Начало
 
 


Novation KS

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Novation KS

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
февраль 2003

Синтезаторы.

Новые инструменты серии KS являются развитием синтезатора K-Station и расширяют линейку аналогово-моделирующих инструментов фирмы Novation. Синтезаторы имеют полувзвешенную клавиатуру объемом четыре октавы (KS 4) и пять октав (KS 5). В остальном же они абсолютно одинаковы, имеют стильный внешний вид и серебристый цвет. Корпус синтезаторов металлический, за исключением пластмассовых боковин и небольшой панели слева от клавиатуры, на которую выведены колеса высоты тона и модуляции. Есть 29 вращаемых регуляторов, 4 слайдера и 48 кнопок. Все регуляторы и кнопки производят MIDI-сообщения.

На лицевой панели инструмента находится двухстрочный жидкокристаллический дисплей (емкостью 20 символов) с серебристыми символами на голубом фоне.

 Novation KS 4

Синтезатор имеет полифонию 16 голосов и четырехчастную мультитембральность. Есть два основных рабочих режима: в режиме Program инструмент играет одиночными пэтчами (в терминологии Novation они называются "программами"), в режиме Performance можно комбинировать максимум до четырех пэтчей. Если назначить все пэтчи на один и тот же MIDI-канал (по умолчанию используется первый), то получится классический исполнительский четырехслойный перфоманс. Если же назначить каждый звук на отдельный канал, то сразу можно приступать к мультитембральной работе.

Есть 16-полосный вокодер, а также процессор эффектов (шесть разных типов) и арпеджиатор, работающие независимо в каждой MIDI-части. Арпеджиаторы и некоторые эффекты (задержка, хорус, панорамирование, эквалайзер) могут синхронизироваться с MIDI Clock.

В памяти инструмента зашиты 200 готовых пресетов и 50 перфомансов, есть свободные ячейки памяти для записи такого же количества пользовательских настроек.

Для построения звука синтезатор имеет три осциллятора с широким выбором волновых форм и индивидуальной настройкой/расстройкой. Для каждого осциллятора возможна модуляция высоты тона и ширины импульса от LFO или генератора огибающей. В микшере сигналы осцилляторов можно смешать в произвольной пропорции и добавить к ним шум или сигнал с внешнего источника. Сигналы первого и второго осцилляторов могут быть перемножены в кольцевом модуляторе. Третий осциллятор можно промодулировать вторым (FM-модуляция). В микшере доступна модуляция амплитуды сигналов от LFO или от генератора огибающей. Есть два LFO с разнообразными формами колебаний и возможностью задержки (Fade in) до пяти секунд, генераторы амплитудной и модуляционной огибающей типа ADSR.

Сформированный сигнал пропускается через модулируемый фильтр с диапазоном частот среза от 5 Гц до 24 кГц. Есть три типа фильтров (ФНЧ, ФВЧ, ПФ) и два варианта крутизны спада для каждого (12 или 24 дБ/окт). Полученный сигнал проходит через усилитель, процессор эффектов и поступает на выход. В режиме перфоманса каждый голос можно направить на собственный выход.

На задней панели инструмента находятся: комплект из трех MIDI-разъемов, основная и дополнительная пары аудиовыходов на несимметричных джеках, выход для наушников и аудиовход, предназначенный для обработки внешнего сигнала. Чувствительность входа переключается между линейным и микрофонным уровнями. Входные преобразователи имеют 20-битную разрядность, выходные — 24-битную. Есть также два разъема для подключения педалей сустейна и экспрессии.


 
 Novation KS 4  
   

Выключатель питания в виде маленькой клавиши расположен на задней панели. Отмечу, кстати, отменное качество встроенного блока питания. При выключении инструмента, от момента нажатия клавиши выключателя до момента действительного обесточивания всех цепей проходит около двух-трех секунд (я ориентировался по отключению дисплея). Это должно означать, что кратковременные сетевые помехи в виде неожиданного пропадания напряжения синтезатору не страшны, блок питания наверняка удержит рабочий режим.

Кроме того, электрические цепи синтезатора практически не чувствительны к наводкам. Это выяснилось, в общем-то, случайно, благодаря такому злостному вредителю, как мобильный телефон. Как известно, практически любая бытовая звуковая аппаратура в момент получения телефоном вызова издает звуки, ритмически похожие на топот скачущей галопом лошади. Синтезатор же ничего подобного не допускал, даже когда звонил мобильный телефон, находящийся в непосредственной близости от инструмента.

Операционная система и управление синтезом
Фирма Novation характеризует инструменты серии KS как "улучшенные и расширенные K-Station". Это следует понимать так, что хотя указанные синтезаторы и находятся в разных ценовых категориях, звучат они похоже. Разница заключается как раз в расширенности, к которой можно причислить увеличенные клавиатуру, мультитембральность и количество волновых форм осцилляторов, несколько типов фильтров вместо одного и еще несколько не столь заметных улучшений.

Поскольку синтезаторы K-Station и KS функционально схожи, а модуль A-Station, являющийся бесклавиатурным аналогом "станции К", был подробно описан в соответствующей статье, то простое описание функций синтезатора KS лишено смысла. Поэтому, рассказывая о нем, я буду указывать не только что может делать синтезатор, но и как его заставить это сделать.

Одним из аргументов в пользу практикума по KS можно считать то, что производитель пока не сопроводил его руководством пользователя. Возможно, сознавая серьезность упущения, в кратком описании инструмента компания поместила указание на то, что он не только "красив и классно играет", но и максимально прост в использовании — гораздо проще, чем любые инструменты такого уровня.

Насчет того, что KS 4 или KS 5 более просты в управлении, чем их собратья, определенно сказать нельзя. Тем более, что под рукой не оказалось другого инструмента аналогичного класса, и сравнить было не с чем. Но в целом я склонен согласиться с производителем. Конечно, основные принципы управления у всех подобных аппаратов одинаковы, однако всегда есть нюансы, присущие только данному устройству. Потратив примерно два дня на изучение инструмента методом дедукции, я почувствовал, что вполне могу им управлять. И первое, что я сделал, вволю наигравшись пресетными пэтчами, — начал изобретать собственный.

При включении синтезатора на его дисплее появляется довольно забавная надпись: KS Keyboard 0.0. Наверное, это следует понимать так, что операционная система имеет нулевую версию. То есть, ее как бы нет совсем. Может, поэтому и мануал не написан? Но шутки шутками, а операционка у меня ни разу не заглючила и не зависла. Факт весьма отрадный, особенно если учесть, что, например, в синтезаторах Nova такое иногда случалось, судя по некоторым отзывам.

Итак, примерно через секунду после включения инструмента по умолчанию активируется режим Program и загружается первый пресетный пэтч. Насколько я понял, структура банков здесь такая же, как и в предыдущих инструментах Novation, то есть каждый банк содержит 100 пэтчей. Нумерация пэтчей начинается с цифры 100. Последний заводской пэтч имеет номер 299. Номера с 300 по 499 (два банка по 100 пэтчей) отведены под пользовательские пэтчи. Под номером 500 расположена первая барабанная установка.

На рисунке 1 показана часть лицевой панели инструмента с дисплеем и многофункциональными кнопками с цифрами. В нижнем ряду расположены кнопки выбора режима работы (prog и perf), оснащенные светодиодными индикаторами активности. Выбрав режим, можно напрямую набрать номер нужного пэтча цифровыми клавишами или "выкрутить" его вращением задатчика — маленькой ручки справа от дисплея. Перелистывать пэтчи и перфомансы можно также при помощи пары многофункциональных кнопок perf/prog/page, расположенных слева от дисплея.


 
Рис. 1  
   

Отмечу, что пэтчи не имеют названий и отображаются исключительно порядковыми номерами. Это вроде бы непривычно на фоне подавляющего числа известных мультитембральных синтезаторов, однако простое цифровое обозначение показалось мне настолько естественным, что я и думать забыл об иных способах идентификации пэтчей. Хотя в иных клавишных инструментах Novation, тех же Nova или Supernova, пэтчи имеют названия.

Возможно, названия пресетов пропишут в следующих версиях операционной системы. Нулевая версия, наверное, и в самом деле готовилась в страшной спешке, даже демонстрационные песни в инструменте не записаны, хотя кнопки их вызова из памяти соответствующим образом промаркированы. Кроме того, мне так и не удалось активировать кнопку "by category", расположенную рядом с кнопками смены пэтчей. В режиме Program, независимо от звука, который извлекался из инструмента, в нижней строке дисплея всегда было написано слово Bass. Возможно, это зачатки функции поиска звуков по категориям, но она пока не работает.

Нажатие кнопки "menus" (тоже с индикатором) открывает доступ ко всем доступным меню. Большая их часть вызывается простым нажатием соответствующей цифровой кнопки, над которой обозначено название меню. Страницы меню перелистываются указанной ранее парой кнопок (они промаркированы "perf/prog/page"), текущее значение параметра выставляется вращением задатчика.

Все системные установки производятся из меню "global" (кнопка с цифрой 0). Здесь можно провести мастер-настройку всех осцилляторов, выбрать глобальный MIDI-канал для внешнего управления инструментом в монотембральном режиме, выбрать источник синхронизации арпеджиаторов и процессора эффектов, назначить одну из двух доступных кривых динамики клавиатуры. В этом же меню можно установить или снять защиту пресетной памяти (Memory protect). По умолчанию защита включена, и в этом режиме невозможны ни запись пользовательских пэтчей и перфомансов, ни сохранение глобальных настроек. Отключенная защита после повторного включения питания (то есть при каждой загрузке операционной системы) самопроизвольно включается. Но сохраненные пресеты (а также измененные и сохраненные глобальные настройки) остаются на своих местах — с этим все строго.

Еще здесь есть установка Display Control, управляющая режимом работы дисплея. Операционная система синтезаторов KS устроена замечательно: любая операция с органами управления моментально отображается на дисплее. Скажем, в процессе игры я начал крутить ручку частоты фильтра — на дисплее отображается значение параметра "filter frequency". Потрогал регуляторы огибающей — тоже появились соответствующие названия параметров и их значения. Текущая индикация может оставаться на дисплее до любого следующего изменения какого-либо параметра, либо автоматически исчезать через устанавливаемый промежуток времени. Мне больше понравился режим "автоочистки" дисплея: посмотрел параметр — и вернулся к главному экрану.

За исключением меню утилит, где, в частности, можно отрегулировать контрастность дисплея и восстановить измененные глобальные установки, все остальные меню управляют установками для каждого пэтча в отдельности, поэтому мы их рассмотрим несколько далее.

Собственно синтез звука, как обычно, можно начать с осцилляторов (рис. 2). Их здесь три, и на рисунке они показаны вместе с секцией микшера, где происходит суммирование их выходов. Выбор базового звука несложен. Поочередным нажатием кнопки "oscillator" выбираем любой из трех осцилляторов. При этом целесообразно заглушить в микшере два других "голоса", чтобы отслушивать нужный. Затем вращением ручки "waveform" выбираем нужную форму волны. В отличие от K-Station здесь представлен очень богатый выбор: я насчитал в меню 32 варианта. Первые четыре формы — простые, их видно на рисунке: синусоида, треугольная, пилообразная, прямоугольная. Выбор каждой простой формы сопровождается свечением соответствующего ей светодиодного индикатора. Дальнейшее вращение ручки зажигает светодиод с надписью "more", а на дисплее отображается порядковый номер выбираемой волновой формы. Примерно половина их — это двойные и прочие комбинированные формы, например, модулированные синусоиды, сглаженная, скорее даже "скругленная" пила, и куча более сложных форм. Есть также несколько типов шума и специальные заготовки комплексных волновых форм для создания перкуссии. Я обнаружил здесь звуки, из которых можно сделать малый барабан, еще какие-то барабанчики, а также раскатистые звонкие шипения, предназначенные для создания тарелок. Естественно, это не семплы ударных инструментов, и все нужно делать руками, однако уловить характер звучания несложно.


 
 Рис. 2  
   

Каждая волновая форма и звучит по-своему, и имеет собственный спектр. На рис. 3 показаны образцы спектра большей части волновых форм по порядку их расположения в меню. Картинка снималась из звукового редактора, в который предварительно записывались короткие звуки с каждым типом сигнала.


 
 Рис. 3  
   

На рис. 4 изображены три сложные волновые формы, расположенные одна за другой. Для наглядности показаны по два периода каждого сигнала, и каждый такой кусок ограничен парой маркеров. Кстати, первая из показанных волновых форм, так называемая "двойная синусоида", звучит как готовый электроорган, и это всего на одном осцилляторе.


 
 Рис. 4  
   

Таким образом, можно изначально выбирать достаточно сложный сигнал, и все более усложнять его форму суммированием с сигналами других осцилляторов (аддитивный синтез).

Кнопкой "octave" можно сдвинуть базовую высоту тона данного осциллятора на октаву вниз или на две октавы вверх. Ручкой "semitone" можно изменить высоту тона по полутонам, а регулятор "detune" позволяет вводить тонкую расстройку в диапазоне +/-50 центов.

Для дальнейшего управления звуком можно использовать модуляцию ширины импульса ("pulse width modulation", сокращенно "pwm"). Для указанной модуляции используются два органа управления: ручка "depth/position" и кнопка "select". Нажатием кнопки выбирается нужный источник модуляции. В положении "position" никакой модуляции не происходит, и изменение ширины импульса производится простым вращением регулятора. Как установим — так все и останется.

В положении "lfo2" регулятор модулируется вторым LFO, ручкой "depth" в этом режиме изменяется глубина модуляции. Выбрав режим "mod env", можно завести управление модулятором с генератора огибающей. Глубина модуляции регулируется аналогично.

Самое сильное характерное изменение звучания происходит при изменении ширины импульса прямоугольной волны. Этот эффект использовался с незапамятных времен практически во всех серьезных аналоговых синтезаторах: модулирование параметра позволяло существенно уплотнить звучание. Попытка подобного регулирования пилообразной волны приводит к возникновению так называемой "двойной пилы" (double-saw), названной так, видимо, потому, что вместо одного фронта и одного спада импульса образуются два фронта и два спада в одном периоде. На фронте исходного импульса как бы вырастает второй зуб меньших размеров. Предельная регулировка, возможная на KS, "разводит" зубья до такой степени, что, в конечном итоге, происходит удвоение исходной частоты сигнала.

Оставшиеся два регулятора заведуют pitch-модуляцией, то есть управляют сдвигом частоты осцилляторов. Регулятор "mod env depth" изменяет глубину воздействия генератора огибающей, а ручкой "lfo1 depth", само собой, настраивается глубина модуляции от первого LFO; не считая отдельных экзотических случаев, чаще всего это обычное частотное вибрато.

Оба описанных типа модуляции — ширины импульса и частотная — настраиваются для каждого осциллятора в отдельности.

Второй и третий осциллятор настраиваются так же, как и первый.

Секция микшера имеет четыре регулятора: по одному для каждого осциллятора и один для дополнительных источников сигнала. Все ручки многофункциональные и имеют соответствующие подписи. Для облегчения ориентирования подписи эти сделаны разным цветом: черный означает контроль уровня основного сигнала, синий — управление уровнем модуляции этого же сигнала.

Верхние три регулятора в "черном" режиме работают как фейдеры обычного микшера, управляя уровнем сигнала каждого из трех осцилляторов (Static level). Нажатие кнопки "modulation" (этот режим сопровождается свечением красного светодиода) переключает их в режим управления модуляцией. Теперь вращение первой ручки управляет глубиной амплитудной модуляции первого осциллятора первым LFO. Амплитуда второго осциллятора модулируется вторым LFO, а третьего — генератором амплитудной огибающей.

С первыми двумя осцилляторами все ясно, а с третьим такой однозначности нет. Если в секции амплитудной огибающей установлена достаточно короткая атака, то введение модуляции третьего осциллятора добавляет звуку звонкость в фазе атаки, как будто она дополнительно укорачивается. При длительной атаке заметного эффекта от манипулирования не возникает.

Четвертый регулятор работает в паре с кнопкой селектора. В режиме Static level, переключая селектором, можно регулировать поочередно уровень шума, уровень кольцевой модуляции (перемножения) первого и второго осцилляторов, уровень сигнала с линейного входа. Если нажать кнопку "modulation", то регулятор начинает управлять уровнем амплитудной модуляции перечисленных сигналов от первого LFO.

В меню "mixer" можно выбрать один из четырех видов шума, подмешиваемого к сигналам осцилляторов, а также установить глубину модуляции первого осциллятора вторым LFO.

На этом первичную работу по созданию звука можно и завершить, но самое интересное еще впереди. Или, наоборот, позади — все зависит от того, с чего начинать формировать звук. Я начал описание с вращения ручек осцилляторов исходя из того, что установки по умолчанию в операционной системе позволяют это сделать, не залезая в ее дебри.

Забираемся в меню "osc’s", то есть меню осцилляторов, одно из самых многостраничных. Прежде всего, здесь выбирается режим работы создаваемого пресета. Есть два полифонических (многоголосных) и два одноголосных режима. Для одноголосной игры это Mono и Mono AG, где сокращение AG означает Auto Glide. Разница между этими двумя режимами заключается в отношении клавиатуры к регулятору портаменто. В режиме "автоглайд" портаменто работает только при игре легато, то есть в том случае, если следующая клавиша нажата до того, как отпущена предыдущая. При обычном нажатии клавиши звучит сразу тон соответствующей высоты. В режиме Mono клавиатура запоминает последнюю нажатую ноту в любом случае. Если играемая сольная партия содержит широкие переходы, скажем, после ноты во второй октаве играется нота из малой октавы, то при введенном портаменто вы будете вынуждены слушать плавный "подкат" тона к нужной высоте, даже если играли ноты совершенно раздельно, не легато.

Режимы Poly1 и Poly2 имеют небольшие отличия в реакции осцилляторов на быстро повторяющиеся ноты.

В этом же меню можно заставить осцилляторы работать в режиме унисона, то есть назначить более одного голоса на ноту. Есть выбор от двух до восьми голосов, с шагом в единицу. Унисон отъедает полифонию и, если установить восемь голосов на ноту, то реальная полифония инструмента будет равна двум. Этот режим хорош для одноголосных пресетов, позволяя получать более плотные звуки. Восемь раз по три осциллятора, то есть двадцать четыре на один голос, — это весьма прилично. Кроме того, можно установить расстройку для всех голосов унисона, что дает звуку ощутимую дополнительную жирность.

Для совсем уж правдоподобной имитации аналоговых синтезаторов можно имитировать дрейф частоты осцилляторов (VCO Drift), что позволяет добавить в строй инструмента некоторую нестабильность. Величина этой нестабильности регулируется. На слух же, при больших значениях параметра она напоминает легкое частотное вибрато с немного плавающей скоростью, живущее относительно свободной жизнью, без какого бы то ни было влияния, например, со стороны LFO.

Далее в меню осцилляторов есть интересный пункт PreGlide. Установка этой функции позволяет осуществлять плавное скольжение, или "подъезд", к высоте взятой ноты. Доступен глайд как сверху, так и снизу. Диапазон скольжения изменяется от одного до двенадцати полутонов в обе стороны, то есть до одной октавы. Скорость скольжения определяется регулятором портаменто. Причем, если установлен глайд хотя бы в один полутон, то портаменто работает "по его указке". То есть, независимо от направления перехода нот всегда будет отрабатываться скольжение или только сверху вниз, или снизу вверх, в соответствии с установленным знаком. Если величина PreGlide равна нулю, то портаменто работает стандартно, меняя высоту тона от предыдущей взятой ноты к последующей в соответствующем направлении.

Возиться с разнообразными глиссандо оказалось довольно занимательно, как в чисто исполнительском плане, так и для создания специальных эффектов. В качестве комментария хочу предложить прослушать файл Glide (292 Кб), в котором использован одноголосный режим работы осцилляторов с унисоном в шесть голосов и небольшой расстройкой. В начале файла звучит чистое портаменто (прямо-таки сигнал воздушной тревоги), затем подключается PreGlide сверху (+12 полутонов). Хорошо слышен момент переключения из обычного портаменто на однонаправленное скольжение частоты. Использовалась достаточно малая скорость скольжения. Если его как следует ускорить, то результатом могут быть взбулькивающие, иногда своеобразно "брыкающиеся" звуки.

Далее в меню "osc’s" можно выбрать режим синхронизации второго осциллятора по первому, установить уровень FM-модуляции третьего осциллятора вторым и модуляцию этого уровня генератором амплитудной огибающей и первым LFO. "Модуляция модуляции" — на практике понять это проще, чем объяснить словами.

Ну и, наконец, последние два пункта меню можно применять при составлении пресетов с ударными инструментами. Во-первых, можно назначить осцилляторам фиксированную ноту. На какую бы клавишу теперь мы не нажали, всегда будет воспроизводиться тон одной и той же высоты. Во-вторых, есть такой параметр DrumModeTime. По умолчанию он выключен, и при соответствующей конфигурации амплитудной огибающей осцилляторы звучат столько времени, сколько нажата клавиша. Введение параметра DrumMode позволяет установить фиксированное время звучания осцилляторов, причем в достаточно широких пределах. Можно выкрутить и короткий отрезок времени для моделирования бас-барабана, и достаточно продолжительный для тарелок. Немного подробней о барабанах будет рассказано далее.

Закончив с осцилляторами, переходим к секции фильтров (рис. 5). Здесь можно выбрать тип фильтра (пропускающий нижних частот, пропускающий верхних частот, полосовой) и крутизну спада характеристики. Кроме стандартных регуляторов частоты среза и резонанса, есть регулятор перегруза фильтра, а также ручки, управляющие модуляцией частоты среза от LFO2 и от генератора модуляционной огибающей. Отслеживание фильтром высоты нажатой ноты настраивается из меню "filter".

 Рис. 5

Управление всеми осцилляторами, усилителями и фильтрами осуществляется двумя LFO и двумя генераторами огибающей. Обе секции управления показаны на рис. 6. Низкочастотные генераторы абсолютно одинаковы. Они имеют комплект из тридцати двух волновых форм, среди которых есть и простые формы, вроде синусоиды и треугольника, и более сложные: ступенчатые, импульсные и прочие. Используя некоторые формы импульсных сигналов, можно, например, имитировать морзянку. Еще мне неплохо (надеюсь) удалась имитация звука одноцилиндрового мотоцикла, наскоро собранная на одном осцилляторе и одном LFO (файл MotorFX, 150 Кб).


 
 Рис. 6  
   

Частота работы генераторов регулируется от 0 Гц до 1 кГц. Можно вводить задержку начала модуляции до пяти секунд. В соответствующем меню ("lfo’s") можно назначить синхронизацию запуска каждого генератора с нажатием клавиши и установить их стартовую фазу. Можно также добавить регулируемую связь LFO с сообщениями динамики (velocity): глубина воздействия генераторов на управляемые элементы (осцилляторы, усилители и фильтры) будет дополнительно зависеть от скорости нажатия на клавишу.

Есть еще одна занятная функция — изменение полярности, или, скорее, амплитудного вектора модулирующего сигнала (Unipolar ON/OFF). Если включить однополярность, то при прочих равных настройках размах колебаний генераторов ощутимо возрастает.

Амплитудная и модуляционная огибающие устроены одинаково. Обе имеют по четыре ступени (ADSR) и одинаковый диапазон настроек. Амплитудная огибающая управляется слайдерами, а модуляционная — вращаемыми регуляторами. В спецификации к инструменту сказано, что атака может регулироваться от 250 микросекунд до 20 секунд, спад и послезвучание — от 1 миллисекунды до 20 секунд. Специально время атаки я не проверял, однако при установке слайдера в минимальное положение легко можно было получить четко очерченный звук с яркой и сколь угодно звонкой атакой. Звонкость, конечно, добывается при помощи хитроумных модуляций, а не просто установкой Attack Time в минимум. Но уж если она имеет место — можно считать, что все в порядке.

В меню "env’s" можно дополнительно увеличить выходной амплитудный уровень пресета (Program Boost) максимум на 30 дБ. Это бывает полезно, в частности, при работе с полосовым фильтром — общий выходной уровень при этом и в самом деле ощутимо понижается. Здесь же можно установить влияние сообщений динамики на формирование огибающих. Есть также возможность установить способ перезапуска каждой огибающей при игре легато на одноголосных пэтчах (параметр MonoTrig). В положении SGL (single) огибающие запускаются только на первой нажатой клавише; залигованные ноты будут стартовать без перезапуска огибающих (здесь мне вспомнились знаменитые легато-пэтчи звукового модуля Roland M-SE 1). Если же выбрать значение MLT (multi), то, независимо от стиля игры, всякое нажатие клавиши будет перезапускать огибающую.

Кроме того, здесь находятся команды управления маршрутизацией внешнего аудиовхода, а именно подключение входа к блоку эффектов и к блоку фильтров. Как известно, выходной усилитель синтезатора при отпущенных клавишах закрыт, поскольку не получает сигнал от генератора амплитудной огибающей. Попытка обработать звук от внешнего источника встроенным фильтром в этом случае ничего не даст. Установив параметр Audio Triggering в состояние ON, мы обманываем усилитель, открывая его, и звук с аудиовхода инструмента может проходить на выход даже при отпущенных клавишах.

Новый пэтч совсем не обязательно собирать с нуля. Всегда можно воспользоваться любым из пресетных, отредактировав его по своему вкусу. Для этого доступны абсолютно все операции, описанные ранее. Во время такого конструирования всегда можно сравнить получившийся звук с исходным. Для сравнения нужно нажать и удерживать кнопку "compare", находящуюся рядом с дисплеем, под ручкой ввода данных. Теперь, если нажимать клавиши, будет звучать исходный пресет. Отпустив кнопку, можно продолжать слушать новый звук.

Чтобы сохранить пэтч, нужно всего лишь нажать кнопку "write" справа от дисплея. В появившемся диалоге можно выбрать новую ячейку памяти, либо оставить существующую — если это был заводской пэтч, то он будет заменен новым.

Поиски в операционной системе показали, что ударных установок в синтезаторе может быть не менее четырех: две пресетные и две пользовательские. Пресетные находятся под номерами 500 и 600, пользовательские — 700 и 800. До вмешательства пользователя пресеты 500 и 600 идентичны, а семисотый и восьмисотый можно считать пустыми. В них не скопированы данные предыдущих установок, и они играют одинаковыми простыми звуками, как и незаполненные мелодические пэтчи пользовательских банков. Однако, судя по реакции операционной системы, ведут они себя абсолютно так же, как и готовые заводские установки.

Идеология сборки ударной установки довольно проста. Для KS 4 с его сорока девятью клавишами это выглядит следующим образом.

Возьмем для примера самую первую установку. На каждую клавишу назначен отдельный пресет с номером, последовательно, от 500 (самая нижняя нота До) до 548 (самая верхняя нота До). Пресет номер 500, кроме того, содержит в себе информацию обо всех входящих в него "штучных" пресетах.

Оговорюсь, что "заглавность" номера 500 может и не существовать в действительности, ведь у меня не было под рукой пользовательского мануала, из которого можно было бы почерпнуть достоверную информацию. И, вызвав из памяти инструмента, например, пресет номер 503 или 524, можно услышать все тот же набор ударных инструментов, так же разложенный по клавиатуре. Однако представление первого номера (500, 600 и так далее) главным показалось мне удобным.

Кстати, порядок нумерации пресетов в барабанной области имеет разрывы. После номера 548 следует 5FX, а следом за ним — сразу номер 600. Аналогично, после номера 648 идет не шестьсот сорок девятый, а 6FX, после которого следует 700, и так далее. После 8FX следует номер 100 — это уже известный нам первый мелодический пресет из первого банка. Цикл завершен. Что представляют собой все эти FX, я выяснять не стал. Возможно, это как-то связано с параметрами эффектов, если судить по названию. Однако эффекты назначаются совсем иначе и, в любом случае, на весь пэтч целиком (о них будет сказано далее). Так что смысл этих "5FX" пока остался не выясненным. Очень возможно, что это вообще ничего не значит, кроме индикации принудительного сброса счетчика.

Итак, мы желаем отредактировать какой-либо звук в барабанной установке. Набираем цифровыми кнопками номер пресета, в нашем примере это 500. Или можно просто нажать кнопку "drum edit", находящуюся под дисплеем, тогда сразу появится пресет номер 500 (вот она, "заглавность"). Мы вошли в ударную установку. Находим нужный звук — скажем, одной из тарелок. Пусть в нашем примере он вызывается нажатием на клавишу до-диез второй октавы — тринадцатую от начала, если отсчет вести не с единицы, а с нуля, как считает операционная система синтезатора. Чтобы отредактировать звук, можно обычным образом вызвать пресет 513, но лучше сделать проще. Жмем и удерживаем кнопку "drum edit", после чего нажимаем нужную клавишу. Номер пресета, в котором "живет" этот звук, выскакивает на дисплей. После этого можно залезать в меню, крутить параметры осцилляторов, модуляцию, фильтр и вообще делать все, что заблагорассудится. После окончания работы следует обычным образом понажимать кнопку "write". При этом сохранятся параметры только текущего пресета, который назначен только на данную клавишу (у нас это 513). Другие останутся незатронутыми. Но если сохранить измененный пресет под другим номером, из числа входящих в установку, то он пропишется на соответствующее место и будет звучать при нажатии совсем другой клавиши, которая, конечно же, потеряет свой первоначальный звук.

После того, как пэтч, соответствующий нашей тринадцатой клавише, сохранен, можно для проверки опять набрать кнопками пэтч номер 500 и убедиться, что изменению подвергся только один звук на одной клавише.

Важно отметить, что, поскольку ударная установка комплектуется из независимых пэтчей, параметры фильтра для каждой клавиши (то есть, для каждого звука) устанавливаются отдельно и независимо от всех прочих. Это мощное свойство, которого лишены многие обычные семплерные инструменты.

Аналогично, если войти в ударную установку под номером 600, то удерживание кнопки "drum edit" и последующее нажатие какой-либо клавиши выводит на дисплей номер пресета, начинающийся с цифры 6 (то есть, принадлежащий второй установке).

Собирать ударную установку мне показалось более трудным занятием, чем создание мелодического пресета. И клавиш слишком много, да и набор волновых форм для этого несколько ограничен. Правда, здесь может оказать некоторую помощь как раз обычный мелодический пэтч; если взять хороший басовый звук и должным образом его настроить, то можно создать приличный электронный бас-барабан, например, для музыки в стиле "транс".

Ради эксперимента я попробовал подредактировать один из барабанов. Атака была успешно уплотнена, но сам звук остался довольно коротким, без оттяга. С его "удлинением" пришлось повозиться немного дольше. Победа над звуком показалась мне не окончательной — то есть, его явно удалось улучшить, но не в точности так, как мне бы хотелось.

Готовые звуки из заводской установки сами по себе не несут печати гениальности. Все обычные компоненты присутствуют, и качество, в целом, неплохое, но звуков маловато. А две абсолютно одинаковые установки означают одно из двух: или конструкторы и программисты поленились, или их очень сильно торопили. Второй вариант мне кажется более вероятным. А вот в мелодической части собрано очень много "рабочих" пэтчей, то есть таких, которыми можно пользоваться без дополнительных настроек.

Пресетные бочки показались мне не очень "пробивными", хотя, учитывая специфику инструмента, они бы должны просто сносить все наповал. Всякие тарелочки и томы обычно играют не столь энергично, поэтому к ним таких претензий предъявить не могу: заготовки вполне нормальные. Кроме того, в современной танцевальной музыке на какие только ухищрения не идут, чтобы уплотнить звучание. И используют для этого чаще всего совершенно отдельные приборы. Стало быть, вышеупомянутые звуки тоже могут быть дополнительно обработаны до соответствующей кондиции.

В качестве примера звуков из ударной установки предлагаю послушать файл Drumkit (150 Кб). В нем записана пара простейших рисунков и несколько отдельных ударов одного из больших барабанов. В чистом виде, на мой взгляд, звуки несколько квелые, возможно, по причине малой продолжительности. А в файле Drumkit_dyn (129 Кб) можно услышать фрагменты этих же звуков, но уже пропущенные через компрессор. Динамическую обработку (штатный эффект Cool Edit Pro) я сознательно использовал в чрезмерном количестве, чтобы подчеркнуть разницу с сухим звучанием. Можно заметить, что коротенькие звуки в результате обработки превратились в довольно мощные и вполне готовые к употреблению.

В файле Kick_edit (81 Кб) записаны подряд две одинаковые фразы без обработки. В первой фразе — пресетные звуки (большой и малый барабаны), а во второй большой барабан немного отредактирован. Здесь тоже можно уловить изменение атаки и ощутимое уплотнение звучания.

Чтобы закончить тему составления базовых звуковых пэтчей, осталось упомянуть еще два меню: "wheels" и "aftertouch/breath". В меню "wheels" можно назначить колесам высоты тона и модуляции управление различными параметрами. Организация этого меню особенно отличается простотой и понятностью. У каждого параметра своя страница, причем для каждого колеса в отдельности. По обозначениям BW и MW в заголовках легко догадаться, чем именно управляешь в данный момент: колесом высоты тона или модуляции.

Колесом бендера можно менять высоту тона любого из трех осцилляторов независимо и в любом направлении, в пределах до +/-12 полутонов. На второе колесо можно назначить сразу кучу параметров. Можно изменять, например, частоту среза фильтра (в обе стороны) и глубину модуляции частоты среза вторым LFO. Можно также сопоставить повороту колеса изменение высоты тона осцилляторов (MW Pitch Direct) вверх или вниз в пределах пяти октав (если точнее, то полный диапазон здесь +/-63 полутона). Pitch Direct действует одновременно на три осциллятора. Независимо от данного параметра можно установить изменение глубины синхронной модуляции всех трех осцилляторов от первого LFO (параметр MW Pitch Mod). Кроме этого, можно еще назначить на колесо изменение выходного уровня пресета, как в плюс, так и в минус, от явного дисторшна вплоть до полной тишины.

В качестве иллюстрации работы "колесного" хозяйства приведу маленький звуковой пример (файл Wheels, 36 Кб). Здесь взята всего одна нота при "выкрученном" колесе модуляции, которое затем возвращается в исходное состояние. На колесо назначены параметры: Pitch Direct на три октавы вверх, солидный Pitch Mod, открытие и модуляция фильтра, а также умеренное усиление до легкого искажения.

В меню настройки параметров послекасания и духового контроллера (для которого, напомню, на задней панели синтезатора предусмотрен вход) можно сопоставить указанным управляющим воздействиям в точности такие же отклики системы, как и для колеса модулятора. То есть, на послекасание можно завести изменение высоты тона и его модуляцию первым LFO, частоту среза фильтра и глубину его модуляции вторым LFO, а также управление выходным усилителем. То же самое относится и к духовому контроллеру.

В качестве демонстрации возможностей такого живого управления предлагаю послушать файл Aftertouch (464 Кб). На этом примере можно явственно ощутить, что слово "демонстрация" образовано от корня "монстр", поскольку звук напоминает отголоски битвы фрезерного станка с бензопилой. В данном случае на послекасание было заведено управление следующими параметрами: подъем частоты среза и ее среднечастотная модуляция (полосовой фильтр, прямоугольный сигнал с LFO, частотой более сотни герц), одновременно со значительным усилением до появления отчетливых искажений. И это не считая того, что к пэтчу был применен небольшой эффект дисторшн, а также фильтр сам по себе работал с небольшим перегрузом.

Звучит пример, вероятно, несколько искусственно, но это объясняется тем, что сам я такими звуками обычно не играю, предпочитая более адекватное человеческому слуху звучание синтезаторов. Поэтому как пальцы пошли, так все и записал. Тем не менее, меня порадовала сама возможность подобного манипулирования параметрами синтеза. Это лишний раз подчеркивает живой характер инструмента.

Попробовав подмешать эти сверлящие звуки к нескольким готовым миксам, даже самым что ни на есть электронным (которые писались с использованием самых различных инструментов), я убедился, что все миксы оказались буквально вспоротыми. Кстати, нужно заметить, что если перенести использованные в примере с послекасанием параметры в колесное меню и крутануть колесо, то можно будет "наслаждаться" подобным звучанием без всяких лишних манипуляций, вроде дополнительного нажатия на клавишу. Но лично у меня от таких звуков просто мороз по коже.

Чтобы закончить тему акустического высверливания барабанных перепонок, приведу еще один пример, показывающий возможности синтезатора в создании подобных звуков. Файл называется Dirty (289 Кб), и показан в нем тембр, сотворенный с использованием только самых ужасных из возможных настроек (однако при этом были использованы далеко не все возможные средства угнетающего воздействия на психику). Везде, где только можно, был включен перегруз: и в фильтре, и в назначенном на колесо модулятора усилении, и эффект дисторшн из процессора тоже был использован. На фильтр была назначена корявая (негармоническая) модуляция.

В файле записаны с малым промежутком две фразы. В первой использовался полосовой фильтр, во второй — ФНЧ. Я со всей серьезностью рекомендую до минимума убавить усиление в звуковоспроизводящих устройствах перед прослушиванием этого примера. На меня, во всяком случае, свирепая и необузданная агрессивность звука подействовала очень сильно.

Арпеджиаторы, эффекты
Каждая из четырех MIDI-частей инструмента может работать с собственным процессором эффектов и собственным арпеджиатором. Как пишут про инструмент в рекламных проспектах, мы можем получить 24 одновременно работающих эффекта. Это, конечно, чистая правда, однако мне ни разу не захотелось задействовать все эффекты одновременно. Ведь нельзя же на все дорожки навешивать одну и ту же обработку. Будет, скорее, скучно, чем эффектно, поэтому я пользовался эффектами умеренно, за исключением специальных случаев. На рис. 7 показана секция эффектов и вокодера.


 
   Рис. 7  
   

Процессор содержит шесть эффектов, не считая вокодера. Есть задержка, реверберация, хорус, дисторшн, эквалайзер и автопаннер. Быстрая настройка совершается очень легко. Потенциометром "effects level" устанавливается уровень посыла сигнала на эффект. Выбор эффекта для настройки осуществляется парой кнопок "select", при этом напротив названия эффекта загорается светодиод.

Собственно настройка каждого эффекта производится из меню "effects". Открыв его, следует по-прежнему кнопками "select" выбирать эффект, параметры которого и будут отображаться на страницах меню.

Дилей имеет изменяемые время задержки, обратную связь, ширину стереообраза (Stereo Width), настройку режимов работы по каналам (соотношение количества задержек в стереоканалах: 1/1, 2/1, 4/3 и т. д.), регулируемый посыл с колеса модуляции.

Для ревербератора доступны шесть типов помещений (камера, несколько комнат и залов), настройка времени затухания (Decay Time) и дополнительная регулировка уровня посыла с колеса модулятора. Звучание помещений в общих чертах отражает их название, но в целом они весьма похожи друг на друга. Хвосты во всех помещениях довольно слитные.

Эффект Chorus в действительности может переключаться между двумя основными типами: хорус и фейзер. Для каждого из них регулируются скорость и глубина модуляции, величина обратной связи и некоторые пространственные настройки. Есть и настройка посыла с колеса модуляции. Эффекты хорошие и без экстремальностей, хотя и довольно простые.

Дисторшн имеет регулируемую компенсацию (видимо, для предотвращения перегрузки усилителя) и назначаемый посыл с колеса модуляции. Уровень посыла на эффект работает как регулятор уровня перегрузки.

Эквалайзер/фильтр занимается одновременно усилением одной части спектра и ослаблением другой, посредством движения и изменения огибающей (slope). Есть настройки стартовой точки разделения полос усиления и ослабления, стартового направления скольжения, а также скорости и глубины модуляции (получается своего рода sweep filter).

Паннер имеет настройки стартовой позиции звука в панораме и скорость модуляции. Глубина модуляции выставляется потенциометром "effects level".

Переместившись на вокодер, этой же ручкой уровня можно регулировать баланс модулятора и несущей. В минимальном положении слышен чистый синтезатор, в максимальном — чистый голос с аудиовхода. Наилучший эффект получается при среднем положении регулятора, при этом нажатие клавиш не дает никакого звука до тех пор, пока не появится сигнал на внешнем входе. В меню вокодера можно изменять ширину стереообраза и параметр Sibilance, позволяющий настроить уровень разборчивости голоса, его "человечность". Мне показалось, что синтезатор KS имеет не все возможные настройки вокодера. У K-Station их немного больше при меньшем количестве частотных полос. Но, возможно, это недостаток только нулевой версии операционной системы KS.

Сам по себе вокодер звучит весьма прилично, позволяя использовать в качестве несущего сигнала любой звук, который можно выкрутить из синтезатора. В качестве примера предлагаю прослушать файл Vocoder (149 Кб). Две фразы "музыкальное оборудование" были записаны на различных пресетах с отключенным параметром Sibilance. Слово "novation" было записано другим звуком с введенным "очеловечиванием", и вроде бы кажется более разборчивым. Но нужно отметить, что вне зависимости от действия параметра Sibilance разборчивость синтезированного голоса во многом зависит от ширины спектра и от тембра выбранного (несущего) звука, а также от манеры говорить. Бубнежка в микрофон превращается в бубнежку вокодера, четко артикулированные фразы практически всегда хорошо различимы.

А вообще-то, работая с вокодером, совсем не обязательно говорить в микрофон что-то членораздельное. Можно поцокать языком или вообще произносить какие-нибудь "вжик-вжик" — при этом получаются неплохие звуковые эффекты для аранжировок.

Микрофон (простенький электретный) при записи был подключен прямо к аудиовходу синтезатора. В меню "global" на странице Input Sens для этого был выставлен уровень MIC. Чувствительность входа оказалась очень хорошей. На соседней страничке меню (Input Trim) можно дополнительно изменить усиление, но в моем случае этого делать не пришлось. Во время записи на любой из этих двух страничек в специально отведенном уголке дисплея можно визуально контролировать уровень сигнала: работает специальный маленький индикатор уровня с обозначенной верхней границей. Индикатор выглядит привлекательно и действительно полезен. Кстати, в микрофонном режиме вход совсем не шумит, что наводит на мысль о запрятанном там гейте.

Арпеджиаторы в KS на первый взгляд не производят впечатления супернавороченных. Для каждого из них доступны семь режимов работы (Up, Down, Up-Down 1 и 2, Play Order, Random, Chord), диапазон проигрывания нот от одной до четырех октав (всегда вверх по частоте от реально нажатых клавиш) и продолжительность звучания (Gate Time). При максимальной продолжительности нот (и взяв подходящий пресет) можно получить отличные вязкие залигованные переходы, напоминающие работу аналогичных паттернов Roland TB 303. Все настройки доступны из "arp menu", вызываемого нажатием одноименной кнопки в секции арпеджиатора (см. рис. 7).

Кроме того, арпеджиатор можно настроить на управление собственным звуковым источником синтезатора, на передачу команд по MIDI или на оба действия одновременно. В краткой рекламной брошюре фирмы Novation указано, что арпеджиатор имеет 16 ритмических паттернов, однако, когда я полез в меню, то обнаружил там вдвое большее количество, то есть 32. Возможно, "вторые" шестнадцать ячеек предназначены для записи пользовательских паттернов, только я нигде не смог найти упоминание хотя бы о принципиальном существовании такой возможности. Да и ритмические рисунки там вроде бы самостоятельные, не дублированные.

Сами по себе эти паттерны не сильно поражают воображение, и я их даже не всякий раз извлекал из недр инструмента. Однако, задавшись целью накрутить сложную ритмическую структуру, можно добиться успеха и имеющимися средствами — прежде всего, выбором параметров синхронизации с MIDI Clock. Собственно, они вполне работают и с внутренней синхронизацией, но без привлечения секвенсора просто не хватит сил на полное использование имеющихся возможностей.

Прямо под потенциометром ручного изменения темпа находится кнопка "sync menu". Нажатие кнопки открывает меню синхронизации, откуда можно привязать к MIDI-клоку все, что поддается синхронизации. Именно отсюда настраивается привязка к временной сетке некоторых параметров эффектов задержки, хоруса, панорамирования и эквалайзера. Прикрепление, скажем, задержки возможно к четвертям, четвертным триолям, восьмым с точкой и так далее вплоть до тридцать вторых триолей. Если "измельчение" задержек не устраивает, то можно привязаться к целому такту, полутора, двум, "пяти тактам с точкой" (что, видимо, следует понимать как семь с половиной), максимально до двенадцати целых тактов.

Аналогичным образом синхронизируются арпеджиаторы, только здесь нет столь крупных привязок: максимум "два такта с точкой". Самые мелкие длительности нот в привязке — тридцать вторая и соответствующая триоль. Измельчив ноты и выставив диапазон работы в четыре октавы, можно заполнить звуками арпеджиатора практически весь используемый высотный диапазон.

А еще можно синхронизировать с темпом MIDI работу обоих LFO, как их скорости, так и предварительные задержки. И все работает.

Источник синхронизации выбирается в глобальном меню. При внешней синхронизации там же, на странице Ext Clock Status, работает индикация наличия/отсутствия синхросигнала на MIDI-входе.

В целом, возможности синхронизации впечатляют. Я затрудняюсь даже представить, каких результатов можно добиться, если начать здесь крутить все подряд. Поэтому просто приведу несколько несложных звуковых примеров с использованием арпеджиаторов. Заодно здесь проиллюстрирована работа некоторых других узлов синтезатора.

Первый файл называется Arp&filter (385 Кб). В нем продемонстрирована работа заводского пресета с арпеджиатором (простой режим Up) и фильтром, с заведенным на послекасание изменением частоты среза.

Второй файл называется Arp&glide (248 Кб). Здесь в пресете используется параметр PreGlide и средняя скорость портаменто. Также добавлены неглубокая задержка и панорамирование. Звучит упруго и довольно интересно.

Третий файл — Arp&sync (254 Кб) — записан с использованием не только арпеджиатора, но также довольно глубокой задержки и панорамирования, работающих в различной привязке к темпу. Записаны две небольшие фразы, разделенные паузой. В первой фразе использована малая продолжительность арпеджированных нот (значение Gate Time минус 20), во второй — средняя (+6). Арпеджиатор работал в режиме Play Order.

Мультитембральный режим
Работа с исполнительскими перфомансами почти ничем не отличается от работы с обычными пэтчами. Просто нажимаем кнопку "perf", переключаемся из режима пэтча в режим перфоманса и обычным способом выбираем его номер. На рис. 8 показана секция Parts, в которой и предстоит работать.


 
 Рис. 8  
   

Заводские заготовки, по всей видимости, собирались впопыхах, поскольку абсолютно все они двухчастные (а, значит, часть из них — неполноценные) и звучат как попало. В целом они воспринимаются как случайные комбинации пэтчей. Десятка два перфомансов используют арпеджиатор в одной из частей. В общем, здесь можно сразу все переруливать и перезаписывать.

Самостоятельная сборка перфоманса проста до невозможности. Войдя в режим, мы увидим на дисплее примерно то, что изображено на рис. 8. Только картинка здесь немного не соответствует — у меня было написано просто Performance, без всяких Hyper.

В нижней строке дисплея видны четыре трехсимвольные комбинации, обозначающие номера одиночных пэтчей, входящих в перфоманс. Достаточно понажимать кнопки "select" для переключения между частями и, вращая задатчик либо трогая "страничные" кнопки слева от дисплея, выбрать из памяти нужный пэтч. Количество частей в перфомансе выбирается одновременным нажатием нужного количества кнопок с цифрами в секции Parts. Активность каждой части подтверждается зеленым светодиодом.

Нажимая поочередно кнопки "edit" (с красными огоньками), можно приступать к редактированию выбранной части. Потенциометром "part level" настраивается нужный уровень выбранной части. Можно включить и настроить собственный арпеджиатор в каждой части. Кнопка "menu", расположенная под регулятором уровня, открывает соответствующее меню, в котором можно назначить индивидуально каждой части клавиатурный диапазон, на котором она будет воспроизводиться, MIDI-канал для приема сообщений, собственный аудиовыход, чувствительность к нажатию педали и к скорости нажатия клавиши.

Да, вот что важно учитывать при живой игре: если даже назначить разным частям неперекрывающиеся зоны клавиатуры, то есть создать разделение (до четырех зон), арпеджиатор все равно продолжает считать клавиатуру цельной, поскольку разделить ее на разные MIDI-каналы невозможно. То есть, если просто играть двумя руками разные звуки, то все нормально. Но если, скажем, по замыслу в левой части клавиатуры должен работать арпеджиатор, обыгрывая аккорд, а в правой я хочу играть живую сольную партию, то любое нажатие клавиши в правой зоне сообщает арпеджиатору, что он должен учесть эту ноту при обыгрывании паттерна. Рисунок арпеджиатора меняется, а поскольку справа находится "чужая" зона, то соответствующий ей звук просто не появится. На слух это может показаться пропаданием нот из арпеджиатора, хотя в действительности он работает нормально, просто звуковые генераторы не играют за пределами назначенного диапазона.

При секвенсорном управлении подобного явления не существует, поскольку каждый арпеджиатор работает в собственном MIDI-канале и никому не мешает.

Единственное, что отличает перфоманс для живой игры от перфоманса для мультитембральной работы с секвенсором — настройка MIDI. Клавиатура по умолчанию (меню "global") командует по первому каналу. На него же назначены по умолчанию все части перфоманса. Понятно, что при нажатии клавиши мы будем играть одновременно всеми активными частями.

Для работы с секвенсором достаточно, войдя в режим "perf", просто назначить каждой части отдельный MIDI-канал (не обязательно с 1-го по 4-й). Не нужно даже назначать на часть нужный пэтч — это все будет исполнено по команде секвенсора. Ведь в нем (как правило) прописаны номера банков и пэтчей.

Назначенные в перфоманс пэтчи вполне можно индивидуально редактировать: осцилляторы, модуляторы и эффекты действуют, как им положено. Измененные настройки частей перфоманса можно сохранять.

Еще немного о звучании
Чтобы полнее раскрыть креативные возможности синтезатора, я записал еще несколько звуковых примеров, которые и предлагаю прослушать.

Файлы Smooth1 (455 Кб) и Smooth2 (202 Кб) записаны с использованием мягких тембров. В обоих содержатся короткие фрагменты известных произведений. Кроме того, в первом файле после паузы показана работа того же пресета в режиме легато. Хорошо слышна работа глиссандо (включен Pre Glide), причем в верхней части диапазона звук напоминает мяуканье кошки, которой наступили на хвост. Кстати, при желании такой звук в синтезаторе можно создать с достаточной степенью реализма. И потом пугать им настоящих кошек...

Для записи файла Bass_solo (305 Кб) использовался одноголосный пресет (режим Mono AG, PreGlide). Атака отрабатывается по-разному, в зависимости от стиля игры. На первой ноте фразы воспроизводится более глубокий бас, затем играется легато, и звук из опорного превращается в поддерживающий.

Практически всем известна композиция How Much Is The Fish немецкой группы Scooter. Она стала популярной во многом благодаря оригинальной сольной партии. Вот эту самую партию я попробовал наиграть при помощи одного из заводских пресетов. Только мне пришлось его немного подредактировать, затем слегка поджирнить хорусом и реверберации добавить. Результат, на мой взгляд, получился просто потрясающий (файл Fish, 100 Кб). При общем сходстве тембра звук Novation KS показался мне более энергичным и стремительным, чем оригинал.

Один из пресетных пэтчей синтезатора содержит в себе колоколообразный звук, которому сложно однозначно сопоставить реальный инструмент, — он напоминает многие. Кстати, в комплекте XG-звуков синтезаторов Yamaha довольно похоже звучит пэтч под названием Gamelan. Так что звуковой файл я назвал этим же именем (Gamelan, 235 Кб).

Затем я попробовал синтезировать собственный звук аналогичного характера. Колокол на скорую руку не получился. Получилось нечто, что все-таки можно отнести к хроматической перкуссии, и я поиграл им, добавив задержку (файл Echo_bell, 135 Кб). Потрудившись несколько основательнее, наведя кучу модуляций (и задействовав FM-синтез), я создал клавесин, который, на мой взгляд, звучит вполне убедительно (файл Harpsi, 133 Кб). Думаю, есть повод немного погордиться тем, что среди заводских пресетов такого не было.

Кроме того, я, конечно же, не мог удержаться, чтобы не создать несколько органов. Должен отметить, что органы в KS получаются просто великолепные. Три осциллятора — это не менее трех регистров, а используя, например, так называемую "двойную" синусоиду, можно еще увеличить эту цифру и, соответственно, обогатить звук. Кроме того, введение хоруса с разными настройками позволяет получить множество различных оттенков. Задействовав FM-модуляцию и дисторшн, тоже иногда применяемый для конструирования органов, дополнительно расширяем возможности. Нужно отметить, что кроме электрических органов можно синтезировать неплохие имитации живых инструментов, и даже с флейтовыми (воздушно-мягкими) регистрами. И, конечно же, если гнаться за количеством регистров, можно собрать органный перфоманс. Единственный минус при этом — ограничение полифонии.

В качестве примера предлагаю прослушать файл Organs (542 Кб). Все звуки были синтезированы с нуля, хотя в заводских банках нашлись два-три органных тембра (один из которых напомнил мне звук, который использовала группа Art of Noise).

В файле записаны подряд четыре фразы. Первая сыграна инструментом, который я бы назвал Glass Organ, — он как-то прозрачно звучит. Вторая и третья фразы (третья представляет собой кусочек второй) — это один и тот же пресет, только с несколько измененным регистровым составом (я покрутил ручки микшера). Четвертая фраза записывалась с органом, при конструировании которого использовалась FM-модуляция. В результате получился яркий тембр с отчетливой перкуссионной атакой, будто молоточки постукивают.

Прежде чем продолжить, попытаюсь разрушить стереотип, который существует в сознании многих современных музыкантов в отношении синтезаторов. В дискуссиях мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, что аналоговый синтезатор (а уж тем более моделирующий, или "математический") может использоваться для очень узкого круга задач. А именно: глубокие, прокачивающие акустику басы, режущие слух кислотные трели и простенькие подклады с развертками фильтров. И чтобы все было злое и агрессивное. Разумеется, это несколько утрированное и отнюдь не всеобщее представление, но оно имеет место. И еще бытует мнение, что в одиночку с таким инструментом ничего сделать нельзя, всегда нужны дополнительные аппараты (как правило, семплерные).

Ничего подобного про Novation KS сказать не могу. На мой взгляд, этот синтезатор способен на многое. Жесткие тембры ему вполне по плечу — это можно понять, прослушав образцы звуков. Но и с мягкими звуками он тоже очень хорошо справляется. И даже способен имитировать реальные прототипы, что не каждому подобному аппарату по плечу.

Естественно, псевдоаналоговые синтезаторы могут не все — их вычислительная мощность все же ограничена. Однако в пределах своих возможностей Novation KS показался мне универсальным синтезатором. Он может быть и мягким, и жестким, то есть таким, каким ожидаешь видеть рабочий инструмент. Но это не следует воспринимать как призыв отказаться от использования сразу нескольких синтезаторов.

В качестве подтверждения вышесказанного предлагаю прослушать несколько миксов, объединенных одной общей идеей: мелодические треки записаны целиком звуками Novation KS, без добавления иных синтезаторов. Исключение составляют барабанные дорожки — здесь я использовал готовые семплы.

Первый микс — своего рода стандартный. В целом по саунду он похож на демо-композиции, которые я слышал на клавишной Supernova. Файл называется Dance_mix (863 Кб), и по композиции напоминает мне стиль 80-х годов. Здесь использованы ненавязчивая дорожка баса, мягкий подклад, сольный звук с развертками фильтра, на заднем плане работает пэтч с арпеджиатором, а в нескольких начальных тактах используется что-то вроде "вступительной" партии поддерживающего баса.

Хочу обратить внимание на то, что все звуки в миксе реально слышны, то есть в этом смысле он прозрачный, что характеризует синтезатор с положительной стороны. Комбинации с семплерными звуками ему тоже вполне удаются, я специально проверял это на своих старых миксах. Причем звуки отлично ложились даже в композицию, в которой задействовалась пара дорожек с семплированными фразами Roland TB 303.

Второй предлагаемый микс устроен проще, а звуки для него выбирались с уклоном в направление техно, то есть более жесткие. Файл называется Technо_mix (324 Кб). В нем использована пара переплетающихся солирующих звуков, один из которых, вероятно, можно считать басом. Для партии "баса" использован одноголосный пресет, у которого на скорость нажатия клавиши заведено управление частотой среза фильтра, что и было использовано для артикуляции. Применялось также ручное управление фильтром. В результате в звуке получились, на мой взгляд, довольно интересные вязкие развертки. Вместо подклада использовался одиночный звук с неглубокой разверткой фильтра.

Последний микс являет собой попытку показать, что аналогово-моделирующий синтезатор вовсе не обязан звучать жестко. Файл называется Smooth_mix (673 Кб), но если бы я задался целью сделать из него полноценную композицию, то, пожалуй, назвал бы ее "Зимняя Сказка". Очень похоже.

Здесь, кстати, в помощь семплам с ударными инструментами были использованы тарелки из наборов KS, правда, с динамической обработкой. Структура микса проста. В качестве подклада выбрано что-то вроде синтетического стрингса, с приглушенным фильтром, который в финале открывается. Бас подбирался достаточно мягкий и округлый, он подключается к игре примерно на двадцатой секунде. Соло как таковое не используется, просто есть тема первого плана, сыгранная звуком, которому я никак не подберу название. Он похож на электропиано с колокольчикообразным тембром.

Напоследок мне хотелось бы отдельно отметить качество фильтров синтезатора. Звучат они просто великолепно, мягко и ровно. Хотя, правильнее будет сказать, что они звучат так, как им укажут, что и должно быть в нормальном синтезаторе. Если, скажем, ввести перегруз и глубокий резонанс, то звучанием можно будет порезать слух. В принципе, прослушав любой звук, в котором задействовано изменение частоты среза или резонанса, можно оценить их музыкальность: изменение всегда происходит мягко и плавно, полностью оправдывая название Liquid Filter, используемое разработчиками (мне видится такой ассоциативный ряд: жидкий — текущий — непрерывный — аналоговый). Я и в самом деле засомневался: уж не аналоговый ли фильтр здесь установлен? Ну, очень ровно и красиво работает. Прослушав для сравнения свои старые записи разверток фильтров синтезатора Novation SuperBassStation, я убедился, что фильтры рэковой бас-станции и в подметки не годятся фильтрам KS.

Как указывается в спецификации к синтезатору, фильтр с крутизной спада 24 дБ/окт может самовозбуждаться. Чтобы проверить это, я полностью убрал в микшере сигналы со всех осцилляторов, выкрутил в крайнее положение резонанс и начал вращать ручку частоты среза. Все правда — самовозбуждается. Только нужно немного крутануть регулятор "overdrive", чтобы система самовозбудилась — это, видимо, простой регулятор положительной обратной связи. После выяснения этого обстоятельства я назначил на фильтр модуляцию с LFO и записал файл Self_osc (174 Кб), который и предлагаю послушать. Здесь как раз в чистом виде слышна работа фильтра. Лично я от этого звука просто в восторге.

Заключение
Инструмент великолепный, во всяком случае, я его оцениваю именно так. Сравнить его с иными современными синтезаторами не было возможности, однако я не сомневаюсь, что Novation KS весьма сильный соперник для многих из них. И по соотношению цена/качество — в том числе. Можно, пожалуй, сказать, что KS продолжает традиции клавишных синтезаторов Nova и Supernova как по звуку, так и по функциям. Есть, конечно, некоторый проигрыш в полифонии и мультитембральности (но не в возможностях синтеза), зато явный выигрыш в цене и удобстве использования.

Основные же выводы, которые я сделал, близко познакомившись с этим синтезатором, таковы.

Во-первых, это в достаточной мере универсальный инструмент, которым можно пользоваться во многих направлениях музыки. Глубокий бас и тонкий свист, жесткий скрежет и мягкое пение — все ему по плечу, но лично мне более по душе его "мягкая" часть. С этим синтезатором ощущаешь себя творцом. Даже если не говорить о традиционной синтетике, KS может использоваться как вместилище (а также "изобреталище") органных звуков. А ведь на ниве отдельного электроорганного конструирования, насколько мне известно, сейчас соревнуются сразу несколько компаний.

Во-вторых, это отменный исполнительский инструмент. В нем установлена превосходная упругая полувзвешенная клавиатура, традиционная для Novation — подавляющее большинство современных инструментов среднего класса могут о такой только мечтать. Мне поначалу казалось, что четыре октавы (в варианте KS 4) — это очень мало, и рукам будет неудобно. Страхи оказались напрасными. Рабочий диапазон инструмента можно мгновенно смещать парой октавных кнопок, удобно расположенных для левой руки прямо под регулятором громкости: три октавы вниз и четыре вверх. Мне было комфортно.


 
 Novation KS 4 и KS 5  
   

Многих интересует качество процессоров эффектов, встроенных в инструмент. Разумеется, они отличаются от качества эффектов специализированных процессоров. Но, учитывая специфику производимых инструментом звуков, эффекты работают хорошо. Во всяком случае, конструируя тембр, я не чувствовал какой-либо принципиальной несовместимости исходного материала с обработками. Все звучит сбалансированно. И вокодер тоже.

Кстати, в статье о синтезаторе Novation A-Station отмечались недостатки в системе синхронизации эффектов с MIDI, проявляющиеся в виде посторонних щелчков и скрипов. В KS подобных явлений не было, а сама синхронизация работала надежно.

Зато выявлен другой глюк операционной системы. Даже и не совсем глюк, а, скорее, недоделка. В меню осцилляторов есть два параметра: OSC Start Phase (OFF/1…128) и OSC 1>2 Sync (ON/OFF). Первый параметр отвечает за рассогласование фаз осцилляторов в момент нажатия клавиши (если точнее — в момент приема команды Note ON), второй устанавливает принудительную синхронизацию второго генератора по первому (опорному). На слух включение синхронизации очень хорошо заметно. Причем, в зависимости от выбранных в осцилляторах волновых форм и кратности их частот, получившийся звук может быть как более ярким, так и более тусклым, относительно исходного. Так вот, я обнаружил, что на странице OSC 1>2 Sync синхронизацию можно включить, но нельзя выключить.

Такое "залипание" команды происходит только в том случае, если осцилляторы работают в фазе, то есть параметр OSC Start Phase имеет значение OFF. Вводим синхронизацию и слышим изменение звука. Отменяем ее, но уже безрезультатно. Дисплей, конечно, будет показывать OFF, но звук не изменится. Отмена синхронизации происходит только в том случае, если войти на страницу OSC Start Phase и ввести рассогласование фаз осцилляторов, хотя бы на единичку. Синхронизация мгновенно исчезнет. Потом можно смело вновь сфазировать осцилляторы (phase OFF) — синхронизация самопроизвольно не вернется.

Если же осцилляторы настроены не в фазе (в меню установлена любая цифра), то синхронизация и включается и отключается из собственного меню, как ей и положено.

Этот феномен при желании всегда можно было воспроизвести, из чего, вероятно, следует предположить, что он "живет" в самой операционной системе, а не в конкретном экземпляре синтезатора. Утверждать это не берусь, однако, поскольку победить явление оказалось легко, я особенно не огорчался.

Других недостатков я не заметил. Пожалуй, единственным минусом я бы назвал отсутствие руководства пользователя. Потому что без него не вполне понятно, например, как создавать пользовательские паттерны арпеджиатора и возможно ли вообще. Хотя преимущество паттернов, скажем, перед режимом Play Order еще нужно доказать. Хоть и приятно обладать сотней-другой готовых паттернов, с моей точки зрения, они нужны скорее для вспомогательных целей, но не в качестве главных источников звука. При всем уважении к секвенсорам, мне приятно живое исполнительство. А руководство пользователя, в общем-то, не особенно необходимо — инструмент прост в освоении.

Еще я бы отметил отсутствие ленточного контроллера. Не то, чтобы без него совсем плохо — нет, и имеющимися средствами можно добиться хорошей выразительности. Но такой контроллер позволяет сделать инструмент еще более живым. А в том, что KS — синтезатор для "живой" работы, я не сомневаюсь нисколько.

Novation KS 4 1025$
Novation KS 5 1150$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи
Посещений: 17354 | Проголосовавших: 30 | Средняя оценка: 4.4

   

  Комментарии
15.10.04 17:06
Roma
Неплохая статейка, особенно порадовали звуковые примеры (в частности звук мотоцикла). Я играл на K-Station, и скажу вам он произвел на меня достаточно сильное впечатление. Даже чуть было не купил его. Звуки там отличные, и это при том, что там всего один тип фильтра (LPF+Reso). Здесь же на KS-ах их несколько, и судя по примерам можно нарулить все, что заблагорассудится. Драмсы тоже неплохие.

17.03.05 06:09
Roma
Спасибо за статью.Очень пригодилась при изучение софтового Novation.Все тоже, за исключением пару фишечек типа вокодера

05.05.05 12:05
Ruslan Tagirov
хорошая статья захотелось попробовать инструмент своими руками

11.12.06 00:30
Dicson
Синтезатор отличный, хорошо использовать один во всем миксе. На фоне JP8080 и VirusB проваливается, в этом случае Novation записывается первым а остальные синты записываются под него! Действительно звук Novation имеет неповторимый характер, поэтому советую его даже если приминять его минимально!

01.11.07 00:34
Diji Очкарик
Привет всем любителям novation У меня к вам есть вопрос. Вот уже как 3 месяца моя клава novation usb 61Le не работает. Система её видит но звука не принимает. Более того то что раньше кнопки на клаве переключались а теперь не хотят. Уже и драва новые качал и что только не делал, но безрезультатно. Может что перегарело. Поясните пожалуйста. С уважением Diji.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу

РЕКЛАМА
Выгодная цена на лазерный станок.


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА