Начало
 
 


Синтезаторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Mellotron

Борис НИКИТИН
Музыкальное Оборудование
июнь 1998

Клавишный инструмент на основе воспроизведения предварительно записанных на магнитную ленту звуков.

Причина, по которой в нашей стране существует постоянный интерес к инструментам типа Mellotron, не очень ясна и вполне может быть объектом долгосрочных психологических исследований. Действительно, практически никто из нас этого инструмента не видел и не увидит, более того, у меня есть серьезные сомнения в существовании хотя бы одного экземпляра на территории нашей страны. Однако интерес к нему существует и, похоже, не ослабевает. Возможно это одно из проявлений вечного поиска "магического устройства", которое уже наконец позволит нам делать хорошую музыку. А может быть неизбежное последствие чтения списка оборудования, применявшегося любимыми исполнителями.

Действительно, список музыкантов, использовавших Mellotron, можно изучать вместо "Краткого курса истории современной музыки". Вот только наиболее известные из них: Barclay James Harvest, Beach Boys, Beatles, Cocteau Twins, Electric Light Orchestra, Brian Eno, Robert Fripp, Jimi Hendrix, Genesis, Jethro Tull, J.-M. Jarre, Billy Joel, Elton John, King Crimson, Led Zeppelin, John Lennon, Manfred Mann, Marillion, Mike Oldfield, Moody Blues, Pink Floyd, Rolling Stones, Tangerine Dream, Vangelis, Rick Wakeman, Wings, Yes.

Клавишный инструмент под названием Mellotron производился в Англии с начала 60-х до середины 80-х годов. Mellotron устроен на основе принципа воспроизведения звуков, предварительно записанных на магнитных лентах. Под каждой клавишей инструмента находится магнитная лента с записанным звуком или партией определенного инструмента или группы инструментов и с высотой тона, соответствующей клавише (для мелодических инструментов). Звук воспроизводится при нажатии клавиши, обычно семь-восемь секунд. При отпускании клавиши лента возвращается на начало. Большинство моделей имеют трехдорожечные ленты шириной 3/8 дюйма, на каждой дорожке записан определенный инструмент, дорожки можно переключать посредством перемещения магнитофонных головок, для чего есть специальные органы управления на передней панели. Можно разместить головки посреди дорожек для смешивания звуков. Некоторые модели также имеют банки из шести звуков на каждой отдельной дорожке. Менять банки можно посредством перемотки лент. Другие модели не имеют банков, но позволяют довольно быстро (в течении примерно двух минут) заменять ленты. Всего за период с 1963 по 1986 год было произведено около 2500 экземпляров разных моделей.

Однако историю про Mellotron необходимо начать с рассказа про другой инструмент, под названием Chamberlin.

Chamberlin
В 1946 году американец Harry Chamberlin решил записать на портативный магнитофон собственную игру на домашнем органе, чтобы показать запись друзьям. По окончании записи его посетила идея: почему бы не сделать клавишный инструмент, способный воспроизводить записи?

Harry Chamberlin

Первое устройство, появившееся в 1948 году, называлось 100 Rhythmate. Оно содержало 14 закольцованных магнитофонных лент шириной четверть дюйма с записанными на них партиями ударных и предназначалось для аккомпанемента игре на органе. Кроме того, инструмент имел систему перемотки лент. Устройству способствовал локальный успех (в 1948–1949 гг. в гараже позади дома изобретателя им было сделано около 10 экземпляров) и в 1951 году Harry Chamberlin начал производство модели 200 Rhythmate. Первые 10 экземпляров были сделаны все в том же гараже, затем Harry открыл мастерскую, в которой до 1959 года произвел около 100 инструментов.

Следующими инструментами стали модели 300/350 Rhythmate с дистанционным управлением (1960) и 600/660 Music Master с корпусом в стиле органа (1962), основной отличительной чертой которых от предыдущих моделей было наличие мелодических звуков. Кроме того, эти инструменты использовали трехдорожечные ленты шириной 3/8 дюйма и имели две клавиатуры по 35 клавиш каждая, диапазон от G до F. Harry считал, что этого диапазона достаточно, чтобы представить наиболее используемый регистр большинства мелодических инструментов и в то же время оставить в корпусе достаточно места для второй 35-нотной клавиатуры с партиями ударных и специальными эффектами. Это были очень успешные модели (до 1969 года было произведено по 200 экземпляров каждой), и Harry Chamberlin открыл новую мастерскую.

Через некоторое время Harry нанял человека по имени Bill Fransen в качестве агента по продажам. Объем продаж возрос, причем настолько, что Harry Chamberlin не справлялся с заказами. Кроме того, его инструмент был очень ненадежен (система переключения дорожек вызывала повреждения лент), а воспроизводящие головки не были согласованы, что приводило к нестабильности звучания.

Через девять месяцев Bill Fransen, прихватив два инструмента модели 600 Music Masters, отправился в Англию с целью найти кого-нибудь, кто сможет улучшить конструкцию и обеспечить массовый выпуск инструмента. Там Bill обратился к Leslie Bradley из фирмы Bradmatic Ltd.

Братья Leslie, Frank и Norman Bradley после школы работали на фирме своего отца. Фирма производила различную продукцию, в том числе инструменты для производства самолетов Spitfire и Lancaster во время Второй Мировой войны. После войны братья Bradley организовали собственную фирму, Bradmatic Ltd, и продолжили работу в качестве инженеров электромехаников. К ним и обратился Bill Fransen с заявкой на 70 подобранных магнитофонных головок.

Братья Bradley

Les проконсультировался с братьями и ответил, что они смогут выполнить заказ. Братья Bradley полюбопытствовали, для чего понадобился столь странная конструкция, и Bill Fransen продемонстрировал им инструмент. Chamberlin, похожий на "буфет с клавишами", имел много недостатков, но братьям Bradley понравилась концепция. Bill Fransen предложил им улучшить конструкцию, чтобы инструмент было легче производить в больших количествах. В результате получился новый инструмент, названный ими Mellotron Mark I (слово Mellotron произошло из сочетания двух переделанных слов: MELOdy и elecTRONics). Одним из основных отличий нового инструмента было то, что он использовал не закольцованные ленты, как Chamberlin, а отрезки ленты, которые перематывались к началу при отпускании клавиши. Хотя звук при этом не мог длиться долго (не больше восьми секунд), зато у записанного инструмента при каждом нажатии клавиши воспроизводилась правильная атака и ритмические партии начинались с сильной доли. Кроме того, была добавлена внутренняя рама и улучшена система переключения дорожек.

Следует уточнить, что братья Bradley считали тогда, что автором идеи инструмента является Bill Fransen и не предполагали, что нарушают чьи-либо авторские права. Выяснилось же это примерно через год. В конечном итоге, в 1966 году Harry Chamberlin согласился продать право на использование технологии братьям Bradley за 30000$. Впрочем, его собственные разработки на этом не закончились и вылились в серию Chamberlin M, появившуюся в 1970 году. Между Harry и Bradley происходил даже обмен записанными лентами для их инструментов.

К концу 1962 года братья Bradley совместно с некоторыми известными людьми в тогдашнем шоу-бизнесе (их поддержали руководитель оркестра Eric Robinson и фокусник David Nixon) сформировали компанию Mellotronics для осуществления продаж инструмента. Братья же открыли завод в городе Streetly, где производили Mellotron и ленты для него, и переименовали свое производственное предприятие в Streetly Electronics.

Mellotron Mark I
Mellotron Mark I производился с 1963 по 1964 годы, всего было произведено около 60 экземпляров. Первоначальная цена около 1500$, сейчас может стоить от 3000$ до 6000$. Инструмент имеет две 35-нотных (G-F) клавиатуры одна рядом с другой, левая клавиатура предназначена для воспроизведения ритмических и аккомпанирующих партий, правая — для мелодических звуков. На каждой ленте шириной 3/8 дюйма имеются шесть банков по три звука (дорожки). Смена банков занимает около 20 секунд, переключение дорожек практически моментальное. Среди мелодических звуков есть скрипки, флейты, духовые медной группы, мандолины, испанская гитара (использовалась Beatles в песне "Bungalow Bill"). Инструмент содержит ламповый предусилитель, транзисторный оконечный усилитель, пружинный ревербератор, вольтметр для питания, два 12" динамика по 15 Вт каждый. Есть регулятор громкости и два выхода (для левой и правой клавиатур). Корпус деревянный, вес около 140 кг.

Поскольку Mark I был создан на основе Chamberlin Musicmaster, то он сохранил некоторые недостатки оригинала. На первых экземплярах, если нажать клавиши во время переключения дорожек, то можно повредить ленты. Несколько позднее была сделана система блокировки, не позволяющая нажимать клавиши при переключении дорожек.

Практически все экземпляры Mark I были преобразованы в Mark II во время сервисного обслуживания.

Mellotron Mark II
В 1964 году на смену первоначальной модели пришел Mark II. Эта модель выпускалась с 1964 по 1968 год, всего было сделано примерно 250-300 экземпляров, из них пять черного цвета и один с инверсной раскраской клавиш. Первоначальная цена около 1400$, сейчас от 3000$ до 6000$. Внешне инструмент очень похож на Mark I, небольшие изменения произошли в транспортном механизме и электронике.

Mellotron Mark II

В модели Mellotron Mark I использовались ленты, которые записал еще Harry Chamberlin, для Mark II было решено переписать их заново, что было весьма непросто. Для ритмического аккомпанемента было необходимо сделать 35 записей, согласованных по строю, темпу и начинавшихся в одно время. На каждой ленте шириной 3/8 дюйма должно было быть три таких записи. Плюс выбор из шести банков. А также учтите, что это был 1963 год: никакого цифрового редактирования или синхронизации магнитофонов. Три месяца заняла запись ритмов и брейков для инструментов серии Mk II. Затем пришлось переписывать и сольную часть, поскольку сделанные Harry записи не строили с новым аккомпанементом. Но когда это было сделано, дела начали развиваться совсем неплохо.

Mellotron Mark II применяли Beatles, Tony Banks, Genesis, King Crimson, Yes.

FX Console
С 1966 по 1967 год было произведено также около 60 вариантов модели Mark II под названием FX Console. Они предназначались для производства специальных эффектов в телевизионных и радиопостановках, были сделаны по заказу BBC (в смысле Би-Би-Си) и содержали по 1260 эффектов из библиотеки этой компании. Изначальная цена около 2300$, сейчас 3000-6000$.

По сравнению с Mark II в FX Console было улучшено отношение сигнал/шум (для соответствия требованиям BBC), заменен транспортный механизм, убрана усилительная система (заменена небольшим монофоническим мониторным усилителем с динамиком 8" и разъемом для наушников) и вместо механического использован электромагнитный способ переключения дорожек. Органы управления расположены по всей передней панели, а не сосредоточены в центре, как у Mark II. Кроме того, инструменты были выкрашены в серый цвет, принятый на BBC в то время.

С годами в некоторые из этих моделей установили ленты с музыкальными звуками. Таким является инструмент, находившийся в студии Abbey Road, позднее его владельцем стал Paul McCartney.

Профессиональное применение
Хотя Mellotron был создан для домашнего музицирования, некоторые рок-группы, в частности Beatles, Rolling Stones и Kinks, способствовали популярности инструмента среди профессиональных музыкантов. На работу в фирму Streetly был принят молодой парень по имени Mike Pinder, в чьи обязанности входила проверка, в том числе исполнительская, собранных инструментов перед отправкой покупателям. Ему очень понравился звук и Michael решил, что Mellotron будет неплохим дополнением к его новой группе Moody Blues. Leslie Bradley помог ему приобрести подержанный Mark II, и группа использовала его для записи своего первого хита "Love and Beauty". Вскоре Beatles записали "Strawberry Fields Forever", и Mellotron понемногу начал становиться звуковой приметой популярной музыки того времени.

Почему Mellotron был более популярен, чем Chamberlin? Во-первых, производство у Bradley было лучше отлажено и стандартизовано, так что пока Chamberlin делал один инструмент, Bradley делали дюжину. Во-вторых, это было время расцвета британских групп, а они использовали британские инструменты.

M 300
Bradley Brothers продолжали совершенствовать оригинальную конструкцию: им было ясно, что необходимо улучшить надежность, портативность и предоставить возможность выбора большего числа звуков. После многочисленных заявок на более портативный инструмент была разработана модель M 300, около 60 экземпляров которой было произведено с 1968 по 1970 год. Изначальная цена около 1500$, сейчас 2200-5200$. У этой модели была одна 52-нотная (A-C) клавиатура, шесть банков звуков на двухдорожечных лентах шириной четверть дюйма. Механический селектор дорожек с Mark II был заменен на систему на соленоидах. Удален регулятор строя, что не позволяло подстраивать инструмент для соответствия другим. Использовался пружинный ревербератор производства Hammond. M 300 меньше и легче (около 100 кг), чем Mark II, и в отличии от Mark II у этой модели нет встроенного усилителя. Дополнительно можно было приобрести LSA — двухполосный усилитель с акустической системой.

Библиотека звуков для этого инструмента была полностью переделана, среди новых записей были пианино, клавесин, челеста, кларнет, тромбон и несколько электронных органов.

Это не самая известная модель, хотя инструмент использовали Gentle Giant, Moody Blues и Barclay James Harvest.

Истории о часто ломающихся инструментах Mellotron связаны, в основном, с моделью M 300, поскольку при смене банков на ней нередко повреждались ленты. Вскоре на смену ей пришла модель M 400.

M 400/400 SM
Производители быстро осознали, что модель M 300 была все еще недостаточно портативна и число возможных звуков не слишком разнообразно. Тогда братья Bradley отказались от банков, вернули трехдорожечные ленты шириной 3/8 дюйма, создали систему сменных кассет с лентами, а также расширили библиотеку Mk II шестнадцатью новыми звуками. Первым инструментом, использовавшим подобную систему, была самая известная и успешная модель M 400. В 70-х не было концерта прогрессивного рока без этого инструмента на сцене (обычно единственного клавишного инструмента белого цвета). M 400 выпускался с 1970 по 1980 год, всего было продано около 1800 экземпляров. Изначальная цена 1200$ с одной кассетой лент по выбору, дополнительные кассеты стоили 300$. Сейчас M 400 продается по цене от 1100$ до 3700$, кассета 60-270$, ленты 50-270$.

M 400 и Minimoog

Инструмент имеет одну 35-нотную (G-F) клавиатуру. M 400 получился намного проще, надежней и легче (55 кг), чем M 300, поскольку на ленте был только один банк звуков, в предусилителе использовались транзисторы, а не лампы, не было оконечного усилителя и динамиков. Использование кассет позволяло довольно легко и быстро (в течении нескольких минут) менять звуки. Выбор звуков также был неплох, во всяком случае лучше, чем на Mark II: скрипки (от сольных до оркестровых), альт, виолончель, флейта, кларнет, гобой, фагот, тромбон, французский рожок, тенор-саксофон, группы тромбонов/труб, группы саксофонов, церковный орган, клавинет, Rhodes, виброфон, маримба, Minimoog, VCS3, электрическая и акустическая гитары, мандолина, большой и малых хоры, перкуссионные и специальные эффекты. Можно было также направить собственные записи на фирму Mellotronics, и они перезаписывали их на ленты, которые можно было устанавливать в M 400.

Эту модель использовали Genesis, Tangerine Dream, Gentle Giant, Patrick Moraz, OMD, Rick Wakeman. Был сделан также один левосторонний экземпляр с органами управления справа, который заказал Paul McCartney.

Примерно 100 экземпляров были собраны из готовых компонентов фирмой EMI. Они отличаются внешним видом, и считается, что у них хуже качество.

M 400, также, как и все предыдущие модели Mellotron, имеет одну проблему: при воспроизведении нескольких нот (шести или семи) происходит замедление скорости воспроизведение и, следовательно, понижение строя. В 1976 году была представлена модель M 400 SM с улучшенной системой управления скоростью моторов. Кроме того, улучшения коснулись предусилителей и усилителей. M 400 можно модифицировать для соответствия M 400 SM.

M 400 FX
Существовал также вариант M 400 под названием M 400 FX, предназначенный для производства звуковых эффектов. Около десяти экземпляров было сделано с 1970 по 1984 год и около двадцати стандартных M 400 были переделаны в M 400 FX. Первоначальная цена около 3600$, сегодня стоит от 1800$ до 3700$. Содержит 105 эффектов на каждой кассете и поставлялся с дополнительными кассетами, всего 1260 эффектов. Вместо регулятора тона имеет регулятор громкости выхода для наушников.

 
Как устроен Mellotron Как устроен Mellotron
Mellotron является устройством воспроизведения звуков, предварительно записанных на магнитную ленту. Рассмотрим устройство на примере модели M 400, хотя общие принципы одинаковы для всех моделей. По каждой клавишей [1] есть шесть футов (около 180 сантиметров) ленты шириной 3/8 дюйма, закрепленной в передней и задней частях инструмента. Начиная с места закрепления [11] лента [5] проходит через бункер [4], в котором она накапливается во время воспроизведения. Затем лента проходит через ведущий вал [2], магнитную головку [3], через направляющие ролики и через систему роликов с пружиной. В системе роликов лента сначала проходит через первый нижний ролик [6], затем через верхний ролик [10], затем через второй нижний ролик [6] и, наконец, ко второму месту закрепления [12]. Клавиша над лентой имеет резиновый прижимной ролик [9] над ведущим валом [2] и фетровую прокладку [8] над магнитной головкой [3]. При нажатии клавиши фетровая прокладка прижимает ленту к головке, а резиновый прижимной ролик прижимает ленту к ведущему валу, что приводит к перемещению ленты мимо головки с постоянной скоростью 7,5 дюйма в секунду и воспроизведению записанного на ней. При перемещении ленты нижние ролики системы подтягиваются вверх. Когда лента подходит к концу она останавливается и звук прекращается. При отпускании клавиши пружина [7] вытягивает ленту назад и, таким образом, быстро возвращает ее на начало. Блок головок можно перемещать влево или вправо для выбора различных дорожек. Лента движется справа налево.
 
   

Chamberlin M 1
Harry Chamberlin также отказался от идеи банков, то есть перемотки лент для получения новых звуков, и применил восьмидорожечные ленты шириной полдюйма с возможностью стереовоспроизведения, а также систему возврата лент мотором, а не пружиной. Наиболее известным подобным инструментом является модель M 1, которая появилась примерно в то же время, что и Mellotron 400. По сравнению с ним, M 1 был меньше и являлся настольным инструментом. Более 100 экземпляров M 1 было произведено с 1970 по 1981 год. Модель M 1 имела одну 35-нотную клавиатуру, выпускались также модели M 2 с двумя клавиатурами (25-нотная слева от 35-нотной), M 4 с четырьмя клавиатурами, а Riviera Model 800 представляла собой две модели M 2 в одном корпусе, плюс 25-нотная педальная клавиатура. Было произведено лишь два инструмента модели Riviera 800, четыре M 4 и пять M 2.

Chamberlin M 1

Chamberlin M 1 применял Patrick Warren, а также Mitchell Froom при записи Crowded House, Los Lobos и Suzanne Vega.

Mellotron Mark V
С 1975 по 1984 год выпускалась модель Mellotron Mark V, представлявшая собой практически два Mellotron 400 в одном корпусе. Первоначальная цена около 3300$ с двумя кассетами по выбору, сейчас стоит от 3700$ до 6000$. Всего было произведено около 30 экземпляров.

Внешне Mark V похож на Mark II, но черного цвета, органы управления располагаются перед клавиатурами, есть стереовыходы и разъем для наушников, две педали громкости. Инструмент применяли Edgar Froese, Genesis, Roxy Music, Paul McCartney, Patrick Moraz, Rick Wakeman.

Novatron
В 1977 году фирма Mellotronics, ответственная за всемирное распространение Mellotron, стала частью компании Dallas Musical Instruments. Продажи увеличивались, но неудачи других инструментов, также продаваемых компанией D.M.I., привели к ее банкротству, а заодно и закрытию Mellotronics. На фирме Streetly Electronics это практически не отразилось, и братья Bradley продолжали производить инструменты, однако уже не могли называть их Mellotron, поскольку юридически это название принадлежало правопреемникам фирмы Mellotronics. Таким образом, появилось название Novatron. Под этим названием модели Novatron M 400 SM, Novatron T 550 (Novatron 400 SM в жестком кейсе, по всей видимости сделано только три экземпляра) и Novatron Mark V производились вплоть до закрытия (впрочем, как сейчас ясно, временного) Streetly Electronics в 1986 году. Инструментами с названием Novatron пользовались Geoff Downes, ELO, Steve Hackett, Paul McCartney, Patrick Moraz, Moody Blues, Paul Weller.

Novatron 400 SM

Mellotron 4-Track
Права на название Mellotron после закрытия Mellotronics получила американская фирма по сервисному обслуживанию Mellotron в США под названием Mellotron Sound Sales Inc. С 1980 по 1983 год она выпускала инструмент Mellotron 4-Track — четырехдорожечный Mellotron на лентах шириной четверть дюйма. Внешне он напоминает Mellotron 400, но алюминиевый штампованный корпус делает его похожим на стиральную машину. Инструмент имеет регуляторы тембра и громкости, а также шесть выходов: левый, правый и с каждого из четырех предусилителей. Изначальная цена 4000$, сейчас стоит от 3000$ до 6000$. Ленты со звуками были плохо записаны, что не способствовало популярности модели и всего было произведено только четыре экземпляра: два белых, один синий и один красный.

Родственники
Mellotron и Chamberlin вовсе не являются единственными инструментами, использующими принцип воспроизведения предварительно записанных звуков.

С 1993 по 1994 год некто Justin Mayer выпускал инструмент под названием J-Tron, который вобрал лучшие, по его мнению, черты Chamberlin и Mellotron. J-Tron имел 49-нотную клавиатуру, использовал 16-дорожечную ленту шириной полдюйма и мог производить четыре звука одновременно. Кроме того, использовалась модифицированная система перемотки лент с Chamberlin M 1.

Инструмент под названием Birotron использовал восьмидорожечные кассеты, инспирировал же появление этого инструмента Rick Wakeman.

С 1970 года выпускался инструмент под названием Optigan (Optical Organ), который воспроизводил звуки, записанные оптическим способом на целлулоидных дисках размером с грампластинку. Качество звука было недостаточно для профессионального использования, скорее, Optigan был игрушкой для взрослых. Всего производилось пять моделей, в основном отличавшихся отделкой, две самые дорогие имели деревянный корпус и пружинный ревербератор. Стоили они от 150 до 300$, и всего было сделано около 500 экземпляров. Optigan производился в течении пары лет фирмой Mattel, затем технология была продана органной фирме Miner Company, которая производили его под названием Opsonar. Позже технология была куплена фирмой Vako, которая производила на ее основе инструмент под названием Orchestron.

Настоящее и будущее
Не так давно фирма Mellotron Archives выкупила коллекцию лент у Bradley Brothers и Mellotronics и выпустила эти звуки на CD-ROM в формате популярных семплеров. Появление семплеров, казалось бы, завершило эпоху Mellotron. Однако в последние годы наблюдается неожиданное возрождение интереса к этому инструменту. Некоторые современные музыканты используют Mellotron, например, Oasis, Radiohead, Julian Cope и Node. Цены на инструмент поднялись и составляют от 1000$ за экземпляр в плохом состоянии до 4500$ за профессионально восстановленный вновь начавшей свою деятельность фирмой Streetly Electronics. Среди недавних клиентов этой фирмы, пожелавших восстановить свои инструменты, значатся Robert Fripp, Paul McCartney и Julian Cope. Фирму, кстати, возродил John Bradley, сын Leslie Bradley.

  Оценка статьи
Посещений: 16884 | Проголосовавших: 70 | Средняя оценка: 4.2

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА