Начало
 
 


Секвенсоры

Звуковые редакторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Cool Edit Pro 1.2

Cool Edit Pro 2.0 (отрывок)
 
 
  Syntrillium Cool Edit Pro 1.1

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
декабрь 1999

Многодорожечная программа для записи, редактирования и сведения звука.

Программа Cool Edit Pro представляет собой многодорожечную систему для записи, редактирования и сведения звука, работающую под управлением Windows 95 или NT. Если кратко охватить историю развития этой программы (лично для меня она началась с версии Cool Edit 96, а заглядывать глубже в историю, похоже, нет смысла), то за каких-то два-три года компания Syntrillium Software Corporation, производящая данный продукт, добилась колоссальных успехов в деле удовлетворения страждущих масс. Судите сами. Версия Cool Edit 96 позволяла работать одновременно только с одним треком (стерео) и открывать для работы одновременно только один файл. В 1997 году появилась радикально измененная программа Cool Edit Pro, в которой уже стала возможной многодорожечная запись (64 дорожки). Программа поддерживает частоту дискретизации до 96 кГц (разумеется, если позволяет звуковая плата) и может работать с 32-разрядным звуком. Многие эффекты имеют кучу пресетов (готовых настроек), которыми можно смело пользоваться без дополнительной регулировки. Некоторые из эффектов поддерживают функцию предварительного прослушивания (Preview). Правда, эффекты не могут работать в реальном времени, как, например, в Samplitude 2496. Это, конечно, не очень удобно, но если спешить некуда, то вполне приемлемо.

Cool Edit Pro - это программа неразрушающего редактирования. Возможно бесконечное количество уровней отмены (Undo), но за это приходится платить местом на жестком диске, поскольку во время работы создается временная копия файла, над которой и издевается пользователь. Поэтому, для относительно спокойной работы над проектом желательно иметь на диске столько свободного пространства, чтобы рабочий файл мог уместиться хотя бы дважды. После каждого изменения звукового файла размер временной копии увеличивается, чтобы вместить в себя все изменения (если вы не сохраняете промежуточные результаты).

В 1998 году увидела свет версия 1.1, о которой и пойдет речь далее. В ней появились следующие нововведения: эффект расширения стереобазы (Pan/Expand), функция Clip Restoration, поддержка SMPTE синхронизации, функции Vocoder и Envelop Follower (в многодорожечном режиме). Кроме того, в многодорожечном режиме теоретически возможно загрузить в одну рабочую сессию до 4095 отдельных файлов (в дальнейшем я буду называть их семплами), причем размер каждого может достигать 2 Гбайт! Теперь, при аварийном завершении программы данные не будут потеряны - временный файл в этом случае сохраняется на диске. Кроме перечисленных возможностей, программа позволяет использовать подключаемые модули формата DirectX - в версии 1.1 все они получили возможность предварительного прослушивания.

Производитель утверждает также, что скорость процесса обработки эффектами в версии 1.1 выросла на величину "до 300%", по сравнению с версией 1.0 Точность цифры подтвердить не могу, но после модернизации программы обработка стала работать гораздо быстрее на том же компьютере. В отличие от, например, офисных приложений, с ростом номера версии программа не становится более громоздкой (не сглазить бы...) - после инсталляции Cool Edit Pro занимает на диске всего около 9 Мб. При установке, которая проходит легко, программа сама оптимизирует свои настройки под имеющуюся звуковую плату. Кроме того, программа легко поддерживает работу с несколькими платами и нетребовательна к ресурсам - у меня она очень даже неплохо работает на компьютере с процессором P 200 MMX, 32 Мбайтами RAM и жестким диском Seagate емкостью 2,1 Гбайта.

Работа с индивидуальными файлами
Открывая программу в первый раз, мы попадаем в окно Single Waveform, в котором ведется вся основная работа над звуком (рис. 1). Первое, на чем останавливается взгляд, это панель инструментов. Многие пиктограммы выглядят весьма своеобразно и в начале немного пугают. Но, во-первых, при наведении на любую кнопку указателя мыши всплывает подсказка. А во-вторых, - любая кнопка дублирует соответствующий пункт меню, где все написано нормальным английским языком, поэтому при желании кнопки можно вообще убрать с экрана (меню Options/Toolbars).

 
Рис. 1  
   

Предварительные настройки
Перед началом работы необходимо произвести общую настройку системы. Это означает, практически, только выбор устройства ввода/вывода и выбор рабочего каталога программы. Остальное уже настроено без нашей помощи.

Открываем меню Options/Setting и видим окно установок (рис. 2). Оно понадобится нам только один раз - перед первым сеансом работы с программой. Сразу оговорюсь, что умолчания здесь установлены грамотно, и, в общем случае, можно ничего не трогать. Во вкладке General можно выбрать, например, рисовать ли "живьем" звуковую волну в процессе записи, или нет. Владельцам слабеньких видеоадаптеров (типа S3 Trio, ViRGE и им подобных) не рекомендуется увлекаться подобными художествами, поскольку, как известно из практики, плохое видео убивает аудио. Можно запросто получить искажения звука, хоть и небольшие, но все же зачем они нам?

 
Рис. 2  
   

Во вкладке System (рис. 3) можно определить каталог для хранения временного файла (того самого, который обеспечивает множество уровней отмены). По умолчанию используется каталог Temp, находящийся в рабочем каталоге программы, но можно назначить любой другой.

 
Рис. 3  
   

Опции во вкладке Colors дают возможность изменять цветовые настройки пользовательского интерфейса и раскрашивать рабочее окно и семплы по своему вкусу. Только не торопитесь делать это сразу, поскольку я пользуюсь цветовой схемой, принятой по умолчанию, и в дальнейшем буду неоднократно указывать цвета элементов программы.

Во вкладке Multitrack (рис. 4) определяются размеры буфера записи и воспроизведения, разрядность внутреннего микширования (16 или 32 бита), способ записи по умолчанию (моно или стерео) и т. д. Это "т. д.", повторяю, можно не трогать.

 
Рис. 4  
   

Во вкладке Devices возможен выбор устройств ввода-вывода аудио и MIDI. Если у вас установлена одна звуковая плата, то, соответственно, и выбирать не из чего.

Для удобства работы можно еще открыть меню View/Status Bar и пометить то, что мы хотим видеть в строке состояния (правый нижний угол экрана). Это может быть размер текущего файла в килобайтах и единицах времени, частота дискретизации, свободное место на жестком диске и т. п.

Ну вот, основные настройки сделаны, теперь можно работать.

Открытие и создание файла
Открытие сохраненных файлов происходит как и в любой программе - из меню File/Open или по нажатию соответствующей кнопки. При этом появляется диалоговое окно Open a Waveform. Cool Edit Pro поддерживает довольно внушительный список звуковых форматов, которые можно посмотреть, открыв список в нижней части окна.

Вы можете открывать для работы в Single Waveform одновременно сразу кучу файлов, а не один, как это было в предыдущих версиях программы. Имена уже открытых файлов можно увидеть в меню Window, там же можно выбирать нужный в данный момент файл мышью. Кроме того, можно листать файлы без мыши, пользуясь комбинацией клавиш Ctrl+Tab. Правда, с клавиатуры можно переключаться только между двумя файлами, но зато любыми, а не только расположенными рядом в списке. Просто выберите их по очереди из меню. Иногда это может пригодится.

Если мы хотим записать новый файл, то нужно сначала его создать. Здесь тоже все, как обычно - выбрав в меню File команду New, мы попадаем в диалоговое окно, которое предлагает нам выбрать параметры для создаваемого файла: частоту дискретизации, разрядность (8/16/32 бита), моно или стерео. После выбора нажимаем кнопку ОК и файл готов к записи.

Если вы записываете звук через 16-разрядную плату, то, казалось бы, нет особого смысла преобразовывать его в 32 бита, поскольку качество воспроизведения улучшить не удастся, а места на жестком диске файл займет вдвое больше. Однако, обработка 32-битного звука дает более качественный результат. Я попробовал преобразовать 16-разрядный файл в 32-разрядный, и обработать оба файла одинаковыми эффектами. И хотя "сухие" семплы звучали одинаково, при сравнении звучания после обработки преимущество в качестве (на слух) было за 32-битным семплом. В частности, реверберация звучала более прозрачно и ярко, я бы даже сказал - воздушно, по сравнению с 16-разрядной.

Преобразование типа файла осуществляется при помощи команды Convert Sample Type из меню Edit (рис. 5). В первой строке диалогового окна указаны параметры исходного файла. Все остальные настройки в этом окне дают нам возможность выбрать соответствующие параметры файла, который мы хотим получить в результате преобразования.

Рис. 5

Запись и перемещение
Возможно не лишним будет напомнить, что перед записью следует выбрать в системном микшере, иконка которого находится в правом нижнем углу экрана, с какого именно входа звуковой платы будет производиться запись, и поставить там флажок.

Теперь, чтобы начать собственно запись, нажимаем на панели управления транспортом, которая расположена в левом нижнем углу экрана, кнопку с красной точкой (или используем комбинацию клавиш Ctrl + пробел). При этом по рабочему полю начинает перемещаться курсор, представляющий собой вертикальную желтую линию. Можно давать звук. Ну, для примера будем считать, что мы спели в микрофон небольшую фразу. По окончанию пения мы нажимаем указателем мыши на ту же красную кнопку; или же - клавишу "пробел" на клавиатуре. Запись остановлена. Вообще, пиктограммы на кнопках управления курсором точно такие же, как на каком-нибудь CD плеере.

Прослушать записанный файл можно не только нажимая кнопку Play на панели управления транспортом, но и нажатием клавиши "пробел" на клавиатуре. Этой же клавишей останавливается воспроизведение, точно так же, как в программе Cakewalk. Местоположение курсора в семпле отображается цифровым дисплеем - это набор крупных цифр в середине нижней части экрана. Единицы отсчета, которыми оперирует дисплей, можно выбрать в меню View/Display Time Format. Это могут быть "минуты, секунды и миллисекунды", "кадры SMPTE", "такты и доли". "Перемотка" и перемещение к окончанию или к началу семпла осуществляется нажатием соответствующих кнопок со стандартными пиктограммами. Скорость такой "перемотки" можно выбрать из контекстного меню, открывающегося после щелчка правой кнопкой мыши по соответствующей кнопке. Для быстрого перемещения в начало или конец звукового файла можно воспользоваться комбинацией клавиш, соответственно, Shift + Home и Shift + End. Если нажать кнопку со значком бесконечности, то начнется зацикленное воспроизведение всего семпла, либо его выделенной части (при наличии таковой). Уровень сигнала при записи и воспроизведении можно видеть на индикаторе, который представляет собой пару тонких горизонтальных окошек, расположенных в самом низу рабочего окна программы. Если вы не видите индикатора, то активизируйте его из меню Options командой Monitor VU Level, или нажмите клавишу F10.

Выделение
Если даже вы не сумели запеть одновременно со стартом записи, и в начале вашего семпла осталось немного тишины, страшного тут ничего нет. Любой участок звукового файла можно легко отрезать и выбросить. Но для этого его необходимо сначала выделить. Это можно сделать несколькими способами.

В нашем случае, когда требуется отрезать небольшой начальный участок, действуем следующим образом. Помещаем курсор (желтая вертикальная линия) в начало семпла, кликнув мышью по кнопке перехода в начало (Go to Beginning or Previous Cue - см. всплывающие подсказки). Чтобы выделить начальный пустой фрагмент семпла, нажимаем клавишу Shift и, удерживая ее, щелкаем левой кнопкой мыши примерно в нужное место. Вместо этого можно просто щелкнуть правой кнопкой мыши в нужном месте (без клавиши Shift). Участок семпла от курсора до указанного места подсветится, то есть вместо черного фона появится белый (выделение можно снять, вновь нажав кнопку перехода в начало, или щелкнув левой кнопкой мыши в любом месте рабочего поля, там, где "нарисован" звук: подсветка при этом исчезнет). Чтобы более точно установить окончание нашей "пустоты" нажимаем клавишу Shift, и, удерживая ее, нажимаем на клавиатуре компьютера клавишу управления курсором со стрелкой вправо. При этом правая граница подсветки на экране поползет вправо, расширяя выделенный участок семпла.

Настало время выяснить принцип управления курсором с клавиатуры, клавишами со стрелками. Вначале договоримся (на всякий случай), что в выделенном участке семпла курсором является его левая граница, поскольку, каким бы способом мы не получили выделенный участок, его воспроизведение все равно будет происходить слева направо, то есть от местоположения курсора.

Простое перемещение курсора (без выделения участка) осуществляется так: для перемещения вправо от текущей позиции нужно нажать клавишу со стрелкой вправо; для перемещения влево нужно нажать комбинацию Shift + стрелка влево. Для выделения участка семпла от текущей позиции курсора вправо нужно нажать комбинацию клавиш Shift + стрелка вправо; для выделения влево нужно нажимать только клавишу со стрелкой влево. Немного потренировавшись, вы легко запомните: чтобы передвигать левую границу выделенного участка нужно пользоваться только соответствующими клавишами со стрелками, а для перемещения правой границы выделения нужно нажимать комбинацию Shift + соответствующая стрелка.

Грубо выделить участок семпла можно мышью, как описано выше. То есть, чтобы выделить некоторый участок вправо или влево от текущего местоположения курсора, нужно просто щелкнуть правой кнопкой мыши в нужном месте, соответственно справа или слева (или можно использовать комбинацию Shift + левая кнопка мыши).

Вообще, Cool Edit весьма обильно "оснащен" клавиатурными комбинациями на разные случаи жизни. Чтобы их все описать потребуется пара страниц текста, поэтому просто скажу, что посмотреть это можно в справочной системе программы в разделе Shortcuts.

Масштаб
Итак, мы приблизительно выделили участок тишины. Чтобы быть абсолютно уверенными в точности наших действий, увеличим масштаб изображения семпла при помощи одной из кнопок панели Zoom (Масштаб). Кнопки масштаба находятся между панелью транспорта и цифровым дисплеем. Назначение их легко понять, я же, для примера, поясню назначение трех верхних. Левая, со знаком "плюс", увеличивает масштаб, делая изображение более детальным. Есть много уровней увеличения, вплоть до элементарной формы волны, где, кстати, ее можно редактировать, просто таская мышью за появившиеся квадратики. При большом увеличении весь семпл, естественно, на экране не помещается, и мы видим лишь его фрагмент. Кнопка "минус" (средняя) соответственно уменьшает масштаб. Правая кнопка устанавливает масштаб изображения таким образом, чтобы весь семпл целиком, какой бы длины он ни был, умещался на экране.

Для навигации по семплу при увеличенном масштабе изображения служит зеленая горизонтальная полоска, которая находится непосредственно над рабочим окном с изображением волны. С увеличением масштаба в рабочем окне, эта полоска сокращается, превращаясь в бегунок. При наведении на него указателя мыши, последний превращается в изображение кисти руки. При таком состоянии указателя можно хватать мышью прямо за бегунок и перемещать влево или вправо. Изображение семпла при этом будет перемещаться, соответственно, к своему началу или концу. При таких перемещениях выделение участка файла, если оно установлено, не сбрасывается.

Таким образом, увеличив изображение, мы, уже известным нам способом, точно позиционируем правую границу выделения почти вплотную к началу собственно звука. Кстати, цифровой дисплей будет показывать полный ноль, поскольку в случае работы с выделенным участком семпла программа считает курсором его левую границу, то есть начало, а у нас оно в положении 0:00.000...Но это не беда. Справа от большого дисплея находится группа из шести маленьких окошек, в верхнем ряду которых, - он называется Selected (Выбрано) - мы можем увидеть слева направо координаты: начала, окончания выделенного фрагмента, и, крайнее окно, - его длину (разность координат окончания и начала). Нижний ряд (View) показывает, соответственно, начало, окончание и протяженность во времени видимого в окне участка семпла. Эти цифры помогают ориентироваться при увеличении масштаба. Все единицы измерения этой "дисплейной панели" соответствуют установкам большого дисплея.

Теперь безжалостно удаляем ненужный нам кусок тишины. Нажимаем клавишу Delete. И все. Непосредственно перед этим мужественным поступком не мешало бы проверить, активна ли функция Undo. В меню Edit второй строчкой стоит команда Enable Undo. Против нее должна стоять галочка. Иначе - плакали ваши семплы со случайно испорченными кусками. Никакого Undo не получится.

Избавиться от ненужного участка семпла можно и другим, противоположным способом. Выделите только тот участок, который желаете сохранить, и выберите в меню Edit команду Trim. Все, что находилось вне выделенного участка, будет безжалостно удалено.

Монтажное редактирование
Копирование и вставку фрагментов или целых семплов делать очень легко. Выделим то, что хотим скопировать, выберем в меню Edit команду Copy (или нажмем комбинацию клавиш Ctrl + C), войдем в нужный файл, установим курсор на место вставки и выберем команду Edit/Paste (или Ctrl + V). Если мы вставляем фрагмент во вновь созданный файл, то, естественно, оставляем курсор в начале. При вставке в уже существующий семпл вставляемый кусок от текущей позиции курсора раздвигает имеющийся звук, а не накладывается на него. Чтобы произвести вставку с наложением, следует выбрать команду Edit/Mix Paste, или Ctrl + Shift + V.

Если у вас есть длинный семпл, состоящий из разных звуковых фрагментов и существует четкая концепция работы с каждым конкретным участком, то можно поставить на границах этих участков маркеры и использовать их для быстрого перехода между кусками. Сочетание клавиш Shift + Home и Shift + End в этом случае будет перемещать курсор не в начало или конец файла, как обычно, а последовательно по маркерам. Чтобы вставить маркер, нужно установить курсор в требуемую позицию и в меню View выбрать пункт Cue List. В открывшемся диалоговом окне Cue List / Ranges нужно нажать кнопку Add. В специальном окошке появятся текущие координаты курсора с пометкой Cue 1 (маркер 1). В поле Description можно поместить краткое описание маркера, чтобы потом не вспоминать, зачем он там поставлен. После этого нажмем кнопку Done и увидим, что над изображением семпла в том месте, где находится курсор, появилась маленькая треугольная метка, лежащая острием вниз - наш маркер. Только сначала сдвиньте курсор в сторону, потому что маркер совпадает по форме с верхней меткой курсора. Чтобы удалить ненужный маркер, просто вновь откройте окно Cue List / Ranges и, выделив мышью в списке ненужный, нажмите клавишу Delete. Маркер будет удален.

Обработка
Теперь, пожалуй, можно заняться обработкой семпла. Для начала применим к голосу легкую реверберацию. Откройте меню Transform. Сразу замечу, что практически вся обработка Cool Edit сосредоточена именно в этом меню, поэтому для поиска нужной "примочки" не придется залезать очень далеко. Выбираем строку Delay Effects и в списке среди задержек, фленджеров и хорусов находим Reverb (рис. 6).

Рис. 6

Выбрали команду - открылось окно Reverb. В окошке с пресетами (справа), вдумавшись в их названия, можно выбрать вполне подходящий. Просто щелкните мышью на нужной строчке списка, и его параметры отобразятся в окне настроек, где их можно изменять. Например, мы выбрали пресет Warm Room. Параметр Total Reverb Length (продолжительность реверберации) показывает 589 миллисекунд, то есть почти полсекунды. А мы хотим немного уменьшить продолжительность отраженного сигнала. Для этого щелкаем мышью по левой стрелке полоски прокрутки, либо просто тащим бегунок, пока в соответствующем окошке не появится нужное число. Параметр Attack Time характеризует скорость нарастания эффекта до выбранной глубины, то есть буквально время атаки. Третья полоска позволяет регулировать время, по прошествии которого в отраженном сигнале исчезнут высокочастотные составляющие (чтобы реверберация была натуральной). Четвертая полоска позволяет выбрать, скажем так, исполнение эффекта, или, как это назвали разработчики, - восприятие (Perception). Можно выбрать Smooth, чтобы реверберация была мягкой, сглаженной, как бы заполняющей пространство, либо - Echoey, и тогда звук приобретает явно выраженные пульсации, свойственные эффекту Echo, который, вообще-то, имеется и в виде самостоятельного эффекта. Пара ползунков Mixing говорит сама за себя. Здесь определяется уровень прямого и обработанного сигналов в получаемом звуке, то есть этим микшером регулируется глубина обработки.

 
Рис. 7  
   

Я так подробно остановился на описании работы с реверберацией для того, чтобы далее уже не углубляться в детализацию действий с обработками, поскольку многие окна обработки похожи друг на друга и разобраться с ними несложно. Тем более, что многие (но не все) эффекты позволяют перед окончательным применением предварительно себя прослушать (ищите кнопку Preview). Ну и, конечно, всегда можно залезть в Help, и все там узнать - функция помощи в программе выполнена на очень хорошем уровне и действительно сможет помочь.

Ради развлечения (а может и в самом деле пригодится), могу порекомендовать обработать вашу вокальную партию фленджером (Transform/Delay Effects /Flanger). Попробуйте применить пресет под названием Under Water ("под водой"). Я не знаю, с помощью какой именно воды отрабатывались его установки, но, хитро смешав в настройках среднечастотную модуляцию с инвертированием и сдвигом по фазе (да простится мне этот оборот), разработчики добились того, что любой нормальный голос после обработки звучит как вопль целой стаи гоблинов. Для пущего эффекта, можно еще преобразовать весь семпл, чтобы он воспроизводился задом наперед (Transform/Reverse). А если серьезно, то каждый музыкант по-своему слышит звук, и использует свои методы для достижения результата. Поэтому целесообразность применения тех или иных обработок вам сможет подсказать только ваша творческая фантазия, тем более, что даже при очень смелом эксперименте вы не испортите материал (если активизирована функция Undo).

Продолжим. Мы уже получили красивый объемный голос, но потом решили, что неплохо бы добавить немного задержки (или эхо), для пущего пространственного эффекта. Действуем аналогично. Открываем меню Transform/Delay Effects /Delay и в открывшемся окне выбираем настройки. Здесь нужно помнить одну важную деталь. Недопустимо, чтобы параметр Delay Length или Echo Decay в настройках (то есть "длина" задержанного сигнала) был больше, чем длина обрабатываемого участка. Если вы обрабатываете задержками короткий семпл (скажем, в полсекунды), например звук удара, а хочется применить эффект Delay длительностью 880 мс, то необходимо искусственно увеличить длину семпла. Для этого установите курсор в конец семпла и выберите в меню Generate строку Silence. Откроется диалоговое окно, в котором нужно указать длительность фрагмента тишины в секундах (допустимы дробные числа), которую программа создаст и "приклеит" к семплу, начиная от курсора. Вот почему, собственно, курсор должен находится в конце семпла. После этого выделяем весь семпл вместе с "тишиной" и применяем эффект. В противном же случае программа может "сделать дяде ручкой" и, сказав, что она выполнила некорректную операцию, закрыться.

Правда, как уже упоминалось, временный файл, который лежит в директории Temp, при любом аварийном завершении сохраняется, давая возможность продолжать начатую работу, а не начинать все с нуля, или с того места, где вы последний раз сохранялись. При последующем запуске после аварийного завершения работы, программа выводит в центр экрана окошко, в котором написано примерно следующее: "предыдущий сеанс работы был завершен аварийно, хотите ли вы продолжить работу с того места, откуда вылетели, или нет, а может быть отложим на потом?" Если выбрать "ДА" то загрузится тот набор файлов, или сессия, с которыми вы работали, даже если вы не успели сохраниться, если - "НЕТ", то все не сохраненные данные будут утеряны безвозвратно, поскольку программа уничтожит предыдущий временный файл. Откроется пустое окно программы. Кнопка "отложить" позволяет отложить на потом рассмотрение временного файла. Лично я, на всякий случай, никогда не рисковал и доводил все "до ума" сразу.

При желании вы можете выполнять обработку различных файлов одним и тем же "набором" эффектов, применив технологию пакетной обработки Scripts & Batch Processing (вызывается из меню Options). "Сценарии" (Scripts), или последовательности выполняемых команд, вы можете записывать самостоятельно. Не буду останавливаться на этом, тем более, что сам не пользуюсь этой возможностью - мне нравится индивидуальная работа с семплом. Все действия по применению этой технологии достаточно подробно описаны в справочной системе.

В стерео файле можно обрабатывать любой канал отдельно от другого. Если подвести указатель мыши к нижней части нижней волны, то рядом со стрелкой появится буква R. Если теперь щелкнуть левой кнопкой мыши, то верхний трек (левый канал) отключится, и вы сможете работать с одним правым каналом. Соответственно, подведя указатель к верхней части левого канала можно выделить для работы только левый канал, отключив правый. Чтобы вновь активизировать оба канала, нужно щелкнуть мышью в пространстве между треками.

Вернемся к записанному треку. Если есть желание обработать напоследок свой голос эквалайзером, то можно открыть любой эквалайзер в меню Transform/Filters. Только не забывайте, прежде чем вызвать какую-либо обработку, выделить участок семпла, к которому хотите ее применить, в противном случае эффект будет применен ко всему файлу целиком.

Пункт меню Transform/ Time/Pitch /Stretch дает возможность растягивать или сжимать семпл во времени, сохраняя или не сохраняя (по желанию) оригинальную высоту звука. Можно и наоборот, не изменяя временной протяженности семпла корректировать его высоту. Подробно останавливаться на этом не буду, все достаточно несложно понять, открыв диалоговое окно, замечу лишь, что растяжение или изменение высоты тона можно применять как одинаково для всего семпла (Constant Stretch), так и с изменением во времени (Gliding Stretch). Например, сформировать звук сирены, имея под рукой запись монотонного звука, можно как раз при помощи Gliding Stretch.

Выбрав в меню Transform пункт Amplitude, вы увидите список соответствующих функций и эффектов. Это и расширение стереобазы (Pan/Expand), и динамическая обработка, и нормализация... Выбрав Amplify вы можете изменить уровень громкости как отдельного участка, так и целого файла. Можно изменить амплитуду одинаково по длине семпла (Constant Amplification), а можно с постоянным увеличением либо уменьшением (Fade). Функция Envelope позволяет создать для семпла совершенно произвольную амплитудную огибающую, но и, конечно, тоже имеет несколько классических пресетов.

Иногда бывает необходимо удалить шумы, присутствующие в оригинале записи. Например, вы захотите содрать семпл со старой виниловой пластинки. Ваш помощник - шумоподавитель. Причем "давит" он по-хитрому. Сначала программа должна проанализировать участок записи, содержащий только шум. Для тренировки запишите в файл нужный вам кусок произведения с винила, и запишите паузу, где нет звука, но присутствуют характерные шумы. Шум будет виден на экране как участок с достаточно низким уровнем сигнала. Выделите эту шумную паузу и выберите в меню Transform команду Noise Reduction/ Noise Reduction. Откроется окно установок. В правом верхнем углу вы увидите кнопки, предлагающие проанализировать спектр шума, создав так называемый "профиль", пользуясь которым можно удалить шум из фонограммы. Нажмите кнопку "Get profile from selection" (проанализировать выделенный участок) и программа сделает это, нарисовав в специальном окошке спектр шума. Нажав кнопку ОК, вы обработаете выделение полученной установкой (profile). Изображение шума на экране, в том месте, где вы его выделяли, исчезнет. Останется полная тишина. Теперь выделим весь семпл и, вновь открыв окно шумоподавителя, увидим в окошке ранее полученный спектр. Нажмем кнопку ОК. Программа отыщет в записи шум и очень четко его удалит (могут остаться, например, апериодические щелчки), не влияя на основной звук. Если вы захотите повозиться с шумом в данном семпле в несколько подходов, то целесообразно сохранить полученный вами спектр шума (Save profile), и потом вызывать его кнопкой Load Profile. Думаю, я понятно объяснил, что программа удалит только тот шум, который ей покажут. И если вы попробуете применить "профиль", полученный от виниловой пластинки, к записи "фонящего" микрофона, то убедитесь, что ничего путного из этой затеи не получится.

Ну, кажется, об основах работы с единичными семплами рассказано. Пора переходить к многодорожечной записи.

Многодорожечный режим
Вначале немного вводных понятий. Набор файлов, находящихся в окне Multitrack Mixing, с индивидуальными установками микшера по трекам, в совокупности называется сессия (session), и далее я буду пользоваться этим термином. Сессия может сохраняться на диске под любым именем с расширением SES. В файле сессии хранится информация только о количестве и именах файлов, их расположении на дорожках, уровнях громкости и панорамы, положении выключателей Solo и Mute... - и все!

Строго говоря, на дорожках располагаются не сами файлы, а лишь ссылки на них. А то, что показано на экране, представляет собой графическую интерпретацию последовательности команд, по которым программа определяет, в какое время нужно начать воспроизводить каждый семпл, с какой громкостью и положением в стереопанораме. И как бы вы не меняли уровень воспроизведения и панораму трека в сессии, сами файлы, нарисованные в окне, физически не изменяются. Вы можете, например, составить и сохранить под разными именами несколько сессий, в которых используется один и тот же набор файлов. Можете сводить и пересводить свои творения. Собственно файл сессии занимает на диске всего несколько килобайт.

Всякий раз при открытии сессии, программа сканирует все индивидуальные файлы, входящие в эту сессию, и создает из них временный файл на диске (в каталоге Temp), представляющий собой готовый микс. Этот процесс называется "фоновое микширование" (background mixing). Он же запускается после каждой новой дописанной дорожки, после обработок входящих в сессию файлов, после изменения настроек микшера и т. п. Процесс микширования имеет свой индикатор - короткую зеленую полоску, находящуюся в окне Multitrack Mixing над панелью управления транспортом. Она "вырастает" слева направо до тех пор, пока не заполнит свое окошко - тогда микширование считается завершенным. В принципе, запускать воспроизведение можно и не дожидаясь окончания процесса (который при этом замедлится), но нужно, чтобы он по крайней мере наполовину был завершен (как пишут разработчики: "в достаточной степени завершен", хотя точной меры этой "достаточности" наверное не существует). Иначе вы потеряете время, наблюдая за неподвижным экраном, пока программа не решит, что ей делать. При записи и при переходе в режим Single Waveform микширование вообще останавливается. Можно, пожалуй, сказать, что это неприоритетный процесс. Например, если вы, применив к одному из семплов, входящих в сессию, некую обработку и не дожидаясь окончания микширования включите воспроизведение, то вы услышите необработанную версию этого семпла. Поэтому не спешите с запуском - процесс не такой уж долгий, можно и подождать немного.

В одной сессии могут храниться как моно, так и стерео семплы, но обязательно с одинаковой частотой дискретизации. Поэтому, если вам захочется вставить в сессию "инородный" семпл, просто конвертируйте его. Это делается в режиме Single Waveform через меню Edit /Convert Sample Type. И еще одно важное замечание. Вы уже знаете, что в файле сессии записаны не сами звуковые файлы, а только ссылки на них. И если вы случайно (или преднамеренно) измените какой-либо файл, входящий в сессию, и сохраните его под тем же именем, то, открыв сессию, вы сразу обнаружите, что звучит что-то не так. Если же вы удалите один из файлов, входящих в сессию, либо переместите его в другую директорию, то при открытии сессии программа вежливо попросит вас указать местонахождение недостающего файла, и если он не будет найден, сессия откроется без него, сообщив об этом в окне ошибок. Список файлов, входящих в сессию, можно увидеть в окне Open a Multitrack Session при ее открытии.

Общий вид многодорожечного окна сессии показан на рисунке 8. Переключение между режимами Single Waveform и Multitrack Mixing производится через меню View (в котором первым пунктом значится команда перехода), либо клавишей F12. Можно также воспользоваться левой верхней кнопкой на панели инструментов, которая присутствует на экране в обоих режимах. Она имеет вытянутую по горизонтали форму, и условное изображение звуковой волны: в сессии - одиночной, а в моно треке - сразу нескольких. Такая вот хитрая мнемоника.

 
Рис. 8  
   

В сессии вы только расставляете семплы (файлы) по дорожкам и микшируете их. Вся обработка звука ведется в режиме Single Waveform, то есть с реальными семплами, а не со ссылками на них. Исключение составляют модуляционные эффекты Vocoder и Envelop Follower - здесь уже один семпл модулируется другим и обработка ведется из окна сессии (об этом чуть позже). На одну дорожку вы можете поместить несколько различных семплов друг за другом, при этом уровень воспроизведения по каналу регулируется одновременно для всех файлов, находящихся на нем. Конечно, сами семплы могли быть записаны с разными уровнями, так что будьте внимательны. Сильно отличающийся по громкости от остальных семпл имеет смысл вставить на отдельную дорожку. Один и тот же семпл можно вставлять на разные дорожки любое количество раз, никаких ограничений здесь нет. И главное - помните, сколько бы раз вы не разместили на дорожке один и тот же файл, физически вы его не копируете, а лишь ставите ссылку. Как уже говорилось выше, программа просто начинает воспроизводить ваш семпл снова всякий раз, как курсор "наткнется" на его изображение. Поэтому не бойтесь больших сессий в смысле экономии места на диске. Оно уже занято единичными звуковыми файлами и общим временным файлом. Только имейте в виду, что чем больше семплов одновременно звучит в сессии, тем большие требования предъявляются к мощности центрального процессора и к скорости дисковой подсистемы в вашем компьютере.

Работа с лупами
Итак, продолжаем работу. Многодорожечную запись целесообразно начинать с дорожки ритма. "Вживую" записывать мы уже умеем. Поэтому, для разнообразия, предположим, что у вас уже есть семпл. Скажем, вы приобрели целый компакт-диск, на котором чего только нет! И там нашлась пара-тройка очень даже приличных барабанных лупов, которые вы решили использовать в качестве ритмической основы будущей композиции. Кстати, вы их обнаружили довольно быстро, потому что в окне Open a Waveform можно прослушать звуковой файл, не открывая его. Для этого выберите файл и нажмите в правом нижнем углу кнопку Play. А если поставить флажок в окошке Auto Play, то любой файл начнет звучать, стоит только один раз щелкнуть по нему мышью. Таким образом можно очень быстро "обслушать" весь диск. Справа от окна со списком файлов, под надписью Show File Information, можно прочитать параметры и размер указанного файла. Но имейте в виду, что открыть произвольный файл вы можете, лишь находясь в режиме Single Waveform. Из Multitrack Mixing можно открыть только файл сессии, с расширением SES. Входящие в сессию файлы при этом загрузятся автоматически.

Прежде всего, сохраните файл на жестком диске, иначе потом долго будете искать CD с оригиналом. Открыв файл в режиме Single Waveform, вы можете сразу же поместить его в сессию. Для этого нужно выделить весь файл (нажав комбинацию клавиш Ctrl+A) и выбрать в меню Edit команду Insert in Multitrack, либо воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl+M (во всех случаях раскладка клавиатуры - английская). После чего, уже известным нам способом (например клавишей F12) переключаемся в сессию. Наш файл разместился в начале первого трека (сразу отмечу, что способы навигации и перемещения по семплу в сессии точно такие же, как и в Single Waveform). Чтобы создать на этом треке повторяющуюся последовательность из барабанных лупов, нужно выделить семпл, щелкнув по нему мышью (выделенный семпл - ярко-зеленого цвета, не выделенный - бледный и тусклый), и выбрать в меню Edit команду Loop Duplicate. Появится диалоговое окно, в котором будет предложено выбрать количество повторений, то есть сколько раз еще разместить семпл на треке. По умолчанию в окне диалога будет выставлен флажок No gaps - continuous looping (без промежутков - непрерывное размещение). В этом случае семплы будут располагаться по треку встык: строго в месте окончания предыдущего начинается следующий. Этот режим следует выбирать, если у вас ровный, четко отрезанный луп. Если же, к примеру, в нем не хватает какой-то доли последнего такта и воспроизведение подряд дает ощутимый сбой ритма, то можно по имеющимся полным тактам рассчитать длину полного лупа и при размножении активировать флажок Evenly Spaced (Равномерно Распределенный). При этом в маленьком окошке нужно поменять текущую длину лупа (указана по умолчанию) на расчетную. Теперь программа будет вставлять каждое повторение вашего семпла через равномерные промежутки времени, именно те, которые вы укажете в окошке. Таким образом можно не только избавиться от ненужной сбивки, но и создать нужную.

Вообще, любой неровно отрезанный луп можно привести в порядок при помощи функции Find Beats, которая вызывается из меню Edit в режиме Single Waveform. Главное, чтобы в исходном семпле присутствовало некоторое разумное количество долей такта, а лучше - такта полтора - два. Ведь не будешь же лепить луп из одного-двух ударов барабана. Итак, Find Beats (Left) позволяет находить начало очередной сильной доли, то есть явного всплеска амплитуды (будущую левую границу петли), Find Beats (Right) находит долю, перед которой будет проходить правая граница искомого лупа, то есть его окончание. Практически же, для таких изысканий удобнее пользоваться клавиатурой, а именно - клавишами с фигурными скобками, соответственно левой и правой. Поскольку значок фигурной скобки расположен в верхнем регистре клавиатуры, нужно воспользоваться клавишей Shift. Удерживая нажатой клавишу Shift жмем на "{". При этом курсор прыгает к началу следующей доли. Shift и "}" перемещает курсор по долям, одновременно выделяя участок семпла от только что найденной левой границы лупа. Таким образом мы и получаем нужный нам луп, четко разграниченный, но в достаточно произвольном виде: ведь мы сами выбирали его начало и конец. Если открыть Help в разделе Find Beats, то можно узнать, как использовать функцию Zero Crossing для окончательной шлифовки полученного лупа.

 
Cool Edit Pro 1.2
В июне 1999 года увидела свет версия 1.2 программы. На первый взгляд, принципиально в ней ничего не изменилось. Но появились новые возможности. И какие! Это, прежде всего, новые эффекты: Full Reverb (позволяет моделировать реверберацию любого помещения с любыми акустическими свойствами), Hard Limiter (лимитер - разработчики рекомендуют использовать для обработки звука перед записью на CD), Pitch Bender (дает возможность регулировать высоту обрабатываемого семпла просто нарисовав при помощи мыши изменение скорости воспроизведения, наконец-то вы сможете сымитировать эффект "зажеванной ленты" в старом магнитофоне). Все эффекты, которые в версии 1.1 не имели функции предварительного прослушивания, теперь ее имеют. При помощи функции Delete Silence программа может автоматически обнаружить и удалить участки тишины (то есть явные паузы), например между словами в длинных текстах. Это очень удобно при подготовке материала для радиовещания.

Заявлено, что вся обработка стала просчитываться еще быстрее. Появилось расширение функции "Timed Record" (вызывается из меню Options). Если в версии 1.1 она обеспечивала лишь автоматическую остановку записи после достижения указанного в настройках лимита времени, то в версии 1.2 можно включить трек на запись в любое, предварительно указанное время (в отсутствие пользователя) и также производить запись на протяжении указанного отрезка времени. Файлы можно таскать в окно программы прямо из окна Open a Waveform. В новой версии программы есть еще много новшеств, которым, возможно, будет посвящена отдельная статья.

 
   

Вставить файл в сессию можно и более простым способом. Главное запомнить, что вставка всегда происходит от курсора (где курсор - там начало вставленного файла). Поэтому установите курсор в нужное место и через меню Insert вставьте файл. Можно также в поле трека щелкнуть правой кнопкой мыши и, выбрав в контекстном меню команду Insert, вставить соответствующий файл. (см. Рис. 8) В обоих случаях, в меню содержится полный список открытых в данный момент файлов (они не обязательно должны присутствовать в сессии), и поместить на трек можно любой из них. На всякий случай повторю, что при увеличении масштаба изображения звуковой волны вы можете позиционировать курсор с точностью до 0,001 секунды (при использовании минутно-секундного формата дисплея).

Если не требуется очень большая точность позиционирования, то неточно вставленный файл можно просто перетащить в нужную позицию правой кнопкой мыши. Если после нажатия на кнопку мыши вы нажмете клавишу Ctrl, то файл можно будет таскать только вертикально, то есть перемещать на соседние дорожки в синхронную позицию. Но будьте внимательны: если нажать Ctrl прежде, чем кнопку мыши, то файл при перетаскивании будет копироваться. И на этот раз - в самом деле, физически. Его потом придется сохранять как самостоятельный файл. Поэтому следите за руками. Нет никакого смысла размножать один и тот же файл. Разумнее будет вставить в нужное место ссылку на него, как мы это уже делали.

Запись в многодорожечном режиме
Итак, ритмический "стержень" изготовлен. Теперь дело за малым - записать в сессию все остальное. На панели микшера, в левой части свободного трека, выбранного для записи (там, где написано Track 1, Track 2 и т. д.), вы видите три кнопки с буквами, расположенные вертикально одна над другой. Сверху вниз: m - mute, s - solo, r - record. Нажав кнопку Record, мы, тем самым, выбираем трек для записи. В остальном процедура записи аналогична таковой в Single Waveform. Наверное, нет необходимости упоминать о том, что при наличии нормальной звуковой платы Cool Edit Pro поддерживает полнодуплексный режим. При записи очередной дорожки в сессии вы будете слышать все треки, записанные ранее, разумеется, - кроме заглушенных.

На одну дорожку в сессии можно записать и несколько разных семплов в несколько подходов. Необходимое условие: более поздний семпл при записи не может накладываться на предыдущий и не может располагаться ранее, чем уже размещенный на треке.

Если вы обнаружите, что в процессе записи что-то не так сыграли, а переписывать партию целиком не хочется, то можно переиграть неудачный фрагмент, не затрагивая остального материала. Находясь в сессии, выделите только тот участок семпла, который нуждается в замене. Откройте меню Edit и выберите команду Punch In. Вы сразу увидите, что на консоли микшера сработает кнопка записи, R, то есть ваш трек подготовится к перезаписи указанного куска. Теперь нажмите на панели транспорта кнопку записи и начинайте играть нужный фрагмент. Запись стартует точно с начала выделенного фрагмента и автоматически остановится по его завершении. Можно сыграть этот участок несколько раз подряд. После остановки жмите кнопку записи на панели транспорта и пишите вновь. Все перезаписываемые куски выстраиваются гуськом в конце вашего трека и имеют названия "Take1", "Take2", и так далее. Вдоволь наигравшись, откройте меню Edit и, встав на строчку Take History, просмотрите весь список сыгранных кусков. Выбрав нужный, вы автоматически вставляете его в трек. Прослушав по очереди все варианты, оставьте нужный, остальные удалите. Если вы увидите, что команда Take History в меню недоступна, значит вы случайно сбросили выделение вашего фрагмента. Щелкните на нем мышью, и команда вновь активизируется.

Здесь нужно добавить, что все, даже не вошедшие в окончательный вариант вашей сессии, семплы (и куски Take, и варианты обычной записи, и вставленные вначале, но потом по каким-либо причинам удаленные готовые файлы), остаются открытыми в программе. То есть, например, если вы сохранили сессию, выбросив из нее в процессе работы ненужные семплы, и выполнили команду Close Session and Waveforms из меню File (это, чтобы закрыть и саму сессию и, одновременно, все файлы, которые в нее входят), то перейдя в режим Single Waveform, вы обнаружите, что там по-прежнему открыта куча файлов. Это - мусор. Закройте их, не сохраняя. Иначе можно моментально засорить жесткий диск совершенно ненужными файлами. У меня в первый раз так и получилось. Я, по неопытности, сохранил четыре варианта одного трека, и потом долго удивлялся, зачем же они болтаются на моем диске, если в сессии их нет.

Напоследок скажу, что, работая в многодорожечном режиме, вы можете порезать любой из семплов в любом месте, просто установив туда курсор и выполнив команду Splice из меню Edit. Полученные куски можно, например, растащить по разным трекам. Ненужное разделение можно устранить командой Edit / Merge / Rejoin Splice (только, это должны быть те же самые куски и в своих исходных позициях). Куски, записанные врезкой (Punch In), склеиваются с основным семплом с помощью этой же команды. Это уже деструктивное редактирование.

Параметры дорожек
После окончания записи дорожки вы можете произвольным образом отрегулировать ее громкость и панораму. Для этого щелкните в поле микшера правой кнопкой мыши. Откроется окно настроек Track Info, где, кроме собственно регулировок, вы можете присвоить название данному треку, чтобы потом было легче ориентироваться. Нажимаем кнопку ОК - и настройки записаны. В окошечке Pan и Volume микшера вы можете видеть текущие цифровые значения панорамы и громкости для этого трека. Если же щелкнуть правой кнопкой мыши непосредственно в любом из этих окошек, откроется окно только лишь с соответствующим регулятором. А еще можно просто поместить указатель мыши в окно громкости или панорамы и, нажав левую кнопку, потащить мышь вверх или вниз. Соответственно движению мыши будет меняться уровень регулируемого параметра, о чем мы узнаем по изменению цифр в окошке. Как видите, способов микширования - множество. Выбирайте самый удобный.

Рис. 9

Владельцам многоканальных звуковых плат стоит обратить внимание в окне Track Info (рис. 9) на выпадающие списки Playback Device (stereo) и Recording Device (stereo). Именно здесь происходит назначение конкретной стереопары на данный трек. Только предварительно нужно, находясь в окне мультитрека, выбрать в меню Options строчку Device Preferences. При этом откроется диалоговое окно Preferred Multitrack Devices, в котором можно, опять же из набора выпадающих списков, выбрать эти самые "привилегированные" для работы в сессии устройства из всего того, что установлено у вас в системе. Программа поддерживает до 16 независимых стереопар. Указанные здесь устройства попадают для выбора в указанные выше выпадающие списки окна Track Info.

Здесь уместно заметить, что при использовании для вывода звука нескольких устройств (как отдельных звуковых плат, так и различных стереопар в многоканальных устройствах), программа создает микс (тот самый фоновый) для каждого такого, реального или виртуального, устройства. В этом случае не помешает и процессор побыстрее (чтобы рассчитывать сразу несколько миксов), и диск побольше (чтобы их все разместить). Думаю, что при использовании, например, четырехканальной платы, суммарный объем четырех полученных фоновых миксов будет ровно в четыре раза больше, чем объем одного микса для одноканальной платы, поскольку размер каждого временного файла напрямую определяется продолжительностью композиции. Но зато такая плата наверняка будет полезна для любителей "живого" микширования (через внешний микшер).

Обработка в многодорожечном режиме
Если вы хотите применить какую-либо обработку к любому из семплов сессии, то, выделив его щелчком мыши, перейдите в режим Single Waveform (клавиша F12). Выбранный семпл появится в рабочем окне, где вы уже сможете сделать с ним все, что пожелаете, за исключением одного: вы не сможете увеличить его длину. Укоротить, обрезать - пожалуйста. Например, вы чуть-чуть удлинили семпл (Generate/Silence) для того, чтобы обработать его задержкой. Семпл, как таковой, конечно удлинится. Но, перейдя в сессию, вы увидите, что там ничего не изменилось. То есть, обработка-то слышна, но вместо плавного затухания будет присутствовать резкий обрыв звучания. Чтобы изменить семпл и в сессии тоже, нужно его сначала оттуда удалить (выделить мышью и нажать клавишу Delete), а потом заново вставить в то же место.

Теперь займемся упомянутыми выше модуляционными эффектами. Vocoder и Envelop Follower доступны только из окна сессии, поскольку для их применения требуется одновременно два семпла: Process Wave - обрабатываемый звук, и Control Wave - управляющий сигнал.

Vocoder (от Voice Coder) представляет собой сложный способ фазово-амплитудно-частотной модуляции одного сигнала другим, когда модулируемый сигнал - его еще называют "несущий" (carrier) - обрабатывается спектром управляющего сигнала (modulator), обычно человеческого голоса. В результате, изменение спектра несущего сигнала происходит синхронно с изменением спектра управляющего сигнала (в свое время было очень модным вставлять в музыкальные композиции "голос робота", полученный при помощи вокодера). Практически вы будете слышать те фразы, которые произносит человек (то есть лишь их формантную артикуляцию), но исполненные "голосом" инструмента, который вы обработали. Естественно, чтобы получить вразумительный эффект, в качестве несущего нужно использовать сигнал с достаточно широким спектром. Это может быть, например, звук перегруженной гитары (обработанной эффектами Overdrive или Distortion).

 
Рис. 10  
   

Посмотрите на рисунок 10. На треках 3 и 4 располагаются семплы с названиями "Universe" и "Спич". Первый мы будем использовать в качестве обрабатываемого (несущего), второй у нас - управляющий. Соответственно, первый семпл - это просто некий протяженный звук, скажем, очень длинная нота, взятая на синтезаторе, а второй - речевая фраза. Чтобы разрешить обработку, нам нужно вначале выделить оба семпла. Щелкните левой кнопкой мыши по одному семплу (любому из двух, последовательность здесь не важна), затем, нажав и удерживая клавишу Ctrl - по второму. Оба семпла подсветятся. Теперь нужно выделить параллельный участок на обоих семплах - он определит длину получаемого звука. Установите курсор в начало выбранного фрагмента и, удерживая нажатой клавишу Shift, щелкните мышью по его предполагаемому окончанию. На рисунке видно получившееся выделение (длиной 2,124 секунды от начала трека), подсвеченное бледно-голубым цветом. Такая подсветка показывает нам, что оба файла действительно выделены, и можно работать.

Из меню Transform вызываем Vocoder, окно установок которого показано на рисунке. В верхней его части видны боксы с выпадающим списком, где можно выбрать управляющий и обрабатываемый сигнал. Полученный в результате обработки звук записывается в свободный трек (номер которого показан в окошке "Output to") синхронно с источниками. Он имеет такую же длину, какую имел выделенный участок семплов. Параметр FFT size определяет скорость и качество обработки звука (FFT означает Fast Fourier Transform - быстрое преобразование Фурье). Большее значение этого индекса обеспечивает лучшее качество обработки, но увеличивает время расчета эффекта. Обычно рекомендуется использовать значения от 3800 до 6400 (по умолчанию стоит 4096). Параметр Overlays указывает количество преобразований Фурье в процессе обработки. Чем больше накладывается циклов преобразований, тем лучше результат. Разработчики рекомендуют использовать от 4 до 12 оверлеев. Affect Level устанавливает глубину обработки. Остальные настройки пока можно не трогать.

Если мы теперь нажмем кнопку ОК, то обработанный сигнал ляжет на трек 5 (на рисунке его не видно). Кстати, чтобы видеть все записанные треки (если они не умещаются на экране) можно изменить вертикальный масштаб треков. В правом нижнем углу рабочего окна программы есть две кнопки - их ни с чем нельзя спутать - Zoom In и Zoom Out. Для перемещения по трекам без изменения масштаба нужно поместить указатель мыши на вертикальную полосу в правом конце мультитрека (туда, где на темно-синем фоне написано trk 1, 2, 3 и т. д.), и, когда он примет форму раскрытой ладони, просто потащить мышью вниз или вверх. Дорожки начнут смещаться.

Пожалуй, будем считать, что в общих чертах с вокодером все ясно.

Envelop Follower представляет собой не что иное, как амплитудный модулятор. В качестве модулирующего сигнала здесь используется амплитудная огибающая управляющего сигнала, то есть того семпла, который выбран как Control Wave. Разработчики приводят в пример такое возможное использование данного эффекта: когда у вас записана барабанная и басовая партия, и вы хотите, чтобы звуки вашего баса раздавались лишь синхронно с ударами барабанов, этот эффект - как раз то, что вам нужно. Работа с модулятором во многом похожа на работу с вокодером, поэтому мы не будем подробно ее рассматривать. Тем более что в справочной системе программы эта тема достаточно подробно освещена - я проверял.

MIDI управление
Вы можете управлять некоторыми функциями программы по MIDI, как в одно-, так и в многодорожечном режиме. Управляющими сигналами могут быть сообщения о нажатой ноте или о некотором, предварительно указанном, значении какого-нибудь MIDI контроллера. Названия функций (только названия, без описания - его нужно смотреть в соответствующем разделе Help), которыми можно управлять по MIDI, располагаются в диалоговом окне Keyboard Shortcuts, которое вызывается из меню Options, строка Shortcuts (Keyboard & MIDI Triggers). В этом же окне можно посмотреть зарезервированные клавиатурные комбинации для быстрого вызова той или иной команды или функции с клавиатуры компьютера.

 
Рис. 11  
   

Разберем, для примера, воспроизведение. Допустим, вам нужно, чтобы воспроизведение семпла (из произвольного места, то есть от позиции курсора) начиналось в тот момент, когда вы нажмете клавишу на MIDI клавиатуре. Открываем окно Keyboard Shortcuts и видим длинный перечень доступных к управлению функций (рис. 11). Выбираем мышью строку Play Normal и справа вверху в разделе Shortcut Key (обведен рамкой) видим, что для воспроизведения зарезервирована комбинация Alt+P (хотя, как мы знаем, клавиша Space тоже работает, только она назначена на переключатель Play/Stop). В разделе MIDI Trigger ставим в отведенное место активирующий флажок и получаем доступ к назначению управляющего MIDI события - ноты, или значения контроллера (выбирается нажатием соответствующей кнопки). Нам удобна нота - нажимаем кнопку Note. Выбираем из выпадающего списка ноту "До" третьей октавы (С 3) в первом MIDI канале и нажимаем кнопку ОК. Мы произвели назначение. Теперь активизируем применение MIDI управления, выбрав в меню Options команду MIDI Trigger Enable, - напротив нее должна появиться галочка. Теперь, если вы нажмете на MIDI клавиатуре клавишу С 3, запустится воспроизведение вашего файла с того места, где вы расположили курсор.

Если вы захотите подобным образом реализовать старт записи, то имейте в виду, что по соответствующей команде запустится только собственно запись, в то время, как в действительности вам требуется комбинация команд воспроизведение + запись (так же, как в обычном магнитофоне), иначе курсор никуда не "поедет". Поэтому нужно предусмотреть два отдельных MIDI события - для управления воспроизведением и записью.

Сведение
В качестве заключительного штриха, расставим последние точки и сведем нашу сессию в обычный стереофайл. Его размер будет определяться только продолжительностью композиции (частоту дискретизации семплов, которая также определяет их размер, мы уже обсуждали выше).

Будем считать, что вы уже закончили обработку, расставили все треки по панораме и выставили нужный уровень. Но все получилось как-то мрачновато, не динамично. Крутить ручки уже излишне - можно все испортить. Вот тут-то вам на помощь приходит крутая, хотя и невероятно простая функция. Можно не трогая регуляторы на консоли микшера вручную нарисовать огибающую амплитуды и панораму для каждого трека в отдельности. Для этого нужно активизировать редактирование огибающей. В окне сессии в меню View выберите пункт Enable Envelope Editing. На каждой дорожке сразу появятся по две горизонтальные линии. По верху волны будет проходить желто-зеленая линия амплитудной огибающей, в центре трека - голубая линия панорамы. Вы можете просто тащить мышью за выбранную линию. Вначале, конечно, следует увеличить горизонтальный и вертикальный масштабы изображения. Потащив за "громкость", можно уменьшить уровень в нужном месте, и получить, например, плавный "подкат" какого-нибудь подклада. "Панораму" можно тянуть как вверх, так и вниз. Смещение вверх добавляет звук в левый канал, смещение вниз - в правый. На огибающей может быть столько точек излома, сколько раз вы щелкнете по ней мышью. Поэтому можно "раскрасить" динамику своей композиции как угодно. Например, легко получить подобие эффекта Auto Pan просто построив линию панорамы нужного трека в виде зигзага (рис. 12).

Рис. 12

Сделали! Теперь сводим все дорожки в стереофайл. В меню Edit находим Mix Down и выбираем All Waves. При желании, конечно, можно выделить нужные треки и свести только их. Программа немного повозится и выдаст вам Ваш Окончательный Микс.

В принципе, если вы не собираетесь писать ремикс на эту композицию, все файлы, разбросанные по дорожкам сессии, можно удалить. Дело ваше. Лично я, пока позволяет диск, храню их в неизменном виде. Жаль выбрасывать - столько труда вложено.

Заключение
Если вы хотя бы по паре раз попробовали на практике все те операции, о которых говорилось в статье, то можно считать, что вы неплохо знакомы с программой, поскольку ничего сложного здесь запоминать не приходится. Разумеется, мы рассмотрели далеко не полный перечень возможностей, предоставленных пользователю, но и написанного вполне достаточно для нормальной работы. В программе есть, конечно, еще много нюансов, но это уже постигается на практике. Cool Edit Pro не разочарует, я в этом уверен.

Cool Edit Pro 399$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи
Посещений: 3831 | Проголосовавших: | Средняя оценка:

   

  Комментарии
17.08 14:16
Blauert
Моя любимая прога, толковая статья :-)

11.02 16:42
denis
Нашел для себя реально необходимую информацию, спасибо.

07.03 17:01
Хан Михаил
Довольно долго занимался сведением в куледите. Считаю, что это очень удобная и мощная программа. Хотя другие звукари предпочитают другие проги.

28.04 11:42
Satalker
Хорошая статья. Много инфы, классно объяснено.

01.06 02:01
Владислав
Я на компе пишу аутосуггестивные установки, пользуюсь в основном соунд форч, статья меня вдохновила опробывать кул эдит, действительно не плохо, постараюсь освоить эту программу получше, Спасибо за статью:о)Влад

09.06 23:03
Кирилл
Делаю всё только в ней. Очень интересная статья. Спасибо

11.09.02 19:19
Михаил
Спасибо за труд.

23.08.03 23:57
Виталий
Спасибо за информацию, она очень помогла!

17.02.04 18:01
inga
sapsibo za statju, skolko cool pro stoit?

05.09.07 19:13
Mutha FUCK'er
Клёвая статья, суперская прога. Спасибо!

28.06.08 12:00
Ирина
супер прога,просто клас...спасиба за инфу очень помогли...!!!

04.12.08 10:38
Михаил
Спасибо,Вам,огромное! Очень полезная информация,а главное-доступно,в отличии от разных учебных пособий.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА