Начало
 
 


CreamWare NOAH

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  CreamWare NOAH

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2003

Программно-конфигурируемый звуковой модуль.

Программно-аппаратные комплексы CreamWare известны широкому кругу музыкантов. Такие названия как "Pulsar", "Power Sampler", "SCOPE", "Luna" стали уже привычными обозначениями комплексных решений для аудиопроизводства на базе персонального компьютера.

При всех различиях между названными продуктами, они имеют общее свойство. Изделия компании CreamWare Audio Systems, как правило, не предлагают пользователю что-то одно, например, функцию ввода-вывода звука или его обработку эффектами. Обычно в них присутствует набор функциональных модулей, таких как устройство ввода-вывода, микшер, процессор эффектов, а также синтезатор и семплер. Все эти устройства аппаратные, то есть работают на отдельных процессорах (DSP), размещенных на компьютерной плате. Таким образом, центральный процессор компьютера не принимает непосредственного участия в работе со звуком. А вот управление этими DSP, их конфигурирование, выбор маршрута сигнала происходят с помощью программных средств, работающих на процессоре PC под управлением операционной системы компьютера.

Совсем недавно компания CreamWare представила свое новое универсальное творение — программно-конфигурируемый синтезатор Noah, созданный на базе таких же DSP, какие используются в других ее продуктах, например, в "Пульсаре".

Ноев ковчег
Название для нового синтезатора (Noah переводится как "Ной") выбрано не случайно. Здесь использована метафора для обозначения фундаментальной концепции новой системы. Библейский Ной спасал жизнь на Земле во время всемирного потопа, собрав на ковчеге разных представителей животного мира. Новый Ной дает пристанище для всех типов синтезаторных технологий: классических, современных и даже будущих. Все они могут свободно сосуществовать в одном корпусе. Это стало возможным благодаря новой архитектуре загружаемых инструментов (в оригинале — "plug-ins runner" architecture), которая позволяет загружать в один и тот же процессор различные математические модели.

Мне почему-то кажется, что в рамках используемой метафоры более подходящим названием было бы "Ковчег", поскольку именно он был собственно вместилищем спасающихся от потопа. Сам Ной лишь руководил процессом, спасая среди прочих и самого себя. В его лице как раз выступает компания CreamWare. Но дело уже сделано, название выбрано, так что нам остается лишь выяснить, что же представляет собой новое устройство.

Синтезатор выполнен в виде двухрэкового модуля. На передней панели расположен жидкокристаллический дисплей (две строки по 40 символов), светодиодные индикаторы активности MIDI и USB, органы управления. Есть кнопка включения питания, одиннадцать кнопок для вызова различных функций и переключения режимов работы, шесть кнопок для перемещения по экранным меню и изменения значений, колесо ввода данных, слот для карты Compact Flash, четыре комбинированных регулятора (реагируют на нажатие и на вращение), а также разъем для наушников (джек) с регулятором громкости. Ручка этого регулятора тоже комбинированная. Нажав ее, можно запустить воспроизведение музыкальной фразы с использованием текущего пресета (функция Preview), так же, как, например, в звуковых модулях Roland.


 
CreamWare Noah  
   

На задней панели находятся основной выключатель питания, разъем USB, три MIDI-разъема, два аналоговых входа (на джеках) с переключателем чувствительности, два несимметричных выхода на джеках, цифровой оптический выход (переключается между форматами ADAT и SPDIF), вход WordClock на разъеме BNC и разъем для педального переключателя (в текущей версии синтезатора не поддерживается).


 
CreamWare Noah  
   

Разъем USB может быть использован как в качестве MIDI-интерфейса, так и для ввода-вывода аудио. Теоретически для аудио возможны два канала на вход и шесть на выход, например, для ввода в компьютер. Однако в текущей версии операционной системы работа порта USB на выход возможна только по двум аудиоканалам.

Архитектурно синтезатор состоит из шести одинаковых DSP, выполняющих всю работу со звуком. Один дополнительный процессор используется для нужд операционной системы.

Цифровые процессоры могут привлекаться к решению различных задач. Для описания функционирования системы производитель ввел понятие "слот" (slot). Под слотом подразумевается некий виртуальный блок или массив, выделенный в процессоре (или в нескольких процессорах) для решения той или иной задачи. Под задачами в данном случае подразумеваются работа синтезаторной модели, работа микшера и процессоров эффектов. Собственно синтезатором модуль Noah является только тогда, когда хотя бы в один слот загружена программная модель синтезатора, которая в терминах производителя называется "инструмент". В противном случае модуль не является источником звука.

Базовая конфигурация синтезатора содержит два слота для загружаемых инструментов. Существует и расширенная конфигурация, состоящая из десяти процессоров, плюс один для операционной системы. Аппарат с десятью "звуковыми" DSP называется Noah EX (от "extended" — "расширенный") и содержит четыре слота для загружаемых инструментов, каждый из которых использует одинаковое количество вычислительных ресурсов. В остальном же модули абсолютно одинаковы. Кроме загружаемых инструментов, аппараты содержат по три процессора эффектов: два инсертных и один в посыле-возврате. Эффекты могут работать как со слотами (то есть с внутренними инструментами), так и с внешним источником.

В модуле еще есть четыре шаговых секвенсора и четыре арпеджиатора. В расширенной версии все они могут управлять инструментами в слотах. В базовой конфигурации половина этих "мощностей" вынуждена простаивать. Чтобы этого избежать, можно направлять арпеджиаторы и секвенсор на MIDI-выход для управления внешними устройствами.

В своих печатных материалах производитель делает отчетливый акцент на том, что "в отличие от других производителей, наш высший приоритет — качество звука". Никаких компромиссов здесь быть не может, и поэтому практически все инструменты обладают очень низкой полифонией, чаще всего — два-три голоса. Полифония, в основном, зависит от сложности алгоритма, используемого для реализации того или иного инструмента. Судя по столь малым цифрам, алгоритмы здесь используются достаточно сложные.

Работа с инструментами может происходить в двух режимах (operating mode): Single и Multi. В режиме Single один инструмент может загружаться во все доступные слоты (напомню: в Noah их два, в Noah EX — четыре). За счет использования дополнительной процессорной мощности полифония данного инструмента увеличивается. Таким образом, любителям игры сразу десятью пальцами следует обратить внимание именно на расширенный вариант синтезатора.

В Noah EX в режиме Single инструмент может размещаться в одном, двух, трех или четырех слотах, по выбору пользователя. В базовой конфигурации синтезатора этот режим означает не более чем удвоение используемых ресурсов, что приблизительно соответствует удвоению полифонии. "Приблизительно", потому что, например, в инструменте Vectron полифония увеличивается с трех голосов сразу до семи, а не до шести.

В режиме Multi в каждый слот помещается отдельный инструмент. Инструменты в слотах могут быть и разными, и одинаковыми.

Все внутренние вычисления, включая моделирование звука и обработку эффектами, ведутся с частотой дискретизации 44,1 кГц и разрешением 32 бита. Эффекты работают с разрядностью 32 бита, как с внутренним, так и с внешним источником.

Теперь следует внести ясность с программным моделированием и управлением.

Производитель позиционирует свой аппарат как "Tactive Instrument Modeller". Как-то не совсем по-английски, но смысл ясен: это устройство для моделирования инструментов. Все расчеты моделей ведутся силами встроенных DSP. Какой именно инструмент будет реализован (смоделирован) в данный момент времени — зависит от микропрограммы, загруженной в данный процессор (точнее, в слот). Набор микропрограмм содержится в памяти самого модуля. При старте системы по умолчанию загружается один и тот же инструмент, но его можно легко сменить на другой, загрузив в слот при помощи нехитрых манипуляций с органами управления.

Управление всеми параметрами инструмента, равно как и параметрами эффектов и прочего хозяйства, вполне доступно с передней панели модуля. Я полагаю, что нет необходимости подробно описывать работу операционной системы и органов управления. С одной стороны, все это детально описывается в пользовательском руководстве. С другой — оказалось, что управление организовано внятно, и освоить его можно, лишь изредка заглядывая в руководство пользователя. Например, четыре желтые ручки под дисплеем, так называемые "continuous controllers" (они вращаются без фиксации), вызывают к жизни настройки того параметра, название которого светится на дисплее прямо над ними. Если параметр сложный (меню содержит подменю), то нажатием ручки мы входим в это подменю, затем вращением выставляем нужное значение параметра. Кроме того, все эти операции можно продублировать при помощи курсорных кнопок, пары кнопок изменения значения ("плюс" и "минус"), колеса ввода данных и иногда кнопки Edit.

Но, при всей понятности "железного" управления, количество параметров, поддающихся регулировке, таково, что, работая с физическими органами управления модуля, можно застрять в дебрях настроек на несколько дней. Поэтому работу аппарата удобнее рассматривать в привязке к компьютерному интерфейсу. Каждый блок имеет собственное экранное окно, глядя на которое, можно более наглядно представить себе его работу.

Консоль устройств
С модулем поставляется CD-ROM с программным обеспечением (Noah Remote Software), в состав которого входят MIDI- и USB-драйверы, а также графический пакет управляющих программ, которыми мы сейчас и займемся.

Управление происходит посредством USB-интерфейса, поэтому перед началом работы следует установить драйвер, что несложно. Стоит только подключить USB-кабель (входит в комплект) к обоим портам, компьютера и модуля, как операционная система компьютера распознает новое устройство и устанавливает нужные драйверы с прилагаемого диска.

После того, как контакт налажен, можно инсталлировать графический пакет и приступать к работе.

Нужно отметить, что для нормального функционирования управляющих программ заявлены довольно высокие системные требования. Из операционных систем подойдут Windows 98SE, ME, 2000 или XP. Требуется процессор не хуже, чем Pentium 233 МГц, не менее 96 Мб RAM, USB версии 1.1, не менее 70 Мб на жестком диске и экранное разрешение не ниже, чем 1024 x 768 точек при 16-битной глубине цвета. Рекомендованная конфигурация предполагает наличие процессора в 1,5 ГГц или быстрее, 512 Мб оперативной памяти (или более), Windows ME или XP и разрешение монитора 1280 x 1024 точек при 16-битной или большей глубине цвета.

Декларируемая прожорливость программных продуктов тем более удивительна, что сами по себе эти программы ничего особенного не делают, только знай себе преобразовывают перемещения виртуальных органов управления в команды для DSP. То есть, упрощенно говоря, они работают обыкновенными трансляторами команд. А вся тяжесть непосредственных расчетов ложится на плечи процессоров, расположенных в самом модуле. Конечно, окна прорисованы отменно, но это ведь не самоцель, и странно тратить на это такие системные ресурсы.

Я устанавливал пакет программ Noah Remote Software в компьютер с процессором 700 МГц и 256 Мб оперативной памяти под управлением Windows 98SE. Прорисовка окон при запуске немного подтормаживала, что связано со сканированием записей программных пресетов на жестком диске и проверкой связи с модулем. Однако в процессе работы никаких вредных задержек я не наблюдал. При экранном разрешении 1024 x 768 (32-битный цвет) любое программное окно целиком помещается на экране пятнадцатидюймового монитора, однако комбинировать несколько окон уже затруднительно, особенно если это окна инструментов. На рис. 1 показан экран, на котором произвольно размещены сразу несколько устройств. Не все они видны полностью.


 
 Рис. 1  
   

Управление набором программ организовано довольно удобно. Основным элементом является консоль (на изображении она слева вверху), из которой можно вызвать на рабочий стол окно управления для любого из имеющихся устройств. Для этого нужно просто отыскать в секции миниатюрное изображение устройства и щелкнуть по нему мышью. При вызове и сворачивании устройств (в оригинале использован термин "device") консоль всегда остается видимой. Впрочем, ее можно свернуть до размеров маленького прямоугольничка, который практически не будет мешать.

Первые пять слотов, если считать сверху вниз, работают каждый с собственным устройством. Рассмотрим вкратце то, что там есть.

Первая секция консоли, Mixer, открывает доступ к микшеру (на рис. 1 он справа). Ноевский микшер — это не только устройство управления уровнями сигналов. Он используется для загрузки инструментов в слоты, маршрутизации их выходных сигналов, а также для загрузки процессоров эффектов и управления их пресетами. Окно микшера может иметь различное количество линеек. Оно зависит от количества загруженных в слоты инструментов, и при его изменении окно динамически перерисовывается. Каждый отдельный инструмент (в режиме "мульти") использует собственную линейку микшера, маркируемую внизу цифрой от 1 до 4. Кроме того, в микшере всегда показаны линейки аналогового входа (обозначен как A In) и USB-аудиовхода (USB). Крайняя правая линейка — мастер.

В инструментальных линейках, прямо под индикаторами уровня, есть два маленьких окошка: Device и Preset. Щелкая в них поочередно правой кнопкой мыши, можно выбирать из выпадающего списка название инструмента и его пресет. Двойной щелчок левой кнопкой мыши внутри каждого окошка выводит на рабочий стол изображение, соответственно, передней панели выбранного инструмента и окна со списком его пресетов.

Все линейки содержат окна доступа к инсертным процессорам эффектов (Insert 1 и 2, всего 35 типов) и регуляторы посыла на параллельный процессор — отдельно на хорус, задержку и реверберацию. Каждый инсертный эффект, как ему и положено, может работать только с одной линейкой (с одним слотом).

Выход параллельного процессора (Aux FX) соединен с мастер-линейкой (Mix), то есть возврат обработанного звука возможен только в микс. Отсюда — важный практический вывод: если снимать сигнал непосредственно с инструментальной линейки (например, назначить его на ADAT-выход или USB), то эффект слышен не будет. Зато на этот процессор можно одновременно направлять сигнал и с внутренних синтезаторных слотов, и с внешнего входа.

Секция MIDI открывает доступ к MIDI-менеджеру. В этом окне можно проверить или изменить глобальные параметры, а также параметры каждого инструментального слота. Здесь выбираются входной порт (MIDI/USB), канал MIDI (от 1 до 16 или Omni), клавиатурный диапазон, доступный инструменту. В этом же окне назначается источник MIDI-команд для синтезатора, так называемый Trigger Source. Есть три варианта: Direct, Arpeg, SStep. Это означает, что инструменты могут запускаться командами от MIDI-клавиатуры, через входы MIDI или USB, или же от внутренних источников, которыми являются арпеджиатор и шаговый секвенсор. При желании можно направить сигналы арпеджиатора или шагового секвенсора на выход, для управления внешними устройствами.

Третья секция, Aux FX, предоставляет доступ к общему процессору эффектов. На рис. 1 он виден в середине внизу. Окно процессора содержит три закладки, щелкая по которым, можно переходить на страницу индивидуального редактирования каждого эффекта: хоруса, дилея и ревербератора. В окне хоруса можно переключать тип эффекта: хорус или фленджер.

Если взглянуть на диаграмму маршрутизации сигнала, то становится понятно, что кроме непосредственного возврата сигнала в шину с каждого из устройств, существуют дополнительные посылы. Выход с хоруса можно независимо направить на входы дилея и ревербератора, выход с задержки также можно направить на вход ревербератора. Уровни этих посылов работают независимо от уровней возврата сигнала в шину.

Из четвертой секции консоли, StepSEQ, вызывается шаговый секвенсор (рис. 2). Количество одновременно программируемых секвенций зависит от количества используемых слотов. На рис. 2 изображен вариант для режима Single (рядом с названием рабочего окна видно только одну закладку с названием SEQ1).


 
 Рис. 2  
   

Чтобы все это начало работать, нужно произвести некоторые настройки в окне MIDI-менеджера. Во-первых, нужно подключить секвенсор к требуемому слоту. На рис. 1 в окне менеджера видны все нужные настроечные окна. Самое верхнее окошко в левом ряду показывает название инструмента, которым будет управлять секвенсор. В данном случае это инструмент Minimax. Четвертое окошко в левом ряду – Trigger Source. В нем мышью выбирается источник сигнала, в данном случае SSEQ.

Здесь следует иметь в виду, что, переключив триггер на шаговый секвенсор, для извлечения звука все равно потребуется нажать клавишу на MIDI-клавиатуре или подать сигнал с внешнего секвенсора. Сам шаговый секвенсор не имеет кнопки старта и запускается в момент приема MIDI-команды Note On. Остановка секвенции происходит, соответственно, при отпускании клавиши (приеме соответствующей команды).

Последнее, что нужно сделать в окне MIDI-менеджера, — установить источник синхронизации (внутренний/внешний) и темп секвенции. Элементы управления этим хозяйством расположены в правом нижнем углу окна.

Собственно секвенсор имеет следующие возможности. Размер такта может выбираться произвольно, от 1 до 16 долей. Длина шага (максимальная длительность ноты в каждой доле, или step length) изменяется от шестьдесят четвертой (есть шестьдесят четвертая с точкой и соответствующая триоль), до... уж не знаю, право, как ее назвать. В общем, самая продолжительная нота в восемь раз длиннее целой. И тоже имеет вариант с точкой и триоль. То есть такая нота звучит восемь тактов подряд, а вариант с точкой — целых двенадцать.

Шаблонную длительность каждого шага можно дополнительно изменить в целое число раз (умножить на коэффициент от 1 до 96). Высота ноты для каждого шага выбирается в пределах полного фортепианного диапазона. А вот собственно длительность звучания ноты в каждом шаге (называется Gate Duration) может выбираться произвольно: от полной продолжительности (100%) до почти полного усечения (1% от возможной длины). То есть, скажем, если длина шага одна четверть, то, установив Gate Duration на 50%, мы фактически получим ноту продолжительностью в одну восьмую.

Кроме этого, для каждого шага секвенции предусмотрена регулировка параметра Velocity, от 0 до 127.

Секвенсор умеет транспонировать секвенцию, имеет режим "зацикливания" и возможность неполного проигрывания такта.

Всем хорош прибор, но не помешала бы еще одна мелочь — пошаговая регулировка параметра Glide. Если бы сюда добавить изменяемое скольжение, то секвенсору цены бы не было. Впрочем, используя настройки портаменто в подключенных инструментах и подбирая параметр Velocity в секвенсоре, можно получить весьма приличное звучание. Особенно, если в синтезаторе назначить Velocity на управление фильтром.

Последнее устройство из категории "обслуживающих" — это арпеджиатор, вызываемый из пятого слота. Рабочее окно арпеджиатора, открытое на странице общих настроек, видно вверху в середине на рис. 1. Страница дополнительных настроек показана на рис. 3.

 Рис. 3

Арпеджиатор представляет собой очень мощный функциональный блок. В пользовательском руководстве даже сказано, что проще интуитивно понять все его возможности, чем читать описания функций. Местами действительно попадаются непривычные настройки, которые без эксперимента сложно оценить.

Работа арпеджиатора построена на принципе захвата ноты или аккорда в буфер и последующем считывании их из этого буфера в соответствии с текущими установками. Арпеджиатор монофонический, то есть не может одновременно воспроизводить более одной ноты. Максимальное временное разрешение — 24 импульса на четверть (PPQ).

Большие квадратные кнопки в нижней части окна арпеджиатора управляют, если так можно выразиться, транспортными функциями. Кнопка Run включает и выключает арпеджиатор. Кнопка Hold фиксирует текущее состояние буфера, и даже если пытаться брать на клавиатуре другие аккорды, арпеджиатор будет воспроизводить тот аккорд, который хранился в буфере на момент нажатия кнопки. Арпеджио при этом будет воспроизводиться даже при отпущенных клавишах и, чтобы его остановить, нужно нажать кнопку Run или Clear. Последняя кнопка очищает буфер, что равноценно остановке. В таком состоянии арпеджиатор готов к запуску по сигналу с клавиатуры.

Кстати, кнопка Hold в нажатом состоянии как бы "освобождает" клавиатуру. Поскольку данные в буфер не записываются, во время непрерывного воспроизведения арпеджио есть возможность параллельно играть на клавиатуре обычными "длинными" звуками.

Кнопка Hold/Trans тоже удерживает включенным воспроизведение арпеджио, но не замораживает буфер и не "отпускает" клавиатуру. Взяв новый аккорд, мы сразу же услышим новое арпеджио.

Кнопка Scan Dir позволяет вносить разнообразие в проигрываемое арпеджио. Она занимается тем, что в момент нажатия меняет направление развертки арпеджио. Скажем, если звучание шло по восходящей (от низкой ноты к более высокой), то нажатие кнопки переключает направление на нисходящее. Кнопка ReScan перезапускает сканирование нот в буфере.

Чтобы не углубляться в дебри настроек, которые подробно описаны в пользовательском руководстве, просто упомяну основные возможности арпеджиатора. Существуют несколько режимов захвата нот в буфер, среди которых есть обычный, с удержанием (auto hold) и расширенный. В нормальном режиме ноты "покидают" буфер в том порядке, в котором были записаны. В расширенном режиме считывание нот происходит более запутанно, почти произвольно.

Параметр Scan Mode позволяет проводить запись аккорда в буфер в двух режимах: Note Number (ноты по их расположению на клавиатуре) и Note Order (ноты по порядку их нажатия).

Паттернов воспроизведения всего четыре: вперед, назад, вперед-назад и случайный (random). Для случайного режима воспроизведения существует специальный регулятор глубины (depth) рандомизации. Он устанавливает диапазон свободы для получаемого арпеджио. В файле Arpegg_random (283 Кб) можно послушать пример работы этого регулятора. Вначале вместо нотной последовательности звучит только одна нота — регулятор установлен на минимум. Затем он был повернут совсем немного, что внесло в последовательность несколько новых нот. Далее регулятор был вывернут до упора, что позволило арпеджио "вырваться на свободу".

Существует возможность выбора базовой длительности нот (Note Length) от четырех целых до одной тридцать второй (с точками и триолями). Параметр Gate Duration позволяет регулировать длительность собственно звука в пределах параметра Note Length. Вращение регулятора позволяет менять звучание нотной последовательности от легато до стаккато.

Можно также установить регулируемое выпадение нот из арпеджио (Note Dropout) и использовать скользящее транспонирование (Sweep Transpose), плавно смещающее воспроизведение на несколько октав вверх с одновременным обращением аккорда (chord inversion).

Для демонстрации некоторых возможностей управления арпеджиатором я записал еще один файл (Arpegg_manual, 637 Кб). В нем вначале звучит обычное арпеджио, затем начинает изменяться продолжительность нот (Duration). После того, как было установлено явное стаккато, я начал перемещать слайдер Sweep Transpose, "уводя" арпеджио вначале вверх, а затем обратно. Примерно на тридцатой секунде я начал вращать регулятор Note Dropout, что привело к возникновению провалов в последовательности нот.

Существует возможность произвольно установить диапазон работы арпеджиатора (до семи октав с шагом в октаву), а также выбрать количество повторений каждой ноты (repeat). Можно выбрать режим без повторения или с повторением одной и той же ноты дополнительно до семи раз (т. е. всего будет восемь звуков). Для прослушивания такого арпеджио может просто не хватить терпения, так как вместо стремительной последовательности арпеджиатор будет выдавать "зацикленные" звуки: восемь раз подряд одна нота, затем восемь раз — другая, и так далее.

Кроме перечисленного, арпеджиатор имеет собственный LFO, с помощью которого можно, например, модулировать параметр Velocity для воспроизводимых нот. LFO имеет несколько разных форм волны, скорость его работы можно устанавливать в герцах или в тактах/долях.

Инструменты
Шестой слот предназначен для загружаемых инструментов. Щелкнув правой кнопкой мыши в слоте, вызываем контекстное меню с перечнем инструментов (рис. 4). Выбрав из списка нужную строку, щелкаем по ней мышью. Инструмент автоматически загружается в слот. Чтобы открыть рабочее окно инструмента, достаточно щелкнуть по его изображению.

 Рис. 4

Напомню, что в стандартной версии модуль Noah позволяет использовать одновременно только два слота инструментов. Расширенная версия содержит четыре слота. Функциональная схема Noah показана на рис. 5.


 
 Рис. 5  
   

На текущий момент модуль Noah (в любой версии) поставляется с комплектом из восьми инструментов. Шесть из них являются виртуальными синтезаторами, еще два — устройствами обработки. Загрузив в один слот синтезатор, а во второй — обработку, можно назначить выход синтезатора на вход устройства обработки. В сочетании с самостоятельно существующими процессорами эффектов это дает дополнительные возможности по формированию звука.

Из синтезаторов присутствуют следующие модели: Minimax — аналоговый синтез, имитирует Minimoog; LightWave — wavetable-синтезатор; Pro-One — аналоговый синтез, имитация синтезаторов Sequential Circuits; Six Strings — моделирование звука гитары; Vectron Player — имитатор векторного синтеза; B-2003 — имитация органа.

Два оставшихся инструмента представляют собой фильтр (Interpole) и вокодер (Vocodizer).

Повторю, что полифония практически всех синтезаторных моделей невысока. В режиме Single, когда один инструмент загружается в два слота (в Noah EX — в четыре), ее только-только хватает на проигрывание несложных аккордов. При загрузке инструмента в один слот полифонии реально хватит только на соло или на работу с арпеджиатором. На рис. 6 приведена табличка, в которую сведены значения полифонии каждого инструмента в зависимости от количества используемых им слотов. Единственное приятное исключение здесь — модель органа, имеющая полную полифонию. То есть, если у вас на клавиатуре 88 клавиш, то все они могут играть одновременно. Даже будучи загруженным сразу в четыре слота (в версии EX), орган может играть с полной полифонией во всех них одновременно. Правда, рук на все это богатство все равно не хватит.


 
 Рис. 6  
   

Рассмотрим имеющиеся инструменты по порядку.

Minimax
Синтезатор Minimax имитирует классический аналоговый синтезатор. Достаточно бросить один взгляд на панель управления инструментом, чтобы признать в нем наследие Роберта Муга (рис. 7). Инженеры CreamWare с гордостью заявляют, что их детище не пытается имитировать отдельные узлы легендарного инструмента, а, по сути, им и является.


 
 Рис. 7  
   

Синтезатор имеет три осциллятора, причем третий может выполнять роль LFO и модулировать частоту первых двух осцилляторов или частоту среза фильтра. Есть источник шума с переключателем белый/розовый. Он тоже может выступать в качестве модулирующего сигнала. Каждый осциллятор имеет переключатели высоты тона (диапазон шесть октав) и может производить одну из шести базовых форм волны. Второй и третий осцилляторы имеют ручки тонкой подстройки.

В секции микшера в произвольной пропорции смешиваются сигналы с осцилляторов и с генератора шума.

В секции фильтра есть регуляторы частоты среза и резонанса, регуляторы времени атаки и затухания, регулятор уровня сустейна. Отдельно можно установить глубину воздействия на фильтр огибающей и модулятора.

Есть отключаемый регулятор глиссандо, переключатель single (одноголосный или многоголосный режим), переключатель приоритета нот (нижняя или последняя нажатая), колесо модулятора и ручка Mod. Offset. На дополнительной страничке рабочего окна синтезатора (на рисунке не показана) есть группа регуляторов в секции CV. Их три: Osc, Filter, Loudness. В оригинальном инструменте они служили для управления соответствующими узлами синтезатора от внешних CV-сигналов. В нашем случае они играют роль регуляторов интенсивности модуляции осцилляторов, фильтра и усилителя. В качестве модулирующего сигнала здесь жестко привязан параметр Aftertouch. Модуляция возможна "в обе стороны", то есть при дополнительном нажатии на клавишу фильтр, например, может и открываться и закрываться, в зависимости от направления поворота ручки.

Секция выходного усилителя содержит регулятор уровня выхода и регуляторы Envelope Velocity Amount, изменяющие глубину воздействия параметра Velocity на фильтр и усилитель.

Возможен прием внешнего сигнала для обработки фильтром.

Должен отметить, что, несмотря на свою внешнюю похожесть на Minimoog, поначалу Minimax мне показался довольно бесцветным. Полазив по пресетам из первого банка, я почувствовал скуку. Но потом обнаружились еще два банка (в "минимаксе" их три, в каждом по 128 пэтчей), в которых стали появляться уже интересные звуки. Некоторые из них я пытался "подкручивать", некоторые звучали хорошо сами по себе.

Замечу, кстати, что для всех имеющихся в модуле инструментов можно создавать и сохранять собственные банки пэтчей.

Для ознакомления с возможностями синтезатора предлагаю послушать несколько примеров. Файлы Minimax_bass (100 Кб) и Minimax_TechnoSyn (176 Кб) содержат схожие секвенции, сыгранные вручную соответствующими звуками. Файл Minimax_sseq (160 Кб) содержит звук одного из пресетов, которым управлял шаговый секвенсор. В процессе воспроизведения я немного покручивал частоту среза фильтра.

В файле Minimax_NoiseSeq (287 Кб) показан звук одноименного пресета. Секвенция там назначена где-то внутри — сам я ничего не трогал, только транспонировал ее, нажимая разные клавиши.

Напоследок предлагаю послушать звучание пэтча из категории эффектов. Файл называется Minimax_Agoni (263 Кб), по названию пэтча. Для записи я нажал последовательно три клавиши, и более ничего не делал.

LightWave
Для реализации wavetable-синтеза инженеры CreamWare разработали весьма замысловатый инструмент. Рабочее окно синтезатора состоит из двух переключаемых панелей: Main (рис. 8) и Modulation (рис. 9).


 
 Рис. 8  
   

На главной панели расположены органы управления осцилляторами, микшером, фильтром, усилителем и генераторами огибающих фильтра и усилителя.

Каждый из двух осцилляторов может воспроизводить любую из 128 волновых форм, содержащихся в банке. В пользовательском руководстве сказано, что волновые генераторы используют технологию waveshaping, позаимствованную с синтезатора Prophet VS. Каждый из них имеет регуляторы грубой и точной настройки, а также регулятор Grunge. Последний позволяет изменять окраску звука от тускловато-мягкой до яркой. По сути, это нечто вроде пропускающего фильтра нижних частот.

В секции микшера, кроме установки панорамы и уровня выходов осцилляторов, можно назначить независимо модуляцию уровня и панорамы для каждого из них. В качестве источников модуляции могут выступать сигналы одного из двух LFO или их сумма. После микшера сигналы попадают в фильтр.

В секции фильтра можно выбрать тип фильтрации (LPF, HPF, BPF), установить частоту среза и уровень резонанса, назначить модуляцию частоты среза и резонанса, а также выбрать чувствительность фильтра к изменениям огибающей. Фильтров в LightWave всего два, и их можно подключить или параллельно (собственный фильтр на каждый осциллятор), или последовательно.

Генераторы огибающей фильтра и усилителя устроены одинаково. Сама кривая четырехступенчатая (ADSR), но кроме четырех управляющих слайдеров имеются еще регуляторы зависимости параметров кривой от номера нажатой клавиши (Time Keyfollow) и от скорости нажатия (Time Velocity и Level Velocity).

В секции усилителя сигналы, выходящие из фильтров, можно произвольно панорамировать. Панорама модулируется LFO.


 
 Рис. 9  
   

Панель Modulation содержит элементы управления модуляцией. Здесь есть два идентичных LFO с шестью базовыми формами волны. Каждый генератор имеет настройки частоты от 0,01 до 400 Гц. При желании можно привязать этот параметр к длине нот, передаваемых по MIDI (от целой до тридцать второй).

Для генератора можно установить начальный сдвиг фазы, задержку запуска, а также начальный и конечный фейд. Кроме того, размах колебаний и частоту LFO можно модулировать. Причем, для частоты есть сразу два независимых регулятора. В качестве источника модуляции может выступать другой LFO, огибающая фильтра или усилителя, а также колесо модулятора на клавиатуре, сообщения Velocity и Aftertouch и некоторые другие.

В качестве источника модуляции может выступать также дополнительный генератор огибающей, Free Envelope. Рядом с ним расположена секция глобальных настроек, где можно выбрать диапазон работы колеса бендера, настроить высоту синтезаторного голоса (master tune), а также включить и настроить портаменто или глиссандо.

Внутренний банк синтезатора содержит 256 готовых пэтчей. В качестве образцов звучания инструмента предлагаю прослушать всего три файла. В первом из них (Lightwave_Trash, 157 Кб) представлен умеренно жесткий синтетический звук. Файл Lightwave_Fantasia (334 Кб) представляет типичный для wavetable-инструментов мягкий синтетический звук. В файле Lightwave_sseq (363 Кб) показана работа синтезатора в паре с шаговым секвенсором. На фильтр была назначена небольшая модуляция от Velocity.

Sequential Circuits Pro-One
Еще одна легенда оказалась воплощенной в компьютерную модель (рис. 10). В разработке принимали участие специалисты компании Wine Country Productions, организованной бывшими сотрудниками Sequential Circuits.


 
 Рис. 10  
   

Pro-One имеет два осциллятора, A и B. У каждого из них есть переключатель базовой высоты тона в пределах четырех октав, регулятор расстройки глубиной в октаву, отдельные включатели пилообразной и прямоугольной форм волны. Второй осциллятор способен производить еще и треугольную волну, поскольку он может использоваться в режиме LFO (при этом для него можно отключить клавиатурный контроль высоты тона). Оба осциллятора имеют регулятор ширины импульса прямоугольной волны. Первый осциллятор может синхронизироваться по второму.

Регулятор Glide выделен в отдельную секцию. Здесь можно установить, будет ли происходить скольжение только в режиме легато или же при любом способе нажатия клавиш.

После микшера, в котором смешиваются сигналы осцилляторов и генератора шума, результирующий сигнал попадает в секцию фильтра. Фильтр имеет регуляторы частоты среза, резонанса, клавиатурный контроль, регуляторы огибающей (ADSR), а также Envelope Amount и Velocity Amount.

Выходной усилитель оснащен четырехстадийным генератором огибающей и регулятором зависимости огибающей от скорости нажатия клавиш.

Модуляция в Pro-One организована в виде матрицы. Есть три источника (огибающая фильтра, второй осциллятор и LFO) и пять целей: частота осцилляторов A и B, ширина импульса обоих осцилляторов и частота среза фильтра.

Коммутация источников и целей выполнена в виде шин. Управление модуляцией возможно или непосредственно выставлением ее глубины (ручкой Amount), или колесом модулятора. Для этих целей существуют специальные переключатели wheel/direct. Чтобы назначить непосредственно регулятором какую-либо модуляцию, нужно выбрать у источника и выбранной цели режим direct. То есть при этом мы как бы направляем сигнал источника в шину "direct", и к этой же шине подключаем цель. Если же направить управляющий сигнал в шину "wheel", то глубина модуляции от данного источника будет зависеть от угла поворота колеса. Выбрав у одной или нескольких целей модуляции режим "wheel", мы добьемся того, что все они будут синхронно (но каждая на свой манер) модулироваться при повороте колеса.

Несмотря на относительную простоту, такая матрица дает мощные возможности по управлению синтезом.

На страничке дополнительных настроек можно установить диапазон работы колеса бендера, назначить зависимость высоты тона осцилляторов и частоты среза фильтра от параметра Aftertouch, выбрать режим работы синтезатора (single/poly) и сделать еще некоторые настройки.

Pro-One оказался гибким и интересным инструментом. Имея всего два осциллятора, по возможностям синтеза он обставляет Minimax, что подтверждается его звучанием.

В качестве примера предлагаю прослушать несколько записей. В файле Pro-One_DoubleSaw (283 Кб) показан образец лидирующего звука. Файл Pro-One_VenusPad (355 Кб) содержит образец подклада. В файле Pro-One_Throat_singing (358 Кб) записан образец звучания одноименного пэтча. Название пресета довольно точно отражает его суть (throat в переводе означает "гортань"). В нем действительно прослеживаются намеки на гортанное пение. В процессе игры я немного крутил ручку частоты среза фильтра.

Последний пример — жесткий пэтч с управлением от шагового секвенсора. Файл называется Pro-One_SSeq (263 Кб).

Six-Strings
Инструмент Six-Strings предназначен для моделирования звука гитары (рис. 11). Просмотрев все настройки, я пришел к выводу, что их даже больше, чем нужно для обычного моделирования.


 
 Рис. 11  
   

Работа по созданию неповторимого инструмента начинается с выбора модели гитары: акустической или электрической. В зависимости от этого на панели синтезатора (то есть в его рабочем окне) отображается соответствующий рисунок.

После выбора модели оснащаем ее струнами. Здесь можно подобрать стальные или нейлоновые струны, выбрать их толщину и тип (для обычной гитары или для баса). Отдельным регулятором определяется упругость струн. Более упругие струны имеют более звонкое звучание. Можно также задать инерционность струн — от совсем податливой и долго звучащей, до толстой как палка, с соответствующим обрубленным звуком.

Компьютерная модель струны рассчитывает первые 70 гармоник. Для того, чтобы убрать часть из них (при необходимости приглушить и упростить звучание), можно воспользоваться соответствующим регулятором (Skip Harm.). Чтобы вновь вернуть звуку яркость, можно увеличить уровень высших гармоник регулятором Boost Harm.

В разделе Pluck собраны органы управления защипыванием струны. Здесь определяется общая энергия удара по струне, количество шумовых составляющих в звуке и прочие вещи, сопутствующие моменту возбуждения струны. Для компенсации нежелательных призвуков есть два обрезных фильтра.

В секции Damping собраны элементы управления поведением струн после возбуждения, в частности, общая скорость затухания колебаний и относительная скорость затухания высших гармоник.

Возле гитарных струн, в районе розетки инструмента (см. рис. 11), находятся медиатор и два звукоснимателя в виде микрофонов. И медиатор, и микрофоны можно двигать вдоль струн при помощи мыши. В соответствии с акустической моделью звучание гитары при таких передвижениях будет изменяться. В зависимости от совпадения точки возбуждения с узлом или с пучностью гармонического колебания, соответствующие гармоники будут или усилены или ослаблены. Позиция звукоснимателей также вносит свой вклад в получаемый тембр — гитаристам все это хорошо известно.

Переключившись на страничку дополнительных настроек (рис. 12), видим еще большее количество регуляторов. Для акустической гитары, в частности, существует секция Body, в которой предполагается настройка свойств деки инструмента. Модель здесь явно упрощенная: есть три полосовых фильтра (регулируются частота и уровень), устанавливающие примерную формантную структуру собственных колебаний деки. Для электрической модели на этом же месте возникает группа настроек под названием Pickup, позволяющая выбрать характеристики звукоснимателя.


 
 Рис. 12  
   

В группе настроек Slap можно определить расстояние от струны до грифа, материал ладовых порожков (твердый/мягкий) и величину вертикального отклонения струны при извлечении звука.

Оставшийся комплект настроек к самой гитаре не имеет практически никакого отношения (за исключением, пожалуй, Fine Tune). Это стандартные синтезаторные элементы управления, среди которых можно найти портаменто, генератор огибающей и элементы воздействия MIDI-сообщений на моделируемый звук.

В целом инструмент показался мне интересным. Но работая с ним, я почему-то не испытывал большого удовлетворения. Возможно, потому, что добиться правдоподобного звука ручными настройками оказалось делом нелегким. Особенно удивительным было передвижение медиатора по струнам. Местами я получал совсем незнакомый звук, какой гитара, в общем-то, издавать не должна, даже с учетом необычных точек воздействия на струну. В то же время некоторые из существующих пресетов демонстрировали вполне приличное качество готовых моделей. Есть даже совсем правдоподобные образцы.

Впрочем, я ведь не гитарист, и где-то могу чего-то не заметить или не так оценить.

Для примера предлагаю послушать несколько образцов звучания инструмента Six-String. Файл SStr_Bright_steel (122 Кб) содержит звук акустической гитары со стальными струнами. В файлах SStr_Western (260 Кб) и SStr_Western2 (154 Кб) показаны звуки акустических гитар с небольшой обработкой. В файле SStr_The_60ies (64 Кб) записан звук электрогитары из пэтча под названием "возрождение 60-х". Наконец, в файле SStr_BassSeq (171 Кб) представлен образец звука бас-гитары из соответствующего пэтча. Инструментом управляет шаговый секвенсор.

Vectron Player
Инструмент представляет собой усеченную версию синтезатора. По сути, это действительно проигрыватель, позволяющий лишь прикоснуться к векторному синтезу.

Рабочее окно проигрывателя выглядит довольно аскетично (рис. 13). В его середине для целей просмотра расположено квадратное векторное поле, по углам которого видны окошки осцилляторов с текущими звуками, а в центре — изображение текущей позиции ручки джойстика.


 
 Рис. 13  
   

Сущность работы векторной модели — одновременный доступ к сигналам четырех осцилляторов с почти произвольным их суммированием. Для работы необходим сам джойстик (рис. 14), который вызывается нажатием прямоугольника с надписью "JOY", расположенного над колесом модулятора. Ручка джойстика (здесь он выполнен в виде выпуклой кнопки) — это рабочий элемент микшера. Микшируемые источники расположены по углам поля. Перемещение джойстика по полю производит смешивание сигналов каждого из источников пропорционально расстоянию от ручки до соответствующего угла.

 Рис. 14

Для джойстика есть отключаемый режим автовозврата в центральную позицию. Полученный звук можно дополнительно обработать фильтром с резонансом. Никаких дополнительных элементов воздействия на звук здесь не предусмотрено.

Кстати, управлять джойстиком при помощи мыши оказалось неудобно. Разработчики рекомендуют назначить управление на внешний MIDI-контроллер. Для работы по двум осям, X и Y, понадобятся два управляющих элемента.

Лет десять назад можно было встретить в музыкальных магазинах инструменты, использующие векторный синтез и джойстик, например, Yamaha SY 22. Но там образцы звука для пэтча выбирались произвольно, а Vectron Player предлагает только 128 готовых пэтчей с жестко зашитыми "четверками" исходных звуков.

Настоящие векторные синтезаторы традиционно производили звуки стеклянно-металлического характера. "Жирность" в них была невысока, но "живость" присутствовала в достатке. Vectron в целом придерживается традиций, предлагая множество пресетов с когда-то модным, но уже подзабытым звучанием.

Для демонстрации звучания инструмента я записал несколько пресетов. В файле Vectron_Digi_bell (231 Кб) показан мягкий подклад. Во время воспроизведения звука проводились манипуляции джойстиком. В файле Vectron_Flying (153 Кб) использован звук пэтча, в котором вращение джойстика уже запрограммировано. Забавно было наблюдать, как его изображение быстро бегает кругами на векторном поле. Для записи файла Vectron_arpegg (268 Кб) использовался арпеджиатор и ручное управление джойстиком. Пэтч попался очень удачный. Четыре исходных звука, его составляющие, заметно отличаются друг от друга, и поэтому при манипулировании хорошо слышны изменения тембра.

B-2003
Последний из имеющихся звукогенерирующих инструментов представляет собой имитацию электромеханического органа Hammond B3 (рис. 15). Утверждается, что смоделировано все до последней детали: полная полифония, 92 генераторных колеса, щелчки клавиш, перкуссия, вибрато, овердрайв и эффект Лесли.


 
 Рис. 15  
   

Собственно, его можно и не описывать, поскольку органы управления, максимально правдиво перенесенные с оригинала, говорят сами за себя.

Инструмент имеет настройки для двух основных клавиатур и одной педальной. Применительно к современным условиям это означает возможность использования или трех MIDI-клавиатур, работающих по разным каналам, или одной клавиатуры, разделенной на зоны. Каждую зону можно транспонировать на октаву вверх или вниз.

Выдвигаемые регуляторы (регистры) позволяют независимо устанавливать уровень различных гармоник в получаемом звуке, посредством чего, в основном, и формируется его тембр.

Ниже расположены выключатели эффектов вибрато, вращающегося динамика и овердрайва. Здесь же находятся регулятор громкости щелчков клавиш и управление перкуссией (работает только в режиме стаккато). Для перкуссии настраиваются уровень и продолжительность, и даже выбирается основная гармоника, то есть усредненная высота перкуссионного тона.

На странице дополнительных настроек можно углубиться в тонкости имитации эффекта Лесли. Можно также установить виртуальное "качество" генераторных колес, которое тоже влияет на звук. Есть плавная регулировка — от новых колес до изношенных и подлежащих восстановлению или замене. Здесь же расположен симулятор двухмикрофонного снятия звука органа, а также выключатель внешнего источника звука. Внешний сигнал можно обрабатывать имеющимися в органе эффектами.

Заводских пресетов для органа заготовлено совсем мало, но зато они раскрывают инструмент во всей красе. Для ознакомления предлагаю несколько примеров звучания. Файл B_Big_Ben (222 Кб) содержит колоколообразные звуки. В файле B_Male_choir (257 Кб) показан звук пэтча с названием "хор мальчиков", который звучит, на мой взгляд, просто потрясающе. В файле B_Piano_perc (81 Кб) записан звук органа с перкуссией и легкими щелчками клавиш. Образец B_Pop_organ (98 Кб) в комментариях не нуждается.

Interpole
Данный инструмент представляет собой модулируемый стереофильтр. Дополнительно в него интегрирован амплитудный повторитель (envelope follower) и низкочастотный модулирующий генератор (LFO). Это, в основном, и есть рабочие блоки данного инструмента. Interpole предназначается для производства стереоэффектов, зависящих от частоты входного сигнала и его уровня. Внешний вид рабочего окна инструмента представлен на рис. 16.


 
 Рис. 16  
   

Interpole состоит из двух одинаковых секций, обрабатывающих раздельно левый и правый каналы стереопары. Управление каналами может быть синхронизировано (link).

Есть два входа, соответственно, для обрабатываемого (Internal) и управляющего (External) сигналов. Оба входа могут брать сигнал с выходов внутренних слотов, а также с цифрового (USB) и аналогового входов. Сигнал с внутреннего входа проходит всю цепочку обработки. Из внешнего входа звук проходит только в анализатор амплитуды, где преобразуется в управляющий сигнал для повторителя и фильтра.

Первый блок может работать как в режиме повторителя, так и в режиме генератора огибающей (ADSR Envelope). Нужный режим выбирается переключателем Env/Gate. В режиме повторителя (положение Env) переключатель Ext/Int позволяет выбрать, сигнал с какого входа следует считать управляющим. Уровень сигнала управления (то есть глубину модуляции) можно установить отдельным регулятором (Sens). Доступен также небольшой "шейпинг" управляющего сигнала посредством изменения времени атаки и затухания.

В режиме генератора огибающей (переключатель в положении Gate) запуск генератора огибающей возможен либо в момент приема MIDI-сообщения Note On, либо при достижении управляющим сигналом (с внешнего входа) порогового уровня, устанавливаемого регулятором Sens. Способ запуска выбирается переключателем MIDI/Sens. Формирование ступеней огибающей (ADSR) осуществляется тремя вращаемыми регуляторами и переключателем Release On/Off.

Секция LFO заведует модуляцией всего, что есть на борту Interpole. Скорость модуляции можно задать независимо или привязать ее к MIDI Clock. Можно выбрать одну из шести форм волны, стартовую фазу сигнала, а также назначить перезапуск генератора в момент приема сообщения о нажатии клавиши. Здесь же устанавливается глубина модуляции огибающей, управляемого фильтра (VCF) и управляемого усилителя (VCA).

Фильтр имеет следующий набор регуляторов: Cutoff (частота среза), Resonance (уровень резонанса), Drive (изменяет уровень сигнала на входе фильтра, что позволяет получать на выходе перегруженный звук), Env Sweep (устанавливает глубину влияния огибающей на частоту среза фильтра; возможна как положительная, так и отрицательная модуляция). Переключатель VCA In/Out, расположенный в секции фильтра, занимается тем, что включает или отключает модуляцию усилителя от огибающей. При этом неважно, в каком режиме работает блок огибающей, — как повторитель или как генератор.

В целом, Interpole оказался довольно занятным устройством. Поковырявшись в его настройках, можно заметно оживить звук. Думаю, что он лучше всего подойдет для работы с внешним источником, скажем, с гитарой или вокалом. Звуки "внутренних" синтезаторов при обработке изменяются не так сильно, как хотелось бы. Но это и не удивительно — в самих исходных звуках, как правило, накручено уже столько модуляций, что одна-две дополнительные могут остаться просто незамеченными.

Vocodizer
Последний из списка инструментов, которыми укомплектован CreamWare Noah, представляет собой мощный вокодер (рис. 17), состоящий из базового окна редактора и двух дополнительных диалоговых окон: Filter Matrix и Frequency Calculator.


 
 Рис. 17  
   

В левой части главного окна расположены индикаторы уровней входящих сигналов и выходного сигнала. Как и в любом вокодере, здесь есть два входа: для управляющего голоса (Analysis In) и для "несущего" сигнала (Synthesis In), то есть для звука, обычно синтезаторного, которым будет управлять голос. Выбор физического входа осуществляется из выпадающих списков под индикаторами. Оба списка содержат одинаковый набор входов (он виден на рис. 17). То есть, эффект можно применять не только классическим способом, но также и для двух внутренних источников (два синтезатора в разных слотах) или для двух внешних, подключенных к аналоговому входу и входу USB.

Уровни входных сигналов можно изменять в пределах 74 дБ, из них на усиление отводится 24 дБ. Для этого есть отдельные регуляторы In Gain.

В секции Voiced/Unvoiced Detection можно помочь вокодеру проанализировать входные звуки, чтобы он смог правильно ориентироваться при последующем синтезе. В соответствии с упрощенной моделью это могут быть преимущественно гласные звуки или, например, синтезаторные (режим Voiced). Или это могут быть согласные звуки, в особенности шипящие — в этом случае они определяются как Unvoiced. Для разных случаев у вокодера есть соответствующие настройки, позволяющие получить "правильный" конечный результат.

Для того, чтобы разобраться со звуками, выбирается режим детектирования по входу: с разделением сигнала на ВЧ- и НЧ-составляющие с последующим раздельным анализом, или без разделения. В первом случае раздельно оценивается энергия в низкочастотной и высокочастотной частях звука. Если доминирует зона НЧ, то звук "признается" гласным, или голосовым (Voiced), если ВЧ – то шипящим согласным, или неголосовым (Unvoiced). Баланс между зонами при необходимости можно смещать регулятором Hysteresis. Общий пороговый уровень, по достижении которого входной сигнал признается "шипящим" (sibilant), а не голосовым, устанавливается регулятором Threshold.

Вся эта предварительная работа очень важна, поскольку самым непосредственным образом влияет на работу вокодера. Определив принадлежность анализируемого сигнала к тому или другому типу, вокодер динамически перевыбирает несущий сигнал. Если, скажем, человеческий голос на входе Analysis In признан именно голосом, то в качестве несущего сигнала подается звук синтезатора, который у нас подключен к входу Synthesis In. Если же голос будет сочтен за шипение, то несущий сигнал подменяется. Вариант подмены выбирается в секции Unvoiced Source. В выпадающем списке Input можно выбрать, по желанию, белый или розовый шум, а также звук синтезатора (выбранный в качестве несущего), но пропущенный через обрезной ВЧ-фильтр. Подмена делается для получения адекватного результата на выходе. Ведь трудно себе представить, как вокодер будет передавать, например, букву "с" или "ш", если в качестве несущего сигнала у него проходит какой-нибудь SawLead. А Vocodizer в этот момент просто заменит синтезаторный звук шумом с широким спектром, и тогда шепелявость проявится во всей своей красе.

Переключение несущего сигнала происходит не мгновенно, а в течение некоторого времени. Этот факт имеет практическую значимость в случае быстрой смены типа детектируемого сигнала, поскольку в момент перехода формируется кроссфейд между синтезаторным звуком и шумом. Скорость подмены несущей (или продолжительность кроссфейда) в некоторых пределах (от 0,1 до 20 мс) можно регулировать ручкой Time, расположенной в секции детектирования.

Текущее состояние детектора можно определить по индикатору уровня. В линейке Synthesis In кроме собственно индикатора есть две дополнительные полоски, промаркированные как UV и V, что означает UnVoiced и Voiced. Какая полоска светится (голубым светом), такой сигнал и подается на синтезирующий фильтр.

В секции Voiced Source список Input дублирует список под индикатором Synthesis In и повторяет текущий выбор. Собственно, несущий сигнал можно выбрать и под индикатором уровня, и в секции Voiced — это один и тот же список.

В секции фильтра управляющего сигнала (Analysis Filter Section) определяется поведение амплитудного повторителя (envelope follower). Пропущенный через анализатор разложенный сигнал проходит через дополнительный блок фильтров: ФНЧ, ПФ, ФВЧ. В каждой полученной частотной области индивидуально настраивается скорость реагирования амплитудного повторителя на изменения уровня входного сигнала. Для этого есть регуляторы времени атаки и затухания. Ручкой Gain устанавливается выходной уровень сигнала повторителя.

Немного ниже расположены регуляторы Filter Width, которые устанавливают добротность (ширину полос пропускания) фильтров в цепях анализа и синтеза сигнала. Сам набор фильтров синтеза (Synthesis filter bank) можно увидеть в самом низу рабочего окна. Фильтров всего 22, из них один низкочастотный, один высокочастотный и двадцать полосовых. В этом своеобразном эквалайзере можно установить уровень пропускания и панораму каждого из них. Частоту каждого фильтра (назовем это в совокупности частотной сеткой) удобно настраивать с помощью калькулятора (Frequency Calculator). Чтобы его вызвать, нужно нажать на изображение скрещенных гаечного ключа и молотка. Оно находится в маленькой секции Dialogs, расположенной над секцией детектора.

В окне калькулятора (рис. 18) можно задать базовую частоту (удобно ориентироваться на частоту среза ФНЧ) и множитель (multiplier) для расчета последовательности частот. Скажем, установив значение множителя на 1,5, мы получим сетку, в которой центральная частота каждого последующего фильтра будет в полтора раза превышать частоту предыдущего. Максимально возможная частота для банка — 12 кГц. Если установить высокую базовую частоту и большой коэффициент, то часть фильтров "получит" рассчитанные частоты, превышающие 12 кГц. В таком случае эти фильтры будут отключены.

 Рис. 18

Частоту каждого фильтра можно установить индивидуально, для чего следует щелкнуть мышью по текущему значению (индицируется под регулятором уровня) и ввести с клавиатуры нужную цифру. Соседние фильтры при этом не пересчитываются.

Следует иметь в виду, что фильтры анализа и синтеза (условно, "входные" и "выходные") в любом вокодере конгруэнтны, то есть имеют одинаковые сетки частот. Поэтому, переустанавливая частотные характеристики выходных фильтров, мы тем самым переустанавливаем характеристики фильтров анализатора.

Vocodizer предлагает еще одно мощное средство управления эффектом — матрицу фильтров (Matrix). Она вызывается из той же секции Dialogs, из которой мы извлекали калькулятор.

Окно матрицы (рис. 19) устроено довольно просто. По горизонтальной оси разложены частоты фильтров анализатора, по вертикальной оси — идентичные им частоты фильтров синтезатора. Черные квадратики в поле — указатели маршрута. Вспомним, что в каждой полосе частот, полученной в анализаторе, стоит собственный амплитудный повторитель, управляющий артикуляцией синтезированного сигнала в данной частотной полосе. Матрица же предлагает маршрутизировать этот управляющий сигнал произвольным образом, в любую другую полосу частот. На рис. 19 показано полное отсутствие работы матрицы, поскольку управляющий сигнал из каждой частотной области попадает в такую же точно область. Все симметрично и просто. Но стоит нажать кнопочку Randomize, расположенную в верхней части окна, как все квадратики разбегутся кто куда. Их можно переставлять при помощи мыши, а можно просто вызвать один из матричных пресетов. Гуляя по матрице, можно сконфигурировать ее таким образом, что управляющие сигналы, полученные в низкочастотных полосах анализатора, будут управлять, например, пропусканием высокочастотных полос синтезирующего фильтра (Synthesis filter bank). Таким способом можно получить замечательную абракадабру, поскольку результат будет мало предсказуем.

Рис. 19

Возиться с вокодером можно, наверное, до бесконечности. Для первого ознакомления предлагаю прослушать всего два несложных звуковых примера. Как-то так получилось, что оба они предлагают достаточно жесткое звучание, не совсем психоделическое, но приближенное к нему. В обоих случаях использовались вспомогательные устройства из арсенала модуля. В качестве "несущей" в обоих случаях использовался звук синтезатора Sequential Circuits Pro-One.

Файл Vocoder&Arp (299 Кб) записывался с использованием арпеджиатора. В первом такте можно услышать тихо звучащий исходный звук. Подключив микрофон к аналоговому входу Noah, я начал читать в него парафраз на тему известного детского стихотворения К. И. Чуковского "Муха-Цокотуха". То, что получилось в результате, показывать детям явно не следует.

Файл Vocoder&SStep (394 Кб) записывался с использованием шагового секвенсора. Запустив секвенцию, я вначале попробовал побубнить в микрофон, а затем начал говорить максимально скрипучим голосом, что соответствующим образом отразилось на звуке.

Заключение
По результатам знакомства с CreamWare Noah я пришел к заключению, что эта разработка, безусловно, перспективная. Наверное, идея создания такого рода прибора витала в воздухе.

Однако с моей точки зрения компании CreamWare следует привлекать к созданию моделей инструментов больше независимых разработчиков. Мне, например, очень понравился синтезатор Pro-One, как собственно звуком, так и реализацией управления синтезом. Но еще более мне понравился орган B-2003: его звучание для моего слуха — просто бальзам. Реинкарнация Минимуга выглядит несколько скучновато, а модули LightWave и, в особенности, Vectron, как мне думается, написаны просто для полноты коллекции, поскольку не дают возможность серьезной проработки звука. Six-String оставил у меня двойственное ощущение. Многие из готовых пресетов предлагают вполне достоверное звучание гитары. В то же время ручное моделирование довольно часто давало не вполне удовлетворительный результат. Впрочем, это я говорю о своем понимании гитарного звука. Если взглянуть шире, то инструмент нужно признать очень мощным.

Еще мне кажется, что есть некоторое общее свойство в звучании всех инструментов. Я бы охарактеризовал его как "прозрачность" звука. Поясню свою мысль на отвлеченном предмете. Для сравнения можно взять, скажем, краску. Бывает краска жирная, которой мазнул один раз — и поверхность покрыта плотным слоем. А можно взять какой-нибудь цветной лак. Вроде бы он дает цвет, но в то же время что-то там еще проглядывает сквозь слой.

Так вот, звучание Noah немного не дотягивает до жирной краски, есть в звуке некоторая воздушность. Не скажу, что это плохо или хорошо, — просто он так звучит. Возможно также, что это только мое ощущение.

Процессор эффектов работает неплохо, хотя мне кажется, что фленджерам и хорусам тоже немного недостает жирности. В рамках общей идеологии системы, процессор может обрабатывать не только звуки встроенных инструментов, но и внешний сигнал, подаваемый на аудиовход.

Отдельно хочу отметить работу шагового секвенсора и вокодера. Это великолепные и мощные инструменты, и, что особенно приятно, они тоже могут работать не только с встроенными источниками звука, но и с внешними, подключаемыми, соответственно, по MIDI или через аудиовходы.

Что касается компьютерного интерфейса, то здесь, как мне кажется, есть возможности для улучшения. Сами рабочие окна нарисованы отменно, но управлять ими в процессе живой работы сложновато. Одна мышь на всех — это довольно мало. Любой подвижный элемент при передаче ему фокуса может передвигаться при помощи клавиш Page Up и Page Down на клавиатуре компьютера. Но, все-таки, в каждый момент времени возможна работа только с одним регулятором. Здесь не помешало бы программирование компьютерной клавиатуры. Например, для инструмента B-2003 было бы удобно выдвигать регистровые ручки независимо, при помощи разных пар клавиш, скажем, A-Z, S-X, D-C и так далее. Тогда можно было бы на лету рулить регистры. Впрочем, можно программировать четыре бесконечно вращаемых ручки на передней панели самого модуля. Но четырех живых контроллеров тоже не всегда хватает.

Должен оговориться, что сейчас во мне говорит приверженец живого управления звуком. Если же не спеша экспериментировать в студии, то можно нарулить очень много. Возможностей аппарата для этого хватит с лихвой.

Рассуждая о перспективности использования модуля, следует также принять во внимание тот факт, что Noah — это не только и не столько синтезатор и процессор эффектов. Его можно использовать в качестве внешнего аудиоинтерфейса. В процессе работы у меня передавались по шине USB два канала цифрового аудио. При этом не было отмечено каких-либо выпадений звука и прочих артефактов.

Насколько мне известно, разработчики технологии "plug-ins runner" обещают возможность загрузки новых инструментов через интернет. Вероятно, это подразумевает то, что в скором времени появятся новые виртуальные синтезаторы и, возможно, устройства обработки, загружаемые в Noah, что откроет для него новые горизонты.

CreamWare NOAH 1979 евро
CreamWare NOAH EX 2436 евро
МиксАрт

  Звуковые примеры

Minimax
Minimax_bass (100 Кб)
Minimax_TechnoSyn (176 Кб)
Minimax_sseq (160 Кб)
Minimax_NoiseSeq (287 Кб)
Minimax_Agoni (263 Кб)

LightWave
Lightwave_Trash (157 Кб)
Lightwave_Fantasia (334 Кб)
Lightwave_sseq (363 Кб)

Pro-One
Pro-One_DoubleSaw (283 Кб)
Pro-One_VenusPad (355 Кб)
Pro-One_Throat_singing (358 Кб)
Pro-One_SSeq (263 Кб)

Six-Strings
SStr_Bright_steel (122 Кб)
SStr_Western (260 Кб)
SStr_Western2 (154 Кб)
SStr_The_60ies (64 Кб)
SStr_BassSeq (171 Кб)

Vectron Player
Vectron_Digi_bell (231 Кб)
Vectron_Flying (153 Кб)
Vectron_arpegg (268 Кб)

B-2003
B_Big_Ben (222 Кб)
B_Male_choir (257 Кб)
B_Piano_perc (81 Кб)
B_Pop_organ (98 Кб)

Vocodizer
Vocoder&Arp (299 Кб)
Vocoder&SStep (394 Кб)

Arpeggiator
Arpegg_random (283 Кб)
Arpegg_manual (637 Кб)

  Оценка статьи
Посещений: 16896 | Проголосовавших: 14 | Средняя оценка: 3.9

   

  Комментарии
20.09.03 02:23
Дмитрий
Клёвая штука! Особенно EX. Но стоит непомерно дорого! Обосную: что народ хочет? Народ хочет, чтобы аппарат делал всё и сразу (здесь нет!); чтобы аппарат имел как минимум 61 key (нет!); куда вставлять дискету (карточку) с фанерой (нет!) и чтоб оно было красиво и на сцене гляделось!...Тогда это стоит 2500$. Потом через год выходит LE за 1000$ и народ начинает продавать свои XP-50 и TS-10. Потом выпускают рэковый вариант в несколько раз мощней, и стоит он - 1400$ максимум! Но rack нужен где? У негра в ... студии! А что щас народ делает в студии? Он делает "миксы" с виртуальных завываловок! Вывод? Опоздали на несколько лет! Новый продукт как выкидывают на рынок? Помните, Alesis решил сдуру делать синтезаторы? Так он выкинул 76 клавиш с полифонией 64 за 1400$ и народ попёр! Правда потом протрезвел, когда эти S5 начали ломаться, но это было уже потом...Вывод: 900$ и 1200$, и то народ будет выбирать между кислым и сладким...Я лично микширую всё в аналоге, мне этот аппарат в самый раз, но я подожду, когда будет 900... А за 2500 можно взять Motif Rack и Triton Rack одновременно, а если с рук, то и XV-2020 в придачу! И тогда мне сразу станут неинтересны мои любимые M1, D-50 и DX-7! (Шутка!)Грусно наблюдать, за тем что происходит - про хорошие аппараты никто не знает, а Roland вот уже десять лет делает деньги на дюжине замыленных звуках...

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА