а также синтезатор и семплер. Все эти устройства аппаратные, то есть работают на отдельных процессорах (DSP), размещенных на компьютерной плате. Таким образом, центральный процессор компьютера не принимает непосредственного участия в работе со звуком. А вот управление этими DSP, их конфигурирование, выбор маршрута сигнала происходят с помощью программных средств, работающих на процессоре PC под управлением операционной системы компьютера.

Совсем недавно компания CreamWare представила свое новое универсальное творение — программно-конфигурируемый синтезатор Noah, созданный на базе таких же DSP, какие используются в других ее продуктах, например, в «Пульсаре».

Ноев ковчег

Название для нового синтезатора (Noah переводится как «Ной») выбрано не случайно. Здесь использована метафора для обозначения фундаментальной концепции новой системы. Библейский Ной спасал жизнь на Земле во время всемирного потопа, собрав на ковчеге разных представителей животного мира. Новый Ной дает пристанище для всех типов синтезаторных технологий: классических, современных и даже будущих. Все они могут свободно сосуществовать в одном корпусе. Это стало возможным благодаря новой архитектуре загружаемых инструментов (в оригинале — «plug-ins runner» architecture), которая позволяет загружать в один и тот же процессор различные математические модели.

Мне почему-то кажется, что в рамках используемой метафоры более подходящим названием было бы «Ковчег», поскольку именно он был собственно вместилищем спасающихся от потопа. Сам Ной лишь руководил процессом, спасая среди прочих и самого себя. В его лице как раз выступает компания CreamWare. Но дело уже сделано, название выбрано, так что нам остается лишь выяснить, что же представляет собой новое устройство.

Синтезатор выполнен в виде двухрэкового модуля. На передней панели расположен жидкокристаллический дисплей (две строки по 40 символов), светодиодные индикаторы активности MIDI и USB, органы управления. Есть кнопка включения питания, одиннадцать кнопок для вызова различных функций и переключения режимов работы, шесть кнопок для перемещения по экранным меню и изменения значений, колесо ввода данных, слот для карты Compact Flash, четыре комбинированных регулятора (реагируют на нажатие и на вращение), а также разъем для наушников (джек) с регулятором громкости. Ручка этого регулятора тоже комбинированная. Нажав ее, можно запустить воспроизведение музыкальной фразы с использованием текущего пресета (функция Preview), так же, как, например, в звуковых модулях Roland.

 

   

На задней панели находятся основной выключатель питания, разъем USB, три MIDI-разъема, два аналоговых входа (на джеках) с переключателем чувствительности, два несимметричных выхода на джеках, цифровой оптический выход (переключается между форматами ADAT и SPDIF), вход WordClock на разъеме BNC и разъем для педального переключателя (в текущей версии синтезатора не поддерживается).

 

   

Разъем USB может быть использован как в качестве MIDI-интерфейса, так и для ввода-вывода аудио. Теоретически для аудио возможны два канала на вход и шесть на выход, например, для ввода в компьютер. Однако в текущей версии операционной системы работа порта USB на выход возможна только по двум аудиоканалам.

Архитектурно синтезатор состоит из шести одинаковых DSP, выполняющих всю работу со звуком. Один дополнительный процессор используется для нужд операционной системы.

Цифровые процессоры могут привлекаться к решению различных задач. Для описания функционирования системы производитель ввел понятие «слот» (slot). Под слотом подразумевается некий виртуальный блок или массив, выделенный в процессоре (или в нескольких процессорах) для решения той или иной задачи. Под задачами в данном случае подразумеваются работа синтезаторной модели, работа микшера и процессоров эффектов. Собственно синтезатором модуль Noah является только тогда, когда хотя бы в один слот загружена программная модель синтезатора, которая в терминах производителя называется «инструмент». В противном случае модуль не является источником звука.

Базовая конфигурация синтезатора содержит два слота для загружаемых инструментов. Существует и расширенная конфигурация, состоящая из десяти процессоров, плюс один для операционной системы. Аппарат с десятью «звуковыми» DSP называется Noah EX (от «extended» — «расширенный») и содержит четыре слота для загружаемых инструментов, каждый из которых использует одинаковое количество вычислительных ресурсов. В остальном же модули абсолютно одинаковы. Кроме загружаемых инструментов, аппараты содержат по три процессора эффектов: два инсертных и один в посыле-возврате. Эффекты могут работать как со слотами (то есть с внутренними инструментами), так и с внешним источником.

В модуле еще есть четыре шаговых секвенсора и четыре арпеджиатора. В расширенной версии все они могут управлять инструментами в слотах. В базовой конфигурации половина этих «мощностей» вынуждена простаивать. Чтобы этого избежать, можно направлять арпеджиаторы и секвенсор на MIDI-выход для управления внешними устройствами.

В своих печатных материалах производитель делает отчетливый акцент на том, что «в отличие от других производителей, наш высший приоритет — качество звука». Никаких компромиссов здесь быть не может, и поэтому практически все инструменты обладают очень низкой полифонией, чаще всего — два-три голоса. Полифония, в основном, зависит от сложности алгоритма, используемого для реализации того или иного инструмента. Судя по столь малым цифрам, алгоритмы здесь используются достаточно сложные.

Работа с инструментами может происходить в двух режимах (operating mode): Single и Multi. В режиме Single один инструмент может загружаться во все доступные слоты (напомню: в Noah их два, в Noah EX — четыре). За счет использования дополнительной процессорной мощности полифония данного инструмента увеличивается. Таким образом, любителям игры сразу десятью пальцами следует обратить внимание именно на расширенный вариант синтезатора.

В Noah EX в режиме Single инструмент может размещаться в одном, двух, трех или четырех слотах, по выбору пользователя. В базовой конфигурации синтезатора этот режим означает не более чем удвоение используемых ресурсов, что приблизительно соответствует удвоению полифонии. «Приблизительно», потому что, например, в инструменте Vectron полифония увеличивается с трех голосов сразу до семи, а не до шести.

В режиме Multi в каждый слот помещается отдельный инструмент. Инструменты в слотах могут быть и разными, и одинаковыми.

Все внутренние вычисления, включая моделирование звука и обработку эффектами, ведутся с частотой дискретизации 44,1 кГц и разрешением 32 бита. Эффекты работают с разрядностью 32 бита, как с внутренним, так и с внешним источником.

Теперь следует внести ясность с программным моделированием и управлением.

Производитель позиционирует свой аппарат как «Tactive Instrument Modeller». Как-то не совсем по-английски, но смысл ясен: это устройство для моделирования инструментов. Все расчеты моделей ведутся силами встроенных DSP. Какой именно инструмент будет реализован (смоделирован) в данный момент времени — зависит от микропрограммы, загруженной в данный процессор (точнее, в слот). Набор микропрограмм содержится в памяти самого модуля. При старте системы по умолчанию загружается один и тот же инструмент, но его можно легко сменить на другой, загрузив в слот при помощи нехитрых манипуляций с органами управления.

Управление всеми параметрами инструмента, равно как и параметрами эффектов и прочего хозяйства, вполне доступно с передней панели модуля. Я полагаю, что нет необходимости подробно описывать работу операционной системы и органов управления. С одной стороны, все это детально описывается в пользовательском руководстве. С другой — оказалось, что управление организовано внятно, и освоить его можно, лишь изредка заглядывая в руководство пользователя. Например, четыре желтые ручки под дисплеем, так называемые «continuous controllers» (они вращаются без фиксации), вызывают к жизни настройки того параметра, название которого светится на дисплее прямо над ними. Если параметр сложный (меню содержит подменю), то нажатием ручки мы входим в это подменю, затем вращением выставляем нужное значение параметра. Кроме того, все эти операции можно продублировать при помощи курсорных кнопок, пары кнопок изменения значения («плюс» и «минус»), колеса ввода данных и иногда кнопки Edit.

Но, при всей понятности «железного» управления, количество параметров, поддающихся регулировке, таково, что, работая с физическими органами управления модуля, можно застрять в дебрях настроек на несколько дней. Поэтому работу аппарата удобнее рассматривать в привязке к компьютерному интерфейсу. Каждый блок имеет собственное экранное окно, глядя на которое, можно более наглядно представить себе его работу.

Консоль устройств

С модулем поставляется CD-ROM с программным обеспечением (Noah Remote Software), в состав которого входят MIDI- и USB-драйверы, а также графический пакет управляющих программ, которыми мы сейчас и займемся.

Управление происходит посредством USB-интерфейса, поэтому перед началом работы следует установить драйвер, что несложно. Стоит только подключить USB-кабель (входит в комплект) к обоим портам, компьютера и модуля, как операционная система компьютера распознает новое устройство и устанавливает нужные драйверы с прилагаемого диска.

После того, как контакт налажен, можно инсталлировать графический пакет и приступать к работе.

Нужно отметить, что для нормального функционирования управляющих программ заявлены довольно высокие системные требования. Из операционных систем подойдут Windows 98SE, ME, 2000 или XP. Требуется процессор не хуже, чем Pentium 233 МГц, не менее 96 Мб RAM, USB версии 1.1, не менее 70 Мб на жестком диске и экранное разрешение не ниже, чем 1024 x 768 точек при 16-битной глубине цвета. Рекомендованная конфигурация предполагает наличие процессора в 1,5 ГГц или быстрее, 512 Мб оперативной памяти (или более), Windows ME или XP и разрешение монитора 1280 x 1024 точек при 16-битной или большей глубине цвета.

Декларируемая прожорливость программных продуктов тем более удивительна, что сами по себе эти программы ничего особенного не делают, только знай себе преобразовывают перемещения виртуальных органов управления в команды для DSP. То есть, упрощенно говоря, они работают обыкновенными трансляторами команд. А вся тяжесть непосредственных расчетов ложится на плечи процессоров, расположенных в самом модуле. Конечно, окна прорисованы отменно, но это ведь не самоцель, и странно тратить на это такие системные ресурсы.

Я устанавливал пакет программ Noah Remote Software в компьютер с процессором 700 МГц и 256 Мб оперативной памяти под управлением Windows 98SE. Прорисовка окон при запуске немного подтормаживала, что связано со сканированием записей программных пресетов на жестком диске и проверкой связи с модулем. Однако в процессе работы никаких вредных задержек я не наблюдал. При экранном разрешении 1024 x 768 (32-битный цвет) любое программное окно целиком помещается на экране пятнадцатидюймового монитора, однако комбинировать несколько окон уже затруднительно, особенно если это окна инструментов. На рис. 1 показан экран, на котором произвольно размещены сразу несколько устройств. Не все они видны полностью.

 

   

Управление набором программ организовано довольно удобно. Основным элементом является консоль (на изображении она слева вверху), из которой можно вызвать на рабочий стол окно управления для любого из имеющихся устройств. Для этого нужно просто отыскать в секции миниатюрное изображение устройства и щелкнуть по нему мышью. При вызове и сворачивании устройств (в оригинале использован термин «device») консоль всегда остается видимой. Впрочем, ее можно свернуть до размеров маленького прямоугольничка, который практически не будет мешать.

Первые пять слотов, если считать сверху вниз, работают каждый с собственным устройством. Рассмотрим вкратце то, что там есть.

Первая секция консоли, Mixer, открывает доступ к микшеру (на рис. 1 он справа). Ноевский микшер — это не только устройство управления уровнями сигналов. Он используется для загрузки инструментов в слоты, маршрутизации их выходных сигналов, а также для загрузки процессоров эффектов и управления их пресетами. Окно микшера может иметь различное количество линеек. Оно зависит от количества загруженных в слоты инструментов, и при его изменении окно динамически перерисовывается. Каждый отдельный инструмент (в режиме «мульти») использует собственную линейку микшера, маркируемую внизу цифрой от 1 до 4. Кроме того, в микшере всегда показаны линейки аналогового входа (обозначен как A In) и USB-аудиовхода (USB). Крайняя правая линейка — мастер.

В инструментальных линейках, прямо под индикаторами уровня, есть два маленьких окошка: Device и Preset. Щелкая в них поочередно правой кнопкой мыши, можно выбирать из выпадающего списка название инструмента и его пресет. Двойной щелчок левой кнопкой мыши внутри каждого окошка выводит на рабочий стол изображение, соответственно, передней панели выбранного инструмента и окна со списком его пресетов.

Все линейки содержат окна доступа к инсертным процессорам эффектов (Insert 1 и 2, всего 35 типов) и регуляторы посыла на параллельный процессор — отдельно на хорус, задержку и реверберацию. Каждый инсертный эффект, как ему и положено, может работать только с одной линейкой (с одним слотом).

Выход параллельного процессора (Aux FX) соединен с мастер-линейкой (Mix), то есть возврат обработанного звука возможен только в микс. Отсюда — важный практический вывод: если снимать сигнал непосредственно с инструментальной линейки (например, назначить его на ADAT-выход или USB), то эффект слышен не будет. Зато на этот процессор можно одновременно направлять сигнал и с внутренних синтезаторных слотов, и с внешнего входа.

Секция MIDI открывает доступ к MIDI-менеджеру. В этом окне можно проверить или изменить глобальные параметры, а также параметры каждого инструментального слота. Здесь выбираются входной порт (MIDI/USB), канал MIDI (от 1 до 16 или Omni), клавиатурный диапазон, доступный инструменту. В этом же окне назначается источник MIDI-команд для синтезатора, так называемый Trigger Source. Есть три варианта: Direct, Arpeg, SStep. Это означает, что инструменты могут запускаться командами от MIDI-клавиатуры, через входы MIDI или USB, или же от внутренних источников, которыми являются арпеджиатор и шаговый секвенсор. При желании можно направить сигналы арпеджиатора или шагового секвенсора на выход, для управления внешними устройствами.

Третья секция, Aux FX, предоставляет доступ к общему процессору эффектов. На рис. 1 он виден в середине внизу. Окно процессора содержит три закладки, щелкая по которым, можно переходить на страницу индивидуального редактирования каждого эффекта: хоруса, дилея и ревербератора. В окне хоруса можно переключать тип эффекта: хорус или фленджер.

Если взглянуть на диаграмму маршрутизации сигнала, то становится понятно, что кроме непосредственного возврата сигнала в шину с каждого из устройств, существуют дополнительные посылы. Выход с хоруса можно независимо направить на входы дилея и ревербератора, выход с задержки также можно направить на вход ревербератора. Уровни этих посылов работают независимо от уровней возврата сигнала в шину.

Из четвертой секции консоли, StepSEQ, вызывается шаговый секвенсор (рис. 2). Количество одновременно программируемых секвенций зависит от количества используемых слотов. На рис. 2 изображен вариант для режима Single (рядом с названием рабочего окна видно только одну закладку с названием SEQ1).

 

   

Чтобы все это начало работать, нужно произвести некоторые настройки в окне MIDI-менеджера. Во-первых, нужно подключить секвенсор к требуемому слоту. На рис. 1 в окне менеджера видны все нужные настроечные окна. Самое верхнее окошко в левом ряду показывает название инструмента, которым будет управлять секвенсор. В данном случае это инструмент Minimax. Четвертое окошко в левом ряду – Trigger Source. В нем мышью выбирается источник сигнала, в данном случае SSEQ.

Здесь следует иметь в виду, что, переключив триггер на шаговый секвенсор, для извлечения звука все равно потребуется нажать клавишу на MIDI-клавиатуре или подать сигнал с внешнего секвенсора. Сам шаговый секвенсор не имеет кнопки старта и запускается в момент приема MIDI-команды Note On. Остановка секвенции происходит, соответственно, при отпускании клавиши (приеме соответствующей команды).

Последнее, что нужно сделать в окне MIDI-менеджера, — установить источник синхронизации (внутренний/внешний) и темп секвенции. Элементы управления этим хозяйством расположены в правом нижнем углу окна.

Собственно секвенсор имеет следующие возможности. Размер такта может выбираться произвольно, от 1 до 16 долей. Длина шага (максимальная длительность ноты в каждой доле, или step length) изменяется от шестьдесят четвертой (есть шестьдесят четвертая с точкой и соответствующая триоль), до… уж не знаю, право, как ее назвать. В общем, самая продолжительная нота в восемь раз длиннее целой. И тоже имеет вариант с точкой и триоль. То есть такая нота звучит восемь тактов подряд, а вариант с точкой — целых двенадцать.

Шаблонную длительность каждого шага можно дополнительно изменить в целое число раз (умножить на коэффициент от 1 до 96). Высота ноты для каждого шага выбирается в пределах полного фортепианного диапазона. А вот собственно длительность звучания ноты в каждом шаге (называется Gate Duration) может выбираться произвольно: от полной продолжительности (100%) до почти полного усечения (1% от возможной длины). То есть, скажем, если длина шага одна четверть, то, установив Gate Duration на 50%, мы фактически получим ноту продолжительностью в одну восьмую.

Кроме этого, для каждого шага секвенции предусмотрена регулировка параметра Velocity, от 0 до 127.

Секвенсор умеет транспонировать секвенцию, имеет режим «зацикливания» и возможность неполного проигрывания такта.

Всем хорош прибор, но не помешала бы еще одна мелочь — пошаговая регулировка параметра Glide. Если бы сюда добавить изменяемое скольжение, то секвенсору цены бы не было. Впрочем, используя настройки портаменто в подключенных инструментах и подбирая параметр Velocity в секвенсоре, можно получить весьма приличное звучание. Особенно, если в синтезаторе назначить Velocity на управление фильтром.

Последнее устройство из категории «обслуживающих» — это арпеджиатор, вызываемый из пятого слота. Рабочее окно арпеджиатора, открытое на странице общих настроек, видно вверху в середине на рис. 1. Страница дополнительных настроек показана на рис. 3.



Арпеджиатор представляет собой очень мощный функциональный блок. В пользовательском руководстве даже сказано, что проще интуитивно понять все его возможности, чем читать описания функций. Местами действительно попадаются непривычные настройки, которые без эксперимента сложно оценить.

Работа арпеджиатора построена на принципе захвата ноты или аккорда в буфер и последующем считывании их из этого буфера в соответствии с текущими установками. Арпеджиатор монофонический, то есть не может одновременно воспроизводить более одной ноты. Максимальное временное разрешение — 24 импульса на четверть (PPQ).

Большие квадратные кнопки в нижней части окна арпеджиатора управляют, если так можно выразиться, транспортными функциями. Кнопка Run включает и выключает арпеджиатор. Кнопка Hold фиксирует текущее состояние буфера, и даже если пытаться брать на клавиатуре другие аккорды, арпеджиатор будет воспроизводить тот аккорд, который хранился в буфере на момент нажатия кнопки. Арпеджио при этом будет воспроизводиться даже при отпущенных клавишах и, чтобы его остановить, нужно нажать кнопку Run или Clear. Последняя кнопка очищает буфер, что равноценно остановке. В таком состоянии арпеджиатор готов к запуску по сигналу с клавиатуры.

Кстати, кнопка Hold в нажатом состоянии как бы «освобождает» клавиатуру. Поскольку данные в буфер не записываются, во время непрерывного воспроизведения арпеджио есть возможность параллельно играть на клавиатуре обычными «длинными» звуками.

Кнопка Hold/Trans тоже удерживает включенным воспроизведение арпеджио, но не замораживает буфер и не «отпускает» клавиатуру. Взяв новый аккорд, мы сразу же услышим новое арпеджио.

Кнопка Scan Dir позволяет вносить разнообразие в проигрываемое арпеджио. Она занимается тем, что в момент нажатия меняет направление развертки арпеджио. Скажем, если звучание шло по восходящей (от низкой ноты к более высокой), то нажатие кнопки переключает направление на нисходящее. Кнопка ReScan перезапускает сканирование нот в буфере.

Чтобы не углубляться в дебри настроек, которые подробно описаны в пользовательском руководстве, просто упомяну основные возможности арпеджиатора. Существуют несколько режимов захвата нот в буфер, среди которых есть обычный, с удержанием (auto hold) и расширенный. В нормальном режиме ноты «покидают» буфер в том порядке, в котором были записаны. В расширенном режиме считывание нот происходит более запутанно, почти произвольно.

Параметр Scan Mode позволяет проводить запись аккорда в буфер в двух режимах: Note Number (ноты по их расположению на клавиатуре) и Note Order (ноты по порядку их нажатия).

Паттернов воспроизведения всего четыре: вперед, назад, вперед-назад и случайный (random). Для случайного режима воспроизведения существует специальный регулятор глубины (depth) рандомизации. Он устанавливает диапазон свободы для получаемого арпеджио. В файле Arpegg_random (283 Кб) можно послушать пример работы этого регулятора. Вначале вместо нотной последовательности звучит только одна нота — регулятор установлен на минимум. Затем он был повернут совсем немного, что внесло в последовательность несколько новых нот. Далее регулятор был вывернут до упора, что позволило арпеджио «вырваться на свободу».

Существует возможность выбора базовой длительности нот (Note Length) от четырех целых до одной тридцать второй (с точками и триолями). Параметр Gate Duration позволяет регулировать длительность собственно звука в пределах параметра Note Length. Вращение регулятора позволяет менять звучание нотной последовательности от легато до стаккато.

Можно также установить регулируемое выпадение нот из арпеджио (Note Dropout) и использовать скользящее транспонирование (Sweep Transpose), плавно смещающее воспроизведение на несколько октав вверх с одновременным обращением аккорда (chord inversion).

Для демонстрации некоторых возможностей управления арпеджиатором я записал еще один файл (Arpegg_manual, 637 Кб). В нем вначале звучит обычное арпеджио, затем начинает изменяться продолжительность нот (Duration). После того, как было установлено явное стаккато, я начал перемещать слайдер Sweep Transpose, «уводя» арпеджио вначале вверх, а затем обратно. Примерно на тридцатой секунде я начал вращать регулятор Note Dropout, что привело к возникновению провалов в последовательности нот.

Существует возможность произвольно установить диапазон работы арпеджиатора (до семи октав с шагом в октаву), а также выбрать количество повторений каждой ноты (repeat). Можно выбрать режим без повторения или с повторением одной и той же ноты дополнительно до семи раз (т. е. всего будет восемь звуков). Для прослушивания такого арпеджио может просто не хватить терпения, так как вместо стремительной последовательности арпеджиатор будет выдавать «зацикленные» звуки: восемь раз подряд одна нота, затем восемь раз — другая, и так далее.

Кроме перечисленного, арпеджиатор имеет собственный LFO, с помощью которого можно, например, модулировать параметр Velocity для воспроизводимых нот. LFO имеет несколько разных форм волны, скорость его работы можно устанавливать в герцах или в тактах/долях.

Инструменты

Шестой слот предназначен для загружаемых инструментов. Щелкнув правой кнопкой мыши в слоте, вызываем контекстное меню с перечнем инструментов (рис. 4). Выбрав из списка нужную строку, щелкаем по ней мышью. Инструмент автоматически загружается в слот. Чтобы открыть рабочее окно инструмента, достаточно щелкнуть по его изображению.



Напомню, что в стандартной версии модуль Noah позволяет использовать одновременно только два слота инструментов. Расширенная версия содержит четыре слота. Функциональная схема Noah показана на рис. 5.

 

   

На текущий момент модуль Noah (в любой версии) поставляется с комплектом из восьми инструментов. Шесть из них являются виртуальными синтезаторами, еще два — устройствами обработки. Загрузив в один слот синтезатор, а во второй — обработку, можно назначить выход синтезатора на вход устройства обработки. В сочетании с самостоятельно существующими процессорами эффектов это дает дополнительные возможности по формированию звука.

Из синтезаторов присутствуют следующие модели: Minimax — аналоговый синтез, имитирует Minimoog; LightWave — wavetable-синтезатор; Pro-One — аналоговый синтез, имитация синтезаторов Sequential Circuits; Six Strings — моделирование звука гитары; Vectron Player — имитатор векторного синтеза; B-2003 — имитация органа.

Два оставшихся инструмента представляют собой фильтр (Interpole) и вокодер (Vocodizer).

Повторю, что полифония практически всех синтезаторных моделей невысока. В режиме Single, когда один инструмент загружается в два слота (в Noah EX — в четыре), ее только-только хватает на проигрывание несложных аккордов. При загрузке инструмента в один слот полифонии реально хватит только на соло или на работу с арпеджиатором. На рис. 6 приведена табличка, в которую сведены значения полифонии каждого инструмента в зависимости от количества используемых им слотов. Единственное приятное исключение здесь — модель органа, имеющая полную полифонию. То есть, если у вас на клавиатуре 88 клавиш, то все они могут играть одновременно. Даже будучи загруженным сразу в четыре слота (в версии EX), орган может играть с полной полифонией во всех них одновременно. Правда, рук на все это богатство все равно не хватит.

 

   

Рассмотрим имеющиеся инструменты по порядку.

Minimax

Синтезатор Minimax имитирует классический аналоговый синтезатор. Достаточно бросить один взгляд на панель управления инструментом, чтобы признать в нем наследие Роберта Муга (рис. 7). Инженеры CreamWare с гордостью заявляют, что их детище не пытается имитировать отдельные узлы легендарного инструмента, а, по сути, им и является.
 

   

Синтезатор имеет три осциллятора, причем третий может выполнять роль LFO и модулировать частоту первых двух осцилляторов или частоту среза фильтра. Есть источник шума с переключателем белый/розовый. Он тоже может выступать в качестве модулирующего сигнала. Каждый осциллятор имеет переключатели высоты тона (диапазон шесть октав) и может производить одну из шести базовых форм волны. Второй и третий осцилляторы имеют ручки тонкой подстройки.

В секции микшера в произвольной пропорции смешиваются сигналы с осцилляторов и с генератора шума.

В секции фильтра есть регуляторы частоты среза и резонанса, регуляторы времени атаки и затухания, регулятор уровня сустейна. Отдельно можно установить глубину воздействия на фильтр огибающей и модулятора.

Есть отключаемый регулятор глиссандо, переключатель single (одноголосный или многоголосный режим), переключатель приоритета нот (нижняя или последняя нажатая), колесо модулятора и ручка Mod. Offset. На дополнительной страничке рабочего окна синтезатора (на рисунке не показана) есть группа регуляторов в секции CV. Их три: Osc, Filter, Loudness. В оригинальном инструменте они служили для управления соответствующими узлами синтезатора от внешних CV-сигналов. В нашем случае они играют роль регуляторов интенсивности модуляции осцилляторов, фильтра и усилителя. В качестве модулирующего сигнала здесь жестко привязан параметр Aftertouch. Модуляция возможна «в обе стороны», то есть при дополнительном нажатии на клавишу фильтр, например, может и открываться и закрываться, в зависимости от направления поворота ручки.

Секция выходного усилителя содержит регулятор уровня выхода и регуляторы Envelope Velocity Amount, изменяющие глубину воздействия параметра Velocity на фильтр и усилитель.

Возможен прием внешнего сигнала для обработки фильтром.

Должен отметить, что, несмотря на свою внешнюю похожесть на Minimoog, поначалу Minimax мне показался довольно бесцветным. Полазив по пресетам из первого банка, я почувствовал скуку. Но потом обнаружились еще два банка (в «минимаксе» их три, в каждом по 128 пэтчей), в которых стали появляться уже интересные звуки. Некоторые из них я пытался «подкручивать», некоторые звучали хорошо сами по себе.

Замечу, кстати, что для всех имеющихся в модуле инструментов можно создавать и сохранять собственные банки пэтчей.

Для ознакомления с возможностями синтезатора предлагаю послушать несколько примеров. Файлы Minimax_bass (100 Кб) и Minimax_TechnoSyn (176 Кб) содержат схожие секвенции, сыгранные вручную соответствующими звуками. Файл Minimax_sseq (160 Кб) содержит звук одного из пресетов, которым управлял шаговый секвенсор. В процессе воспроизведения я немного покручивал частоту среза фильтра.

В файле Minimax_NoiseSeq (287 Кб) показан звук одноименного пресета. Секвенция там назначена где-то внутри — сам я ничего не трогал, только транспонировал ее, нажимая разные клавиши.

Напоследок предлагаю послушать звучание пэтча из категории эффектов. Файл называется Minimax_Agoni (263 Кб), по названию пэтча. Для записи я нажал последовательно три клавиши, и более ничего не делал.

LightWave

Для реализации wavetable-синтеза инженеры CreamWare разработали весьма замысловатый инструмент. Рабочее окно синтезатора состоит из двух переключаемых панелей: Main (рис. 8) и Modulation (рис. 9).
 

   

На главной панели расположены органы управления осцилляторами, микшером, фильтром, усилителем и генераторами огибающих фильтра и усилителя.

Каждый из двух осцилляторов может воспроизводить любую из 128 волновых форм, содержащихся в банке. В пользовательском руководстве сказано, что волновые генераторы используют технологию waveshaping, позаимствованную с синтезатора Prophet VS. Каждый из них имеет регуляторы грубой и точной настройки, а также регулятор Grunge. Последний позволяет изменять окраску звука от тускловато-мягкой до яркой. По сути, это нечто вроде пропускающего фильтра нижних частот.

В секции микшера, кроме установки панорамы и уровня выходов осцилляторов, можно назначить независимо модуляцию уровня и панорам

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo