Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2001

За последние 30 лет семплеры прошли просто фантастический путь: от громоздкого инструмента под названием Mellotron, в котором источником звука служила магнитная лента, до современных мощных устройств и компьютерных программ, способных работать с файлами огромного размера. Совершенствование техники расширяло возможности, но и требовало от пользователей все более и более высокого уровня подготовки. В результате современные семплеры мало чем отличаются по сложности от компьютеров, а музыканту, чтобы работать с ними, желательно иметь хорошее инженерное образование. Или в штате музыкального проекта должен быть отдельный специалист по саунд-дизайну. Иначе легко утонуть в функциях и возможностях звуковых устройств.

Мне кажется, что часто музыканты и продюсеры просто не успевают за развитием техники. В мире есть небольшой клан серьезных саунд-дизайнеров, который, фактически, определяет звучание современной музыки. И большинство этих людей работают в корпорациях, производящих музыкальные инструменты, или имеют собственные фирмы, производящие звуковые библиотеки (например, Eric Persing — владелец компании Spectrasonics, а по совместительству — главный саунд-дизайнер фирмы Roland, создавший всю библиотеку звуков синтезаторов серий JV-XP и XV). Подавляющее же большинство музыкантов вряд ли когда-нибудь серьезно озадачивалось чем-нибудь более сложным, нежели загрузка звуковых библиотек и верчение регуляторов частоты и резонанса фильтра. Есть, конечно, уникумы, которые самостоятельно семплируют, рулят звук и пытаются найти что-то собственное и оригинальное. Но их, увы, немного.

Когда в 1998 году появились новые монстры от Akai, S 5000 и S 6000, я был весьма вдохновлен возможностями этих устройств. Но при этом меня не оставляла мысль: «Интересно, а кому-нибудь еще это нужно?». Может быть, в дальнейшем эти сомнения развеются, но пока я чувствую странное противостояние инженерного гения создателей звуковой техники и творческого гения музыкантов. И семплеры S 5000 и S 6000 пока видятся мне, скорее, инструментами для не часто встречающихся музыканто-инженеров — только им под силу полностью использовать огромный потенциал этих устройств. Хотя это утверждение не означает, что приборы не получат широкого распространения. Просто, скорее всего, большинство будет использовать их как семпл-плееры, а основная часть функций так и останется невостребованной. А жаль…

Возможности

Akai S 6000 имеет 128-голосную полифонию, 32-частную мультитембральность и 8 Мб оперативной памяти, которая расширяется до 256 Мб при помощи стандартных модулей SIMM. Семплер оснащен съемной панелью управления, 16 индивидуальными выходами, цифровыми интерфейсами форматов AES/EBU и SPDIF (оптический), входом Word Clock, двумя SCSI портами, посадочным местом под IDE жесткий диск (сам диск приобретается отдельно) и 20-битным процессором эффектов (четыре эффекта одновременно). Также есть возможность подключения компьютерной клавиатуры (PS2) для упрощения ввода имен при редактировании. Дополнительно можно приобрести плату расширения с двумя цифровыми выходами формата ADAT (16 каналов).



Файловая система семплера полностью совместима с FAT32, а аудио данные записываются в стандартный формат WAV. Таким образом, перенос данных из семплера в компьютер и обратно не представляет никаких проблем. Мало того, компьютер может работать с S 6000 в единой SCSI системе, и семплер будет виден из Проводника Windows, а диски компьютера будут видны из S 6000 (таким же образом семплер может работать и с компьютерами Macintosh). Но при этом сохраняется совместимость с библиотеками звуков форматов Akai S 1000/3000, которые автоматически конвертируются в формат S 6000 при чтении с CD-ROM.

Операционная система семплера находится во флэш-памяти (обновления выкладываются на сайте производителя бесплатно). Благодаря большому (320 х 240 точек) жидкокристаллическому дисплею, интерфейс устройства очень удобен — в нем используется большое количество иконок и других графических элементов. Также появилась функция Quick Load, упрощающая процедуру загрузки звуковых библиотек.

Вторая версия операционной системы S 5000/6000 принципиально отличается от предыдущих большей скоростью перерисовки дисплея, большим количеством документированных SysEx сообщений, поддержкой платы расширения IBS 56 USB с USB-интерфейсом, поддержкой SCSI жестких дисков формата Emu E IV и дисков CD-ROM формата Roland, наличием проигрывателя стандартных MIDI файлов и обновлением многих страниц пользовательского интерфейса. Также в этой версии операционной системы появились функции портаменто и моно легато, список настроек, функции копирования клавишных групп и многое другое.

Семплер Akai S 5000 отличается от старшей модели 64-голосной полифонией, наличием только восьми аналоговых выходов, отсутствием съемной панели управления и отсутствием процессора эффектов. Однако у него есть посадочные места под платы расширения, при помощи которых его функциональные возможности доводятся до уровня старшей модели (за исключением съемности панели управления).



Панели

На передней панели S 6000 (рис. 1) находятся кнопка включения питания, флоппи-дисковод, слот для установки Zip-привода, выход для наушников (джек) с регулятором уровня, регулятор громкости основных выходов и два входа (несимметричные джеки, дублируют входы на задней панели). В центре передней панели есть специальное углубление, куда крепится съемная панель управления устройством с дисплеем. Панель управления соединяется с корпусом S 6000 полуметровым кабелем со стандартными девятиконтактными разъемами. Если кабель заменить на более длинный (рекомендуется не больше 10 м), то панель управления можно утащить от семплера подальше. Это очень удобно: засунул громоздкий ящик в рэк, положил панель управления рядом с рабочим местом — и во время работы не придется лишний раз бегать к семплеру.

 

   

По бокам дисплея панели управления (рис. 2) находятся два вертикальных ряда небольших функциональных кнопок (F1-F16). Ряд кнопок под дисплеем переключает режимы устройства: Multi, FX, Sample, Program, Record, Utilities, Save и Load. А кнопки в правой части панели управления фактически выполняют функции «числовой» части компьютерной клавиатуры — там есть кнопки перемещения курсора, Enter и Undo, и т. д. Колесо Data позволяет менять значение выбранного параметра. На левой боковой поверхности панели управления находится гнездо для подключения дополнительной компьютерной клавиатуры.

 

   

На задней панели S 6000 (рис. 3) находятся основные входы и выходы на симметричных разъемах XLR и 16 индивидуальных выходов на симметричных джеках, которые могут объединяться попарно. На всех аналоговых входах установлены 18-разрядные преобразователи с 64-кратной передискретизацией, на выходах — 20-разрядные преобразователи со 128-кратной передискретизацией. Также на задней панели есть цифровые вход и выход формата AES/EBU на трехконтактных джеках, оптические вход и выход формата SPDIF (работает либо SPDIF, либо AES/EBU интерфейс, — переключение между ними происходит через соответствующее меню). Там же находятся BNC разъем входа Word Clock, два 50-контактных SCSI разъема, переключатели SCSI и Word Clock терминации, посадочные места для плат расширения, два комплекта MIDI разъемов (2хIn, 2хOut, 2хThru), разъем питания и разъем заземления.

 

   

Архитектура

Как и предыдущие семплеры фирмы Akai, S 6000 имеет четыре уровня операций с семплами. На первом уровне происходит запись или загрузка семплов в оперативную память. После этой процедуры можно применить к семплам ряд операций редактирования. Для этого в распоряжении есть такие алгоритмы, как нормализация (Normalize), создание фейдов (Fade Up/Down), временное сжатие/растяжение (Timestretch), изменение высоты звучания (Pitch Shift), изменение темпа семплов в BPM (BPM Match), эквализация (EQ) и др. Все операции редактирования имеют возможность отмены (Undo). Записанные и отредактированные семплы можно сохранять на любой из подключенных к семплеру приводов.

Следующий уровень операций — создание клавишных групп (KeyGroup). В каждой такой группе может находиться до четырех стерео семплов, разложенных по клавиатуре или динамике (это называется «раскладка по зонам»). У каждой клавишной группы можно устанавливать параметры осциллятора, фильтра и усилителя, а также их огибающих (рис. 4). Управлять параметрами можно и в реальном времени по MIDI при помощи системы APM (см. далее). Всего S 6000 имеет 26 типов фильтров с резонансом, и можно для каждой клавишной группы выбирать любой из них. Огибающие — стандартные, типа ADSR. Также у каждой группы можно установить индивидуальный уровень посыла на эффекты.



Клавишные группы составляются в пэтчи (до 99 групп в пэтче). В каждом пэтче можно менять глобальные параметры высоты тона (в полутонах и центах), редактировать параметры двух генераторов низкой частоты, устанавливать уровни модуляции LFO для каждой клавишной группы, устанавливать источники модуляции для уровня и панорамы пэтча, включать режим кроссфейда клавишных групп и т. д. То есть, на уровне пэтчей собраны все параметры, которые чаще всего требуется менять для всех семплов одновременно. Как и семплы, готовые пэтчи можно сохранять на любой подключенный носитель информации (за исключением CD-ROM, разумеется).

Для управления параметрами модуляции каждого пэтча в S 6000 применена стандартная для фирмы Akai система APM (Assignable Program Modulation), которая впервые появилась в семплерах трехтысячной серии. Система APM представляет собой матрицу, в которой каждому из 128 MIDI контроллеров и двух LFO назначается один из параметров пэтча или любой параметр любых клавишных групп. При этом в каждой клавишной группе для всех источников модуляции предусмотрен дополнительный генератор огибающей (Aux Envelope на схеме). И еще одна тонкость. Генераторы огибающих усилителя и фильтра клавишных групп могут выступать как источники модуляции для системы APM. Во как! То есть получается, что пользователь может создавать самые «замороченные» системы модуляции — ограничений здесь нет.

И, наконец, последний уровень операций — назначение пэтчей на разные MIDI каналы для мультитембральной работы, установка уровней, панорамы и посылов эффектов для разных MIDI каналов и т. д. Разумеется, если есть компакт-диски со звуковыми библиотеками, то можно работать только на последнем уровне, загружая готовые пэтчи со SCSI CD-ROM или подключенных жестких дисков.

Операционная система

После запуска семплера на дисплее появляется информация о версии операционной системы, подключенных дисках и количестве оперативной памяти. Далее, нажатие любой из кнопок, находящихся под дисплеем, переводит S 6000 в выбранный режим. Как уже говорилось, семплер имеет восемь основных режимов работы: мультитембральный (Multi), редактирования эффектов (FX), редактирования пэтчей (Program), редактирования семплов (Sample), записи (Record), системный (Utilities), операций сохранения (Save) и загрузки (Load).

При выборе первого режима — Multi — на дисплее появляется таблица параметров MIDI каналов, разбитая на две страницы, переключаемые одной из функциональных кнопок (рис. 5).





Для быстрой загрузки пэтчей прямо в эту таблицу можно применить функцию Quick Load (рис. 6) — в этом случае на дисплей выводится окно браузера, с помощью которого выбирается нужный пэтч на CD (или любом другом носителе). Нажатие кнопки Load Into Part приводит к появлению выбранного пэтча в нужной строчке таблицы.



Таблица режима Multi позволяет очень быстро и наглядно поменять уровень и панораму каждой части, назначить ее на любой из выходов, включить солирование или заглушение, транспонировать или расстроить часть, указать диапазоны нот, в пределах которых будет работать часть, включить посыл на эффект и настроить его уровень. Надо сказать, что для каждой части S 6000 может существовать только один посыл. Он назначается на один из четырех одновременно работающих блоков процессора. Также прямо из таблицы частей можно вызвать режим редактирования пэтча и производить редактирование, сразу слыша все изменения звука непосредственно в аранжировке.

Режим редактирования параметров эффектов (рис. 7) дает доступ ко всем четырем блокам процессора эффектов. Первые два блока представляют собой цепочки мультиэффектов, оставшиеся два — «чистые» ревербераторы. Мультиэффекты можно составлять из следующих алгоритмов: дисторшн, эквалайзер, кольцевой модулятор, модуляционный эффект (хорус, фленджер, фейзер, сдвиг высоты тона и панер), дилей и ревербератор. Таким образом, одновременно в мультиэффекте может работать до шести алгоритмов. Кроме того, у третьего и четвертого блоков в качестве входных сигналов можно указать отдельные группы алгоритмов первых двух блоков. У всех четырех ревербераторов процессора есть по семь основных алгоритмов работы (большой и маленький холлы, большая и маленькая комнаты, два алгоритма гейт-реверберации и реверсивная реверберация). Остальные параметры управления реверебераторами стандартные.



Режим Sample (рис. 8) позволяет выбрать любой семпл, находящийся в оперативной памяти S 6000 (для этого служит специальный Sample List), и произвести над ним различные манипуляции. На странице Master этого режима выставляются ключевая нота и параметры транспонирования. Также здесь можно преобразовать стерео файл в моно, поменять местами каналы стерео файла или перевернуть его задом-наперед. Помимо упоминавшихся в предыдущем разделе стандартных алгоритмов редактирования, в режиме Sample есть такие функции, как микширование двух семплов в один (Mix), склеивание двух семплов с кроссфейдом и без (Join), обрезание начала и конца семпла (Trim), вырезание фрагмента (Chop), установка параметров петли и создание кроссфейдов петли (Loop), а также преобразование разрядности и частоты дискретизации семпла (Re-Sample).



В режиме Program (рис. 9) можно редактировать готовые пэтчи и создавать новые. В первом случае нужно выбрать любой загруженный пэтч в специальном списке (Program List), а во втором — выбрать команду Create Prog. После этих процедур можно зайти на любую из одиннадцати страниц редактирования и произвести нужные действия.



Новый пэтч создается довольно просто. По умолчанию, после применения команды Create Prog. появляется одна новая клавишная группа, доступ к которой осуществляется со страницы KeyGroup (рис. 10). Для присвоения семплов этой группе надо зайти на страницу зон группы (KGRP Zones), установить курсор в нужное поле и поворотом колеса ввода данных выбрать один из семплов, находящихся в оперативной памяти (как моно, так и стерео). Разумеется, семплы должны быть уже обработаны. Таким образом, здесь можно выбрать до четырех семплов, сделать их раскладку по динамике, указать уровень и панораму каждого семпла и указать для каждого из них индивидуальные выходы (ключевые ноты семплов устанавливаются в режиме Sample). После создания зон можно переключиться на страницу Keyspan и указать диапазон действия группы на клавиатуре. Для создания новой группы нужно применить команду Copy KGRP и проделать с ней все манипуляции, которые были упомянуты выше.



Далее можно поочередно зайти на страницы фильтров (рис. 11), огибающих, усилителей и генераторов низкой частоты, выбрать там нужные клавишные группы и отредактировать соответствующие параметры. А для быстрого сохранения результатов работы можно воспользоваться функцией Quick Save. Все. Готовый пэтч можно использовать в мультирежиме.



В режиме записи (рис. 12) можно настроить уровень по индикаторам, выставить необходимый триггер включения записи (семь вариантов), настроить уровень срабатывания триггера, выбрать вход, указать требуемую длительность записи, выставить ключевую ноту и указать формат семпла (моно или стерео, частота и разрядность указываются в системных настройках). После всех настроек остается дать команду ARM и выбрать вариант пуска записи (триггер или ручной пуск). Записанный семпл можно сохранить.



В режиме Utilities (рис. 13) есть 12 страниц с системными настройками. На странице System Setup указываются глобальные параметры транспонирования и точной подстройки клавиатуры, уровень выхода, относительно которого будет работать регулятор громкости, источник синхрослова, формат работы цифрового интерфейса и т. д. На странице Preferences настраивается пользовательский интерфейс (здесь даже можно включить заставку-скринсейвер). Страница MIDI Setup дает доступ к настройкам типа идентификационного номера устройства или MIDI фильтра. На странице FX I/O можно указать не только вход и выход процессора эффектов, но и настроить входной уровень, если есть желание обработать внешний источник сигнала.



На странице Disk Utilities собраны команды для работы с дисками. Здесь можно отформатировать диск, создать на нем каталоги, переименовать или удалить пэтчи и семплы и т. д. Команда Memory Test позволяет проверить установленную оперативную память на предмет корректности работы. Страница Show Hardware позволит увидеть все, что установлено в S 6000, а USB Setup — настроить дополнительную плату USB интерфейса. Кроме этого, среди системных утилит отыщется проигрыватель стандартных MIDI файлов (MIDI Song File) и некоторые другие полезные функции.

При выборе режима Save на дисплей выводится список всех мультинастроек, пэтчей и семплов, которые содержатся в оперативной памяти. Можно выбрать нужный элемент и сохранить куда вздумается. Причем, если сохранять мультинастройки, то потом не придется заново грузить все пэтчи: при вызове все загрузится автоматически. Это очень удобно, если нужно продолжить работу на следующий день. Ну и в режиме Load (рис. 14) можно загрузить что угодно, откуда угодно. Причем можно без загрузки прослушать семплы, входящие в пэтч, прямо с диска, а также грузить данные прямо каталогами (есть там такая замечательная команда Load Folder).



Впечатления

Прежде чем поделиться собственными впечатлениями относительно S 6000, мне хотелось бы затронуть тему противостояния программ GigaSampler/GigaStudio и аппаратных семплеров. Я сам предсказывал вымирание аппаратных семплеров — слишком сильное впечатление производит GS при первом знакомстве. Однако по прошествии некоторого времени все встает на свои места, и на передний план вылезают многие недостатки компьютерного решения.

Итак, чем же силен GigaSampler? Самое главное — это отсутствие ограничения на размер воспроизводимых семплов. Программа работает напрямую с жестким диском, а в памяти держит только ссылки на семплы. Отсюда же вытекает и второе преимущество GS — скорость загрузки семплов даже очень большого объема весьма высока (в память грузятся-то только ссылки, а сами семплы остаются там же, где и были). Ну и по удобству управления файлами GS обставит кого угодно. Кроме этого, редактор пэтчей GS очень удобен, и процесс создания новых звуков происходит гораздо наглядней и проще, чем на любом аппаратном семплере.

Теперь о звуке. Вроде бы он должен определяться качеством звуковой платы. Однако здесь есть одна небольшая, но существенная деталь — синтез-то производится программно. То есть, фильтры и огибающие у GS чисто программные, а эти элементы оказывают на звук непосредственное влияние. А качество алгоритмов фильтров у GS не самое выдающееся. Практически любой Akai или Emulator обставляет его здесь по полной программе. Кроме того, качество алгоритмов огибающих оказывает влияние на агрессивность и плотность звучания воспроизводимых семплов. И здесь у GS есть существенные проблемы. Когда начинаешь его прямо сравнивать с «железным» семплером, выясняется, что GS звучит не так напористо. Я сначала думал, что это проблемы звуковой платы, однако после того, как мною были перепробованы практически все платы, имеющие GSIF драйверы, я убедился, что причину вялости звучания надо искать совсем в другом месте.

А теперь давайте посмотрим на ценовой аспект. Любой приличный современный компьютер стоит вместе с монитором не меньше 700 долларов. Еще плюс к этому аудио интерфейс с GSIF драйверами. Если нужно восемь выходов, то это еще около 700 долларов. То есть, только «железо» тянет ровно на столько же, сколько стоит Akai S 5000, не говоря уже о младших моделях 3000 серии, которые нынче стоят совсем недорого. Я не беру в расчет варианты использования GS с Sound Blaster — здесь нужны сравнимые с автономными устройствами по звуку и возможностям решения. Вот и получается, что система на базе GS при сравнимой цене проигрывает по качеству звука, хотя и выигрывает по удобству работы и возможностям. Конечно, можно сказать, что компьютер — это еще и система записи на жесткий диск. Однако к идее полноценной работы GS и программы многодорожечной записи на одном компьютере я отношусь с изрядной долей скептицизма. Одно дело — запись демо и любительское музицирование, другое дело — работа. В первом случае абсолютно не проблема «заморочиться» с выводом дорожек GS в WAV файлы и с выполнением кучи других ритуалов. А для профессиональной работы нужны оперативность, надежность и отсутствие проблем с техникой. Если в таком варианте использовать систему на базе GS, то только на отдельном компьютере…

Вот и получается, что для демо-записи GS — это идеальное решение, а вот для профессиональных приложений все-таки несколько лучше оказываются автономные приборы. Они, конечно, не так удобны, но зато обладают лучшим звуком (особенно в ситуациях воспроизведения ударных в модных стилях музыки и когда нужно покрутить фильтр). Хотя, конечно, речь здесь идет о нюансах звучания, а не общей картине в целом. И на GS можно сделать профессионально звучащую музыку. Другое дело, что на том же S 6000 это сделать все-таки проще. Поэтому аппаратные семплеры не умрут еще очень долго.

Теперь можно перейти и к впечатлениям от S 6000.

Операционная система и пользовательский интерфейс привели меня в буйный восторг. Ничего более хорошо продуманного на автономных приборах я еще не видел. Работать с S 6000 действительно удобно. Я снял панель управления, заменил кабель на более длинный (купив его в обычном компьютерном магазине) и пристроил панель рядом с клавиатурой своего компьютера. В пределах досягаемости вытянутой руки был размещен привод CD-ROM, а сам семплер — запихнут под стол.

В мультитембральном режиме таблица, выводимая на дисплей семплера, действительно очень облегчает жизнь — все строго, понятно и незамысловато. Вообще, табличка эта очень сильно мне напомнила аналогичную таблицу программы Cakewalk — с той тоже работалось просто замечательно. А режим Quick Load плюс возможность прослушивания семплов прямо с CD без их загрузки в оперативную память делает процесс работы с библиотеками очень комфортным. Единственный глюк операционной системы, который был мною замечен, — зависание системы при попытке обратиться к странице редактирования дисторшна/ эквалайзера/ кольцевого модулятора у процессора эффектов. Но, как удалось выяснить, это глюк только конкретного экземпляра.

На страницах редактирования пэтчей и семплов также все организовано очень правильно. Логика связей страниц очень проста и познается, как говорят, «интуитивно» (если знаком с архитектурой прибора, то руководство пользователя вообще не требуется). Правда, есть и серьезный минус — алгоритмы деструктивного редактирования семплов не имеют возможности предварительного прослушивания. Это сильно тормозит работу, которая происходит по принципу «шаг вперед — два назад». Но через некоторое время приноравливаешься. Все остальные изменения параметров семплов и пэтчей слышны прямо «на лету» и реализованы очень удобно.

Алгоритмы деструктивного редактирования работают, на мой взгляд, на твердую четверку. Слышал я и получше, но не очень много. А вот процессор эффектов немного разочаровал. После рабочей станции Korg Triton или модуля Roland XV 5080 с их отличными эффектами ждешь от других производителей чего-то подобного. Нет, я не хочу сказать, что процессор плохой. Скорее, он «никакой». Вообще, в приборе такой стоимости ждешь более приличных эффектов. Но на самом деле, беда эта не очень большая. Во время сочинения аранжировок можно при помощи этого процессора наметить пути движения к цели. А на сведении подключить семплер к микшеру (благо, 16 выходов это позволяют) и работать с более приличной обработкой.

Заключение

Итак, в рекламных проспектах S 6000 не случайно пишут, что этот семплер «вводит новый промышленный стандарт на технику подобного класса». Инструмент действительно очень продвинутый, и после него к старым добрым S 3000 возвращаться уже не хочется. Преимущества очевидны: файловая система, совместимая с компьютерной и облегчающая перенос данных; расширяемая до 256 Мб оперативная память; возможность работы со стерео семплами без дополнительных ухищрений; очень удобный пользовательский интерфейс. Ну и, разумеется, отличный звук.Akai S 60002990$Akai S 50001890$Akai IBS 56 USB160$Proline MGK

2 комментария
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Все попробовал и Гигастудию пришлось купить С6000 круто не жалею что перешел получил хориший зВук о ктором мечтал 2 года

  2. Viktor пишет: . В армии чтоли служил |:-)

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo